Особенности бардымского тастымала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 17:24, научная работа

Описание

Целью моей исследовательской работы является изучение и выявление особенностей бардымского тастымала в сравнении с тастымалами других районов.
Для достижения этой цели мною были поставлены задачи:
изучение литературы, посвященной татарскому декоративно-прикладному искусству, в том числе ткачеству;
изучение и выявление особенностей технологии ткачества бардымского тастымала;

Работа состоит из  1 файл

Особенности бардымского тастымала.doc

— 9.65 Мб (Скачать документ)

    В  середине прошлого столетия появился  многоуточный вид узороткачества. Главным при выборной технике считалось контрастное соотношение цвета и орнамента. Цвета использовались  необычно яркие, преимущественно красный, желтый, черный и синий. Количество их  доходило до 10.

      В орнаменте  использовались  более сложные геометрические  фигуры, сочетающиеся с полосами, зигзагообразными линиями: ромбы и кресты разного характера, фигуры «колос», 6-угольные звезды, внутри которых 8-угольные розетки «йолдыз», ступенчатые ромбы в сочетании с треугольниками «күбәләк» и квадратами «кояш»12.   

    Особой многокрасочностью, оригинальностью орнаментации отличают концовки полотенец, выполненные в закладной технике ткачества. В закладной технике орнамент  выполняется в виде массивных уступчатых линий, которые образуют сложные узоры: Х-образные, З-образные, ромбовидные и 8-образные фигуры, кресты и др.

     Закладная  техника тканья считается   древнейшей, которую применяли при изготовлении ковров. Крупные узоры на гайнинских полотенцах – это результат переработки древнетюркских мотивов, связанных с ковровой и паласной техникой, в соответствии с художественными традициями башкирского народа. Данный способ изготовления полотенец является характерной особенностью ткачества гайнинцев.

    Широкое  развитие узорного ткачества  в регионе замедляло распространение  вышивального искусства. Жители села Сараши Х. Мустаева  и Х.Халилова проинформировали нас о том, что у гайнинских башкир вышитые полотенца считались более трудоемкими и менее престижными, чем тканые13.  Популярной стала вышивка среди гайнинских башкир только в 50 – 60-е гг. ХХ в., когда ушли в прошлое некоторые предметы традиционного быта, на смену им пришли новые изделия, в т.ч. и вышивки, но они имеют уже другой характер.    

        Итак, самобытность в техническом  исполнении, оригинальность в композиционном  построении узоров, полихромность и контрастность в расцветке являются отличительными качествами гайнинских полотенец, отражают национальную специфику узоротворчества.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III.  Особенности Бардымского тастымала

Результаты  этнографических экспедиций по Бардымскому, Октябрьскому, Березовскому районам, полевые материалы по Осинскому и Чернушинскому районам позволяет делать вывод, что тастымалы, изготовленные в Бардымском районе, имеют свои характерные отличительные признаки, неповторимые самобытные черты. Нами выявлены 5 уникальных особенностей.

  1. Основное отличие заключается в цвете тастымала.

      Если тастымалы, изученные в  соседних районах в основном  светлого цвета, то бардымские - преимущественно красного и черного цветов.


 

                     Бардымский      Октябрьский                 Березовский

                           

  1. Отличие в размерах.

Бардымские тастымалы  имели большие размеры: длина  составляла 2-4 и до 7 метров, когда  традиционные всего 2-3 метра.


 

           Бардымский                Октябрьский                          Березовский                                             

 

        

 

  1. Отличие в орнаменте.

В ткачестве  бардымских тастымалов использовались в основном узоры «кубәләк», «кояш», «йолдыз». А в традиционных тастымалах преобладают узоры в виде различных геометрических форм. 


 

                       Бардымский      Октябрьский                Березовский

                                       

   

  1. Отличие в способе изготовления.

В Бардымском районе большее распространение получили самотканые тастымалы, т.к. вышивка  тастымалов считалось более трудоемким занятием.


 

               Бардымский          Октябрьский                  Березовский

                                     

 

 

  1. Отличие в  композиции расположения узоров

В целом узоры  в тастымалах составляют трехчастную  композицию. В бардымских тастымалах верхняя и нижняя часть композиции представляют одну широкую полосу узора, а средняя – две.

 


 

 

                       

                   Бардымский       Традиционный      Березовский          

                               

     Отличие в оформлении  тастымала.

  В 50-60-е  годы в Бардымском районе появились  новые формы тастымалов. Их особенность состояла в том, что центральная часть представлена из вафельной ткани, а края - из самотканого тастымала. Исследовательская работа в соседних районах подтвердила наличие такого вида тастымалов только в Бардымском районе.

 

Для выявления  отношений и определения уровня осведомленности учащихся Бардымской гимназии и их родителей нами было проведено анкетирование данной категории лиц. Были получены следующие  результаты.

  Определение «тастымал» смогли сформулировать 34% опрошенных учащихся и  100% родителей, пожилых.  Полное описание тастымала дали 18 и 47% учащихся и взрослых соответственно (приложение 3).

Вопрос «Где Вы видели тастымал?» дал такие  результаты:

    • 45% опрошенных видели дома;
    • 23% - у бабушки;
    • 6% - в музее;
    • 5% - в другом месте (на свадьбах, семейных праздниках, мечети и т.д.);
    • 21% опрошенных никогда не видели

 

   На вопрос  «Как раньше использовался тастымал?»  получили такие ответы:

- для украшения  дома – 7 чел из 72-х;

- в быту –  3 чел.;

- на праздниках, в т.ч.  на свадьбах – 33 чел.;

- не знают  – 29 чел.

   Таким образом, почти половина опрошенных не имеют четкого представления, как и где использовали раньше тастымал. И чем моложе возраст респондентов, тем меньше правильных  ответов.

Большинство опрошенных раннее использование тастымала  ассоциируют с современным его  использованием, атрибутом национальных праздников, что и  указывается  в ответах. Многие респонденты  указали, что тастымалы являются семейной реликвией,  и хранят их как  память о свадьбе, бабушке, матери.

Исследования  показали, что в районе не осталось мастериц по ткачеству тастымалов. Некогда распространенные тастымалы  в настоящее время являются редким явлением, реликвией. И тастымалы  мы можем увидеть только во время свадеб и праздников.

 В Октябрьском  районе в с. Ишим сохранился  обычай развешивать тастымалы,  вышитые полотенца  на дереве  на окраине села. Есть примета:  если призывники перед уходом  в армию оставят полотенца на березе, у них будет хорошая служба, обязательно вернутся домой. Если невеста и жених во время свадьбы оставляют свои полотенца, то им предстоит долгая счастливая жизнь.

Заключение

        Бардымский район имеет свой  язык, свою культуру, свои традиции. Татарское народное ткачество является составной частью производственной, материальной и духовной культуры народа, имеет свои характерные особенности. Оно представляет ценный исторический источник, т.к. в народном ткачестве нашли отражение вековой истории татарского народа, его художественные вкусы и богатый опыт, который на протяжении многих столетий развивался, совершенствовался и передавался из поколения в поколение.

        Большое воздействие на формирование  местных особенностей ткачества  гайнинских народов оказала культура  окружающих народов: татар, башкир из Татарстана и Башкортостана, русских из соседних районов. Несмотря на это, бардымские ткачихи смогли сохранить свои неповторимые узоры и передать их из поколения в поколение.

        К сожалению, бардымский тастымал  меньше используется в быту, но тем ценно наше бережное отношение к нему. Радует тот факт, что бардымский тастымал является необходимым атрибутом различных семейных, народных и религиозных праздников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1        ПМА, Бардымский район д. Сараши, от Уразаевой Муниры       Валхатовны,1925 г.р.

 

2       ПМА, Бардымский район д. Верх- Ашап, от Надыровой  Гульчины  Ахматовны, 1923 г.р.

3 Башкиры-гайнинцы Пермского края: история, этнография, антропология, этногеномика. – Уфа: «Гилем», 2008.

13       http://kitap.net.ru/sabirov/7-3.php

5        ПМА, Бардымский район д. Верх- Ашап, от Надыровой  Гульчины  Ахматовны, 1923 г.р.

13    Черных А.В.  Народы Пермского края. История и этнография. – Пермь: Книжное издательство «Пушка», 2007. 

13     Тулвинские татары и башкиры. Авт. колл. -  Пермь, 2004.

13    Чагин Г.Н. Народы и культуры Урала в XIX – XX вв. – Екатеринбург:     «Сократ», 2002.

13    http://tatar.com.ru/tat-rus.php

13   Сергеева Н.Г.  Татарская вышивка. – Казан: «Мэгариф нэшрияты», 2005.

13 Сафина Ф.Ш.  Ткачество татар Поволжья и Урала. – Казань: «Фэн», 1996. 

13 ПМА,Бардымский район, с.Сараши от Мустаевой Хамиды Габдрахмановны, 1923 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

  1. Что такое тастымал?

 

 

 

 

 

 

                                       2.  Как выглядит тастымал?

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

 

1 ПМА, Октябрьский район, д.Енапаево, от Нуркаевой Манфии Сиразетдиновны,1932г.р.

 

2  ПМА, Бардымский район д. Верх- Ашап, от Надыровой  Гульчины  Ахматовны, 1923 г.р.

 

3 Башкиры-гайнинцы Пермского края: история, этнография, антропология, этногеномика. – Уфа: «Гилем», 2008.

 

5  http://kitap.net.ru/sabirov/7-3.php

 

ПМА, Бардымский район д. Верх- Ашап, от Надыровой  Гульчины  Ахматовны, 1923 г.р.

 

7  Черных А.В.  Народы Пермского края. История и этнография. – Пермь: Книжное издательство «Пушка», 2007. 

 

8   Тулвинские татары и башкиры. Авт. колл. -  Пермь, 2004.

 

9   Чагин Г.Н. Народы и культуры Урала в XIX – XX вв. – Екатеринбург:     «Сократ», 2002.

 

10 http://tatar.com.ru/tat-rus.php

 

11 Сергеева Н.Г.  Татарская вышивка. – Казан: «Мэгариф нэшрияты», 2005.

 

12 Сафина Ф.Ш.  Ткачество татар Поволжья и Урала. – Казань: «Фэн», 1996. 

 

13 ПМА,Бардымский район, с.Сараши от Мустаевой Хамиды, 1933г.р.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Особенности бардымского тастымала