Общая характеристика средневековой культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 17:03, контрольная работа

Описание

V век принято считать началом новой эпохи — феодальной формации, названной в истории средними веками и охватывающей по времени более тысячелетия, с V до середины XVII в., от падения Западной Римской империи до начала революций в Англии и Нидерландах.

Работа состоит из  1 файл

ФГОУ ВПО Уральская Академия Государственной Службы.doc

— 100.50 Кб (Скачать документ)

 Человек это субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Смысл жизни человека раскрывается в многообразных видах деятельности: в труде, воспитании, семейной жизни, увлечении литературой и искусством, в активной общественной деятельности и т. д. При этом труд и производство — не самоцель, а необходимая предпосылка создания объективных условий для того, чтобы каждый человек имел реальную возможность свободно развиваться как творческая личность.

Романский и готический стили  в художественной культуре средних  веков.

 XI—XII вв. в истории средневековой культуры называют периодом романики, т.к. главным художественным стилем того времени был Романский стиль.

 XI—XII века время расцвета монументального искусства, как живописи, так и скульптуры. Росписи покрывают стены и своды храмов, а скульптура декорирует не только интерьер, но и наружные поверхности. Монументально-декоративная живопись представлена храмовыми росписями сдержанного колорита, где основную нагрузку несут линия, контур, силуэт. А также складывается техника витража, но уровень ее еще низок: это малофигурные, примитивно выполненные композиции. Скульптуры украшали в основном западный фасад, но особенно капители колон: растительным или геометрическим резным узором, изображением чудищ-животных или фигурок людей. Скульптурные изображения ярко раскрашивались.

 Декор церквей призван возбудить у молящихся преклонение перед могуществом Бога, церкви и, вместе с тем, осознать свою бренность и ничтожность. Но также на стены богослужебных зданий проникает много не религиозных мотивов: сюжетов из древней и средневековой истории, басен, изображений реальных людей и фантастических существ. Символический характер, аскетизм образов монументальной живописи и скульптуры, предельная условность всего образного строя средневекового исскуства: утрировка жеста, разномасштабность бесплодных фигур, отсутствие перспективы удивительно сочетаются с народными чертами сказочности, декоративности, острой наблюдательности и яркого юмора.

 В архитектуре  романской эпохи церкви и соборы преимущественно трехнефные, с узкими небольшими окнами в толстых продолговатых стенах с приземистыми колоннами внутри, отделяющими друг от друга главный и боковые нефы. Меняется характер перекрытий: исчезают деревянные строительные фермы, их сменяет каменный свод, сначала полуциркульный, потом крестовый. Характерным элементом экстерьера становятся массивные башни. Вход оформлен порталом, врезанными в толщу стен уменьшенными в перспективе полуциркульными арками. Архитектура романики не знала точного математического расчета. Но толщина стен вызвана не только конструктивными соображениями. Толстые стены, узкие окна, башни — все эти стилевые признаки архитектурных сооружений выполняли одновременно оборонительную функцию. Девиз романского стиля, «Мой дом — моя крепость». Крепостной характер церквей, соборов, монастырей позволял мирному населению укрыться в них во время феодальных междоусобиц. Внутренняя планировка и размеры романского храма отвечали культурным и социальным потребностям.

 По  тому же девизу строились светские архитектурные сооружения, основным типом которых можно считать феодальный замок, в котором доминирующее положение занимал донжон — дом-башня прямоугольной или многогранной формы. Для обеспечения максимальной обороны замки строились на вершине горы, на острове и в других малодоступных местах. Замок был окружен высокими каменными стенами, с башнями, рвом, заполненным водой. Подъемный мост был связующей нитью с внешним миром. 
XII в.— век романского искусства, но в нем уже зарождались решения готической эпохи.

 Расцвет готического искусства приходится на XIII—XV века. Это искусство целиком связанно с городом. Городская жизнь порождает новые типы здания, прежде всего гражданского назначения: биржа, таможня, суд, больницы, рынки и т.д. Складывается облик городского муниципалитета — ратуши. Это двух- или трехэтажное сооружение с галереей в нижнем этаже, с парадными залами, где заседал городской совет и суд где — во втором, с подсобными помещениями — в третьем.  Особое внимание уделялось сторожевой башне ратуши, которая была символом независимости республики, как городской собор был символом благосостояния граждан коммуны.

 Готика  — и кульминация, и отрицание  романского искусства. Она явилась  как бы итогом эволюции искусства средневековья. Особенно это заметно в культовой архитектуре.

 Готический  храм, сохранив ту же базиликальную  форму, что и в романский период, имеет новую конструкцию свода, основой которой является каркасная  система с нервюрами. Соборы характеризуются специфическими стилевыми и конструктивными особенностями, главные из которых: усложнение типа базилики (пять нефов с востока, три - с запада, хоровые обходы, венец капелл), исчезновение изолированности нефов за счет утончения колонны, использование контрфорсов и аркбутанов для усиления опор, использование строительных арок и ферм, большие стрельчатые окна с витражами и круглым окном «розой» над порталом, легкость конструкций. Собор становится символом города, теряющий свои оборонительные функции. Стилевые изменения обоснованы не только функциональными изменениями, но и значительными успехами в развитии строительной техники, основанной на точном расчете и выверенной конструкции. Перенос несущих конструкций наружу позволяет облегчить стены, колонны, увеличить высоту и создать принципиально новый храмовый интерьер, максимально соответствующий идее устремления духа ввысь, к Богу.

 Скульптурный  декор заполняет теперь весь экстерьер, являя собой род проповеди: это сцены из Священного Писания, жития святых. Также наблюдаются нарастание реалистических элементов, портретная индивидуальность, доходящая порой до передачи психологических характеристик. Анатомия фигур становится правильной, лица святых передают человеческие эмоции. Рельеф становился высоким, пластичным, теряет былую линеарность. Появляется трехмерная многообразная по формам пластика. Размещение фигур на фасаде соборов совершалось по четкому сюжетно-тематическому принципу.

 Изменения в архитектуре повлекли изменения  в монументальной живописи. Место  фресок занял витраж, живопись из кусков стекла в свинцовой обводке. По сравнению с романскими, в готических витражах отмечается более глубокий и конденсированный цвет. Расширяется цветовая палитра, исчезают орнаментальные элементы, их сменяют человеческие фигуры, вначале статичные, стоящие, а потом и в самых различных позах. В XI в. целью витража было освещение, в XIII в. его функция меняется: он призван, украшая, поучать.

   Помимо форм живописи в период  готики наступает расцвет книжного  искусства. Искусство книжной миниатюры составляло одно из крупнейших достижений готики; в этом виде живописи прослеживается эволюция от «классического» стиля к реализму. XIII—XV века — это время создания больших скрипториев, уже не монастырских, а городских (романы, басни, христианские истории). В церковную книгу проникает обмирщение, сказавшееся прежде всего на миниатюре.

В чем заключается  символизм средневековой  культуры. Привести примеры.

 Искусство и художественный язык средневековья многозначны и глубоки. Средневековье создало свои формы художественного выражения, соответствовавшие мироощущению той эпохи. Искусство было способом отражения вещей, «незримой» красоты, пребывающей за пределами земного бытия в надприродном мире. Искусство, подобно философии, было одним из путей постижения абсолютной идеи, божественной истины. Отсюда вытекали его символизм, аллегоричность. Сюжеты Ветхого завета, например, толковались как прообразы новозаветных событий. Фрагменты античной мифологии усваивались как аллегорические иносказания. Поэтому о средневековой культуре можно говорить как о культуре символов (символической культуре). Диалектический метод средневековья позволяет рассматривать всякий текст с двух противоположных точек зрения.

 Возьмем, например, пролог к библейским текстам.

 «Во дворце короля и повелителя необходимо иметь три палаты: аудиторию, где вершит он свои дела и каждому воздает по заслугам, и покои, где он отдыхает, и трапезную или залу, в которой он устраивает свои трапезы. Таким образом, король управляет ветрами, и морями, и миром из аудитории, где все создано по воле и желанию его. И сказано об этом так в Писании: «Небо и землю я наполнил». Потому и называется он сиром… Душа праведника да внидет в покои, ибо должна она пребывать там и отдыхать с сынами человеческими. Да пребудет священное писание в трапезной, в которой утоляет он жажду свою и наполняет находящихся с ним, хотя и определяет им содержание скудное. Отчего и написано: «В дом господа мы входим с согласием», — так сказано в священном писании. И потому называется он сиром и отцом наших владений.» («Из истории культуры средних веков и возрождения», стр. 112).

   Первые же слова вводят читателя  в свойственный средневековому  мышлению, тщательно разработанный  мир символов. «Символизм» этого  текста налицо. Итак, перед нами  изображение мира в виде роскошных  королевских чертогов. Его пространство безмерно — оно включает в себя всю землю и небеса, царства и король, правящий в нем, может быть как небесным (богом), так и земным.

 В основе возникновения мира, как это выходит  из пролога, лежит творческий акт: мир  творится волею короля небесного. Мир изображен в виде дворца, вместилища бога, где он решает судьбы мира. Этот дворец разделен на части, каждая из которых имеет особое предназначение. Аудитория, где бог вершит свои дела, — это символ мудрого управления, основанного на установлении справедливых законов, символ власти и силы, где таятся божественные «секреты» мироустройства. Она же — аудитория — место высшего суда, где по заслугам оцениваются деяния христиан. Но оба представления о «функциях» аудитории неотделимы друг от друга.

 Все это вполне определенно проецируется на земной мир, где король — бог. Король олицетворяет идею богочеловека: он и бог и человек одновременно. Король, как и бог, также живет во дворце, имеющем те же палаты: аудиторию, спальню и пиршественный зал. Правда, символика их несколько отлична от символики «божественного» дворца. Первая палата «аудитория, где вершит он свои дела и каждому воздает по заслугам» может быть переведена с несколько иным смыслом: «аудитория, где он определяет обязанности каждому». Не некий общий для всех закон, а личное установление, предполагающее наличие некой иерархии.

 Вторая  палата дворца — покои. Спальня и отдых короля символизировал созерцательную жизнь, моменты наивысшего слияния с божеством. Душа праведного, пребывающая в спальне, означает проникновение в сокровенное, ни каким иным образом недоступное. Созерцательную жизнь считали выше деятельной. Спальня являлась, таким образом, символом отречения от мира, наивысшего проявления духовности. Но понимать символ только таким образом — значит обеднять идеи христианства. Главные идеи христианства связаны с действием в мире, которое осуществлялось через церковь, которую также олицетворяют «покои, где отдыхает господь». Символика «спальни», таким образом, также теряет свою однозначность.

 Церковь, по символике второй палаты, является посредницей между королем и народом. Бог, являющийся повелителем и владельцем земли, представляется феодальным сеньором, увенчанным королевскою короною. Дворец — жилище его, как и любого земного короля — место, где решаются судьбы мира. Таким образом, королевская власть освящена богом, имеет божественное происхождение, а потому несокрушима и неизменна.

 Символика второй палаты имела еще и третий смысл: она означала церемонию в  честь вечери перед Страстями, когда  государи и священники разделяют трапезу с бедными — подданными и бога, и сеньоров. Смысл аллегории сводится к единству, но не равенству, трех сословий общества.

 Третья  палата — трапезная во дворце, в которой король устраивал пиры. Трапезная в символическом ее значении не что иное, как помещение, где происходила Тайная вечеря в ночь перед Страстями. Трапезная в развитом средневековье означала собрание единомышленников, единство всего христианского мира. Король, устраивающий трапезу, это и земной король. На пиру у него собираются только приближенные, равные. Пир — где обсуждались государственные дела, даровались милости, разрешались конфликты. Пир — демонстрация богатства короля или сеньора. Щедрость короля была нормой поведения в то время. На пиру он сам принимал дары и одаривал других. Король и данный им закон поддерживают таким образом полное согласие между сословиями общества, что поддерживается цитатой из Писания «в дом господа мы входим с согласием». Отношение короля к народу сравнивается с отношением отца к сыну. Первый повелевает вторым и является господином.

 Как мы видели, символика этих трех дворцовых  палат чрезвычайно многообразна. Эта многообразность и многозначность не сразу была понятна потомкам. Понадобился труд нескольких поколений ученых, чтобы показать высокую ценность и своеобразие средневековой культуры. Ее «тайный язык» оказался понятным и волнующим для наших современников. 

 Все что волновало человека того времени, так или иначе, находило свое отражение  в символах. И для многих людей  средневековья, особенно «простецов», эти символы были одним из основных источников познания мира. Понадобилось несколько веков, чтобы средневековая Западная Европа обрела сформировавшийся художественный язык и систему образов. 
 

Феномен рыцарства в культуре средних веков.

 Понятие рыцарства, прежде всего, связывалось с определенным образом жизни. Он требовал специальной подготовки, торжественного посвящения и не такой, как у обычных людей, деятельности. Жизнь будущего рыцаря начиналась с долгого и непростого обучения сначала в родительском доме, а затем, с десяти или двенадцати лет, у богатого крестного или могущественного покровителя. Цель начального, семейного и личного образования — научить элементарным навыкам верховой езды, охоты и владения оружием. Следующий этап, более длительный и более сложный, уже представлял собой настоящее профессиональное и эзотерическое посвящение.

Информация о работе Общая характеристика средневековой культуры