Автор работы: d*************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 17:18, реферат
На мой взгляд, к настоящему моменту в области культуры Древней Греции и
Рима изучено практически все. Во всяком случае, вряд ли какое-нибудь будущее открытие в этой области сможет коренным образом изменить наше представление об этих цивилизациях. Основная задача реферата – описать основные особенности древнегреческой и древнеримской культур, показать их взаимосвязь, выделить основные черты сходства и различия.
ВВЕДЕНИе 3
§1.Основные особенности древнегреческой и древнеримской цивилизаций и их культуры 3
§2.Религия 5
§3.Искусство 6
§4.Письменность и язык 10
§5.Наука 10
§6.Быт 11
§7.Праздники 12
Заключение 14
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание 2
ВВЕДЕНИе 3
§1.Основные особенности древнегреческой
и древнеримской цивилизаций
и их культуры 3
§2.Религия 5
§3.Искусство 6
§4.Письменность и язык 10
§5.Наука 10
§6.Быт 11
§7.Праздники 12
Заключение 14
Список использованной литературы
23
Введение
На мой взгляд,
к настоящему моменту в области
культуры Древней Греции и
Рима изучено практически все. Во всяком
случае, вряд ли какое-нибудь будущее открытие
в этой области сможет коренным образом
изменить наше представление об этих цивилизациях.
Основная задача реферата – описать основные
особенности древнегреческой и древнеримской
культур, показать их взаимосвязь, выделить
основные черты сходства и различия.
Древнегреческая и древнеримская цивилизации занимали расположенные географически близко друг к другу территории, существовали почти в одно и тоже время, поэтому нет ничего удивительного, что они тесно связаны между собой. Обе цивилизации обладали развитыми культурами, которые развивались, взаимодействуя друг с другом.
Конечно, изучение
древнего мира проводится не из простого
любопытства.
Исторические события взаимосвязаны и
оказывают большое влияние друг на друга.
Цивилизации Древней Греции и Древнего
Рима позднее стали основой для возникновения
европейской цивилизации, и оказали огромное
влияние на развитие средневекового, а,
следовательно, и современного мира.
Основные особенности
древнегреческой и
Конечно, греческая и римская культуры очень похожи. «И у греков, и у римлян было свое историческое призвание – они дополняли друг друга, и фундамент современной Европы – их общее дело»[1]. Но в тоже время между этими двумя цивилизациями было очень много существенных различий. В первую очередь это было обусловлено сложностью связи на больших расстояниях, что сильно ограничивало взаимодействие двух культур.
Вся история
Древней Греции условно делится
на несколько периодов: крито-микенский
(XXX-XX вв. до н. э.), гомеровский (XI – IX вв.
до н. э.), архаический (VIII – VI вв. до н.э.),
классический (V – IV вв. до н. э.) и эллинистический
(IV – I вв. до н. э.)
Золота в Греции нет: его добывали уже
за пределами Греции - на острове
Тасос, в Македонии и Фракии. Зато меди
греки имели вдоволь, находя ее прежде
всего на Эвбее, где название города Халкида
происходит от греческого слова, обозначающего
медь. Также в Древней Греции добывали
ряд других черных и цветных металлов.
Горнодобывающий промысел находился в
Афинах на высоком уровне развития: там
умели необыкновенно искусно отыскивать
новые залежи ценных металлов, а глубина
шахт достигала 120 м. Еще важнее серебра
была для греческого искусства глина,
из которой делали кирпичи, но прежде всего
керамику - в этом греки добились, как известно,
высочайших художественных достижений.
Наконец, весьма ценился и камень: благодаря
ему возникли со временем греческие храмы,
другие памятники архитектуры и скульптуры.
В районе Эгейского моря существовали и взаимодействовали три культурные общности: древнейшая из них критская, или минойская, с центром на Крите (3000 - 1200 гг. до н. э.); кикладская, расцветшая на островах; и элладская - в собственно Греции. Отражением критской культуры в материковой Греции была культура микенская: в формировании ее немалую роль сыграли, очевидно, художники и ремесленники с Крита, привезенные в качестве рабов победителями - ахейцами.
В эпоху архаики
складываются основные черты этики
древнегреческого общества. Ее отличительной
особенностью было соединение рождающегося
чувства коллективизма и
Формирование полиса как особого типа
общины. шедшего на смену рыхлым объединениям
«героической» эпохи, вызвало к жизни
и новую, полисную мораль
- коллективистскую в своей основе, поскольку
существование индивида вне рамок полиса
было невозможно. Выработке этой морали
способствовала также военная организация
полиса. Высшая доблесть гражданина состояла
в защите своего полиса: «Сладко ведь жизнь
потерять, среди воинов доблестных павши,
храброму мужу в бою ради отчизны своей»—эти
слова спартанского поэта Тиртея как нельзя
лучше выражали умонастроения этой эпохи,
характеризуя систему господствовавших
тогда ценностей[2]. Определенную трансформацию
переживала и религия. Формирование единого
греческого мира при всех локальных особенностях
повлекло за собой создание общего для
всех греков пантеона.
Важнейшим центром Средиземноморской
империи был город Рим, население которого
выросло до 1—1,5 млн. жителей. В отдельных
частях огромной державы возникли в I—III
вв. н. э. другие большие города. Наиболее
крупными из них были Александрия Египетская
с населением около 500 тыс. человек, Антиохия
на Оронте — центр управления Сирии, Эфес
— центр управления провинцией азия. Крупнейшим
городом Греции эпохи Империи стал Коринф,
восстановленный
Юлием Цезарем. Столицу империи и другие
большие города украшали великолепные
крупные здания — храмы местных и общеимперских
божеств, дворцы, «базилики», портики для
прогулок, а также различного вида здания
для общественных развлечений, театры,
амфитеатры, цирки. В амфитеатрах шли представления
— травля зверей, бои гладиаторов, публичные
казни. До настоящего времени, кроме грандиозного
римского амфитеатра «Коллосея»
(Колизея), построенного в 80 г. н.э. и вмещавшего
около 50 тыс. зрителей, в различных местах,
некогда бывших городами Римской империи,
сохранились остатки амфитеатров (Париж,
Арль, Верона, Капуя, Помпеи, Пула, и т. д.).
Отличительной чертой городов эпохи 1—III
вв. и. э. были каменные мостовые, водопроводы
(«акведуки»), канализация.
В самом Риме во II—V вв. н. э. работали одиннадцать водопроводов, дававших 950 000 куб. литров воды ежесуточно. Водопроводы (акведуки) представляли собою длинные ряды арок , поддерживавших свинцовые или глиняные трубы, по которым вода из горных источников направлялась за много километров в тот или иной город. В современном Риме продолжают подавать воду два древних водопровода.
Особенно роскошны
были форумы Рима. К древнейшему
форуму времен республики императоры
присоединили ряд новых. Наиболее великолепен
был форум Траяна. Не менее великолепны
были «алтарь мира», воздвигнутый
Августом, и мавзолей Августа, большой
купольный храм «всем богам» —
«Пантеон», построенный Агриппой и перестроенный
затем императором Адрианом.
Постепенно складывалась идеология, система ценностей римских граждан. Её определял в первую очередь патриотизм – представление об особой богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначавшихся ему победах, о Риме как о высшей ценности, о долге гражданина служить ему всеми силами, не щадя сил и жизни. Делами, достойными римлянина, особенно из знати, признавались политика, война, земледелие, разработка права. На такой основе складывалась ранняя культура Рима. Иноземные влияния, в первую очередь греческие, воспринимались лишь постольку, поскольку они не противоречили римской системе ценностей и перерабатывались в соответствии с ней.
Религия
Космогонические
представления греков принципиально
не отличались от представлений многих
других народов. Считалось, что изначально
существовали
Хаос, Земля (Гея), подземный мир (Тартар)
и Эрос—жизненное начало. Гея породила
звездное небо— Уран, который стал первым
властителем мира и супругом Геи. От Урана
и Геи родилось второе поколение богов—титаны.
Титан
Кронос (бог земледелия) низверг власть
Урана. В свою очередь дети
Кроноса—Аид, Посейдон, Зевс, Гестия, Деметра
и Гера—под водительством Зевса свергли
Кроноса и захватили власть над Вселенной.
Таким образом, олимпийские боги—третье
поколение божеств. Верховным божеством
стал Зевс - властитель неба, грома и молнии.
Среди потомков Зевса особо выделялся
Аполлон—бог светлого начала в природе,
нередко называвшийся Фебом
(Сияющим). Роль Аполлона с течением времени
все более возрастает, и он начинает вытеснять
Зевса.
Большим почетом пользовалась Афина, родившаяся
из головы Зевса,—богиня мудрости, всякого
рационального начала, но и войны (в отличие
от Ареса, который олицетворял безрассудную
отвагу).
Для греческого
религиозного сознания, особенно на этой
стадии развития, не характерна идея всемогущества
божества. Из-за политической раздробленности
и отсутствия жреческого сословия у
греков не сложилась единая религия.
Возникло большое количество очень
близких, но не идентичных религиозных
систем. По мере развития полисного
мировоззрения оформлялись
Для греческого мировоззрения характерен
не только политеизм, но и представление
о всеобщей одушевленности природы. Каждое
природное явление, каждая река, гора,
роща имели свое божество. С точки зрения
грека, не было непреодолимой грани между
миром людей и миром богов, посредствующим
звеном между ними выступали герои. Такие
герои, как Геракл, за свои подвиги приобщались
к миру богов.
В повседневной жизни римлян религия играла
очень важную роль. Римляне, так же как
и все народы древности, обожествляли
непонятные им явления природы и общественной
жизни. В римской религии долгое время
сохранялись остатки первобытных религиозных
представлений: тотемизма, фетишизма,
анимизма. Особенно долго сохранялся в
римской религии анимизм, т.е. вера в безличных
и абстрактных духов. Длительное сохранение
анимистических представлений тормозило
развитие антропоморфного взгляда на
богов т. е. представление божества в виде
человеческого образа.
В силу консервативности мышления и медленного
развития в религии долгое время сохранялись
родовые и семейные культы. Каждая семья
находилась под покровительством своих
божеств, имела свои святыни и свой культ.
Умершие члены семьи превращались в духов,
о которых нужно заботиться. Умершие предки
считались богами покровителями — манами.
Но если об умершиx не заботились их потомки,
они преследовали живущих, становились
злыми и мстительными лемурами.
Древним и почитаемым
был культ богов, олицетворявших
разные стороны земледелия, главного
занятия римлян. Богиня Венера считалась
покровительницей садов и огородов,
божеством обилия и плодородия природы.
Существовал бог посевов — Сатурн, жатвы
— бог Коне и т.д.
Начиная с III в до н. э, на римскую религию
очень сильное влияние стала оказывать
греческая религия. Римляне отождествили
с греческими богами своих абстрактных
богов. Так, Юпитер был отождествлен с
Зевсом, Марс с Аресом,
Венера с Афродитой, Юнона с Герой, Минерва
с Афиной и др.
Римский пантеон никогда не оставался
замкнутым, в его состав принимались иноземные
божества. Считалось, что прием новых богов
усиливает мощь римлян.
Так, римляне заимствовали почти весь
греческий пантеон.
Для того чтобы боги заботились о людях
и о государстве, им нужно было приносить
жертвы и возносить молитвы-просьбы и
производить особые ритуальные действия.
Жертвенное животное подводилось к специальному
алтарю и убивалось. При жертвоприношении
зачитывалась молитва, причем особенно
следили за тем. чтобы молитва была произнесена
точно, так как малейшее искажение делало
ее недействительной.
Наблюдали за культом отдельных богов,
следили за точностью молитв и ритуальных
действий, могли дать совет особые коллегии
сведущих людей - жроецы.
Римская религия носила печать формализма и трезвой практичности: от богов ждали помощи в конкретных делах и потому скрупулезно выполняли установленные обряды и приносили нужные жертвы. Римляне обращали большое внимание на внешнюю сторону религии, на мелочное выполнение обрядов, а не на духовное слияние с божеством.
Широкое проникновение
греческого влияния во II в, до н. э. привело
не только к большому воздействию
греческой религии и
Искусство
Искусство древнего
Рима, как и древней Греции, развивалось
в рамках рабовладельческого общества,
поэтому именно эти два основных
компонента имеют ввиду, когда говорят
об "античном искусстве". Искусство
Рима считают завершением художественного
творчества античного общества. Правомерно
утверждать, что, хотя древнеримские мастера
продолжали традиции эллинских, все же
искусство древнего Рима - явление самостоятельное.
В произведениях древних римлян, в отличие
от греков, преобладали символика и аллегория.
Соответственно пластические образы эллионов
уступили у римлян место живописным. Римский
мастер в отличие от греческого, видевшего
реальность в ее пластическом единстве,
больше склонялся к анализированию, расчленению
целого на части, детальному изображению
явления.
В древнем Риме скульптура ограничивалась
преимущественно историческим рельефом
и портретом, зато получили развитие изобразительные
искусства с иллюзорной трактовкой объемов
и форм - фреска, мозаика, станковая живопись,
слабо распространенные у греков. Архитектура
достигла небывалых успехов как в ее строительно-инженерном,
так и в ансамблевом выражении. Новым было
у римлян и их понимание взаимосвязи художественной
формы и пространства. В римской архитектуре,
поражающей обычно своими ансамблевыми
размахами, предпочтение отдавалось замкнутым
формам. Зодчие любили псевдоперипетры
с колоннадой, наполовину утопленной в
стену. Если древнегреческие площади всегда
были открыты пространству, подобно Агоре
в Афинах или других эллинистических городах,
то римские либо обносились, как форумы
Августа или
Нервы, высокими стенами, либо устраивались
в низинах.
Тот же принцип проявлялся и в скульптуре.
Пластичные формы греческих атлетов всегда
представлены открыто. Образы, подобные
молящемуся римлянину, набросившему на
голову край одеяния, большей частью заключены
в себе, сосредоточены. Римские мастера
в скульптурных портретах концентрировали
внимание на личных, индивидуальных особенностях
человека.
Система римских архитектурно-пластических
образов глубоко противоречива.
Компактность форм в них только кажущаяся,
искусственная, вызванная, видимо, подражанием
классическим образцам эллинов. Отношение
римлян к форме, объему, пространству совершенно
иное, нежели у греков, основанное на принципе
прорыва границ и рамок, на эксцентрической,
а не концентрической динамике художественного
мышления. В этом смысле римское искусство
- качественно новый этап эстетического
освоения человеком реальности.
Тяготение римских художников к классическим
эллинским формам, вызывающее ощущение
двойственности римских памятников, воспринимается
сейчас как проявление своего рода реакции
на заявлявшие о себе новшества. Осознанная
римлянами утрата цельности художественных
форм нередко заставляла их создавать
постройки громадные по размерам, порой
грандиозные, чтобы хоть этим восполнить
противоречивость или ограниченность
образов. Возможно, именно в связи с этим
римские храмы, форумы, а нередко и скульптурные
произведения значительно превосходили
размерами древнегреческие.
Важный фактор, воздействовавший на характер
древнеримского искусства, -- огромное
пространство его поля действия. Динамичность
и постоянное расширение территориальных
рамок древнеримского искусства со включением
в его сферу уже в V веке до н.э. этрусских,
италийских, галльских, египетских и других
форм, с особенным значением греческих,
- не может быть объяснено только свойствами
римского художественного потенциала.
Это процесс, связанный с развитием общеевропейского
искусства, в котором римское начало играть
роль особенную -- интерпретатора и хранителя
художественного наследия античной эпохи
при одновременном выявлении собственно
своих римских принципов.
Говоря об искусстве древней Греции и
Рима нельзя не упомянуть о развитии литературы,
поэзии и театра.
Как и у многих других народов, у римлян
собственно литературному творчеству
отдельных писателей предшествовало устное
народное творчество. К сожалению, произведения
римского народного творчества не были
записаны и не сохранились, за исключением
ничтожных отрывков. На этом случайном
основании некоторые ученые считали римлян
неспособными к поэтическому творчеству,
народом практичным и сухим.
Однако и те ничтожные отрывки народной
поэзии, которые дошли до нашего времени,
и косвенные указания говорят о том, что
римляне, как и другие народы, выражали
свои чувства в поэтической форме. Молитвы
и обращения к богам составлялись в стихотворной
форме, что облегчало их запоминание.
Информация о работе Основные особенности древнегреческой и древнеримской цивилизаций и их культуры