Общество и культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 18:04, контрольная работа

Описание

Таким образом, культура помогает людям жить в своей природной и социальной среде, сохранять единство общества при взаимодействии с другими обществами, осуществлять производственную деятельность и воспроизводство людей.

Целью данного реферата является анализ культуры и общества, а также их взаимодействия.

Содержание

Введение

1. Определение понятия «культура»

2. Взаимодействие культуры и общества

Заключение

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Культурол. культура и общество..doc

— 194.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ  ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

КАФЕДРА АРХЕОЛОГИИ, ДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНИХ  ВЕКОВ 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Контрольная работа на тему «Общество  и культура»

По дисциплине «Культурология» 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                          Выполнила:

 студентка  3 курса, 991.гр

Голубцова М.А. 

Проверил:

 к.и.н.  Яковлев В.В 
 
 
 
 
 
 

Тюмень, 2011

 

Содержание 

Введение

1. Определение  понятия «культура»

2. Взаимодействие  культуры и общества

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение  

     Вся история человечества - это появление, развитие и разрушение обществ самых  разных видов. Однако у всех обществ можно найти постоянные свойства и признаки, без которых ни одно объединение людей невозможно. Общество в целом и отдельные составляющие его группы обладают специфическими культурами. Актуальность данной темы обусловлена тем, что культура влияет на ход истории человечества, где она взаимодействует с обществом, с социумом.

     Культура  является продуктом творческой и  созидающей деятельности человека. Многие исследователи считают, что культура возникла, прежде всего, под воздействием общественных запросов и потребностей. Общество нуждалось в закреплении и передаче духовных ценностей, которые вне общественных форм жизнедеятельности человека могли бы погибать вместе с автором этих ценностей. Общество, таким образом, процессу созидания ценностей придало устойчивый и преемственный характер. В обществе стало возможным накопление ценностей, культура стала приобретать кумулятивный характер развития. Кроме того, общество создало возможности для публичного создания и использования ценностей, что привело к возможности более быстрого их понимания и апробирования другими членами общества.

     Таким образом, культура помогает людям жить в своей природной и социальной среде, сохранять единство общества при взаимодействии с другими  обществами, осуществлять производственную деятельность и воспроизводство людей.

     Целью данного реферата является анализ культуры и общества, а также их взаимодействия.

 

      1.Определение понятия  культура

     Культура  возникла в результате длительного  исторического развития и существует в обществе, передаваясь от поколения к поколению. Первоначально слово «культура» обозначало процесс очеловечивания природы как среды обитания. Однако постепенно, как и многие другие слова языка, оно изменило свой смысл.

     В современном языке понятие «культура» употребляется в основном в широком и узком значениях. В узком смысле, говоря о культуре, обычно подразумевают те области творческой деятельности которые связаны с искусством. В широком же смысле культурой общества принято называть совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение при помощи определенных знаковых систем (языковых и неязыковых), а также путем обучения и подражания, т.е. культура — это исключительно человеческий, социальный по своему происхождению и назначению механизм. Правомерно сказать, что культура является универсальной формой человеческих коммуникаций, ее функционирование обеспечивает преемственность развития общества, взаимодействие отдельных подсистем, институтов, элементов общества. Возникновение и развитие человеческой личности, существование общества невозможны вне культурного контекста.1 В истории общественной мысли существовали различные, зачастую противоположные точки зрения на культуру. Часть философов называла культуру средством закабаления людей, так немецкий философ Ф.Ницше, провозгласил тезис о том, что человек по своей природе — существо антикультурное, а сама культура — это зло, которое создано для подавления и порабощения человека. Другой точки зрения придерживались те ученые, которые называли культуру средством облагораживания человека, превращения его в цивилизованного члена общества. Этапы развития культуры рассматривались ими как ступени прогрессивного развития человечества.

     В XIX и первой половине XX вв. культуру определяли в основном через отличие результатов человеческой деятельности от чисто природных явлений, то есть давали «определение через отрицание». При таком подходе понятие «культура» практически сливалось с понятием «общество». Поэтому вывести некое законченное, универсальное определение культуры невозможно, поскольку за этим понятием скрыт поистине необъятный мир человеческой деятельности, поисков, страстей и т.д. Десятилетия исследований и дискуссий значительно продвинули понимание сущности культурных явлений, современные культурологи насчитывают уже более пятисот определений. Вообще большинство авторов относят к культуре все виды преобразовательной деятельности человека, а также результаты деятельности - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком. Таким образом, в понятии «культура» заложено некое человеческое, общественное, а не природное, не биологическое начало. Культура есть результат деятельности человека, общества, совокупность всего того, что создано человеком, обществом, а не природой. Поэтому культуру считают важнейшей, существенной характеристикой человека и общества.2

     Однако, несмотря на различные оценки влияния  культуры на жизнь людей, практически  все мыслители признавали, что:

     1) духовная культура играет важную роль в жизни общества, являясь средством аккумуляции, хранения, передачи накопленного человечеством опыта;

     2) культура является особой человеческой  формой бытия, которая имеет  свои пространственно-временные  границы;

     3) культура служит одной из важнейших характеристик жизнедеятельности как отдельной личности, так и конкретного общества в целом.

     Если  проанализировать наиболее распространенные подходы к определению культуры, принятые в современной науке, можно  выделить следующие составляющие: культура - это:

     - опыт общества и составляющих  его социальных групп, накапливаемый  в результате деятельности по  удовлетворению потребностей и  адаптации к окружающей природной  и социальной среде;

     - это не любой опыт, а только  тот, который становится достоянием всей группы или всего общества. Опыт, которым индивид не поделился с членами своей группы, не входит в состав культуры;

     - это опыт, который передается  с помощью языка, а не через  биологические механизмы (генофонд);

     - и наконец, лишь тот опыт  входит в культурный багаж, который не остается в пределах одного поколения, а передается из поколения в поколение.3

     Таким образом, культура - это групповой  опыт общества или группы, который  передается из поколения в поколение  посредством языка.

Культуру  в ее сущностном бытии невозможно понять без ее соотнесенности с обществом, взятом как целостность.

     Долгое  время взаимоотношения между  обществом и культурой строились  так, что общество выступало доминирующей стороной. Характер культуры непосредственно  зависел от общественного строя, который управлял ею. Многие исследователи считают, что культура возникла, прежде всего, под воздействием общественных потребностей. Именно общество создает возможности для использования ценностей культуры, способствует процессам воспроизводства культуры. Вне общественных форм жизни эти особенности в развитии культуры были бы невозможны.

     Понимание общества и его соотношения с  культурой лучше достигается  из системного анализа бытия.  

     2. Взаимодействие культуры  и общества

     Общество  и культура активно взаимодействуют друг с другом. Общество предъявляет к культуре определенные требования, культура в свою очередь влияет на жизнь общества и направление его развития.

     Общество  – это система отношений и способов объективного воздействия на человека. Человеческое общество – это реальная и конкретная среда функционирования и развития культуры.4

     Формы социальной регуляции принимаются  как определенные правила, необходимые  для существования в обществе. Но для того чтобы соответствовать  социальным требованиям, необходимы культурные предпосылки, которые зависят от степени развития культурного мира человека.

     Общество  создает условия для социального  развития человека как личности. Личность несет печать конкретной культуры и  конкретного общества. Кроме того общество создает условия для массового использования ценностей культуры, а следовательно, порождает потребности в тиражировании и репродуцировании артефактов, что, в свою очередь, превращается в процессы воспроизводства культуры. Понятно, что вне общественных форм жизни эти особенности в развитии культуры были бы невозможны. 5 Культура и общество находятся друг с другом в отношении не абстрактного, а конкретного тождества (рис.1), предполагающего не только совпадение, но и различие, которое, однако, не может, рассматриваться как жесткое разделение культурного и общественного. Можно по-разному интерпретировать отношения общества и культуры. Например (по М.Кагану), культура — продукт деятельности общества, а общество — субъект этой деятельности. Или исходным взять представление о культуре как функции общества (по Э.Маркаряну). Но как же понимается «общество» в его самодостаточности как специфический фрагмент бытия, самобытная реальность?  

     

     Рисунок 1 – Культура и общество 

     В разных социально-философских концепциях (от Платона до С.Л.Франка, от К.Маркса до П.Сорокина) общество трактуется неоднозначно. Вместе с тем почти у всех у них есть одна общая идея. Общество — не простое множество людей, не «куча» индивидов, а некоторая целостная система, в которой они объединены совокупностью связей (отношений).

     Взаимодействие  людей и образует общественную жизнь, оно создаёт общество как некоторый  живой организм (органическое целое). Поэтому вряд ли стоит отбрасывать  формулу классического марксизма  о том, что общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых они находятся друг с другом. Таким образом, общество – это объединение людей, имеющее определенные географические границы, общую законодательную систему, и определенную национальную (социально-культурную) идентичность.6

     Многие  большие социальные группы в современном  обществе не могут обеспечить демографического и культурного воспроизводства, и тем более гарантировать  соблюдение определенного нормативного порядка в своей среде. Полноту удовлетворения этих потребностей гарантирует именно общество как целое. Именно общественные отношения (связи) выступают как предпосылка и условие собственно человеческой деятельности. Появляясь на свет, человек (новорожденный) со всем набором унаследованных индивидуальных качеств попадает в социальную среду, от него не зависящую. Он, проходя свой жизненный путь, должен «вписаться» в сеть наличных общественных отношений, социализирования (обрести социальные роли), впитать в себя культурные традиции, и лишь тогда он сможет действовать как субъект культуры.

     Культура есть способ деятельности людей, а общественные отношения плацдарм, основа, поле для этой деятельности. Такое понимание помогает осознать, как именно связаны общество (общественные отношения) и культура (способ деятельности). Общественные отношения — это основания, а культура — обоснованное. Общество создает поле для человеческого действия, его наличный облик обусловливает их границы и в определенной мере задает характер и способы действий.

     Культура  и общество не соотносятся как  часть и целое, сегмент и тотальность. Они взаимопроникают. По сути дела, мы говорим о двух планах рассмотрения жизни людей. Первый — «общество» — это видение жизни человеческой со стороны способов объединения индивидов в целостность, создание модели их единения. Другой — «культура» — это видение жизни человеческой, исходя из того, как именно люди действуют, что созидают и передают от поколения к поколению. Культура, выступая аспектом деяния, обнаруживает себя как непременная сторона всякой деятельности, будучи выражением ее качества, положенной определенностью. 7

     Выясняя вопрос о связи культуры и общества, мы можем ответить еще на два вопроса. Первый из них: что именно определяет, обосновывает способ человеческой деятельности? Выросший в ходе собственной истории конкретный облик наличного общества (личности, «среды», характера социальной структуры, региона, страны, континента, всего человечества). Унаследованная деятельность вкупе с индивидуальной и групповой генетической детерминацией характеризует облик и формы наличной культуры человека.

Информация о работе Общество и культура