Ораторское искусство древних греков и римлян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 19:19, реферат

Описание

Владение ораторским искусством может дать человеку ту уверенность, которая ему нужна для максимального выявления скрытых в нем способностей. Умение говорить – это основа человеческого общения и в зависимости от того на сколько человек преуспевает в этом находится его возможность стать лидером.

Содержание

Введение……………………………………………………………..3
Риторика Древней Греции……………………………………………...4

Ораторы Древней Греции………………………………………………6
Риторика Древнего Рима……………………………………………....15
Ораторы Древнего Рима……………………………………….......................16
Заключение………………………………………………………….20
Список использованной литературы……………………………...21

Работа состоит из  1 файл

ораторское искусство бла-бла.doc

— 76.50 Кб (Скачать документ)
 
 

Министерство  образования и науки Российской федерации

Государственное образовательное учреждение высшего

Профессионального образования

Нижегородский государственный лингвистический  университет

им. Н.А. Добролюбова 
 

Реферат по античной культуре 

ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНИХ ГРЕКОВ И РИМЛЯН 
 
 

Выполнила         студентка гр.102 ТиМ (ФАЯ)

Радченко  Валерия 
 

                                                       Проверила           Брагова А.М. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Н. Новгород 2011

Содержание 

Введение……………………………………………………………..3

    • Риторика  Древней Греции……………………………………………...4
     

    Ораторы Древней  Греции………………………………………………6 

    Риторика Древнего Рима……………………………………………....15 

    Ораторы Древнего Рима……………………………………….......................16 

    Заключение………………………………………………………….20

    Список использованной литературы……………………………...21 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    ВВЕДЕНИЕ

         

  • Владение  ораторским искусством может дать человеку ту уверенность, которая ему нужна  для максимального выявления  скрытых в нем способностей. Умение говорить – это основа человеческого  общения и в зависимости от того на сколько человек преуспевает в этом находится его возможность стать лидером.
  •      

  • Существует  целая наука, которая ставит своей  целью обучить человека искусству  красноречия. Эта наука называется риторика ( греч. Teche cretopike – искусство красноречия ). Возникла она, как и многие другие науки, еще в эпоху античности. В этой работе речь пойдет именно об античной риторике и о выдающихся ораторах древности.
  •      

  • Публичная речь была наиболее распространенным жанром в среде образованных людей  античности. Знания, дающие людям владение устной речью, занимающей умы и сердца людей, называлось риторикой.
  •      

  • Надо особо  отметить, что из всех видов художественного  слова в античном мире публичная  речь была наиболее тесно связана  с современной ей политической жизнью, социальным строем, уровнем образования людей, бытом, образом мышления, наконец, с особенностями развития культуры народа, создавшего этот жанр.
  •      

  • В античности живое слово имело гораздо  большее значение, чем сейчас, тем  более что владение им было важнейшим и наиболее действенным способом достижения авторитета в обществе и политического успеха.
  •      

  • Риторика  Древней Греции
  • Родиной красноречия  считается Древняя Греция, хотя ораторское искусство знали в Египте, Ассирии, Вавилоне, Индии. Но именно в античной Греции оно стремительно развивается и впервые появляются систематические работы по его теории. Начало культивирования устного слова было положено софистами, которые, будучи сами выдающимися мастерами красноречия, обучали и других этому искусству. Они основали школы, где за плату каждый желающий мог узнать правила построения речи, надлежащей манеры ее произнесения, эффектной подачи материала. Софисты были риторами — платными учителями философии и ораторского искусства. Они принадлежали к сложившейся в Афинах во второй половине V в. до н.э. школе философов-просветителей, создавших невиданный культ слова и риторики. Софисты мастерски владели всеми формами ораторской речи, законами логики, искусством спора, умением воздействовать на аудиторию. Слово, речь (логос) становится объектом изучения, а риторика — «царицей всех искусств», обучение которой стало высшей степенью античного образования.  

    Любовь к красивому  слову, пространной и пышной речи, изобилующей разнообразными эпитетами, метафорами, сравнениями, заметна уже в самых ранних произведениях греческой литературы— в «Илиаде» и «Одиссее». В речах, произносимых героями Гомера, заметно любование словом, его волшебной силой— так, оно там всегда «крылатое» и может поражать, как «оперенная стрела». В поэмах Гомера широко используется прямая речь в ее наиболее драматической форме— диалога. 

    Сам характер греческой  литературы благоприятствовал развитию ораторского искусства. Она была гораздо более «устной», если так  можно выразиться, более рассчитанной на непосредственное восприятие слушателями, почитателями литературного таланта автора. Привыкнув к печатному слову, мы не всегда отдаем себе отчет в том, какими большими преимуществами обладает живое слово, звучащее в устах автора или чтеца, перед словом написанным. Непосредственный контакт с аудиторией, богатство интонации и мимики, пластика жеста и движения, наконец, само обаяние личности оратора позволяют добиться высокого эмоционального подъема в аудитории и, как правило, нужного эффектна. Публичная речь — это всегда искусство. 

    В Греции классической эпохи, для социального строя  которой типична форма города-государства, полиса, в его самом развитом виде — рабовладельческой демократии, создались особо благоприятные  условия для расцвета ораторского  искусства. Верховным органом в государстве, — по крайней мере номинально — было Народное собрание, к которому политический деятель обращался непосредственно. Чтобы привлечь внимание народных масс (демоса), оратор должен был представить свои идеи наиболее привлекательным образом, убедительно опровергая при этом доводы своих противников. В такой ситуации форма речи и искусство выступающего играли, пожалуй, не меньшую роль, чем содержание самой речи. «Тем могуществом, которым обладает на войне железо, в политической жизни обладает слово»,— утверждал Деметрий Фалеркий. 

    Практическими потребностями греческого общества была рождена теория красноречия, и  обучение риторике стало высшей ступенью античного образования. 3дачам этого  обучения отвечали создаваемые учебники и наставления. Они стали появляться с V века до н. э., но до нас почти не дошли.  

    Ораторы Древней Греции 

           Горгий 

         Крупнейшим  теоретиком и учителем красноречия  в V веке до н. э. был Горгий из сицилийского города Леонтины. В 427 году он прибыл в Афины, и его искусные речи привлекли всеобщее внимание. Позднее он объездил всю Грецию, повсюду выступая перед слушателями. На собрании греков в Олимпии он обратился к собравшимся с призывом к единодушию в борьбе против варваров. Олимпийская речь Горгия надолго прославила его имя (ему была поставлена статуя в Олимпии, база которой найдена в прошлом веке во время археологических раскопок).

         Традиция  сохранила немногое из творческого  наследия Горгия. Сохранился, например, следующий совет оратору: "Серьезные  доводы противника опровергай шуткой, шутки—серьезностью". Целиком сохранились лишь две речи, приписываемые Горгию,— "Похвала Елене" и "Оправдание Паламеда", написанные на сюжеты мифов о Троянской войне. Ораторское искусство Горгия заключало в себе много нововведений: симметрично построенные фразы, предложения с одинаковыми окончаниями, метафоры и сравнения; ритмическое членение речи и даже рифма приближали его речь к поэзии. Некоторые из этих приемов надолго сохранили название "горгианские фигуры". Горгий писал свои речи па аттическом диалекте, что служит ярким свидетельством возросшей роли Афин в литературной жизни древней Эллады.

         Горгий  был одним из первых ораторов нового типа — не только практиком, но и теоретиком красноречия, за плату обучавшим юношей из богатых семей говорить и логически мыслить. Такие учителя назывались софистами, "специалистами по мудрости". "Мудрость" их была скептической: они считали, что абсолютной истины не существует, истинным является то, что может быть доказано достаточно убедительным образом. Отсюда их забота об убедительности доказательства и выразительности слова: они сделали слово объектом специального исследования. Особенно много они занимались происхождением значения слова (этимологией), а также синонимикой. Основным полем деятельности софистов были Афины, где процветали все жанры красноречия—совещательный, эпидиктическнй и судебный. 

         Лисий 

         Самым выдающимся афинским оратором классической эпохи в области судебного  красноречия был, несомненно, Лисий (ок. 415—380 гг. до н. э.). Отец его был метеком (свободным, но не имевшим гражданских прав человеком) и владел мастерской, в которой изготовлялись щиты. Будущий оратор вместе с братом учился в южно-италийском городе Фурии, где слушал курс риторики у известных софистов. Примерно в 412 году Лисий возвратился в Афины. Афинское государство в это время находилось в трудном положении — шла Пелопоннесская война, неудачная для Афин. В 405 году Афины потерпели сокрушительное поражение. После заключения унизительного мира к власти пришли ставленники победившей Спарты, "30 тиранов", проводившие политику жестокого террора по отношению к демократическим и просто бесправным элементам афинского общества. Большое состояние, которым владели Лисий и его брат, было причиной расправы над ними. Брат Лисия был казнен, самому оратору пришлось спасаться бегством в соседнюю Мегару. После победы демократии Лисий вернулся в Афины, но получить гражданские права ему так и не удалось. Первой судебной речью, произнесенной Лисием, была речь против одного из тридцати тиранов, виновного в смерти его брата. В дальнейшем он писал речи и для других лиц, сделав это своей главной профессией. Всего ему приписывалось в древности до 400 речей, но до нас дошло только 34, причем не все из них подлинные. Подавляющее большинство сохранившихся относятся к жанру судебных, но в сборнике мы находим и политические, и даже торжественные речи — например, надгробное слово над телами воинов, павших в Коринфской войне 395 — 386 годов. Характерные черты стиля Лисия четко отмечаются древними критиками. Изложение его просто, логично и выразительно, фразы кратки и построены симметрично, ораторские приемы изысканны и изящны. Лисий заложил основу жанра судебной речи, создав своеобразный эталон стиля, композиции и самой аргументации — последующие поколения ораторов во многом ему следовали. Особенно велики его заслуги в создании литературного языка аттической прозы. Мы не найдем у него ни архаизмов, ни запутанных оборотов, последующие критики (Дионисий Галикарнасский) признавали, что никто впоследствии не превзошел Лисия в чистоте аттической речи. Живым и наглядным делает рассказ оратора обрисовка характера (этопея) — причем не только характеров изображаемых лиц, но и характера говорящего лица (например, сурового и простодушного Евфилета, в уста которого вложена речь "Об убийстве Эратосфена"). 

         Исократ 

         Что в жанре судебного красноречия  сделал Лисий, то в жанре торжественного красноречия сделал Исократ (ок. 436—  338 гг.), происходивший из зажиточной прежде, но разорившейся афинской семьи. Смолоду он тоже был вынужден избрать себе профессию логографа, впоследствии открыл ораторскую школу с высокой платой за обучение, из которой вышли многие политики, ораторы и писатели. Школа Исократа была одновременно чем-то вроде политического кружка с идеями и настроениями, враждебными афинской демократии (чему немало способствовал аристократический состав учащихся), поэтому глава школы неоднократно обвинялся в "развращении юношества".

         Литературная  деятельность Исократа по времени совпала  с политическим кризисом греческого общества и ожесточенной классовой борьбой в греческих городах, где попеременно брали верх то демократические, то олигархические элементы. Следствием ее было увеличение числа безработных и разорившихся людей. Бесконечные междоусобные воины не привели к устойчивой гегемонии какого-нибудь одного из греческих государств и только истощили их экономический и политический потенциал. Воспользовавшись создавшимся положением, македонский царь Филипп сумел в 338 году нанести сокрушительное поражение объединившимся против него полисам и установить над Грецией политический контроль.

         В таком сложном переплетении политических и социальных противоречий Исократ  выдвинул в своих речах, распространявшихся в письменном виде, политическую программу  спасения Эллады. Впервые он выступил с ней в своей речи "Панегирик") в 380 году; суть ее заключалась в том, чтобы объединить силы греков для борьбы против варваров — то есть для завоевания Персии. В дальнейшем он обращался с этой идеей к различным монархам и тиранам Греции. Последний, к которому он обратился, Филипп II, действительно начал готовить этот поход, завершить который ему не удалось(это выполнил его сын, Александр Македонский). Исократ практически стал идеологом промакедонской партии в Афинах, вокруг которой группировались в основном граждане из зажиточных кругов.

         Приемы  ораторского искусства Исократа развивают принципы, выдвинутые Горгием. Особенностью стиля Исократа являются сложные периоды, обладающие, однако, ясной и четкой конструкцией и  поэтому легкодоступные для понимания. Для его стиля характерно также ритмическое членение речи, плавность которой достигалась тщательным избеганием так называемого зияния—стыка гласных в конце слова и в начале другого.

         В школе Исократа были выработаны основные принципы композиции ораторского произведения, которое должно было содержать следующие части: 1) введение, целью которого было привлечь внимание и благожелательность слушателей; 2) изложение предмета выступления, сделанное с возможной убедительностью; 3) опровержение доводов противника с аргументацией в пользу собственных; 4) заключение, подводящее итог всему сказанному.

         Как мастер красноречия, Исократ считался в древности высшим авторитетом— о популярности его произведении говорит большое количество отрывков из его речей, найденных на папирусах. Его литературное наследие ближе всего стоит к тому, что мы сейчас называем публицистикой. Бесспорная заслуга Исократа состоит в совершенствовании стиля письменной речи, отличия которой от устной подчеркивает Аристотель: "Один слог для речи письменной, другой для речи в споре, один для речи в собрании, другой для речи в суде. Надо владеть обоими". Но крупнейший римский теоретик красноречия Квинтилиан сознавал недостатки, свойственные литературному творчеству Исократа, о чем говорит его оценка:"Стиль Исократа полон многочисленных украшений и отличается большой гладкостью в различных жанрах ораторского искусства... Он тренирован скорее для арены, чем для поля боя..." В какой-то мере это понимал и сам оратор, когда писал в речи "Филипп": "Для меня не осталось скрытым, насколько большей убеждающей силой обладают речи произносимые по сравнению с речами, предназначенными для чтения...". 

         Демосфен 

         Величайшим  мастером устной, по преимуществу политической, речи стал великий афинский оратор Демосфен (385— 322 гг.). Он происходил из зажиточной семьи—отец его владел мастерскими, в которых изготовлялись оружие и мебель. Очень рано Демосфен осиротел, состояние его попало в руки опекунов, оказавшихся нечестными людьми. Самостоятельную жизнь он начал с процесса, в котором выступил против расхитителей (произнесенные им в связи с этим речи сохранились). Еще до этого он стал готовиться к деятельности оратора и учился у известного афинского мастера красноречия Исея. Простота слога, сжатость и значительность содержания, строгая логика доказательства, риторические вопросы—все это было заимствовано Демосфеном у Исея.

         С детства Демосфен обладал слабым голосом, к тому же он картавил. Эти  недостатки, а также нерешительность, с которой он держался на трибуне, привели к провалу его первых выступлений. Однако упорным трудом (существует легенда, что, стоя на берегу моря, он часами декламировал стихи, заглушая звуками своего голоса шум прибрежных волн) он сумел преодолеть недостатки своего произношения. Интонационной окраске голоса оратор придавал особое значение, и Плутарх в биографии оратора приводит характерный анекдот: "Рассказывают, что к нему пришел кто-то с просьбой сказать речь на суде в его защиту, жалуясь на то, что его поколотили. "Нет, с тобой ничего подобного не было",— сказал Демосфен. Возвысив голос, посетитель закричал: "Как, Демосфен, этого со мной не было?!"— "О, теперь я ясно слышу голос обиженного и пострадавшего",— сказал оратор..."

         В начале своего творческого пути Демосфен выступал с судебными речами, но в дальнейшем он все больше втягивался в бурную политическую жизнь Афин. Вскоре он стал ведущим политическим деятелем, часто выступая с трибуны Народного собрания. Он возглавил патриотическую партию, боровшуюся против македонского царя Филиппа, неустанно призывая всех греков к единству в борьбе против "северного варвара". Но, подобно мифической пророчице Кассандре, ему суждено было возвещать истину, не встречая понимания или даже сочувствия.

         Филипп  начал свои натиск на Грецию с севера — постепенно подчинил города Фракии, овладел Фессалией, затем утвердился в Фокиде(Средняя Греция), засылая своих агентов даже на остров Евбея, в непосредственном соседстве от Афин. Первая война Афин с Филиппом(357—340 гг.) закончилась невыгодным для Афин Филократовым миром, вторая(340—338 гг.)— сокрушительным поражением греков при Херонее, где Демосфен сражался как рядовой боец. Две самые знаменитые речи Демосфена связаны именно с этими событиями. После Филократова мира он обличал виновников его в речи "О преступном посольстве"(343 г.), а после Херонеи, когда за услуги отечеству было предложено наградить оратора золотым венком, ему пришлось отстаивать свое право на эту награду в речи "О венке"(330 г.). Великому оратору было суждено пережить еще одно поражение своей родины, в Ламийской войне 322 года, когда греки, воспользовавшись замешательством после смерти Александра Македонского, выступили против его преемников.

         На  этот раз македонские войска захватили  Афины. Демосфену вместе с другими  вождями патриотической партии пришлось бежать. Он укрылся в храме Посейдона на острове Калаврия. Настигшие его там македонские солдаты хотели вывести Демосфена силой, тогда он попросил времени написать письмо друзьям, взял папирус, задумчиво поднес к губам тростниковое перо и прикусил. Через несколько секунд он упал мертвым — в тростнике был спрятан быстродействующий яд.

         В литературном наследии Демосфена (до нас  дошла 61 речь, но не все, видимо, являются подлинными) именно политические речи определяют его место в истории греческого ораторского искусства. Они сильно отличаются от речей Исократа. Так, например, вступление в речах Исократа обычно растянуто; напротив, поскольку речи Демосфена произносились на животрепещущие темы и оратор должен был сразу же привлечь внимание, вступление в его речах было по большей части кратким и энергичным. Обычно оно содержало какую-нибудь сентенцию (гному), которая затем развивалась на конкретном примере. Главной частью речи Демосфена является рассказ— изложение существа дела. Строится он необычайно искусно, все в нем полно экспрессии и динамики. Здесь налицо и пылкие обращения к богам, к слушателям, к самой природе Аттики, и красочные описания, и даже воображаемый диалог с противником. Поток речи приостанавливается так называемыми риторическими вопросами: "В чем же причина?", "Что же это на самом деле значит?" и т. п., что придает речи тон необыкновенной искренности, в основе которой лежит подлинная озабоченность делом.

         Демосфен  широко применял тропы, в частности  метафору. Источником метафоры нередко  оказывается язык палестры, гимнастического  стадиона. Очень изящно используется противопоставление, антитеза — например когда сравнивается "век нынешний и век минувший". Применявшийся Демосфеном прием олицетворения кажется необычным для современного читателя: он заключается в том, что неодушевленные предметы или абстрактные понятия выступают как лица, защищающие пли опровергающие доводы оратора. Соединение синонимов в пары:"смотрите и наблюдайте", "знайте и понимайте"— способствовало ритмичности и приподнятости слога. Эффектным приемом, встречающимся у Демосфена, является "фигура умолчания": оратор сознательно умалчивает о том, что он непременно должен был бы сказать по ходу изложения, и слушатели неизбежно дополняют его сами. Благодаря такому приему нужный оратору вывод сделают сами слушатели, и он тем самым значительно выиграет в убедительности. 

         Эсхин 

         Политическим  антиподом Демосфена был оратор Эсхин (389—314 гг.), стоявший на противоположных политических позициях. Из трех дошедших до нас речей Эсхина две произнесены в тех же процессах, что и речи Демосфена,— "О преступном посольстве" и "О венке". Таким образом, мы можем сравнить две точки зрения на одни и те же события, сопровождаемые соответствующей аргументацией. Эсхин в 346 году участвовал в том посольстве к царю Филиппу, которое заключило Фплократов мир. Он был обвинен в том, что предал афинские интересы, действуя в пользу Филиппа, но ему удалось отвести своего главного обвинителя, Тимарха, как человека безнравственного. После поражения при Херонее, когда оратор Ктесифонт предложил наградить Демосфена венком, Эсхин выступил против этого, в пространной речи обвинив Демосфена в том, что его политическая деятельность оказалась пагубной для государства. Но отпор Демосфена был сокрушителен, и Эсхину не удалось собрать и пятой части голосов судей. Проиграв процесс, он потерял право выступать в Народном собрании и вынужден был удалиться в изгнание на остров Родос, где открыл ораторскую школу. Рассказывали, будто родосцы однажды попросили оратора повторить его последнюю речь. Эсхин повторил перед ними речь "О венке". Восхищенные слушатели спросили: "Как же ты после такой речи оказался в изгнании?" Эсхин ответил:"Если бы вы услышали, что говорил Демосфен, то вы бы об этом не спрашивали". 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Риторика  Древнего Рима

         

  • Культура  древней Греции, в том числе  и достижения в области риторики, была творчески воспринята Древним Римом.
  •      

  • Развитию  красноречия в Риме во многом способствовали блестящие образцы греческого ораторского  искусства, которое со II в. до н. э. становится предметом тщательного изучения в специальных школах.
  •      

  • Со страстными речами выступали политические деятели, как, например, реформаторы братья Гракхи, особенно Гай Гракх, который был  оратором исключительной силы. Увлекая  народные массы даром слова, он в  своих выступлениях пользовался  и некоторыми театральными приемами.
  •      

  • Среди римских  ораторов широко, например, был распространен  такой прием, как показ рубцов от ран, полученных в борьбе за свободу.
  •      

  • Как и Греки, Римляне выделяли два направления  в красноречии: азианское и аттическое.
  •      

  • Для аттицизма  же был характерен сжатый, простой язык, каким писали греческий оратор Лисий и историк Фукидид. Аттическому направлению в Риме следовали Юлий Цезарь, поэт Липиний Кальв, республиканец Марк Юлий Брут, которому Цицерон посвятил свой трактат "Брут".
  •      

  • Но, к примеру, такой оратор как Цицерон выработал свой, средний стиль, в котором сочетались особенности азианского и аттического направления.
  •  
     

           Ораторы Древнего Рима 

           Цицерон

  •      

  • Расцвет римского красноречия приходится на 1 век  н.э., когда особенно возрастает роль Народного собрания и судов. В этот период Рим выдвигает большую группу блистательных ораторов во главе с великим (после Демосфена ) трибуном всех времен Марком Тулием Цицероном (106-43 г.г.р.э.)
  •      

  • Именно  он считал Демосфена главой лучших риторов Греции и призывал ораторов – современников учиться у него искусству публичной речи. Почитая Демосфена, Цицерон самостоятельно развивал ораторское искусство, в особенности мастерство судебной речи, где он, по общему признанию, значительно превзошел "учителя".
  •      

  • Цицерон крупнейший древнеримский оратор, политик, писатель. Его имя стало даже нарицательным. Из его риторических сочинений большое значение имеют прежде всего три книги: " Об ораторе", в которой автор показывает идеального, всесторонне образованного оратора-философа,
  •      

  • "Брут, или О знаменитых ораторах" – история красноречия, "Оратор"- произведение, в котором разрабатывается вопрос о лучшем стиле и теоретически обосновывается собственный идеал. Это памятники античного гуманизма имевшие огромное влияние на европейскую культуру.
  •      

  • Каковы  же взгляды Цицерона на ораторское искусство? Автор сетует на то, что  красноречие. Среди всех наук и искусств имеет всего представителей. И  это не случайно по его мнению, подлинное  красноречие – нечто такое, что  дается труднее, чем это кажется.
  •      

  • " Необходимо усвоить себе, - пишет он, - самые разнообразные познания, без которых беглость в словах бессмысленна и смешна; необходимо придать красоту и самой речи, и не только отбором, но расположением слов; и все движения души, которыми природа наделила род человеческий, необходимо изучить до тонкости, потому что вся мощь и искусство красноречия в том и должны проявляться, чтобы или успокаивать, или возбуждать слушателей.".
  •      

  • Цицерон считал, что основа ораторского искусства  прежде всего – глубокое знание предмета; если же за речью не стоит глубокое содержание, усвоенное и познанное ораторам, то словесное выражение – пустая ребяческая болтовня.
  •      

  • Во всех трех трактатах Цицерона постоянно  звучит вопрос о взаимоотношении  риторики и других наук, в частности  философии. И всегда он неуклонно приходит к принципу подчинения всех наук главной ораторской цели. Один вопрос разделял философов и риторов: является ли риторика наукой? Философы (Сократ, Платон ) утверждают, что риторика не есть наука. Риторы утверждали обратное. Цицерон предлагает компромисное решение: риторика не есть истинная, т.е. умозрительная, наука, но она представляет собой практически полезную систематизацию ораторского опыта.
  •      

  • Обязанности оратора заключаются в следующем:
  •      

  • найти что  сказать
  •      

  • найденное расположить по порядку
  •      

  • придать ему  словесную форму
  •      

  • утвердить все это в памяти
  •      

  • произнести.
  •      

  • Цицерон придерживался  установившейся в античном мире классической схеме, согласно которой предлагалось пятичастное деление риторического  процесса. Риторический процесс –
  •      

  • -ВЕСЬ ПУТЬ ОТ МЫСЛИ К ЗВУЧАЩЕМУ ПУБЛИЧНОМУ СЛОВУ
  •      

  • Кроме того в задачу оратора входи:
  •      

  • расположить к себе слушателей
  •      

  • изложить  сущность дела
  •      

  • установить  спорный вопрос
  •      

  • подкрепить  свое положение
  •      

  • опровергнуть  мнение противника
  •      

  • в заключение придать блеск своим положениям и окончательно низвергнуть положение противника.
  •      

  • Цицерон продемонстрировал  глубокое проникновение в сущность ораторского искусства, создав ораторскую теорию на основе своего богатого опыта. Блестящий теоретик, он обобщил и  осмыслил взгляды теоретиков и практиков красноречия.
  •  

           М.Ф. Квинтилиан

  •      

  • Римские теории или концепции развивались так  же Марком Фабием Квинтилианом ( ок. 35-95 г.г. н. э. ) великим оратором и преподавателем риторики. Он является автором сочинения  в двеннадцати книгах "Риторические наставления". Труд Квентилиана систематичен и строго продуман. Здесь учтен весь опыт классической риторики и обобщен соответствующий опыт преподавателя риторики и судебного адвоката. Это вершина исследования ораторского искусства. Ни до, ни после не было работ, которые с такой тщательностью давали бы теоретический и практический анализ красноречия. Квитилиан рассказывает о воспитании будущего оратора, занятиях в риторической школе, рассуждает об изучении грамматики, философии, искусства, права, анализирует образцовых ораторов, писатилей, поэтов, говорит о системе управлений, дает рекомендации для чтения художественных произведений и блестящих речей.
  •      

  • В своем  сочинении Квинтилиан ставит вопрос: "Что значит быть красноречивым?" – и отвечает: это есть не что  иное, как умение выражать словом то, о чем мы думаем, и сообщать это слушателям. И риторика есть наука о способности хорошо говорить и силе убеждать. Потому слова должны быть ясны и чисты, соответствовать нашему намерению, они должны быть правильно и просто расположены. Но говорить исправно и ясно, по мнению Квинтилиана, еще не значит быть оратором. Оратора отличают изящество и красота речи. Однако украшение должно быть сообразно с предметом и целью речи, необходимо учитывать интересы и реакцию аудитории (слушателей). К красоте речи он относит живое изображение вещей и воссоздание живых картин, страсти, ибо подробное описание ощутительнее, нежели простое сообщение.
  •      

  • Вершина ораторского  мастерства, по Мнению Квинтилиана,- способность  говорить, не готовясь, а для этого необходимы знания и разнообразные навыки.
  •  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

         ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         

  • В заключение можно отметить следующее: если для  греков главное в риторике – искусство  убеждать, то римляне больше ценили искусство говорить хорошо. С падением Рима приостановилось развитие ораторского искусства. Эпоха средневековья – эпоха мракобесия и схоластики, - естественно, не породила и не могла породить ораторов, подобных Демосфену и Цицерону. Эта эпоха не требовала убеждения и доказательств. Вера в догматы церкви, слепое преклонение перед авторитетами – вот все, что требовалось от образованного человека того времени.
  •      

  • Красноречие становится достоянием богословских проповедников. Причудливая конструкция словесных  выражений при отсутствии глубокого  содержания, связь с жизнью – вот чем стала риторика в это время. Достижения ораторского искусства античного мира явились базой для развития красноречия последующих периодов истории – феодализма и капитализма.
  •      Жанр  Древнегреческой и Древнеримской  культур не погиб вместе с античной цивилизацией, но, не смотря на то, что высоты этого жанра до сих пор так и остались недосягаемыми для современников, он продолжает жить в нынешнее время. Живое слово было и остается важнейшим орудием христианской проповеди, идеологической и политической борьбы современности. И именно риторическая культура античности лежит в основе гуманитарного образования Европы со времен Ренессанса вплоть до 18 столетия. Не случайно в наши дни сохранившиеся тексты речей античных ораторов имеют не только исторический интерес, а оказывают мощное влияние на события современности, сохраняют огромную культурную ценность, являясь образцами убедительной логики, вдохновенного чувства и истинно творческого стиля. 

         СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
     

    1. Абакумов  В.И, Буткевич В.Г. Об ораторском искусстве.-М.:Знание,1980
    2. Апресян Г.З. Ораторское искусство. М., 1978
     
    1. Безменова Н.А. Очерки по теории и истории риторики. М., 1991
     
    1. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1986
     
    1. Словарь античности. М., 1989; 2-е изд. 1993. Статьи "Горгий", "Исократ", "Риторика"
    2. Н.Н.Кохтев Основы оратоской речи. Московский университет, 1992г.
     
    1. И.Л.Башев  Принципы риторики. Москва, 1987г.
     
    1. Н.Н.Кохтев Риторика. Московский университет, 1990г.

Информация о работе Ораторское искусство древних греков и римлян