Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 00:22, курсовая работа
Весь окружающий нас мир - это мир культуры. Орудия труда и средства транспорта, технические изобретения и научные открытия, язык и письменность, произведения искусства и нормы морали, философские учения и системы политической власти, правовые кодексы и религиозные верования, методы образования к воспитания, здравоохранение и спорт, традиции и ритуалы, прозаики и обряды - все это проявления творческой инициативы и деятельности человека.
Введение
Понятие культуры, ее сущность и функции
Основные культурологические школы
Общественно-историческая школа
Символическая школа
Натуралистическая школа
Социологическая школа
Антропологическая школа
Заключение
Список используемой литературы
Содержание:
Введение
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Культура человечества богата и многообразна. Она возникла на самых древних стадиях развития общества и неразрывно связана с его историей. Каждый народ вносит свой вклад в общий фонд мировой и отечественной культуры. В обществе происходит постоянный процесс обогащения культуры, создания и распространения ценностей и достижений.
Весь
окружающий нас мир - это мир культуры.
Орудия труда и средства транспорта,
технические изобретения и
Важнейшим признаком культуры является ее всепроникающий характер, непременное включение во все сферы жизни общества и личности. Слово "культура" есть почти во всех языках народов мира. Оно означает возделывание, изменение, улучшение, производимое человеком в процессе целесообразной деятельности.
Естественно, что каждый человек, воспринимает культуру по-своему. Именно в результате этого и возникло огромное количество течений и культурологических школ. В этой контрольной работе я постараюсь максимально полно рассказать об основных школах культурологи, ведущих представителях и главных идеях.
1. Понятие культуры, сущность и её функции.
Слово "культура" первоначально возникло в латинском языке и обозначало возделывание, обработку почвы. В последующем у Цицерона ("Туксуланские беседы") говорится об обработке ума, о философии как культуре ума. Под культурой стали иметь ввиду просвещенность, воспитанность, образованность человека, и в этом значении слово "культура" вошло почти во все европейские языки, в том числе и в русский "Культура как совокупность выражения души в жестах и трудах, как тело её, смертное, преходящее...; культура как совокупность великих символов жизни, чувствование и понимание: таков язык, которым только и может поведать душа, как она страждет".
Американские
антропологи А. Кребер и К. Клахон
дают следующие определения
Чтобы получить представление о многозначности понятия "культура", необходимо обратить внимание на ряд определений, предложенных некоторыми учеными Европы и США:
"комплекс, включающий знания, верования, искусства, законы, мораль, обычаи и другие способности и привычки, обретенные человеком как членом общества" (Э. Тейлор);
"социальное наследование" (Б. Малиновский);
"культурный
аспект охватывающий
"организация разнообразных явлений - материальных объектов, телесных актов, идей и чувств, которые состоят из символов или зависят от их употребления" (Л. Уайт);
"то,
что отличает человека от
"совокупность
интеллектуальные элементов,
Многоплановая разноуровневая структура позволяет ей осуществить ряд функций:
1. Аккумуляция родового опыта.
2.
Функция гносеологическая, познавательная.
Охватывая все сферы
3. Функция исторического обмена, передачи социального опыта Эту функцию называют информационной. Общество не имеет другого механизма передачи социального опыта, "социальной наследственности", помимо культуры. В этом смысле культуру можно назвать "памятью" человечества.
4.
Коммуникативная функция,
5.
Культура выполняет
6.
Сигнификативная функция
7.
Функция "психологической
8.
Главной функцией является
Культура облагораживает человека, делает его личностью, прививает культуру общения, культуру восприятия, милосердие, альтруизм, такт, любовь к другим людям. Культура выполняет свои функции, влияет на социальную жизнь разными путями:
а) через социализацию,
б) через создание и введение ценностей,
в) через образцы поведения,
г) через создание моделей институтов и социальных систем.
2. Основные культурологические школы
2.1. Общественно-историческая школа
Она имеет наиболее давние, «классические» традиции и восходит к Канту, Гегелю и Гумбольдту, группируя вокруг себя преимущественно историков и философов, в том числе и религиозных. Ее видными представителями в Западной Европе были Шпенглер и Тойнби, а в России — Н.Я. Данилевский.
Освальд
Шпенглер (1880—1936) — немецкий философ
и историк культуры, автор сенсационного
в свое время труда «Закат Европы» (1921-1923).
Вряд ли кто оказал такое заметное влияние
на культурологическую мысль первой трети
XX в., как Шпенглер. Подобно Ницше, он был
ярким представителем так называемой
философии жизни, противопоставляя в процессе
познания живую интуицию «мертвому» рационализму
и опираясь при определении культуры не
на ее материально-техническую сторону,
а на ее органическую природу. Он считается
классиком цивилизационного подхода к
истории, т.е. такого ее рассмотрения, когда
историческими субъектами выступают не
отдельные народы и государства, а их обширные
многовековые конгломераты, объединенные
общей, прежде всего духовной культурой.
В этом Шпенглер повторял нашего соотечественника
Н.Я. Данилевского и так же, как он, был
одним из самых последовательных критиков
европоцентризма и теории непрерывного
прогресса человечества, считая Европу
уже обреченным и умирающим его звеном.
Шпенглеру принадлежит и наиболее распространенная
трактовка различий между понятиями «культура»
и «цивилизация», подробно развитая им
в книге «Закат Европы». В этой книге он
рассматривает историю как чередование
культур, каждая из которых представляется
им в виде некоего «организма», спаянного
внутренним единством и обособленного
от других, подобных ему «организмов».
Существование общечеловеческой преемственности
в культуре Шпенглер отрицает. В истории
человечества он выделяет 8 культур: египетскую,
индийскую, вавилонскую, китайскую, греко-римскую,
византийско-исламскую, западноевропейскую
и культуру майя в Центральной Америке.
В качестве новой культуры, по Шпенглеру,
грядет русско-сибирская культура. Каждому
культурному «организму» отмерен примерно
тысячелетний срок существования, всякое
глубинное и плодотворное взаимодействие
между ними невозможно. Умирая, каждая
культура вырождается в цивилизацию, переходит
от творческого порыва к бесплодию, от
развития к застою, от «души» к «интеллекту»,
от героических «деяний» к утилитарной
работе. Такой переход для греко-римской
культуры произошел, по Шпенглеру, в эпоху
эллинизма (III—I века до н.э.), а для западноевропейской
культуры — в прошлом веке. С наступлением
цивилизации начинает преобладать массовая
культура, художественное и литературное
творчество теряет свое значение, уступая
место бездуховному техницизму и спорту.
В 20-е годы «Закат Европы», по аналогии
с гибелью Римской империи, воспринимался
как предсказание апокалипсиса, гибели
западноевропейского общества под натиском
новых «варваров» — революционных сил,
надвигавшихся с Востока. История, как
известно, не подтвердила пророчеств Шпенглера,
а новой «русско-сибирской» культуры,
под которой подразумевалось так называемое
социалистическое общество, пока не получилось.
Показательно, что некоторые консервативно-
Арнольд Джозеф Тойнби (1889—1975) — английский историк и социолог, автор 12-томного «Исследования истории» (1934—1961) — труда, в котором он (на первом этапе не без влияния О. Шпенглера) так же стремился осмыслить развитие человечества в духе круговорота «цивилизаций», употребляя этот термин в качестве синонима «культуры».
Первоначально Тойнби рассматривал историю как совокупность параллельно и последовательно развивающихся «цивилизаций», генетически мало связанных одна с другой, каждая из которых проходит одинаковые этапы от подъема к надлому, распаду и гибели. Позднее он пересмотрел эти взгляды, придя к заключению, что все известные культуры, питаемые мировыми религиями (христианством, исламом, буддизмом и др.), суть ветви одного человеческого «древа истории». Все они имеют тенденцию к единству, и каждая из них — его частица. Всемирно-историческое развитие предстает в виде движения от локальных культурных общностей к единой общечеловеческой культуре. В отличие от О. Шпенглера, выделявшего всего 8 «цивилизаций», Тойнби, опиравшийся на более широкие и современные исследования, насчитывал их от двух до трех десятков, позднее остановившись на тринадцати, получивших наиболее законченное развитие. Движущими силами истории, помимо божественного «провидения», Тойнби считал отдельных выдающихся личностей и «творческое меньшинство». Оно отвечает на «вызовы», бросаемые данной культуре внешним миром и духовными потребностями, в результате чего обеспечивается поступательное развитие того или иного общества. При этом «творческое меньшинство» ведет за собой пассивное большинство, опираясь на его поддержку и пополняясь за счет его лучших представителей. Когда же «творческое меньшинство» оказывается неспособным воплотить в жизнь свой мистический «жизненный порыв» и ответить на "вызовы" истории, оно превращается в «господствующую элиту», навязывающую свою власть силой оружия, а не авторитетом; отчужденная же масса населения становится «внутренним пролетариатом», который совместно с внешними врагами в конечном счете разрушает данную цивилизацию, если она раньше не гибнет от естественных катастроф.
Не
отрицая поступательного