Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 06:35, контрольная работа
Для начала определимся с исходными понятиями. Коль скоро речь пойдет о типах культур, то в определении нуждается в первую очередь само понятие «культура». Оставив в стороне дискуссии о сложности и неоднозначности этого понятия, остановимся на одном из самых простых его определений: Культура - это совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей, а также сама человеческая способность эти ценности производить и использовать.
Введение
Определение естественного и гуманитарного типов культур
Истоки и предмет спора двух культур
“Науки о природе” и “науки о духе”
Единство и взаимосвязь естественной и гуманитарной культур
Заключение
Список использованной литературы
Гуманитарное знание, со своей стороны, также по мере возможности пользуется достижениями естественнонаучной культуры:рассуждая, допустим, о месте человека в мире, разве можно не принимать во внимание естественнонаучные представления о том, что этот мир собой представляет;
а чего стоило бы гуманитарное знание без современных средств его распространения, которые являются плодами развития естественнонаучных отраслей знания;достижения естествознания важны гуманитариям и в качестве примера, образца строгости, точности и доказательности научного знания;там, где возможно, гуманитарное знание с удовольствием пользуется количественными методами исследования; примеры -- экономические науки, лингвистика, логика и т.д.;гуманитарное знание имеет дело в основном с идеальными объектами (смыслами, целями, значениями и проч.), но идеальное само по себе не существует, оно возможно только на какой-либо материальной основе, поэтому многие особенности социального поведения человека необъяснимы без обращения к такой материальной основе, а это -- сфера компетенции естественнонаучного знания, ведь даже сама склонность человека к гуманитарным или естественным наукам предопределяется, в частности, функциональными различиями правого и левого полушарий его головного мозга!
Д) Любопытно также, что единство обоих рассматриваемых типов культур и наук проявляется не только в стремлении к истине, но и в схожести заблуждений. Так, в целом равновесная, статичная картина мира времен классического естествознания, а точнее, наполненный ею «дух эпохи» заставил даже такого гуманитарного революционера, как Карл Маркс, провозгласить целью исторического развития социально однородное, бесклассовое общество.
Е) Не менее очевидна и корреляция между радикальными поворотами в судьбах естественнонаучной и гуманитарной культур. Так, переход естествознания в начале XX в. от классического к неклассическому этапу своего развития соответствует аналогичной трансформации гуманитарной культуры. Модернизм как отрицание и «преодоление» классики в искусстве, архитектуре, религии, гуманитарных науках не случайно утверждается в своих правах в тот же самый период. Поворот естествознания от описания реальности «как она есть» к ее «реконструкции» в соответствии с целями и возможностями субъекта познания удивительнейшим образом напоминает борьбу авангардизма с реализмом в искусстве, экспансию релятивизма и субъективизма в историю, социологию, философию и т.д.
Ж) Неклассический
этап развития естественных и гуманитарных
наук выявил, между прочим, и относительность
критериев их разграничения. В частности,
выяснилось, что строгое разделение
субъекта и объекта познания невозможно
не только в обществознании, но и
в исследованиях микромира (теоретическое
описание квантового объекта обязательно
включает ссылку на наблюдателя и
средства наблюдения). Под вопросом
оказалось и безразличие
Следовательно, в перечисленных выше аргументах единство естественнонаучной и гуманитарной культур проступает достаточно очевидно. Их строгая демаркация, характерная для XIX -- первой половины XX в., в наши дни все больше ослабевает. Тенденция к преодолению пугающего разрыва двух типов культур формируется объективно, «естественным» ходом развития событий в социокультурной сфере.
Итак, единство
и взаимосвязь
Заключение
Итак, философия и наука довольно сильно взаимосвязаны, у них есть много общего, но есть и существенные различия. Поэтому философию нельзя однозначно причислять к науке, и наоборот, нельзя отрицать ее научность. Философия - отдельная форма познания, имеющая научные основы, проявляющая себя в те моменты и в тех областях научного знания, когда теоретический потенциал в этих областях либо мал, либо вообще отсутствует. Новому, более высокому уровню техники и технологии производства должна соответствовать новая, более высокая ступень развития человеческого общества в целом и самого Человека в его взаимодействии с Природой. Возникает задача целостного, гармонического развития духовных и материальных сил человека.
А путь к ее решению — не в дифференциации, т.е. не в разобщении естественных, технических и гуманитарных знаний, но в их единении, интеграции.
Список использованной литературы:
1.Рузавин г.и Концепция современного естествознания. "ЮНИТИ"
2.Горелов А.а Концепция современного естествознания. "Пресс" 2000г.
3.Дубнищева Д.я КСЕ. "НАУКА" 2006г.
4.Ильин В.и Философия. "НАУКА" 2003г.
5.Найдыш а.м КСЕ. "НАУКА"2000г.
6.Пуанкаре А. О науке. М., 1983.
7.Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.
Информация о работе Определение естественного и гуманитарного типов культур