«Опыты» Мишеля Монтеня

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2011 в 10:35, реферат

Описание

Мишель Монтень родился 28 февраля 1533 г в замке Монтень, в Перигоре – области на юго- западе Франции . По отцовской линии Монтень происходил из богатой купеческой семьи Эйкемов , получившей дворянство в конце 15 века и прибавившей к своей фамилии еще фамилию Монтень, по названию приобретенного прадедом Монтеня (в 1477г.) земельного владения.Отец Монтеня, Пьер Эйкем , был человек незаурядный. Он любил книги, много читал, писал стихи и прозу на латыни.

Работа состоит из  1 файл

монтень.doc

— 95.50 Кб (Скачать документ)

                                             Введение. 

Мишель  Монтень родился 28 февраля 1533 г в  замке Монтень, в Перигоре – области  на юго- западе Франции . По отцовской  линии Монтень происходил из богатой  купеческой семьи Эйкемов , получившей дворянство в  конце 15 века и прибавившей к своей фамилии еще фамилию Монтень, по названию приобретенного прадедом Монтеня (в 1477г.) земельного владения.Отец Монтеня, Пьер Эйкем , был человек незаурядный. Он любил книги, много читал, писал стихи и прозу на латыни. В молодости, во время «итальянских войн», он проделал походы в Италию и , проведя здесь несколько лет, с интересом знакомился с достижениями гуманистической итальянской культуры. Он тщательно заносил свои впечатления в дневник, в котором,по словам Монтеня,отмечал все  достойное внимание в личной жизни и событиях внешнего мира.В бытность в Италии Пьер Эйкем проникся таким уважением к новому гуманистическому просвящению, что решил в его духе дать воспитание своему первенцу Мишелю. По принятому обычаю в богатых французских семьях, мать Монтеня не кормила его сама. Но вместо того чтобы поручить сына кормилице, Пьер Эйкем решил отправить его в бедную крестьянскую семью ( в деревушке Падесю, близ замка Монтень), чтобы приучить к самому простому и бедному образу жизни. Пьер Эйкем преследовал при этом еще другую, весьма важную цель: он хотел ,чтобы его сын «… узнал народ, познакомился с участью простых людей, нуждающихся в нашей поддержке. Когда Мишелю было около двух лет,Пьер Эйкем взял его домой и, желая обучить латинскому языку простейшим образом, отдал на попечение учителя из немцев, не знавшего ни слова по – французски, но зато прекрасно владевшего латынью. К Мишелю приставили еще двух, не менее ученых помощников, которым было наказано отвечать ребенку только по-латыни. Что касается остальных, то тут соблюдалось нерушимое правило, согласно которому все – и отец , и мать, и обученные некоторым латинским фразам слуги – обращались к ребенку не иначе как по латыни. Благодаря этой оригинальной системе обучения маленький Монтень усвоил латинский язык, как родной. « И без вяких ухищрений ,- отмечает Монтень, без книг, без грамматики и каких- либо правил, без розог и слез я постиг латынь, такую же безупречно чистую, как та, которой владел мой наставник , ибо я не знал ничего другого, чтобы портить и искажать ее». Заслуживает внимание также то, что следуя заветам гуманистической педагогики,Пьер  Эйкем ,стараясь приохотить сына к наукам и к исполнению своего долга, очень заботился, чтобы при этом не насиловали волю ребенка, а действовали лишь убеждением и вообще мягкими средствами.

Отказавшись от своей необычной системы воспитания сына Пьер Эйкем отдал шестилетнего Мишеля в колледж Бордо.Колледж  считался лучшим во Франции , мало знаний дал Монтеню. Благодаря своему отличному знанию латыни, Мишель окончил учение раньше обычного срока, окончив таким образом курс наук (так это называется на их языке ).

 Когда Монтеню исполнилось 21 год , Пьер Эйкем  в поисках новых статей дохода,купил  – должность советника при  Счетной палате  в Перигее; но затем, будучи избранным мэром Бордо,он отказался от приобретенной должности в пользу сына .В 1557г. Счетная палата в Перигё  была ликвидирована,и штат ее вошел в состав бордоского  парламента.Таким образом,в двадцать пять лет Монтень стал советником бордовского парламента.Так  образом , двадцати пять лет Монтень стал советником бордовского парламента.В качестве члена магистратуры Монтень добросовестно исполнял свои обязанности. Ему давались иногда важные поручения , при выполнении которых Монтеню пришлось побывать при королевском дворе.Однако судейская среда, в которую попал Монтень,рано  стала тяготить его , как сама служба , которая не соответствовала его склонностям .Разразившиеся в 60-х годах во Франции гражданские войны должны были сделать для Монтеня его службу еще более тягостной. И в 1570г. Через два года после смерти отца ,Монтень отказался от своей должности советника бордоского парламента.Пребывание в бордоском парламенте было отмечено для Монтеня крупнейшим событием в его жизни, как встреча с талантливым гуманистом – публицистом  Этьеном Ла Боэси, который тоже был советником бордоского парламента, очевидно ,около 1558 г.Знакомство перешло в тесную дружбу. Монтень и Ла Боэси стали называть друг друга братьями . Монтень несколько лет спустя воздвигнул памятник этой дружбе, подобная которой, по его словам встречается раз в три века . Дружба с Ла  Боэси оказала огромное влияние на духовное развитие Монтеня, но ей не суждено было долго длиться. В 1563г.Ла Боэси тяжело заболел и через несколько дней умер на 33- году жизни . Ла Боэси оставил Монтеню свое самое ценное достояние –все свои книги и рукописи .Монтень желая увековечить память своего покойного друга изданием его литературного наследства,опубликовал латинские и французские стихотворения.Покинув службу,Монтень поселился в унаследованном от отца замке.Своему уходу от общественных дел Монтень дал следующее объяснение в латинской надписи на сводах его библиотеки : «В год от Р.Х. 1571,на 38 году жизни , в день своего рождения , Мишель Монтень,давно утомленный рабским прибыванием при дворе и общественными обязанностями и находясь в расцвете сил, решил скрыться в объятия муз покровительниц мудрости ;здесь в спокойствии и безопасности ,он решил провести остаток жизни ,большая часть которой уже прошла –и  если судьбе будет угодно ,он достроит это обиталище , это любезное сердцу убежище предков , которое он посвятил свободе , покою  и досугу.Итак ,  Монтень решил, отдать остаток жизни «служению музам».

 13 сентября 1592г.Монтень умер,не достигнув  шестидесяти лет . В молодости Монтенем,по его признанию его признанию владел страх смерти , и мысль о смерти всегда занимала его.Но надвинувшуюся кончину Монтень принял так же мужественно,как и его друг Ла Боэси. До последних своих дней Монтень продолжал работать над «Опытами».После смерти Монтеня его «названная дочь», Мария де Гурне , приехала на родину писателя и взяла на себя заботу о посмертном издании  его «Опытов».  

                                 

новоиспеченный     ПИРРОНИЗМ.

Скептицизм,выразителем  которого явился французкий философ Мишель Монтень. В результате появился особый жанр –жанр «Опытов», или эссе – разорванных , последовательно несвязанных извлечений . Сам Монтень называл свои «Опыты», которые стали литературным новшеством , регистрацией явлений , фантазий ,смены ракурсов мышления  из-за смены обстоятельств  человеческой жизни . Эти регистрации – протоколы не  являются  суждениями , поскольку в них  не ставится  и  не может  ставиться  проблема всеобщего , но на  обозрение  выставляется  «жизнь  обыденная  и лишенная всякого блеска». Если такая философия и говорит о всеобщем , тооб особенном всеобщем , поскольку «у каждого человека есть все , что свойственно  всему роду людскому».Предмет «Опытов» - собственная  жизнь , и в этом  их  уникальность. Мудрость  должна быть найдена в себе самом , поскольку Монтень признавал самодостаточность человеческой жизни , цель которой не вне ее , а в ней самой.Потому способ филосовствования , предложенный Монтенем - это свободный, непредвазятый  взгляд на мир , который представляется как «вечные качели», «схватывающий» моменты их качания. Эти «схваченные» моменты  свидетельствуют не о сущности человека , а о его переживании  самого за себя в разных ситуациях или отражениях опыта других людей .Настоящий результат жизни , полагает Монтень- не произведения инее деяние человека , ажизнь согласно разуму , которая  в себе самой  получает достойный смысл и оправдание . в выработке  этого смысла человек должен  должен опираться исключительно на собственный разум .Следование любой традиции ведет к отказу человека от себя . В этом смысле весьма существенны размышления Монтеня о  религии и вере . Скептицизм  не есть отрицание веры .  Атеизм , пишет он, является  чудовищным  и  тягостным человеческим  предположением .  Не имея возможности (при отказе от суждений )  рационально познать Бога , скептик может опираться только на веру «которая обнимает   и  надежно охраняет высокие тайны нашей религии». Сама же религия исторична : в разное время она принимает форму тех или иных обычаев .

   Значение «Опытов» Монтеня состоит  в абсолютном признании ценности  жизни ,в умении даже  трагические  стороны ее рассматривать как акты присутствия жизни ,поскольку  при акцентировании каждого определенного момента жизни фиксируется тотальность времени. 
 
 

   

     
 
 
 
 

                                   МИШЕЛЬ  МОНТЕНЬ  И ЕГО «ОПЫТЫ» 

«Опыты» Мишеля Монтеня – один из замечательных  памятников французской 

культуры .  «ОПЫТЫ» представляют собой произведение особого рода , не имеющие не чего общего со специальными филосовским трактатом или сочинением на определенную социально – политическую тему. Монтень задумал написать свои «Опыты» как своего рода характеристику , предназначенная их для определенного круга читателей способных заинтересоваться  результатами его самонаблюдения и самоанализа . В предпосланном «Опытам» обращении к читателям Монтень заявляет ,что он писал свою книгу , не ища славы и не  для того , чтобы принести какую- нибудь  пользу читателю , а предназначена для родных и друзей , чтобы после его смерти , которая уже не за горами , они могли по ней восстановить его облик, его характер. «Содержание моей книги- я сам . Монтень стремиться уловить самые незаметные , незримые движения души. Он словно взглянул на них сквозь линзу открытого примерно ко времени «Опытов» микроскопа и увидел целый , до того не известный мир психических переживаний . Он заставлял себя    внезапно просыпаться , чтобы лучше уразуметь , что представляет собой состояние сна. В главе «Об упражнении» , посвященной в  основном описания падения с лошади , Монтень зорко прослеживает полусознательные впечатления впечатления , которые он замечал во время подобного несчастного случая и которые воспринимал как отдалено похожие на состояние переживаемое умирающим . «Мне сдается , отмечает Монтень ,- что это и есть состояние , которое мы наблюдаем у выбившихся из сил и находящихся в агонии людей…» И фиксируя свое внимание на целом ряде непроизвольных , не зависящих от нас действий , Монтень констатирует : «Ведь есть столько движений , которые совершаются без нашего ведома».  Некоторые страницы «Опытов» словно написаны каким – нибудь тонким романистом  XIX или XX в., вооруженными всеми достижениями современной психологии. Например, вот как Монтень говорит о шаткости , крайней субъективности человеческих суждений , их зависимости от  обуревающих нас страстей: «Будучи от природы вялым и нескоропалительным , пишет ,-он ,- я не имею обширного опыта в тех бурных увлечениях , большинство которых внезапно овладевает нашей душой,не давая ей времени опомниться и разобраться.Но та страсть, которая порождается в сердцах молодых людей праздностью и развивается размеренно и не спеша являет собой для тех , кто пытался противостоять её натиску , поучительный пример полного переворота в наших  суждениях коренной перемены в них. Желая  сдержать и покорить страсть … я  когда-то пытался держать себя в узде ; но я чувствовал , как она зарождается ,растет  и шириться , несмотря на моё сопротивление ,и под конец хотя я все видел и понимал , она захватила меня и овладела мною до такой степени, что точно под влиянием опьянения вещи стали представляется

   
 

мне иными , чем обычно , и я ясно видел , как  увеличиваются и вырастают достоинства  существа , к которому устремлялись мои желания ;  я наблюдал ,как раздувал их вихрь моего воображения , как уменьшались и сглаживались мои затруднения в этом деле , как  мой разум и мое сознание отступали на задний план . Но лишь только погасло это любовное пламя ,как в одно мнгновение  душа моя , словно при  вспышке молнии , увидела все в ином свете , пришла в иное состояние и  судить по- иному ; трудности отступлениястали казаться мне огромными, непреодолимыми , ите же вещи приобрели совсем иной вкус , иной вид , чем они имели под влиянием пыла моего желания». Монтень не первый проявил интерес к индивидуальной психологии – многие  занимались ею до него ; но Монтень предал ей совершенно новую направленность . В отличие от своих средневековых предшественников , подчинявших психологические наблюдения религиозно- аскетическим задачам – подготовке совести и исповеди , описанию мистико-

   созерцательных переживаний или  экстатических «воспарений» духа  , Монтень «обмирщил» психологию  и показал , как много она  дает , дает , будучи поставлена на  службу человеку ,  для изучения его душевных движений . В « Опытах» встречается лейтмотив многих дальнейших рассуждений Монтеня . « Изумительно суетное , поистине непостоянное и вечно колеблющееся существо – человек . Нелегко составить себе о нем устойчивое и  единообразное представление».Произведения Монтеня – это отражение его многоликой меняющейся,- мы узнаем путь , каким она шла , узнаем эволюцию , проделанную автором «Опытов».Монтень обращается к греческим скептикам и Лукрецию , через которого воспринимает Эпикура.

Вопрособ  отношении между душой и телом Монтень решает теперь , ссылаясь   на Демокрита и Эпикура ; он доказывает , что  сознание возникает , изменяется и исчезает в зависимости от измений , которым подвергается тело.Мысль о примате тела над душой , защищаемая Монтенем , теперь полимически отточена и острием своим направлена против волюнтаризма стоиков.

   «Достаточно укуса бешеной собаки , говорит- Монтень , - чтобы потрясти  душу до основания и привести  все ее способности в расстройство; от действия этих случайностей ее не может избавить никакая сила разума ,никакие способности ,никакая добродетель, никакая философская решимость или напряжение всех сил . с Слюна паршивой  дворняжки , забрызгав руку Сократа может погубить всю его мудрость , все его великие и глубокомысленные идеи, уничтожить их дотла , не оставив и следа от всего его былого знания». Самый ученый и рафинированный мудрец , констатирует Монтень , также  страдает от боли , как самый заурядный грузчик. Физическая боль не зависит от наших суждений , от воли и сознания людей. «Если,- иронически  замечает Монтень , - у его сотоварища [тела] рези ,ему [духу] кажется ,что они также и у него».Люди не могут отменить всеобщий закон природы , согласно которому все живые существа боятся и избегают боли. И Монтень  приводит доказательство своей мысли следующий  рассказ: Посидоний [ философ- стоик ] , страдавший от тяжелой болезни , которая заставляла его корчиться от боли и скрежетать зубами , желая обмануть свою боль , кричал ей : « Можешь делать со мной все , что тебе угодно но все же я не скажу , что ты- боль .

Информация о работе «Опыты» Мишеля Монтеня