Определение культуры интеллектуального труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 17:13, контрольная работа

Описание

Культура умственного труда - это система рациональных способов умственной деятельности, которая состоит прежде все¬го из процессов приема, усвоения, переработки и передачи знаний.

Содержание

1. Определение культуры интеллектуального труда……………...……….…...3
2. Основные мыслительные операции……………………………………….…6
Заключение……………………………………………………………..………….8
Список использованной литературы…………………...………………………..9

Работа состоит из  1 файл

КУЛЬТУРА ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОГО ТРУДА.docx

— 28.16 Кб (Скачать документ)

Оглавление

1. Определение культуры  интеллектуального труда……………...……….…...3

2. Основные мыслительные операции……………………………………….…6

Заключение……………………………………………………………..………….8

Список использованной литературы…………………...………………………..9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Определение культуры интеллектуального труда

Культура умственного  труда - это система рациональных способов умственной деятельности, которая состоит прежде всего из процессов приема, усвоения, переработки и передачи знаний. 

Интеллект (от лат. intellectus - познание, понимание, рассудок) в широком смысле - это совокупность всех познавательных способностей человека, начиная от ощущения и восприятия и кончая мышлением и интуицией [2,С.13].

В развернутом процессе мышления в ходе решения сложной задачи, которую нельзя определить однозначным  алгоритмом, можно выделить несколько  основных этапов или фаз. Начало мыслительного  процесса видится в сознании проблемной ситуации. Уже этот этап оказывается не всем под силу тот, кто не привык мыслить, воспринимает окружающий мир как само собой разумеющееся. Чем больше знаний, тем больше проблем видит человек. Необходимо иметь мышление И.Ньютона, чтобы увидеть в падающем на землю яблоке проблему. Проблемная ситуация, как правило, содержит в себе противоречие и не имеет однозначного решения. В структуру проблемной ситуации также входят познавательная потребность, побуждающая человека к деятельности, неизвестное достигаемое знание (т.е. предмет потребности) и интеллектуальные возможности человека. В результате анализа проблемной ситуации формулируется задача. Это означает, что в данных условиях удалось предварительно расчленить известное (данное) и неизвестное (искомое), а также определить требование.

«Задача всегда ставит перед  субъектом цель, сформулированную в  вопросе, которым кончается каждая задача. Этот вопрос сам не заключает  в себе ответа. Цель дана в определенных условиях, и субъект, решающий задачу, прежде всего должен ориентироваться в ее условии, выделить из содержания самое важное, сопоставив входящие в его состав части. Лишь такая работа, служащая ориентировочной основой интеллектуального действия, позволяет создать гипотезу того пути, по которому должно идти решение, иначе говоря, стратегию решения, его общую схему» [3,С.32].

Задача решается различными способами, выбор которых обусловлен ее условиями, типом умственной деятельности субъекта, способом решения (алгоритм, эвристика, правила и т.д.).

Решение сложных эвристических  проблем требует учета и сопоставления  условий и данных, чтобы не возникло логических расхождений с наметившейся стратегией действий. В результате этой работы появляется гипотеза или  несколько гипотез, но возникают  они не всегда последовательно, и  на любом этапе мыслительного  процесса. Длительность жизни гипотезы определяется критичностью ума индивида. Дж.Брунер считал, что существуют следующие способы выдвижения гипотез [5,С.77]:

а) сначала формулируются  все возможные гипотезы, а затем  в ходе проверки отбрасываются ложные;

б) гипотезы выдвигаются  и проверяются последовательно, по одной;

в) в результате бессистемности действий (азарт) ни одна из гипотез  не доводится до конца;

г) гипотезы не формулируются, а идет поиск случайного решения.

Определив стратегию, решающий задачу может обратиться к выделению  частных операций, которые всегда должны оставаться в рамках этой стратегии  и последовательность которых он должен строго соблюдать. Эти операции иногда могут оставаться сравнительно простыми, а иногда приобретают сложный  характер и состоят из целой цепи последовательных звеньев, приводящих к определенному результату; решающий за дачу должен сличить этот результат с исходным условием, и лишь в том случае, если результат соответствует условию, закончить действие, если же такого соответствия нет, начать действие снова, пока нужное согласование результата с исходным условием не будет достигнуто.

С помощью анализа можно  без труда выделить те факторы, которые  включены в процесс решения задач. Они являются основными условиями  полноценной интеллектуальной деятельности, и их исключение приводит к нарушению ее нормального течения. Первым из таких факторов является установление прочного логического отношения между условием и конечным вопросом, сохраняющим доминирующее значение последнего. Без этого условия место избирательной системы операций, подчиненных вопросу, могут занять избирательные ассоциации, выбор из многих возможных альтернативы станет не реальным и интеллектуальная деятельность, потеряв свой смысл, распадается. Вторым фактором, определяющим сохранность интеллектуальной деятельности, является предварительная ориентировка в условиях задачи, предполагающая одновременное (симультанное) обозрение всех составных элементов условия и позволяющая создать общую схему решения задачи. Устранение этого фактора неизбежно приведет к тому, что вся логическая система, включенная в условие задачи, распадается на отдельные фрагменты, и субъект попадает во влияние связей, спонтанно возникающих из этих фрагментов. Третий из этих факторов, условно названный «динамическим», заключается в торможении преждевременных импульсивно возникающих операций, совершенно необходимом для успешного осуществления всей стратегии решения задач. И, наконец, последним фактором является механизм сличения результатов действия с исходным условием. Этот фактор может рассматриваться как разновидность механизма «акцептора действия» [4,С.52].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные мыслительные  операции

Процесс решения задач, несомненно, является моделью, с наибольшей полнотой отражающей структуру интеллектуальной деятельности, и изучение особенностей этого процесса может дать существенные материалы для понимания психологии мышления человеком. В процессе мыслительной деятельности человек познает окружающий мир с помощью особых умственных операций. «Эти операции составляют различные взаимосвязанные, переходящие друг в друга стороны мышления. Основными мыслительными операциями являются анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация и обобщение» [3,С.40].

 Анализ - это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений. В элементарной форме анализ выражается в практическом разложении предметов на составные части. Стол, например, можно расчленить на такие части, как крышка, ножки, ящики, распорки и т.д. Анализ бывает практическим и умственным. Если анализ оторван от других операций, они становится порочным, механистичным.

Синтез - это мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое. Операция синтеза противоположна анализу. В его процессе устанавливается отношение отдельных предметов или явлений как элементов или частей к их сложному целому, предмету или явлению. Синтез не является механическим соединением частей и поэтому не сводится к их сумме. И синтез и анализ занимают важное место в интеллектуальном процессе. Так, при обучении чтению звуков и букв составляют слог, из слогов - слова, из слов - предложения.

Сравнение - это установление сходства или различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками. Практически сравнение наблюдается при прикладывании одного предмета к другому; например, одного карандаша к другому, линейки к парте и т.п. Так происходит процесс сравнения, когда мы измеряем пространство или взвешиваем тяжести. Сравнение бывает односторонним и многосторонним поверхностным и глубоким; неопосредствованным и опосредованным. Основное требование к операции сравнения, чтобы оно проводилось в одном отношении.

Абстракция состоит в  том, что субъект, вычленяя какие-либо свойства, признаки изучаемого объекта, отвлекается от остальных. Так мы можем говорить о зеленом цвете, как о благотворно действующем на зрение человека, не указывая конкретно предметов, имеющих зеленый цвет. Абстрагирование обычно осуществляется в результате анализа. Именно путем абстрагирования были созданы отвлеченные, абстрактные понятия длины, широты, количества, равенства, стоимости и т.д.

Конкретизация предполагает возвращение мысли от общего и  абстрактного к конкретному с целью раскрыть содержание. К конкретизации обращаются в том случае, если высказанная мысль оказывается непонятной другим или необходимо показать проявление общего в единичном. Когда нас просят привести пример, то, по сути дела, просьба заключается в конкретизации предшествующих высказываний.

Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Мыслительная деятельность всегда направлена на получение результата. Человек анализирует предметы с тем, чтобы выявить в них общие закономерности и предсказать их свойства. Простейшие обобщения заключаются в объединении объектов на основе отдельных, случайных признаков. Более сложным является комплексное обобщение, при котором объекты объединены по разным основаниям. Наиболее сложно обобщение, в котором четко выделяются видовые и родовые признаки и объект включается в систему понятий.

 

 

 

 

Заключение

В процессе работы над темой  контрольной работы мной сделаны  следующие основные выводы:

- начало мыслительного  процесса видится в сознании  проблемной ситуации. Уже этот  этап оказывается не всем под силу - тот, кто не привык мыслить, воспринимает окружающий мир как само собой разумеющееся. Чем больше знаний, тем больше проблем видит человек;

- решение сложных эвристических  проблем требует учета и сопоставления  условий и данных, чтобы не  возникло логических расхождений  с наметившейся стратегией действий. В результате этой работы появляется  гипотеза или несколько гипотез,  но возникают они не всегда  последовательно, и на любом  этапе мыслительного процесса;

- в процессе мыслительной деятельности человек познает окружающий мир с помощью особых умственных операций. Эти операции составляют различные взаимосвязанные, переходящие друг в друга стороны мышления. Основными мыслительными операциями являются анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация и обобщение;

- если рассматривать мышление  с точки зрения новизны и  оригинальности решаемых задач,  то можно выделить мышление  творческое (продуктивное) и воспроизводящее  (репродуктивное);

Мыслительная деятельность человека имеет большое значение в его жизни. Мыслительная работа важна и тяжела. Чтобы с ней  справляться, необходимо знать законы развития мышления и особенности их проявления в разные периоды человеческой жизни. Культура интеллектуального труда предполагает, что человек умеет разобраться и осмыслить, что ему дается легко, а что вызывает затруднения и требует работы над собой в плане развития мышления.

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Величковский Б.В., Современная когнитивная психология, - М: Просвещение, 2002
  2. Лейтес Н.С., Возрастные предпосылки умственных способностей, - М: Просвещение, 2001
  3. Линдсей П., Переработка информации у человека, - М: Знание, 2003
  4. Найсссер У. Познание и реальность, - К: Анкил, 2005
  5. Пушкин В.Н., Эвристическая деятельность человека и проблемы современной науки, - М: Гардарики, 2007

 


Информация о работе Определение культуры интеллектуального труда