Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 09:15, контрольная работа
Цель этой работы – изучить комплекс мер по сохранению культурного наследия с точки зрения законодательства.
1. Введение………………………………………………………..……………….…2
2. Классификация объектов культурного наследия Российской Федерации………………..…3
3. Оценка современного состояния объектов культурного наследия……..…8
4. Комплекс мер по сохранению объектов культурного наследия………….13
4.1 Государственная политика в сфере охраны культурного наследия…….….13
4.2 «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры» ...…16
5. Заключение……………………………………………………..………………..21
Список источников………..………………………………………………………23
Оглавление
1. Введение……………………………………………………….
2. Классификация
объектов культурного наследия Российской
Федерации…………………………………..………………
3. Оценка современного состояния объектов культурного наследия……..…8
4. Комплекс мер по сохранению объектов культурного наследия………….13
4.1 Государственная политика в сфере охраны культурного наследия…….….13
4.2 «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры» ...…16
5. Заключение……………………………………………………
Список
источников………..………………………………………
Введение
Культурное наследие – духовный, культурный, экономический и социальный капитал невозместимой ценности. Наследие питает современную науку, образование, культуру. Наравне с природными богатствами, это главное основание для национального самоуважения и признания мировым сообществом. Современная цивилизация осознала высочайший потенциал культурного наследия, необходимость его сбережения и эффективного использования как одного из важнейших ресурсов мировой экономики. Утраты культурных ценностей невосполнимы и необратимы.
Актуальность этой темы в том, что физическое состояние более половины, находящихся под охраной государства памятников истории и культуры России продолжает ухудшаться и характеризуется в наше время как неудовлетворительное. Памятники природы, истории и культуры России составляют весомую долю в культурном и природном наследии мира, вносят важнейший вклад в устойчивое развитие нашей страны и человеческой цивилизации в целом, что и предопределяет высочайшую ответственность российского народа и государства за сохранение своего наследия и передачу его последующим поколениям.
В последнее время большое внимание этой проблеме уделяют средства массовой информации, как печатные, так и электронные.
Объектом исследования в данном случае являются памятники истории, культуры и природы России.
Предметом исследования являются современное состояние памятников, законодательство в области сохранения культурного наследия России, а также программы по его сохранению и законы Российской Федерации в этой области.
Цель этой работы – изучить комплекс мер по сохранению культурного наследия с точки зрения законодательства.
Задачи:
1. Рассмотрение степени влияния различных факторов на сохранение памятников истории и культуры.
2. Изучение государственной политики в области охраны культурного наследия России.
3. Изучение инновационных методов охраны культурного наследия России.
Любые потери наследия неизбежно отразятся на всех областях жизни нынешнего и будущих поколений, приведут к духовному оскудению, разрывам исторической памяти, обеднению общества в целом. Они не могут быть компенсированы ни развитием современной культуры, ни созданием новых значительных произведений. Накапливание и сохранение культурных ценностей – основа развития цивилизации.
Классификация объектов культурного наследия Российской Федерации
На территории нашей страны сконцентрировано множество ценных памятников истории и культуры. Многие из этих объектов поистине уникальны и могут быть отнесены к мировым сокровищам культуры. По состоянию на начало 2004 года в Государственном реестре памятников истории и культуры насчитывалось более 80000 объектов наследия. Почти половина из них – объекты федерального значения (в том числе, около более 18 тысяч объектов археологического наследия, отнесенных к этой категории историко-культурного значения статьей 4 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации)", а остальные – регионального значения.
Точное количество объектов
культурного наследия может быть определено
только после регистрации их в установленном
порядке в Едином государственном реестре
объектов культурного наследия (памятников
истории и культуры) народов Российской
Федерации, так как до настоящего времени
объектный и имущественный состав культурного
наследия неуточнен.
По данным Минкультуры
России среди учтенных памятников 34% представляют
ценность с точки зрения архитектуры и
градостроительства, 14% – с точки зрения
истории, 42% – с точки зрения археологии,
1% – с точки зрения искусства и 9% – с точки
зрения нескольких наук одновременно.
В разрезе объектов недвижимости памятники
истории и культуры подразделяются на
здания и строения – 18%, сооружения – 2%,
произведения монументального искусства
– 1%, объекты археологии – 55%, захоронения
– 13%, произведения ландшафтной архитектуры
и садово-паркового искусства – 10%, прочие
– 1%.
Здания и сооружения, относящиеся к объектам культурного наследия, используются: в административных целях – 20%?, в жилых целях – 8%;? в социально-культурных целях – 23%;? в общественно-политических целях? – 2%; в культовых целях – 27%;? в производственных целях – 1%;? в иных целях – 5%, а 5% таких объектов не используется вовсе.
На территории России находятся 21 объектов, состоящих в списке Всемирного культурного и природного наследия, сформированного под эгидой ЮНЕСКО. В настоящее время в список Всемирного наследия включено всего 754 объекта, из которых 582 относится к объектам культурного наследия, 149 – природного наследия и 23 смешанного наследия. Из российских объектов 13 включено в данный список именно как объекты культурного наследия. Среди них: Московский Кремль и Красная площадь, Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников, Погост Кижи (Республика Карелия), Исторические памятники Новгорода и окрестностей, Историко-культурный комплекс Соловецких островов (Архангельская область), Белокаменные памятники Владимиро-Суздальской земли и церковь Бориса и Глеба в Кидекше (Владимирская область), Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры в городе Сергиев Посад (Московская область), Церковь Вознесения в Коломенском (Москва), Историко-архитектурный комплекс Казанского Кремля (Республика Татарстан), Ансамбль Ферапонтова монастыря (Вологодская область), Цитадель, старый город и крепостные сооружения Дербента (Республика Дагестан), Историко-архитектурный ансамбль Новодевичьего монастыря (Москва), а также Куршская коса (совместный российско-литовский объект, Калининградская область).
Наряду с недвижимыми
памятниками важную роль в формировании
культурного потенциала России играют
культурные ценности, хранящиеся в
фондах музеев. В России сегодня
насчитывается более 1500 государственных
и муниципальных музеев, в которых
хранится около 80 млн. экспонатов. Около
40% музеев включают в свою экспозицию недвижимые
памятники истории и культуры, неотделимые
от них.
В последние годы мировое сообщество придает
особое внимание охране нематериальной
культуры. Под эгидой ЮНЕСКО введена новая
номинация памятников нематериальной
культуры. Это, прежде всего, разнообразные
проявления народной традиционной культуры
– народные художественные промыслы,
фольклор, бытовые традиции, ритуалы и
т.д. Из российских объектов в список особо
ценных видов нематериального наследия
включены устное народное творчество
и культурные традиции старообрядцев
Забайкалья. Это пока единственный объект
подобного рода от нашей страны. Однако,
Российская Федерация имеет большие возможности
представительства в этой номинации в
связи с сохранностью многих промыслов
и производств, фольклорных традиций,
других проявлений живой традиционной
культуры в различных регионах страны.
Особую роль с точки
зрения сохранения культурного наследия
играют исторические поселения. Список
исторических поселений был утвержден
в 1990 г. постановлением коллегии Министерства
культуры РСФСР, коллегии Госстроя РСФСР
и президиума Центрального Совета Всероссийского
общества охраны памятников природы и
культуры (ВООПиК). В Российской Федерации
к историческим относятся 539 поселений,
разделенных на 4 категории, сообразно
ценности архитектурно-
Своеобразие облика исторических городов
определяется наличием в каждом из них
таких характерных черт, как выразительность
общего силуэта и панорамы города, необычная
топография, особая живописность городских
улиц и ландшафта, самобытность памятников
древнего зодчества, местные художественные
и строительные традиции. Утрата значительной
части исторических градоформирующих
доминант и вторжение резко диссонирующих
объектов в историческую городскую среду
является сложной проблемой многих исторических
городов.
Одной из важнейших проблем
сохранения комплекса культурного
и природного наследия исторических
поселений является неопределенность
самого статуса «исторический город»
в нашей стране. В настоящий момент согласно
действующему законодательству Российской
Федерации данный статус не дает никаких
особых прав и не налагает специфических
обязанностей по сравнению с другими административно-
Очень важно подчеркнуть, что в России поставлены на государственную охрану не только памятники истории и культуры, но особо ценные территории, где сохраняется весь культурно-исторический и природный комплекс наследия, уникальные культурные и природные ландшафты. В настоящее время в России существуют более 120 музеев-заповедников и музеев-усадеб. Они организованы на базе достопримечательных мест, связанных с историческими поселениями, историческими событиями, жизнью выдающихся личностей. Большая их часть сконцентрирована на территории Европейской части России.
В России создано 35 национальных
парков, во многих из которых сохраняется
не только природное наследие, но и
уникальные историко-культурные объекты.
Это, прежде всего, такие национальные
парки как «Кенозерский» (Архангельская
область), «Русский Север» (Вологодская
область), «Плещеево озеро» (Ярославская
область), «Валдайский» (Новгородская
область), «Мещерский» (Рязанская область),
«Угра» (Калужская область), «Сочинский»
(Краснодарский край), «Самарская Лука»
(Самарская область), «Прибайкальский»
(Иркутская область), которые в последнее
время ежегодно посещает почти миллион
человек. В отличие от музеев под открытым
небом в национальных парках сохраняются
не только отдельные памятники, а вся историко-культурная
и природная среда. Так, например, национальный
парк «Кенозерский» – это не только заповедные
леса и красивейшие озера, но и место, где
сохранились деревянные церкви и часовни,
священные рощи, обетные кресты, деревни
с живой традиционной культурой.
Благодаря институту музеев-заповедников
и национальных парков удается сохранить
объекты культурного и природного наследия,
как целостные историко-культурные и природные
комплексы, историческую застройку старинных
городов, исторический ландшафт достопримечательного
места, духовные святыни и этнографическую
специфику национальных территорий.
Вместе с тем, к настоящему времени в 43 субъектах Российской Федерации вообще отсутствуют музеи-заповедники и музеи-усадьбы, в 67 субъектах нет национальных парков.
Таким образом, Россия обладает большим количеством памятников истории и культуры, некоторые из которых считаются объектами Всемирного культурного и природного наследия, однако, не все они находятся в хорошем состоянии. В следующей главе будет рассмотрено современное состояние объектов культурного наследия.
Оценка современного состояния объектов культурного наследия
К сожалению, к настоящему времени значительная часть памятников отечественной истории и культуры уничтожена, находится под угрозой уничтожения или резко снизила свою ценность в результате прямого или косвенного воздействия хозяйственной деятельности, а также из-за недостаточной охраны от разрушительных воздействий природных процессов.
Острота этой ситуации во многом
обусловлена резко снизившимся
в последнее десятилетие
Состояние большинства исторических поселений специалисты также оценивают как близкое к критическому. В последние годы необоснованный и во многих случаях незаконный снос исторической застройки и новое строительство на исторических территориях не только не сократились, но приобрели поистине массовый характер. В Уфе только за период 1999-2004 годы было снесено 50 исторических зданий, в том числе памятники, стоящие на охране государства, а также вновь выявленные памятники, на которые также распространяется действующая система охраны. К сожалению, этот процесс происходит повсеместно. Особенно заметно это проявляется в отношении деревянных строений. Наиболее остро эта проблема стоит в Архангельске, Вологде, Нижнем Новгороде, Казани, Уфе. Также ситуация обстоит и в Ульяновске. Поистине катастрофическое положение в отношении архитектурного наследия сложилось в жемчужине Сибири – Тобольске, где под угрозой разрушения находится практически вся деревянная и каменная застройка так называемого Нижнего города.
Информация о работе Охрана национального культурного наследия в современной России