Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 15:03, реферат
Термин «организационная культура» охватывает большую часть явлений духовной и материальной жизни коллектива. С проявлениями организационной культуры мы сталкиваемся, едва переступив порог предприятия: она обуславливает адаптацию новичков и поведение ветеранов, находит отражение в определенной философии управленческого звена, прежде всего высших руководителей, реализуется в конкретной стратегии организации. Культура оказывает всепроникающее воздействие на деятельность организации.
Термин «организационная культура» охватывает большую часть явлений духовной и материальной жизни коллектива. С проявлениями организационной культуры мы сталкиваемся, едва переступив порог предприятия: она обуславливает адаптацию новичков и поведение ветеранов, находит отражение в определенной философии управленческого звена, прежде всего высших руководителей, реализуется в конкретной стратегии организации. Культура оказывает всепроникающее воздействие на деятельность организации.
Организационная
культура – сегодня популярная и актуальная
тема, поэтому в своей работе я и решила
рассмотреть именно ее. В работе я хочу
раскрыть природу понятия «организационная
культура» и показать влияние организационной
культуры.
Организационная культура: сущность, значение.
В
современной литературе существует
довольно много определений понятия
организационная культура, и нет
универсального определения. Возможны
лишь разнообразные функциональные
описания культурной области, которые
всякий раз формулируются в
Организационная культура – это убеждения, нормы поведения, установки и ценности, которые являются теми неписанными правилами, определяющими как должны работать и вести себя люди в данной организации.
Организационная культура – совокупность господствующих в данном коллективе ценностей, убеждений, установок, а также общий моральный климат, помогающие работникам понять назначение организации в целом (смысла их деятельности, во имя чего они работают), механизм ее функционирования и тем самым создать нормы деятельности и поведения правила следования им.
Организационная культура - система ценностей и убеждений, разделяемых всеми работниками фирмы, предопределяющая их поведение, характер жизнедеятельности организации.
Можно
заметить, что все определения
и толкования имеют область пересечения:
организационная культура – это
совокупность разделяемых членами
организации представлений, установок,
ценностей, убеждений, предопределяющих
организационное поведение членов организации.
В обиходе часто смешивают два весьма общих, но, если вдуматься, все же разных понятия: «культура организации» (имеется ввиду культура предприятия) и «организационная культура». Под культурой организации (предприятия) вообще следовало бы понимать совокупность общих ценностей и норм поведения, признанных работниками данного предприятия. Соответственно под организационной культурой предприятия нужно понимать совокупность ценностей и норм организационного поведения, принятых на данном предприятии.
Культура организации чаще всего ориентирована на внешнюю среду. Это культура поведения на рынке; культура поддержания внешних связей с поставщиками и заказчиками; культура обслуживания клиентов (потребителей услуг и продукции); динамичность, обязательность и устойчивость отношений.
Организационная
культура ориентирована на внутреннюю
среду и проявляется, прежде всего,
и главным образом в
Организационную культуру очень часто путают с корпоративной культурой. Корпоративная культура – это некоторые придуманные правила, которые сотрудники на работе должны выполнять: как одеваться, как приходить вовремя на работу и т.д.
Организационная
же культура – это культура, выражающая
себя в сложившейся в данной организации
системе отношений, через типовые решения,
которые люди принимают. Со временем меняется
ситуация, может измениться среда, а вот
эти решения остаются как некие ритуалы:
«У нас так принято...».
Свойства организационной культуры:
Общность. Это означает, что не только все знания, ценности, установки, обычаи, но и многое другое используется группой для удовлетворения глубинных потребностей ее членов.
Объективность. Основные элементы культуры организации не требуют доказательств, они сами собой разумеются.
Иерархичность и приоритетность. Любая культура предполагает ранжирование ценностей. Часто во главу угла ставятся абсолютные ценности, приоритетность которых безусловна.
Системность.
Организационная культура является сложной
системой, объединяющей отдельные элементы
в единое целое.
Значение
организационной культуры для развития
любой организации определяется рядом
обстоятельств. Во-первых, она придает
сотрудникам организационную идентичность,
определяет внутригрупповое представление
о компании, являясь важным источником
стабильности и преемственности в организации.
Это создает у сотрудников ощущение надежности
самой организации и своего положения
в ней, способствует формированию чувства
социальной защищенности. Во-вторых, знание
основ организационной культуры своей
компании помогает новым работникам правильно
интерпретировать происходящие в организации
события, определяя в них все наиболее
важное и существенное. В-третьих, внутриорганизационная
культура, более чем что-либо другое, стимулирует
самосознание и высокую ответственность
работника, выполняющего поставленные
перед ним задачи.
Организационная культура влияет на достижение целей компании. Влияние организационной культуры проявляется в том, что она:
способствует достижению более высоких показателей деятельности компании;
позволяет
повысить эффективность бизнес-
способствует лучшей мотивации персонала;
является одним из ключевых факторов стратегии развития компании;
обеспечивает положительный имидж компании для персонала, акционеров и внешних аудиторий.
Организационная
культура настолько важна, что может
явиться либо питательной средой
для осуществления самых
Организационная культура влияет на усиление взаимной интеграции работников, улучшая их взаимопонимание и вынуждая соблюдать даже правила, нигде не записанные, позволяет предвидеть организационное поведение и не прибегать к регулированию всего посредством предписаний. Кроме того, внешний контроль с успехом заменяется самоконтролем.
Организационная
культура не может быть сконструирована
и внедрена. Она не может быть даже заимствована.
Пересадка же с одной почвы на другую образа
организационного поведения, как правило,
бывает безуспешной. Каждый коллектив
уникален. Большое значение имеет история
становления предприятия, формирования
самого коллектива и сложившиеся традиции.
Функции организационной культуры.
Конкретизируем
влияние организационной
Охранная – создание барьера от нежелательных внешних воздействий. Она реализуется через различные запреты, «табу», ограничивающие нормы, формирование специфической логики мышления.
Интегрирующая – объединяет людей и формирует у них чувство принадлежности к организации, отождествления себя с ней, гордости. Это вызывает стремление посторонних лиц включиться в нее, что чрезвычайно важно для решения кадровых проблем.
Регулирующая – создает общий социально-психологический климат в организации, поддерживает необходимые правила и нормы поведения и взаимоотношений участников, контактов с внешним миром, уменьшает неопределенность в сложных ситуациях. Это является гарантией стабильности, снижает возможность нежелательных конфликтов.
Коммуникационная – играет важную роль в установлении контактов между людьми, осмыслении ими наблюдений, событий и установлении связей между ними, облегчении взаимопонимания. Это ускоряет информационный обмен и обеспечивает экономию управленческих затрат.
Адаптивная – облегчает взаимное приспособление людей и организации друг к другу и внешней среде. Она реализуется через общие для всех нормы поведения, ритуалы, обряды.
Ориентирующая – направляет деятельность участников организации в требуемое русло, придает общий смысл их поведению.
Мотивационная – создает необходимые стимулы для действий. Это достигается, например, за счет включения в культурный контекст высоких целей, к которым в принципе должны стремиться все нормальные люди.
Воспитательная.
Функция
формирования имиджа
организации.
Основные элементы организационной культуры.
Организационная культура исходит из разделяемых работниками образцов предположений, веры и ожиданий, а также из группового восприятия организационного окружения с его ценностями, нормами и ролями, существующими вне личности.
Рассмотрим элементы субъективной организационной культуры:
Организационные ценности – свойства тех или иных материальных или духовных объектов, процессов или явлений, обладающие эмоциональной привлекательностью для членов организации. Это позволяет им служить образцами, ориентирами, мерилом поведения вообще и в конкретных ситуациях. К ценностям относятся цели, характер внутренних взаимоотношений, ориентированность поведения людей, соблюдение законов и правил, новаторство, инициатива, трудовая и профессиональная этика, способы распределения дохода.
Позитивные ценности:
Работа может быть выполнена только на отлично.
В споре рождается истина.
Интересы потребителя превыше всего.
Успех компании – это мой успех.
Работа в компании – это возможность творчества и самореализации.
Взаимопомощь
и поддержание хороших
Не конкуренция, а сотрудничество в работе на общую цель.
Негативные ценности:
Начальству доверять нельзя, доверять можно только друзьям.
Ты начальник – я дурак, я начальник – ты дурак.
Не высовывайся.
Покупатели (клиенты) – случайные люди, они доставляют только неудобства.
Всю работу не переделаешь.
Ритуал – это совокупность обрядов (регулярно повторяемых действий), оказывающих психологическое влияние на членов организации с целью укрепления преданности ей (работники многих японских компаний, например, начинают трудовой день с пения гимнов), усиления сплоченности, создания психологического комфорта, обучения организационным ценностям и формирования необходимых убеждений.
Степень формализации ритуалов бывает различной. Регулярная и неформальная болтовня за кружкой пива по вечерам в пятницу дает пример очень мало формализованного ритуала; ежегодное общее собрание корпорации – это пример хорошо организованного и стилистически отработанного ритуала. Большинство официальных мероприятий такого рода нацелены на поддержание согласия и порядка; большинство неофициальных ритуалов направлены на поддержание отношений.
Процессы ритуализации охватывают рабочие совещания по утрам в понедельник, ежегодные собрания для подведения итогов, схемы собеседований с поступающими на работу, поиск новых кадров, деятельность комитетов по безопасности и т. п.
Церемония связывает воедино серию ритуалов. Это специальное запланированное мероприятие, проводимое для публики. Церемонии и укрепляют организацию, и создают возможности для веселья и эмоциональной разрядки.
Мифы – это объяснение прошлых событий, культурное содержание которых может быть очень важным. Мифы бывают правдивыми и придуманными. Это не столь важно, поскольку быть правдивыми им не обязательно. Они звучат правдиво для тех, кто хочет в них верить, а для других могут звучать как небылица. В центре мифа всегда какая-либо тема, излагаемая в нескольких коротких рассказах о людях или событиях.
Мифы используют важную информацию. Они разъясняют или скрывают парадоксы, маскируют противоречия, блокируют дальнейший поиск объяснений, примиряют противоборствующие силы, придают драматизм заурядным событиям и стимулируют эмоционально и рационально приемлемое понимание реальности.