Основные тенденции развития современной отечественной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:36, контрольная работа

Описание

XX век дал Отечеству гениальных ученых и исследователей, талантливых художников, писателей, музыкантов, режиссеров. Он стал датой рождения многочисленных творческих сообществ, художественных школ, направлений, течений, стилей. Однако именно в XX веке в России была создана тотализированная социокультурная мифология, сопровождавшаяся догматизацией, манипулированием сознания, уничтожением инакомыслия, примитивизацией художественных оценок и физическим уничтожением цвета российской научной и художественной интеллигенции.

Содержание

Введение. 3
1. Общие тенденции и особенности развития современной отечественной культуры. 5
2. Политизация культуры России. 8
3. Особенности культурного процесса в современной России. 21
Заключение. 24
Список использованной литературы. 25

Работа состоит из  1 файл

Культурология - Основные тенденции развития отечественной культуры.docx

— 66.76 Кб (Скачать документ)

     С первых дней войны возросло значение массовой информации, главным образом радио. Сводки Информбюро передавались 18 раз в день на 70 языках.

     Делу  спасения Отечества целиком и  полностью посвятило себя советское  искусство. Необыкновенного звучания в этот период достигли советская поэзия и песня. Подлинным гимном народной войны стала песня В. Лебедева - Кумача и А. Александрова "Священная война". Большой популярностью пользовались песни композиторов А. Александрова, В. Соловьева-Седого, М, Блантера, А. Новикова, Б. Мокроусова, М. Фрадкина, Т. Хренникова и других. Одним из ведущих жанров литературы стала боевая лирическая песня. "Землянка", "Вечер на рейде", "Соловьи", "Темная ночь" - эти песни вошли в золотую сокровищницу советской песенной классики.

     Приход  к власти в ряде стран фашизма  и начало Великой Отечественной  войны возродили русскую патриотическую тему в кинематографе ("Александр Невский", "Суворов", "Кутузов"). На базе эвакуированных киностудий "Ленфильм" и "Мосфильм" в Алма-Ате была создана Центральная объединенная киностудия (ЦОКС). В эти годы на киностудии работали кинорежиссеры: С. Эйзенштейн, В. Пудовкин, братья Васильевы, Ф. Эрмлер, И. Пырьев, Г. Рошаль. Около 80% всех отечественных художественных фильмов в годы войны было поставлено на этой киностудии. Всего за годы войны было создано 34 полнометражные картины и почти 500 киножурналов. Среди них "Секретарь райкома" И.А. Пырьева, "Нашествие" А. Роома, "Радуга" М.С. Донского, "Два бойца" Л.Д. Лукова, "Она защищает Родину" Ф.М. Эрмлера, документальная картина "Разгром немецких войск, под Москвой" Л. Варламова и И. Копалина. На передовой линии фронта и в партизанских отрядах находилось более 150 киноопреаторов.

     Скульптурным  символом военных лет и памятью  павшим войнам стала 13 -метровая статуя советского воина-освободителя с девочкой на руках и опущенным мечом, водруженная после войны в Берлине в Трептов-парке (скульптор Е.В. Вучетич).

     Война, героизм советских людей отражены в полотнах художников А.А. Дейнеки "Оборона Севастополя", С.В.Герасимова "Мать партизана", картине А.А. Пластова "Фашист пролетел" и других.

     Таким образом, несмотря на предшествующий Великой  Отечественной войне период тоталитаризма в истории страны, жесткого идеологического давления на всю отечественную культуру, перед лицом трагедии, опасности чужеземного завоевания из подлинной культуры уходит идеологизированная лексика и на первый план выдвигаются вечные, глубинные, подлинно народные ценности. Отсюда поразительное единство культуры тех лет, стремление людей к защите своей Земли, ее традиций.

     Переход от войны к миру создавал благоприятные  условия для развития культуры, государственные расходы на которую значительно возрастали.

     В послевоенный период многое в развитии культуры пришлось начинать сначала. За годы войны резко уменьшилось  количество школ (было уничтожено 82 тысячи школ, много высших учебных заведений, НИИ, музеев и других учреждений культуры). Однако уже в первую послевоенную пятилетку было сделано многое для восстановления и развития системы народного образования. Важнейшим результатом этой работы стало введение в стране всеобщего обязательного семилетнего образования.

     Несмотря  на трудности послевоенного времени  широкий размах получили исследования ученых. В стране во многих отраслях науки складывались научные школы, имевшие мировое значение.

     В советской гуманитарной науке этого периода начинают разрабатываться новые подходы к исследованию общественного сознания. Это связано с тем, что советский народ начинает знакомиться с культурой других стран и осуществлять духовные контакты со всеми континентами.     В послевоенное время отечественная культура продолжала художественное освоение военной темы. В литературу вступило поколение фронтовиков, новый жизненный опыт которых нуждался в осмыслении. На документальной основе создаются роман А. Фадеева "Молодая гвардия" и "Повесть о настоящем человеке" Б. Полевого. Одним из первых попытался сказать правду о войне В.Некрасов в повести "В окопах Сталинграда".

     Но  надеждам на освобождение культуры от давления официальной политики и  идеологии в послевоенные годы не суждено было осуществиться. Литература и искусство по-прежнему рассматривались как средства воспитания масс.

     В искусстве была сделана установка на шедевры. Художественные музеи должны были экспонировать лишь высочайшие образцы отечественного искусства. В кино такая политика привела к резкому сокращению числа новых фильмов.

     Изоляционистская  политика советского руководства подкреплялась  широкой идеологической кампанией  борьбы с низкопоклонством перед Западом. Страницы газет и журналов заполнили статьи, восхваляющие все отечественное, русское и советское. Журналисты доказывали первенство русских практически во всех научно-технических открытиях.

     Крупные открытия зарубежных ученых в области  квантовой механики, кибернетики объявлялись враждебными материализму. Особенно пострадали признанные ложными генетика и молекулярная биология, исследования в области которых почти прекратились. На сессии Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. В.И. Ленина (ВАСХНИЛ) в августе 1948 года монопольное положение в области агробиологии заняла группа Т. Д. Лысенко, поддержанная руководством страны. В результате советская биология серьезно пострадала от типично отечественного изобретения - "лысенковщины" и была отброшена в своих исследованиях на многие годы назад.   После смерти Сталина черты тоталитаризма долгое время продолжали существовать в культурной политике. Это не означает, что формирование и упрочение культа личности связаны с отсутствием в художественной культуре советского периода инакомыслия.

     В последнее время читающей публике  стали широко известны "Несвоевременные  мысли" М.Горького, "Окаянные дни" И.Бунина, дневники М.Пришвина и И.Павлова. Протест против духовного гнета  звучит в произведениях Е.Замятина, А.Платонова, М. Булгакова, поэтов Н.Клюева, С.Клычкова, О.Мандельштама.

     Время произвело свой отбор. О многих произведениях, отмеченных в те годы Сталинской премией, ныне не вспоминают. Зато остались в  советской литературе "Золотая карета" Л.М. Леонова, "Далекие годы" К. Г. Паустовского, "Первые радости" и "Необыкновенное лето" К.А. Федина, "Звезда" Э.Г. Казакевича. В классику советского киноискусства вошли "Молодая гвардия" С.А. Герасимова и "Подвиг разведчика" Б. В. Барнета.

     Реформы, начавшиеся после смерти Сталина, создавали  более благоприятные условия для развития культуры. Разоблачение на XX съезде партии в 1956 году культа личности, возвращение из тюрем и ссылок сотен тысяч репрессированных, в том числе представителей творческой интеллигенции, ослабление цензурного пресса, развитие связей с зарубежными странами - всё это расширило спектр свободы, вызвало у населения, особенно молодежи, утопические мечтания о лучшей жизни. Сочетание всех этих совершенно уникальных обстоятельств привело к движению шестидесятников.

     Время с середины 50-х до середины 60-х  годов (от появления в 1954 году повести  И.Эренбурга с названием "Оттепель" и до открытия процесса над А.Синявским  и Ю.Даниэлем в феврале 1966 года) вошло  в историю СССР под названием "оттепель", хотя инерция развернувшихся в то время процессов давала о  себе знать вплоть до начала 70-х годов.

     Само  понятие "оттепель" в социокультурном  плане имело два смысла:

     символический - оттепель в культуре предшествовала и способствовала оттепели в других сферах общественной жизни;

     реальный - ослабление влияния тотального режима на индивидуальный процесс художественного творчества.

     Художественные  выставки московских неоавангардистов и литературный "самиздат" конца пятидесятых годов означали появление ценностей, порицавших каноны социалистического реализма.

     Более двадцати лет в советской истории  существовала эпоха "застоя", которая  в области культуры характеризовалась  противоречивыми тенденциями. С  одной стороны, продолжалось плодотворное развитие всех сфер научной и художественной деятельности, благодаря государственному финансированию укреплялась материальная база культуры. С другой стороны, усилился идеологический контроль руководства страны за творчеством писателей, поэтов, художников и композиторов.     

    Процесс нарастания противоречий, обусловленный становлением национальных культур как великорусской, так и в каждой союзной республике (крае, области и т.д.) подготовил необходимую почву для социокультурной политики "перестройки".

     В 70-е годы выделились два пласта в  художественной культуре - официальный и неофициальный, то есть поддержанная и поощряемая государством культура и не признанная им. И тот, и другой пласты включали как высокохудожественные образцы, так и слабые произведения. В самиздате ходили не только произведения Бродского и Набокова, но и низкопробные детективы. И наоборот, официальная культура не исчерпывалась только произведениями с ярко выраженной идеологической направленностью.

     Обновление  системы государственного социализма, начатое партийным руководством во главе с М.С.Горбачевым в 1985 году имело большие последствия для всех отраслей культуры. В ходе "перестройки" (1985 - 1991 годы) развернулась интенсивная ломка сложившихся стереотипов во всех направлениях социокультурной жизни. За шесть лет ситуация в культурной жизни изменилась радикальным образом. Исчез монолит "советской культуры", искусственно скрепленный идеологическими догмами. Культурная жизнь стала несравненно сложнее, разнообразнее, многовариантнее.

     Перестройка как процесс трансформации советского общества теснейшим образом связана с культурой, игравшей огромную роль в духовной подготовке перемен. Культура стала стержнем идеологической перенастройки общества.

     Решающее  значение для перемен в культурной жизни общества имела политика гласности. Реформаторы рассматривали гласность как необходимое условие курса на демократизацию и ускорение социально-экономического развития. Были смягчены или частично пересмотрены постулаты официальной идеологии. Классовый подход с его идейной непримиримостью постепенно вытеснялся идеей приоритета общечеловеческих ценностей и "социалистического плюрализма" мнений. Однако разрешенный сверху плюрализм мнений очень быстро вышел за рамки социалистического.

     Характерным явлением духовной жизни конца 80-х  годов стало переосмысление истории  советского периода. Еще раз нашла  своеобразное подтверждение мысль  о том, что в России непредсказуемо не только будущее, но и прошлое. Стали  публиковаться документы, недоступные  ранее даже специалистам. Наблюдался всплеск интереса к публицистическим произведениям и документальной прозе.

     Исчез общий стержень культурной жизни - централизованная система управления и единая культурная политика. Определение путей дальнейшего культурного развития стало делом самого общества и предметом острых разногласий. Диапазон поисков чрезвычайно широк - от следования западным образцам до апологии изоляционизма. Отсутствие объединительной социокультурной идеи воспринимается частью общества как проявление глубокого кризиса, в котором оказалась российская культура к концу XX века. Другие считают культурный плюрализм естественной нормой цивилизованного общества.

     Ликвидация  идеологических барьеров создала благоприятные  возможности для развития духовной культуры. Однако экономический кризис, переживаемый страной, сложный переход  к рыночным отношениям усилили опасность  коммерциализации культуры, утраты национальных черт в ходе ее дальнейшего развития, негативного воздействия американизации отдельных сфер культуры (прежде всего музыкальной жизни и кинематографа) как своего рода расплаты за "приобщение к общечеловеческим ценностям".

     Духовная  сфера переживает в середине 90-х  годов острый кризис. В сложный  переходный период возрастает роль духовной культуры как сокровищницы нравственных ориентиров для общества, политизация же культуры и деятелей культуры приводит к осуществлению ею несвойственных для нее функций, углубляет поляризацию общества. Стремление направить страны на рельсы рыночного развития приводит к невозможности существования отдельных сфер культуры, объективно нуждающихся в государственной поддержке. Возможность так называемого "свободного" развития культуры на почве низких культурных потребностей достаточно широких слоев населения приводит к росту бездуховности, пропаганде насилия и, как следствие, - росту преступности.

     Одновременно  продолжает углубляться раздел между элитарными и массовыми формами культуры, между молодежной средой и старшим поколением. Все эти процессы разворачиваются на фоне быстрого и резкого усиления неравномерности доступа к потреблению не только материальных, но культурных благ.

     Современные культуротворческие процессы, происходящие в России, - неразрывная часть общемирового развития конца XX - начала XXI веков, перехода от индустриального к постиндустриальному обществу, от "модерна" к "постмодерну".

     Духовное  состояние западной культуры и искусства  современности получило название постмодернизм. Оно родилось из трагического осознания невозможности восстановить всеобщую гармонию через превознесение единичного.

Информация о работе Основные тенденции развития современной отечественной культуры