Общее и основное в культурах восточных цивилизаций в различных регионах мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 20:12, контрольная работа

Описание

Культура восточных цивилизаций получила название «традиционное общество».

Содержание

Введение 3

1. Характерные черты восточной цивилизации 4

2. Своеобразие культуры Востока 6

3. Модели культуры цивилизаций Древнего Востока 11

4. Особенности культуры восточных цивилизаций 15

Заключение 20

Список литературы 21

Работа состоит из  1 файл

Общее и основное в культурах восточных цивилизаций-кр.docx

— 48.32 Кб (Скачать документ)

Министерство  транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Омский  государственный университет путей  сообщения (ОмГУПС)

Кафедра «История, философия и культурология» 
 
 
 

ОБЩЕЕ И ОСНОВНОЕ В КУЛЬТУРАХ  ВОСТОЧНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ  РАЗЛИЧНЫХ РЕГИОНОВ МИРА 

Контрольная работа

По дисциплине «Культурология» 
 

                           Студент гр.

                                                   Евгений

                                  Руководитель - 
 
 
 
 

Омск 2011 
 

Содержание

Введение 3

  1. Характерные  черты восточной цивилизации 4

  2. Своеобразие культуры Востока 6

  3. Модели культуры цивилизаций Древнего Востока 11

  4. Особенности культуры восточных цивилизаций 15

Заключение 20

Список  литературы 21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

   Культура восточных цивилизаций получила название «традиционное общество». Геополитически Восток связывается с культурами Древней Индии и Китая, Вавилона, Египта, национально - государственными образованиями мусульманского мира. Эти культуры были самобытными и, вместе с тем, характеризовались некоторыми общими чертами: они были ориентированны, прежде всего, на воспроизводство сложившихся социальных структур, стабилизацию устоявшегося образа жизни, господствовавшего на протяжении многих столетий. Традиционные образцы поведения, аккумулирующие опыт предков, рассматривались как высшая ценность.   Виды деятельности, их средства и цели менялись очень медленно, столетиями воспроизводились в качестве устойчивых стереотипов. В духовной сфере господствовали религиозно - мифологические представления, научной рациональности противопоставлялась нравственно -волевая установка на созерцательность, безмятежность, интуитивно - мистическое слияние с бытиём.  В мировоззренческом аспекте в восточных культурах отсутствует разделение мира на мир природы и социума, естественный и сверхъестественный. Автономия, свобода и достоинство человеческой личности чужды духу восточной культуры. В восточных мировоззренческих системах человек абсолютно несвободен, он предопределён либо космическим законом, либо Богом. Отсюда проистекают политические и экономические модели устройств жизни “восточного человека”. Восточным людям чужд дух демократии, гражданского общества.        Цель контрольной работы  - выявление основного в культурах восточных цивилизаций различных регионов мира. При раскрытии темы необходимо решить следующие задачи:

  • охарактеризовать черты восточной цивилизации;
  • определить своеобразие культуры Востока.
  1. Характерные черты восточной цивилизации

   Восточная цивилизация — исторически первый тип цивилизации, сформировавшийся к 3-му тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке: в Древней Индии, Китае, Вавилоне, Древнем Египте. Характерными чертами восточной цивилизации являются:

  • Традиционализм — ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальных структур.
  • Низкая подвижность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизнедеятельности.
  • В мировоззренческом плане представление о полной несвободе человека, предопределение всех действий и поступков, независящими от него силами природы, социума, богов и т. д.
  • Нравственно волевая установка не на познание и преобразование мира, а созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природой, сосредоточенность на внутренней духовной жизни.
  • Личностное начало не развито. Общественная жизнь построена на принципах коллективизма.
  • Политическая организация жизни в восточных цивилизациях происходит в форме деспотий, в которых осуществляется абсолютное преобладание государства над обществом.
  • Экономической основой жизни в восточных цивилизациях является корпоративная и государственная форма собственности, а основным методом управления выступает принуждение.

   Пеструю картину представлял собой Средневековый Восток и в цивилизационном отношении, что также отличало его от Европы. Одни цивилизации на Востоке возникли еще в древности; буддийская и индусская – на полуострове Индостан, даосско-конфуцианская – в Китае. Другие родились в Средние века: мусульманская цивилизация на Ближнем и Среднем Востоке, индо-мусульманская - в Индии, индусская и мусульманская – в странах Юго-Восточной Азии, буддийская – в Японии и Юго-Восточной Азии, конфуцианская – в Японии и Корее.

   Восточная цивилизация характеризуется как традиционные общества, где преобладают такие положения, как осторожное включение в природные процессы и соответствующие способы хозяйственной деятельности, установка на адаптацию индивида к социально-природной среде, воспроизводство образа жизни по опыту предков, коллективистский менталитет, религиозно-мифологические представления в составе мировоззрения1. Данная характеристика и объясняет такие традиции воспитания, как приучение ребенка к строгому самоанализу и умению самостоятельно принимать решения, научить его осознавать интересы других в коллективе, их зависимость от него и свою зависимость от них, воспитание внутренней дисциплины, ответственности за любое поручение в ответ на доверие и др.

   В познании господствовал не логический, а интуитивный метод, что предполагало ненужность строгого понятийного языка. Высшей целью науки  считалась трактовка трудов древних мыслителей, при которой демонстрировались идейная привязанность к классическим авторитетам. На Востоке доминировал художественно-образный стиль мышления с его интуитивностью, эмоциональной окрашенностью. Это придавало большую значимость процедуре интерпретации, а не выработке механизмов обоснования накопленных знаний и опыта.  
 

2. Своеобразие культуры Востока

  Культуры цивилизаций Древнего Востока - наиболее древние из известных нам цивилизаций. С. Н. Крамер выпустил в 1965 году книгу "История начинается в Шумере" - и он был близок к истине. Во многом о культуре древних цивилизаций мы можем судить по письменным источникам, оставленным нам шумерами. Но не меньший материал дают и данные археологии, филологии и другие источники. Исследователей давно привлекает к себе культура Востока вообще, а древнего Востока - особенно. Здесь сложилась своеобразная культура, которая отличается от европейской. В ХХ веке мы привыкли смотреть на Восток "снисходительно", сверху вниз, считая, что это - догоняющий тип культуры, обречённый на отставание от культуры Запада и периодическую модернизацию. Но такое состояние - результат развития за последние 3-4 века - краткий миг в истории. Большую же часть исторического времени культура Востока опережала Запад. Восток - "давал", Европа - "брала". Недаром появилось изречение: "Свет с Востока". По крайней мере, роль восточной культуры сейчас явно возрастает, растёт и интерес к восточной культуре. Таким образом, если на Западе под культурой понимается совокупность и материальных, и духовных продуктов человеческой деятельности, то на Востоке в культуру входят лишь те из продуктов, которые делают мир и человека "украшенными", "утончёнными" внутренне, "эстетически" украшенными2.

   Ю. В. Качановский выделил пять основных черт, в которых проявляется своеобразие исторического развития Востока:

  • более сильная тенденция сохранения общинных структур;
  • важная экономическая роль государства;
  • установление верховной собственности на землю;
  • тенденция развития феодализма без крупного помещичьего хозяйства;
  • централизованная, деспотичная власть.

  В качестве характерных черт "азиатского" общества и его культуры можно назвать:

  • для характеристики производительных сил - уровень, обусловленный их искусственным невозрастанием;
  • в качестве особой системы отношений собственности - система государственно-бюрократических, иерархических отношений;
  • в качестве особых методов присвоения прибавочного продукта - метод эксплуатации знаний, превентивное перераспределение прибавочного продукта в силу обладания знаниями;
  • в качестве нерабовладельческой и, в то же время, не феодальной классовой структуры - специфическое сословно-кастовое, иерархическое членение социума с особым местом в нём колоссальной прослойки чиновничества, инженеров и учёных.

  Несмотря на некоторые общие черты культуры цивилизаций Древнего Востока: ранний переход к бронзе как основному материалу культуры (хотя ещё длительное время сохраняются и каменные орудия труда) и распространение рабовладения, существующего наряду с общинным крестьянством, противоборство государственно-храмового и общинно-частного секторов хозяйства, в этих культурах сохраняются различия, обусловившие три модели цивилизаций.

   Исследования палеоантропологов показывают, что в период каменного века "от африканских саванн до чехословацких холмов и на востоке от самого Китая люди образовали единое гигантское генетическое сообщество... в котором... всё время шел обмен физическими и поведенческими чертами". Таким образом, культура в период палеолита, мезолита была более-менее единой и однородной у всех народов. Но переход к варварству, а затем цивилизации приводит к неравномерности в развитии культур.

   Первые цивилизации возникают  на Востоке: Китай, Индия, Шумер,  Египет. Таким образом, восточная  культура обгоняет западную.  В то же время, обнаруживается  отставание Востока от Запада  во многих областях культуры  в Новое время, заложившее основы  индустриальной культуры. Например, причиной отставания Востока  считается отсутствие здесь своего  Средиземного моря. Вплоть до XV в.  Восток опережал в своём культурном  развитии Европу: некоторые говорят  о "Восточном Возрождении". Например, порох был изобретён  в Китае в IX в. до н. э., механические часы - в VIII в. до  н. э. (то есть на 6 веков раньше, чем в Европе). Бумага изобретена  в 105 г. н. э. (то есть почти  на 1000 лет опередили Европу), печатание  текста с доски - в 9 в. н.  э. (то есть на 600 лет раньше, чем  в Европе), а типографский способ  известен в Китае на 400 лет дольше, чем в Европе. В 130 г. н. э.  китаец Чан Хэн изобрел сейсмограф. Уже в VII в. н. э. строятся арочно-сегментные мосты. На 15 веков раньше в Китае начинается производство железа и открывается железоплавильная технология. В I в. до н. э. китайские астрономы открывают солнечные пятна. Спустя 1700 лет они будут "открыты" Галилеем. Первый фарфоровый завод появился в Китае в 1369 году. Производство фарфора здесь основывалось на высокой степени разделения труда. Китай - родина шёлка, компаса. Именно в Китае изобретается шлюз и строятся крупнейшие каналы. Китайцы изобрели кормовой руль и первыми освоили плавание галсами и т. д. Этого Европа ещё не знала.

   К Возрождению Восток опережал  Запад в культурном развитии. Опережение не объяснить ни  географическими, природными факторами,  ни научными, техническими.   Начинается  развитие духовной культуры. В  Китае мыслители апеллировали  к авторитетам I в.: Сыма Цянь, Сымо Сянжу, Ян Сюн. Образцами служили трактаты: "Ицзин" ("Книга перемен"), "Шицзин" ("Книга песен"), "Шуцзин" ("Книга истории"), сочинения Конфуция. Интересно, что в восточной культуре вершина Возрождения падает на Японию, на период Гэнроку (1688-1704) (рис. 6.8), а не на Китай. В Японии появляется плеяда просветителей, происходит выдвижение на арену "просвещенных монархов": Канси, Юн-чжен, Цян-Лун и др. В китайском памятнике XIV в. "История Сун" времена "Вей" и "Лючао" - с III в. до VII в. - оцениваются как "средние века"3.

   Главное в культуре цивилизации  Древнего Востока - это сохранение  и восстановление - если что-то  нарушено - порядка, организации,  закона. Подданные должны поддерживать  закон - они должны вовремя  вносить налоги, платить подати, выполнять повинности. Придворные, царедворцы также должны знать  закон - ритуал, церемониал, которому  подчинялась придворная жизнь.  Если порядок нарушался, например, не поступали налоги - это воспринималось  как гнев богов, как гибель  культуры. Миропорядок срочно надо  было восстанавливать. Из необходимости  сохранять утверждённый миропорядок  родилась наука: если границы  полей смыло наводнением, их  надо восстановить в той же  форме, в какой они существовали  до разрушения.

   Но и искусство также утверждает  и отражает сложившийся порядок,  космос. В культурах древних царств  искусство выполняет весьма важную  роль: оно является средством  поддержания мироздания, исполнения  закона и порядка. Если на  архаической стадии искусство  соединяло, сводило человека с  другими, то теперь оно ставит  его перед миром богов, позволяет  ему увидеть их жизнь, участвовать  в ритуале поддержания существования  этого мира. Интерес художника  древнего мира вращается исключительно  вокруг жизни богов и фигуры царя. Поэтому в центре древнего рисунка и картины канонического типа всегда стоит фигура священного царя, от неё к периферии волнами расходятся изображения других людей - царицы , приближённых царя, военачальников, писцов, земледельцев, ремесленников, рабов, пленных. Задача, стоящая перед древним живописцем и вообще искусством - поддерживать миропорядок и закон, - способствовала выработке живописного канона: формирование устойчивой неизменной композиции, предпочтение покоя перед движением, ритуальных поз перед обычными, естественными; разномасштабность изображаемых фигур (царь изображался в одном масштабе, самом крупном, а остальные, в соответствии с положением, во всё более мелком); выделение преимущественных направлений обозрения (толпа перед храмом, фронт войск или работ). Последний момент и объясняет, почему многосторонний обход, изображение и видение предметов как бы в разных проекциях сменился другим способом изображения - все виды объединились вокруг главного.

Информация о работе Общее и основное в культурах восточных цивилизаций в различных регионах мира