Общие черты культуры Ренессанса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 21:01, контрольная работа

Описание

Культура Возрождения в Италии прошла несколько этапов развития. Их границы отмечены столетиями — XIV, XV, XVI вв. (по-итальянски Треченто, Кватроченто, Чинквеченто) и хронологическими рубежами внутри них. Этап раннего гуманизма завершился к началу XV в., выдвинув программу построения новой культуры на базе studia humanitatis — широкого комплекса гуманитарных дисциплин. Кватроченто претворило в жизнь эту программу. Характерным для него стало возникновение многочисленных центров ренессансной культуры — во Флоренции (она лидировала вплоть до начала XVI в.) Милане, Венеции, Риме, Неаполе и небольших государствах — Ферраре, Мантуе, Урбино, Болонье, Римини.

Содержание

Введение 3
1. Общие черты культуры Ренессанса 6
2. Гуманизм — идеология ренессанса 8
3. Титанизм и его «обратная» сторона 12
Заключение 14
Список использованной литературы 17

Работа состоит из  1 файл

культурология РЕНЕССАНС.doc

— 88.00 Кб (Скачать документ)

Бердяев считает, что Реформация, связанная с Возрождением, положила начало такому духовному течению, которое все более и более отходило от античной красоты и античных форм. В этом он видит характерный момент внутренней диалектики гуманизма.

Гуманизм вообще очень сложное, внутренне противоречивое явление, и эта внутренняя противоречивость вполне раскрылась в таком феномене возрожденческой культуры, как титанизм.

 

3. Титанизм и его «обратная»  сторона

Гуманистические представления о всемогуществе  человеческой личности воплотились  в титанизме, демонстрировавшем  беспредельность возможностей человека. Когда говорят о титанах эпохи Возрождения, часто имеют в виду вполне определенные имена, прежде всего Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело. Чтобы понять титанизм как явление, необходимо хотя бы кратко обратиться к жизни и творчеству этих гениев. Деятельность их поистине универсальна, им одинаково доступны и живопись, и архитектура, и литература, и естественные науки. Более того, они успешно могли интегрировать свои знания и открытия, сделанные ими в одних областях творчества, в другие области. Например, Леонардо использовал знания оптики в живописи, изобретя свою знаменитую «дымку», делавшую его полотна более объемными. Возрожденческие художники опирались в мастерстве на знания математики и анатомии. Титаны эпохи Возрождения в научных прозрениях выходили далеко за границы своего времени, могли представить непредставимое — достаточно вспомнить о технических предвидениях Леонардо да Винчи, о теории множественности миров Дж.Бруно или гелеоцентрической системе Н.Коперника.

Но титанизм как явление давал о себе знать не только среди людей великих. Стремление к самовыражению, желание выйти за грани возможного были свойственны многим людям этой эпохи (прежде всего — эпохи итальянского Возрождения). Этот массовый «всплеск» энергии во многом и породил феномен возрожденческой культуры. Однако та же самая титаническая сила имела в эпоху Ренессанса отрицательную, или «обратную», сторону. Ведь самоутверждалась не только личность высокая, творческая, но и личность аморальная. Да и в любом человеке, даже самом великом, наряду с творческими, созидательными силами дремлет разрушительная энергия. Пример — Бенвенуто Челлини. Знаменитый ювелир и скульптор стремился самоутвердиться не только в творческих достижениях, но и в совершенных им преступлениях. В своем дневнике он, желая прославиться в глазах грядущих поколений, приписывал себе страшные поступки, которых на самом деле не совершал.

Стихийное самоутверждение  человека вело к тому, что «светскость» итальянской возрожденческой культуры проявлялась в оргиях, которым  предавались даже священнослужители и монахи. Так, францисканские монахини были изгнаны из города Реджио за грубые и скандальные нарушения общественного порядка. В истории Европы прославились своими преступлениями зловещая отравительница Екатерина Медичи и семейство Борджиа, глава которого — папа Александр VI (1492—1503) соединял честолюбие, корысть и развращенность с блестящими дарованиями и образованностью. Таких примеров можно привести множество. Духовная свобода оборачивалась разгулом страстей, для которых не мог быть барьером закон, соперничество становилось диким и необузданным, допускавшим любые средства борьбы с конкурентами из-за ущемленного тщеславия, для достижения личных и политических целей3.

 Гибельность  такого разгула индивидуализма  ощущали сами деятели эпохи Возрождения. Отсюда трагизм, пронизывающий все творчество Микеланджело, — он характеризует время, в которое живет, как «век преступный и постыдный». Мощной критикой разгула стихийных страстей, обрекающих человека на гибель, становятся и трагедии В.Шекспира. Можно сказать, что итальянское Возрождение раскрепостило огромный внутренний потенциал человека, накопленный на протяжении всего европейского средневековья, но сам человек еще не научился управлять этой раскрепощенной энергией. Северное Возрождение и Реформация, несмотря на всю их неоднозначность и противоречивость, внесли в новую эпоху некоторое регламентирующее начало.

Все достижения и противоречия возрожденческой  эпохи нашли свое выражение в  искусстве.

 

Заключение

Долгие годы в культурологии была распространена точка зрения, что сущность культуры Возрождения образуют раннекапиталистические тенденции, и тогда по своему типу культура Возрождения - буржуазная.

В противовес этому были высказаны прямо противоположные  взгляды: одни видели социальную основу Возрождения в том, что она ремесленно-демократическая, другие - считали её феодально-аристократической. Позднее обнаружилось, что в различных странах ренессансные тенденции опирались во многом на несхожие социальные основы.

Такой разброс мнений свидетельствует о существовании проблемы. В частности, мы можем отметить, что возрожденческие тенденции очень скоро сходят на нет, но буржуазные отношения - расширяются и крепнут. Но с завершением Ренессанса к XVI в. не заканчивается феодализм, он существует в Европе до XVIII в.

Мы можем сделать  вывод, что социальной базой культуры Возрождения была демократическая  среда, сложившаяся в городе, и  состоявшая из представителей феодального  и буржуазного общества - это и  придворные, аристократические круги, и ремесленно-торговая среда, и служилые сословия. А это свидетельствует о переходном, маргинальном (пограничном) состоянии культуры Возрождения, относительно независимом от прошлого, средневекового состояния и ещё не определившейся будущей буржуазной культуры.

Указать на такие черты  культуры Возрождения, как то, что  она - переходная, городская, опирающаяся  на демократические слои, - также  недостаточно, поскольку эти факторы  могли существовать и в прошлом, но Возрождение - уникально.

Своеобразие истории  Европы заключается в том, что в этот период все три центра силы - политической (государство), идеологической (церковь), экономической (феод) - оказались в кризисе. Королевская власть борется с феодалами и церковью, церковь борется с еретиками, феодалы борются с крепостным крестьянством. Каждый из них нуждается в городе, зависит от города, заискивает перед городом. На исторически короткое время город предоставлен сам себе, он получает самостоятельность в распоряжении тем прибавочным продуктом, который получает на новых мануфактурах. Отсюда - свобода от догм, от пут прошлого, реализм и трезвость в расчетах, рационализм решений, стремление к новому, неизведанному, эйфория от успехов сегодня, оптимизм в ожидании будущего.

Другой особенностью культуры Возрождения является изменение тех отношений, которые составляют её сущность. Культура вообще, культура Возрождения в частности - это своеобразное отношение, которое объективируется и опредмечивается, одухотворяется и персонифицируется. Культура Возрождения характеризуется, прежде всего, своеобразием отношений, сложившихся в бюргерской среде.

Возрождение относительно безразлично и к религиозной  культуре, оно охватило страны с  католическим населением, но развивалось  и в странах, где стал утверждаться протестантизм и произошла Реформация: Германии, Швейцарии, Голландии, Англии. Конкуренция, охватившая государство и церковь, мирскую и религиозную системы идеологий позволили сформироваться культуре Возрождения, как относительно независимой от господствующих идеологий. «Обновление» культуры - само выступило лозунгом новой идеологии, не получившей дальнейшей систематизации и развития. Культурная эволюция не смогла преодолеть тенденции к политическим и социальным переворотам. Попытка осуществить «культурную революцию» культурными методами - построить новую культуру - оказалась неудачной, в этом и трагизм Ренессанса, и его уникальность и утопизм.

Обычно, характеризуя культуру Возрождения, выделяют ещё следующие  черты: гуманизм, культ Античности, антропоцентризм, индивидуализм, обращение к земному, плотскому началу, героизация личности. Другие исследователи добавляют ещё ряд характерных признаков: художественный реализм, зарождение науки, увлечение магией, развитие гротеска и т. п.

В то же время ясно, что  перечисление характерных черт, выделение особенностей культуры ещё не позволяют понять культуру Возрождения, как целостного явления. Первым обратил на это внимание Л. М. Баткин. Сам он считал, что для Возрождения характерна диалогичность, встреча двух пластов культурного наследия - античного и средневекового, христианского. Ренессансная культура и реализует их диалог, выступая «третьим типом культуры».

Ни одна культура не представляет собой «чистого» явления, лишённого  включений каких-то иных культур - во времени или пространстве. Любая культура отграничивает, а значит, и объединяет. Поэтому любая культура - диалогична, полифункциональна. Культура Возрождения не составляет здесь исключения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

    1. Античное наследие в культуре Возрождения. М.: Наука, 1984.
    2. Баткин, Л. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности / Л. Баткин. - М.: Наука, 1997. – 430 с.
    3. Баткин, Л.М. Европейский человек наедине с собой / Л.М. Баткин. - М., 2000. – 432 с.
    4. Баткин, Л.М. Итальянское Возрождение: Проблемы и люди / Л. М. Баткин. - М., 1995. – 290 с.
    5. Большаков, В.П., Новицкая, Л.Ф. Особенности культуры в ее историческом развитии: от зарождения до эпохи Возрождения: Учеб. Пособие / В.П. Большаков, Л.Ф. Новицкая. - Великий Новгород, 2000. – 650 с.

 

 

1 Большаков, В.П., Новицкая, Л.Ф. Особенности культуры в ее историческом развитии: от зарождения до эпохи Возрождения: Учеб. Пособие / В.П. Большаков, Л.Ф. Новицкая. -  Великий Новгород, 2000. – 650 с.

2 Баткин, Л. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности / Л. Баткин. -  М.: Наука, 1997. – 430 с.

3 Баткин, Л.М. Итальянское Возрождение: Проблемы и люди / Л. М. Баткин. -  М., 1995. – 290 с.


Информация о работе Общие черты культуры Ренессанса