Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2011 в 10:35, реферат
Мишель Монтень родился 28 февраля 1533 г в замке Монтень, в Перигоре – области на юго- западе Франции . По отцовской линии Монтень происходил из богатой купеческой семьи Эйкемов , получившей дворянство в конце 15 века и прибавившей к своей фамилии еще фамилию Монтень, по названию приобретенного прадедом Монтеня (в 1477г.) земельного владения.Отец Монтеня, Пьер Эйкем , был человек незаурядный. Он любил книги, много читал, писал стихи и прозу на латыни.
Мишель Монтень родился 28 февраля 1533 г в замке Монтень, в Перигоре – области на юго- западе Франции . По отцовской линии Монтень происходил из богатой купеческой семьи Эйкемов , получившей дворянство в конце 15 века и прибавившей к своей фамилии еще фамилию Монтень, по названию приобретенного прадедом Монтеня (в 1477г.) земельного владения.Отец Монтеня, Пьер Эйкем , был человек незаурядный. Он любил книги, много читал, писал стихи и прозу на латыни. В молодости, во время «итальянских войн», он проделал походы в Италию и , проведя здесь несколько лет, с интересом знакомился с достижениями гуманистической итальянской культуры. Он тщательно заносил свои впечатления в дневник, в котором,по словам Монтеня,отмечал все достойное внимание в личной жизни и событиях внешнего мира.В бытность в Италии Пьер Эйкем проникся таким уважением к новому гуманистическому просвящению, что решил в его духе дать воспитание своему первенцу Мишелю. По принятому обычаю в богатых французских семьях, мать Монтеня не кормила его сама. Но вместо того чтобы поручить сына кормилице, Пьер Эйкем решил отправить его в бедную крестьянскую семью ( в деревушке Падесю, близ замка Монтень), чтобы приучить к самому простому и бедному образу жизни. Пьер Эйкем преследовал при этом еще другую, весьма важную цель: он хотел ,чтобы его сын «… узнал народ, познакомился с участью простых людей, нуждающихся в нашей поддержке. Когда Мишелю было около двух лет,Пьер Эйкем взял его домой и, желая обучить латинскому языку простейшим образом, отдал на попечение учителя из немцев, не знавшего ни слова по – французски, но зато прекрасно владевшего латынью. К Мишелю приставили еще двух, не менее ученых помощников, которым было наказано отвечать ребенку только по-латыни. Что касается остальных, то тут соблюдалось нерушимое правило, согласно которому все – и отец , и мать, и обученные некоторым латинским фразам слуги – обращались к ребенку не иначе как по латыни. Благодаря этой оригинальной системе обучения маленький Монтень усвоил латинский язык, как родной. « И без вяких ухищрений ,- отмечает Монтень, без книг, без грамматики и каких- либо правил, без розог и слез я постиг латынь, такую же безупречно чистую, как та, которой владел мой наставник , ибо я не знал ничего другого, чтобы портить и искажать ее». Заслуживает внимание также то, что следуя заветам гуманистической педагогики,Пьер Эйкем ,стараясь приохотить сына к наукам и к исполнению своего долга, очень заботился, чтобы при этом не насиловали волю ребенка, а действовали лишь убеждением и вообще мягкими средствами.
Отказавшись
от своей необычной системы
Когда Монтеню исполнилось 21 год , Пьер Эйкем в поисках новых статей дохода,купил – должность советника при Счетной палате в Перигее; но затем, будучи избранным мэром Бордо,он отказался от приобретенной должности в пользу сына .В 1557г. Счетная палата в Перигё была ликвидирована,и штат ее вошел в состав бордоского парламента.Таким образом,в двадцать пять лет Монтень стал советником бордовского парламента.Так образом , двадцати пять лет Монтень стал советником бордовского парламента.В качестве члена магистратуры Монтень добросовестно исполнял свои обязанности. Ему давались иногда важные поручения , при выполнении которых Монтеню пришлось побывать при королевском дворе.Однако судейская среда, в которую попал Монтень,рано стала тяготить его , как сама служба , которая не соответствовала его склонностям .Разразившиеся в 60-х годах во Франции гражданские войны должны были сделать для Монтеня его службу еще более тягостной. И в 1570г. Через два года после смерти отца ,Монтень отказался от своей должности советника бордоского парламента.Пребывание в бордоском парламенте было отмечено для Монтеня крупнейшим событием в его жизни, как встреча с талантливым гуманистом – публицистом Этьеном Ла Боэси, который тоже был советником бордоского парламента, очевидно ,около 1558 г.Знакомство перешло в тесную дружбу. Монтень и Ла Боэси стали называть друг друга братьями . Монтень несколько лет спустя воздвигнул памятник этой дружбе, подобная которой, по его словам встречается раз в три века . Дружба с Ла Боэси оказала огромное влияние на духовное развитие Монтеня, но ей не суждено было долго длиться. В 1563г.Ла Боэси тяжело заболел и через несколько дней умер на 33- году жизни . Ла Боэси оставил Монтеню свое самое ценное достояние –все свои книги и рукописи .Монтень желая увековечить память своего покойного друга изданием его литературного наследства,опубликовал латинские и французские стихотворения.Покинув службу,Монтень поселился в унаследованном от отца замке.Своему уходу от общественных дел Монтень дал следующее объяснение в латинской надписи на сводах его библиотеки : «В год от Р.Х. 1571,на 38 году жизни , в день своего рождения , Мишель Монтень,давно утомленный рабским прибыванием при дворе и общественными обязанностями и находясь в расцвете сил, решил скрыться в объятия муз покровительниц мудрости ;здесь в спокойствии и безопасности ,он решил провести остаток жизни ,большая часть которой уже прошла –и если судьбе будет угодно ,он достроит это обиталище , это любезное сердцу убежище предков , которое он посвятил свободе , покою и досугу.Итак , Монтень решил, отдать остаток жизни «служению музам».
13 сентября
1592г.Монтень умер,не
новоиспеченный ПИРРОНИЗМ.
Скептицизм,выразителем которого явился французкий философ Мишель Монтень. В результате появился особый жанр –жанр «Опытов», или эссе – разорванных , последовательно несвязанных извлечений . Сам Монтень называл свои «Опыты», которые стали литературным новшеством , регистрацией явлений , фантазий ,смены ракурсов мышления из-за смены обстоятельств человеческой жизни . Эти регистрации – протоколы не являются суждениями , поскольку в них не ставится и не может ставиться проблема всеобщего , но на обозрение выставляется «жизнь обыденная и лишенная всякого блеска». Если такая философия и говорит о всеобщем , тооб особенном всеобщем , поскольку «у каждого человека есть все , что свойственно всему роду людскому».Предмет «Опытов» - собственная жизнь , и в этом их уникальность. Мудрость должна быть найдена в себе самом , поскольку Монтень признавал самодостаточность человеческой жизни , цель которой не вне ее , а в ней самой.Потому способ филосовствования , предложенный Монтенем - это свободный, непредвазятый взгляд на мир , который представляется как «вечные качели», «схватывающий» моменты их качания. Эти «схваченные» моменты свидетельствуют не о сущности человека , а о его переживании самого за себя в разных ситуациях или отражениях опыта других людей .Настоящий результат жизни , полагает Монтень- не произведения инее деяние человека , ажизнь согласно разуму , которая в себе самой получает достойный смысл и оправдание . в выработке этого смысла человек должен должен опираться исключительно на собственный разум .Следование любой традиции ведет к отказу человека от себя . В этом смысле весьма существенны размышления Монтеня о религии и вере . Скептицизм не есть отрицание веры . Атеизм , пишет он, является чудовищным и тягостным человеческим предположением . Не имея возможности (при отказе от суждений ) рационально познать Бога , скептик может опираться только на веру «которая обнимает и надежно охраняет высокие тайны нашей религии». Сама же религия исторична : в разное время она принимает форму тех или иных обычаев .
Значение «Опытов» Монтеня
«Опыты» Мишеля Монтеня – один из замечательных памятников французской
культуры . «ОПЫТЫ» представляют собой произведение особого рода , не имеющие не чего общего со специальными филосовским трактатом или сочинением на определенную социально – политическую тему. Монтень задумал написать свои «Опыты» как своего рода характеристику , предназначенная их для определенного круга читателей способных заинтересоваться результатами его самонаблюдения и самоанализа . В предпосланном «Опытам» обращении к читателям Монтень заявляет ,что он писал свою книгу , не ища славы и не для того , чтобы принести какую- нибудь пользу читателю , а предназначена для родных и друзей , чтобы после его смерти , которая уже не за горами , они могли по ней восстановить его облик, его характер. «Содержание моей книги- я сам . Монтень стремиться уловить самые незаметные , незримые движения души. Он словно взглянул на них сквозь линзу открытого примерно ко времени «Опытов» микроскопа и увидел целый , до того не известный мир психических переживаний . Он заставлял себя внезапно просыпаться , чтобы лучше уразуметь , что представляет собой состояние сна. В главе «Об упражнении» , посвященной в основном описания падения с лошади , Монтень зорко прослеживает полусознательные впечатления впечатления , которые он замечал во время подобного несчастного случая и которые воспринимал как отдалено похожие на состояние переживаемое умирающим . «Мне сдается , отмечает Монтень ,- что это и есть состояние , которое мы наблюдаем у выбившихся из сил и находящихся в агонии людей…» И фиксируя свое внимание на целом ряде непроизвольных , не зависящих от нас действий , Монтень констатирует : «Ведь есть столько движений , которые совершаются без нашего ведома». Некоторые страницы «Опытов» словно написаны каким – нибудь тонким романистом XIX или XX в., вооруженными всеми достижениями современной психологии. Например, вот как Монтень говорит о шаткости , крайней субъективности человеческих суждений , их зависимости от обуревающих нас страстей: «Будучи от природы вялым и нескоропалительным , пишет ,-он ,- я не имею обширного опыта в тех бурных увлечениях , большинство которых внезапно овладевает нашей душой,не давая ей времени опомниться и разобраться.Но та страсть, которая порождается в сердцах молодых людей праздностью и развивается размеренно и не спеша являет собой для тех , кто пытался противостоять её натиску , поучительный пример полного переворота в наших суждениях коренной перемены в них. Желая сдержать и покорить страсть … я когда-то пытался держать себя в узде ; но я чувствовал , как она зарождается ,растет и шириться , несмотря на моё сопротивление ,и под конец хотя я все видел и понимал , она захватила меня и овладела мною до такой степени, что точно под влиянием опьянения вещи стали представляется
мне иными
, чем обычно , и я ясно видел , как
увеличиваются и вырастают
созерцательных переживаний
Вопрособ отношении между душой и телом Монтень решает теперь , ссылаясь на Демокрита и Эпикура ; он доказывает , что сознание возникает , изменяется и исчезает в зависимости от измений , которым подвергается тело.Мысль о примате тела над душой , защищаемая Монтенем , теперь полимически отточена и острием своим направлена против волюнтаризма стоиков.
«Достаточно укуса бешеной