Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2011 в 16:46, реферат
Миф появляется еще на заре человечества и сопровождает его вплоть до наших современных дней, изменяясь, эволюционируя, но не теряя своего значения. Миф и его сущность изучались многими исследователями с разных позиций: литературы, фольклористики, этнологии, философии. Он как явление культуры тесно связан с ней, и достаточно сильно влияет на нее и находится сам под ее влиянием, происходит как бы взаимосвязь этих двух понятий.
Введение
Глава 1 Миф: понятие, характеристика, функции
1. Понятие мифа и мифологии
2. Характеристика мифа
3. Разновидности мифов
4. Основные функции мифов, структура
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1 Миф: понятие, характеристика, функции
ВВЕДЕНИЕ
Миф появляется еще на заре человечества и сопровождает его вплоть до наших современных дней, изменяясь, эволюционируя, но не теряя своего значения. Миф и его сущность изучались многими исследователями с разных позиций: литературы, фольклористики, этнологии, философии. Он как явление культуры тесно связан с ней, и достаточно сильно влияет на нее и находится сам под ее влиянием, происходит как бы взаимосвязь этих двух понятий. Этнические, социальные, культурологические процессы находят свое отражение в трансформациях мифа, позволяя судить о том, как они протекали и какой отпечаток накладывали на менталитет народов. Миф как бы вбирает в себя все особенности культуры, характерные для того или иного общества в определенный исторический период: это касается и этических норм, и материальной культуры, и религии.
Вся
наша жизнь, в той или иной степени,
пронизана мифами, и исследование
отражения их в повседневности, а
также мифотворчества как в прошлом,
так и в настоящем является
одной из важнейших задач
Глава 1
МИФ. ПОНЯТИЕ. ХАРАКТЕРИТИКА. ФУНКЦИИ
Трудно отыскать такое определение мифа, которое было бы принято всеми учеными и в тоже время доступно и неспециалистам. Миф это одна из чрезвычайно сложных реальностей культуры, и его можно изучать и интерпретировать в самых многочисленных и взаимодополняющих аспектах.
«Миф излагает сакральную историю, повествует о событии, произошедшем в достопамятные времена начала всех начал»[2;11]
«Слово Миф, понимаемое в обыденном сознании как нечто вымышленное, недостоверно и ложное» [3;27]
Миф рассказывает, каким образом реальность, благодаря подвигам сверхъестественных существ, достигла своего воплощения и осуществления, толи всеобъемлющая реальность, космос или только его част. То есть остров, растительный мир, человек или государственное управление. Миф – это рассказ о некоем творении или событии, которое нельзя было объяснить. Он говорит только о происходившем реально, о вещах которые себя реально проявили. Во многом миф описывает различные яркие проявления священного или сверхъестественного в этом мире. Именно результат этих проявлений явился основой создания мира, и он стал таким, каков он есть сегодня. Миф рассматривается как сакральное повествование, и следовательно, как событие, действительно произошедшее, так как оно всегда имеет отношение к определенным реальностям. К таким мифам относится космогонический миф, который в качестве своего обоснования имеет реальность, он истин, так как само существование мира подтверждает этот миф. Миф о происхождении смерти имеет также свою реальность, поскольку его доказывает смертность человека.
Зачастую миф становится моделью для подражания при значительном проявлении человеческой активности: ритуалы, священные танцы, игрища и т.д.
Смысл который несет миф: это древние представления о мире, возникшие в результате его освоения, основу религии; художественные образы; стереотипы обыденного сознания, обусловленные недостаточной информированностью и высокой степенью доверчивости; идеологические стереотипы.
Мифология –
это мир первообразов, которые
были достоянием рода и передавались
из поколения в поколение. Первообраз
- образ самого сознания. От любого образа
мы можем отделаться, забыть его. А от первообраза
нельзя отделаться хотя можно и не знать
о нем, не испытывать его влияния. Для первобытного
человека мифология являлась объективной
действительностью. Такой же, как для нас,
например, знание о том, что в году 365 или
366 суток. Нам и в голову не приходит вопрос
о том, так ли это на самом деле. Подобные
знания кажутся нам как бы свойствами
самих вещей, едва ли не природными явлениями.
Это еще и потому, что мы не знаем автора.
Но мифы - как раз анонимные произведения.
Для первобытного человека они поэтому
вообще не являлись произведениями. Они
выступали его сознанием, его психическим
состоянием, которое для него было и состоянием
окружающего мира. Наконец, это было состояние
массовое, коллективное, которое человек
испытывал не поодиночке, а совместно.
Одиночки и могли быть разрушителями мифологического
сознания, они могли быть, скажем, теми
художниками, которые уединялись, чтобы
уйти из-под власти коллективного сознания
и изобразить в каком-нибудь потаенном
месте свое, а не общепринятое, видение
мира, свое собственное сознание.
Сам по себе миф является повествованием, то есть истинными или вымышленными сказаниями. Это две категории представляют собой сказания, то есть относятся к ряду событий, происходивших в отдаленном древнем прошлом. И так первой характеристикой мифа является то, что персонажами мифов всегда или почти всегда были вымышленные, сверхъестественные герои, обладающие сверхъестественными возможностями. Еще одной из характеристик является и то, что события, описывающиеся в мифах это зачастую невозможные, необъяснимые явления, также сверхъестественные и даже магические. Такая характеристика присуще мифам из-за невозможности объяснить явления происходившие в тот или иной период времени.
Основными чертами мифа являются:
Другой
характеристикой мифа является его
поразительная стойкость и
Так как в нашем мире происходят множество различных явлений и каждое явление имеет свой характер, структуру и происхождение, то мифы в свою очередь опираясь на это также имеют различные формы представления. То есть имеют свои, так сказать, разновидности или виды. Каждый отдельный вид имеет свой смысл и значение.
Мифы этиологические (букв.
«причинные», т. е. объяснительные) - это
мифы, объясняющие появление различных
природных и культурных особенностей
и социальных объектов. В принципе, этиологическая
функция присуща большинству мифов и специфична
для мифа как такового. Практически под
этиологическими мифами понимаются прежде
всего рассказы о происхождении некоторых
животных и растений,гор и морей, небесных
светил и метеорологических явлений, отдельных
социальных и религиозных институтов,
видов хозяйственной деятельности, а также
огня, смерти и др. Подобные мифы широко
распространены у первобытных народов,
они часто слабо сакрализованы. Как особую
разновидность этиологических мифов можно
выделить мифы культовые, объясняющие
происхождение обряда, культового действия.
В случае эзотеричности культового мифа,
он может быть сильно сакрализован.
Мифы космогонические - повествуют
о происхождении космоса в целом и его
частей, связанных в единой системе. В
космогонических мифах особенно отчётливо
актуализуется характерный для мифологии
пафос превращения хаоса в космос. В них
непосредственно отражаются космологические
представления о структуре космоса (обычно
трёхчастной вертикально и четырёхчастной
горизонтально), описывается его вегетативная
(мировое древо), зооморфная или антропоморфная
модель. Космогония обычно включает разъединение
и выделение основных стихий (огонь, вода,
земля, воздух), отделение неба от земли,
появление земной тверди из мирового океана,
установление мирового древа, мировой
горы, укрепление на небе светил и т. п.,
затем создание ландшафта, растений, животных,
человека.
Мир может возникнуть из первоэлемента,
например, из мирового яйца или из антропоморфного
первосущества - великана. Различные космические
объекты могут быть найдены, даже похищены
и перенесены культурными героями (см.
ниже), порождены биологически богами
или их волей, их магическим словом.
Частью космогонических
мифов являются мифы
антропогонические - о происхождении
человека, первых людей, или племенных
первопредков (племя в мифах часто отождествляется
с «настоящими людьми», с человечеством).
Происхождение человека объясняется в
мифах как трансформация тотемных животных,
как отделение от других существ, как усовершенствование,
самопроизвольное или силами богов, неких
несовершенных существ, «доделывание»,
как биологическое порождение богами
или как изготовление божественными демиургами
из земли, глины, дерева и т. п., как перемещение
неких существ из нижнего мира на поверхность
земли. Происхождение женщин иногда описывается
иначе, чем происхождение мужчин (из другого
материала и т. п.). К космогоническим мифам
примыкают мифы астральные,
солярные и лунарные, отражающие архаические
представления о звёздах, солнце, луне.
Мифы астральные - о Звёздах и планетах.
Звёзды или целые созвездия часто представляют
в виде животных, реже деревьев, в виде
небесного охотника, преследующего зверя,
и т. п. Ряд мифов заканчивается перемещением
героев на небо и превращением их в звёзды
или, напротив, изгнанием с неба не выдержавших
испытания, нарушивших запрет (жён или
сыновей жителей неба). Расположение звёзд
на небе может трактоваться и как символическая
сцена, своеобразная иллюстрация к тому
или иному мифу. По мере разработки небесной
мифологии звёзды и планеты строго прикрепляются,
отождествляются к определённым богам.
На основе строгого отождествления созвездий
с животными в некоторых ареалах (на Ближнем
Востоке, в Китае, у части американских
индейцев и др.) складывались закономерные
картины движения небесных светил. Представление
о воздействии движения небесных светил
на судьбу отдельных людей и всего мира
создало мифологические предпосылки для
астрологии.
Мифы солярные и лунарные в принципе
являются разновидностью астральных.
В архаических мифологиях Луна и Солнце
часто выступают в виде близнечной пары
культурных героев или брата и сестры,
мужа и жены, реже родителя и ребёнка. Луна
и Солнцетипичные персонажи дуалистических
мифов, построенных на противопоставлении
мифологических символов, причём Луна
(Месяц) большей частью маркирована отрицательно,
а Солнце — положительно. Они представляют
оппозицию и двух тотемных «половин» племени,
ночи и дня, женского и мужского начала
и т. д. В более архаических лунарных мифах
месяц представляется чаще в виде мужского
начала, а в более развитых — женского
(зооморфного или антропоморфного). Небесному
существованию Луны и Солнца (как и в случае
со звёздами) иногда предшествуют земные
приключения пары мифологических героев.
Некоторые специально лунарные мифы объясняют
происхождение пятен на Луне («Лунный
человек»). Собственно солярные мифы лучше
представлены в развитых мифологиях, в
архаических — популярны мифы о происхождении
Солнца или об уничтожении лишних солнц
из первоначального их множества. Солнечное
божество тяготеет к тому, чтобы стать
главным, особенно в древних обществах,
возглавляемых обожествлённым царём-жрецом.
Представление о движении солнца часто
ассоциируется с колесом, с колесницей,
в которую впряжены кони, с борьбой против
хтонических чудовищ или богом грозы.
Суточный цикл также отражается в мифологическом
мотиве исчезающего и возвращающегося
солнечного божества. Уход и приход могут
быть перенесены с суток на сезоны. Универсальный
характер имеет миф о дочери солнца.
Мифы близнечные - о чудесных существах,
представляемых в виде близнецов и часто
выступающих в качестве родоначальников
племени или культурных героев. Истоки
близнечных мифов прослеживаются в представлениях
о неестественности близнечного рождения,
которое у большинства народов мира считалось
уродливым. Наиболее ранний пласт близнечных
представлений наблюдается в зооморфных
близнечных мифах, предполагающих родство
между животными н близнецами. В мифах
о близнецах-братьях они, как правило,
выступали сначала соперниками, а позднее
становились союзниками. В некоторых дуалистических
мифах братья-близнецы не антагонистичны
друг другу, а являются воплощением разных
начал. Есть мифы о близнецах брате и сестре,
но встречаются и усложнённые варианты,
где в кровосмесительных браках брата
и сестры предпочитается наличие нескольких
братьев. Особенностью многих африканских
близнечных мифов является совмещение
обоих рядов мифологических противоположностей
в одном мифологическом образе, т.е двуполые.
Мифы тотемические составляют непременную
часть комплекса тотемических верований
и обрядов родоплеменного общества; в
основе этих мифов лежат представления
о фантастическом сверхъестественном
родстве между определённой группой людей
(родом и др.) и т. н. тотемами, т. е. видами
животных и растений. По содержанию тотемические
мифы очень просты. Основные персонажи
наделены в них чертами и человека, и животного.
В наиболее типичном виде тотемические
мифы известны у австралийцев и африканских
народов. Тотемические черты ясно видны
в образах богов и культурных героев в
мифологии народов Центральной и Южной
Америки (таковы Уицилопочтли, Кецалькоатль,
Кукулькан). Остатки тотемизма сохранились
в египетской мифологии, и в греческих
мифах о племени мирмидонян, и в часто
встречающемся мотиве превращения людей
в животных или растения (напр., миф о Нарциссе).
Календарные мифы теснейшим образом
связаны с циклом календарных обрядов,
как правило с аграрной магией, ориентированной
на регулярную смену времён года, в особенности
на возрождение растительности весной,
на обеспечение урожая. В древних средиземноморских
земледельческих культурах господствует
миф, символизирующий судьбу духа растительности,
зерна, урожая. Распространён календарный
миф об уходящем и возвращающемся или
умирающем и воскресающем герое. В результате
конфликта с хтоническим демоном, богиней-матерью
или божественной сестрой-женой герой
исчезает или погибает или терпит физический
урон, но затем его мать (сестра, жена, сын)
ищет и находит, воскрешает, и тот убивает
своего демонического противника. Структура
календарных мифов имеет много общего
с композицией мифов, связанных с ритуалами
инициации или интронизации царя-жреца.
В свою очередь они оказали влияние на
некоторые героические мифы и эпические
предания, на мифы о сменяющих друг друга
мировых эпохах, на мифы эсхатологические.
Мифы героические фиксируют важнейшие
моменты жизненного цикла, строятся вокруг
биографии героя и могут включать его
чудесное рождение, испытания со стороны
старших родичей или враждебных демонов,
поиски жены и брачные испытания, борьбу
с чудовищами и другие подвиги, смерть
героя. Биографическое начало в героическом
мифе в принципе аналогично космическому
началу в мифе космогоническом; только
здесь упорядочивание хаоса отнесено
к формированию личности героя, способного
в дальнейшем поддержать своими силами
космический порядок. Отражением инициации
в героическом мифе является обязательный
уход или изгнание героя из своего социума
и странствия в иных мирах, где он приобретает
духов-помощников и побеждает демонических
духов-противников, где ему иногда приходится
пройти через временную смерть (проглатывание
и выплёвывание чудовищем; смерть и воскрешение—инициационные
символы). Инициатором испытаний (принимающих
иногда форму выполнения «трудной задачи»)
может быть отец, или дядя героя, или будущий
тесть, или племенной вождь, небесное божество,
например бог-Солнце, и т. п. Изгнание героя
иногда мотивируется его проступками,
нарушением табу, в частности, инцестом
(кровосмешением с сестрой или женой отца,
дяди), также угрозой для власти отца-вождя.
Герой как термин греческой мифологии
означает сына или потомка божества и
смертного человека.
Мифы эсхатологические о «последних»
вещах, о конце мира возникают относительно
поздно и опираются на модели мифов календарных,
мифов о смене эпох, мифов космогонических.
В противоположность космогоническим
мифам, эсхатологические рассказывают
не о возникновении мира и его элементов,
а об их уничтожении — гибель суши во всемирном
потопе, хаотизация космоса и др. Трудно
отделить мифы о катастрофах, сопровождавших
смену эпох (о гибели великанов или старшего
поколения богов, живших до появления
человека, о периодических катастрофах
и обновлении мира), от мифов о конечной
гибели мира. Более или менее развитую
эсхатологию находим в мифах аборигенов
Америки, в мифологиях древнескандинавской,
индуистской, иранской, христианской (евангельский
«Апокалипсис»). Эсхатологическим катастрофам
часто предшествуют нарушение права и
морали, распри, преступления людей, требующие
возмездия богов. Мир погибает в огне,
потопе, в результате космических сражений
с демоническими силами, от голода, жары,
холода и т. п.
Многие известные мифы — античные, библейские
и некоторые другие не умещаются в перечисленные
категории, а являются включёнными в мифологический
цикл легендами и историческими преданиями.
Иногда очень трудно провести границу
между мифом, легендой, преданием. Например,
мифы о Троянской войне и другие подобные
мифы, впоследствии обработанные в форме
эпоса, являются мифологизированными
историческими преданиями, в которых действуют
не только герои, имеющие божественное
происхождение, но и сами боги. На стыке
подлинного мифа и исторического предания
складывается и священная история типа
библейских повествований. Здесь «раннее
время» растягивается: включает события,
находящиеся на значительной хронологической
дистанции друг от друга, а исторические
воспоминания мифологизируются и сакрализуются.
Вообще предания, как правило, воспроизводят
мифологические схемы, прикрепляя их к
историческим или квазиисторическим событиям.
То же относится и к легендам, трудно отделимым
от преданий; легенды в большей мере сакрализованы,
в большей мере склонны к фантастике, например,
изображению «чудес». Классическим примером
легенд являются рассказы о христианских
святых или буддийских перевоплощениях.
В самом общем смысле можно сказать, что миф, каким он приживается в первобытных обществах:
Миф в свою очередь также выполняет множество функций, и по - мимо главной функции понимания, осознания, объяснения мира, т.е. событий происходящих вокруг человека, существую совершенно другие функции, которые влияют на человека, на его ценностные ориентиры, смысл в жизни и т.д.