Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 09:55, реферат
Традиции и обычаи – это отражение сущности нации, показатель того, чем она живет, о чем думает, во что верит. Казахские устои также не являются исключением из этого определения. Они веками складывались из казахского кочевого образа жизни и прошли сквозь время, пространство и все преграды, которые ставило перед ними время, и дошли до наших дней некоторые в своем неизменном, а некоторые и несколько деформированном состоянии
Все люди, независимо
от пола, возраста и социальной принадлежности,
освобождались от повседневных обязанностей
и на равных правах принимали активное
участие в весельях и играх. В это время
снимались всевозможные этические запреты
во взаимоотношениях мужчин и женщин,
даже те, что всегда существовали между
старшим деверем – кайынага – и невесткой
– келен. Ученые считают, что эта веселая
игра ради забавы есть далекий отголосок
свободных встреч и массовых совместных
развлечений в дни возрождения умершей
природы между двумя взаимообручающимися
родами, когда на короткое время снимались
запреты и ограничения во взаимоотношениях
мужчин и женщин. День традиционно заканчивался
представлением, где два акына в стихотворной
форме состязались в песнях. Их состязания
прекращались с заходом солнца, во время,
когда добро побеждает зло. Затем разжигали
костер, и люди с зажженными от него факелами
обходили все окрестности селения, пели
и плясали, тем самым, завершая праздник
весеннего обновления и равноденствия.
Конь в казахской традиции.
Конь в казахской
традиции занимает свое особое почетное
место. Прежде всего, это, безусловно, связано
с тем, что казахский народ всегда был
кочевым и в памяти своей, наверно, всегда
таковым и останется.
В бытовой жизни
кочевников среди четырех разновидностей
домашних животных Конь всегда ценился
выше других и занимал свое особенное,
главное место. «Лев – царь зверей, конь
– царь домашнего скота», «Крылья батыра
– конь», «Неудачливого джигита выручает
удачливый конь»,- так говорят народные
поговорки. Казахи всегда очень ценили
и берегли коней, уважительно называли
их «мудрым животным», «безъязыким человеком»,
«человекоподобным зверем». Такое отношение
к лошади, возвеличивание и почитание
коня, связано с ведущей ролью этого благородного
животного в кочевой жизни и быту казахов.
Есть группа
обычаев и поверий, связанных
с конем, которые тесно переплетаются
с периодами человеческой жизни:
(рождение, детство, отрочество, юность,
взросление, женитьба, смерть и похороны).
Когда мальчику исполняется три года, седлают коня, ребенка начинают обучать верховой езде. Ашамай – это вид седла, сделанный специально для обучения ребенка верховой езде. У ашамая, как и у простого седла, бывают две стороны (передняя и задняя), две боковые стороны, окпан. Вместо стремян используют тепкишек. Тепкишек – небольшая переметная сумка, сшитая из кошмы. Чтобы тепкишек был красивым, его с двух сторон обшивают тканью. Еще одна составная часть ашамая – колтырмаш. Колтырмаш – это тонкая, опорная палка, соединяющая переднюю и заднюю стороны ашамая. В день, когда ребенок садится на коня, собираются все люди аула. К гриве и хвосту коня, к шапке ребенка, одетого в новую одежду с головы до ног, пришивали перья филина.
Казахи очень
ценили филина и считали, что филин
способен оберегать от злых духов
и бесов.
Также есть поверье,
что грива и хвост лошадей оберегают от
злых духов, бесов и опасностей. Существует
традиция к колыбели ребенка привязывать
волосы из гривы и хвоста лошадей. Вырывают
волос из гривы, челки лошади и, завернув
в тряпочку, в виде тумара (талисмана) одевают
на шею ребенка.
Также считали,
что плеть (камча) – оружие всадника,
и она обычно пропитана потом
коня, к такой плети боятся приблизиться
бесы и всякая нечистая сила, и поэтому
камчу вешали у изголовья молодых
женщин. Также верили, что среди
кнутов особой магической силой обладают
желтые латунные плети с рукояткой из
таволги. Тувинцы говорят, что шайтан боится
человека с красной камчой, а казахи считают,
что сатана боится желтой камчи. В понятиях
казахов латунь – символ чистоты. В начале
19 века у изголовья рожениц вешали плетку
известного человека по имени Дильдебай,
жившего в Жетысу, считая, что эта камча
обладает волшебной силой. Во время родовых
схваток женщин били этой плетью по спине.
Дильдебай говорил: «Если даже народ не
будет уважать меня, будет уважать мою
плеть». Такое лечение плетью применяли
не только шаманы и лекари, но даже некоторые
местные доктора.
В осенние и
зимние месяцы, когда табунщики пасут
лошадей под открытым небом, ночуют
в походной юрте, они садятся на
сильного жеребца или верхового коня или,
ведя его на поводу, приходят в какой-нибудь
дом и говорят, что пришли на серне (чтобы
поесть серне). Хозяева дома режут для
них скотину и варят мясо. После того, как
они начнут готовить еду, жеребец или лошадь
табунщиков переходит в распоряжение
того дома или их сына. По традиции, они
имеют право поехать на нем туда, куда
пожелают, пока табунщики не отправятся
к себе. Обычно, в таком случае, сын того
дома, куда пришли табунщики, садится на
«серне ат» - на «коня серне», и гарцует
на нем. После того, как гости наедятся
досыта, остатки мяса кладут в переметные
сумки табунщиков. Перед отправлением
«серне ат» забирают вместе с собой.
Рази-айт, или Праздник разговения.
Этот религиозный
мусульманский праздник отмечается
первого и второго числа месяца шавваль
в честь завершения поста месяца рамадан.
Согласно канонам «Корана», каждый правоверный
мусульманин должен ежегодно в течение
месяца поститься, что рассматривается
как одна из важнейших обязанностей правоверного.
В течение дня запрещается пить, есть,
воскуривать благовония, придаваться
развлечениям и даже полоскать рот водой.
Дневное время должно быть посвящено работе,
молитвам, чтению «Корана» и благочестивым
размышлениям, После захода солнца и до
его восхода разрешается пить и есть. В
первый день месяца шавваль жизнь входит
в нормальное русло и по этому поводу устраивается
праздник. Обряд праздника заключается
в специальной общей молитве, за которой
следует праздничная трапеза и раздача
милостыни беднякам. Казахи в этот праздник
садятся на коня и объезжают с приветствиями
родственников и знакомых, а также проводят
национальные увеселительные мероприятия.
Курбан-айт, или Праздник жертвоприношения.
Этот праздник у мусульман считается главным. Его празднование приходится на 71 день после рази-айт, то есть на десятое число месяца зу-аль-хиджа. Праздник длиться три-четыре дня. Обряд праздника имеет четкую историческую основу. Согласно приданию, одному из предков народов Северной Аравии Ибрахиму однажды во сне явился Аллах, повелевая ему, дабы испытать его веру, тайно подняться в горы и принести в жертву Аллаху своего сына Исмаила. Однако, когда тот поднялся в горы и готов был убить мальчика, Аллах, убедившись в его преданности, послал в качестве искупительной жертвы ягненка. С тех пор в день этот праздника во всем мусульманском мире в жертву приносятся овцы и ягнята. Мясо отдается бедным и частично используется для праздничной трапезы семьи. Обязательным ритуалом праздника является общая молитва в храме, предшествующая жертвоприношению. В день праздника в каждом доме готовится трапеза, все поздравляют друг друга, обязательно организуется такое традиционное состязание как кокпар.