Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 17:24, научная работа
Целью моей исследовательской работы является изучение и выявление особенностей бардымского тастымала в сравнении с тастымалами других районов.
Для достижения этой цели мною были поставлены задачи:
изучение литературы, посвященной татарскому декоративно-прикладному искусству, в том числе ткачеству;
изучение и выявление особенностей технологии ткачества бардымского тастымала;
В
середине прошлого столетия
В орнаменте использовались более сложные геометрические фигуры, сочетающиеся с полосами, зигзагообразными линиями: ромбы и кресты разного характера, фигуры «колос», 6-угольные звезды, внутри которых 8-угольные розетки «йолдыз», ступенчатые ромбы в сочетании с треугольниками «күбәләк» и квадратами «кояш»12.
Особой многокрасочностью, оригинальностью орнаментации отличают концовки полотенец, выполненные в закладной технике ткачества. В закладной технике орнамент выполняется в виде массивных уступчатых линий, которые образуют сложные узоры: Х-образные, З-образные, ромбовидные и 8-образные фигуры, кресты и др.
Закладная техника тканья считается древнейшей, которую применяли при изготовлении ковров. Крупные узоры на гайнинских полотенцах – это результат переработки древнетюркских мотивов, связанных с ковровой и паласной техникой, в соответствии с художественными традициями башкирского народа. Данный способ изготовления полотенец является характерной особенностью ткачества гайнинцев.
Широкое
развитие узорного ткачества
в регионе замедляло
Итак, самобытность в техническом
исполнении, оригинальность в
Результаты этнографических экспедиций по Бардымскому, Октябрьскому, Березовскому районам, полевые материалы по Осинскому и Чернушинскому районам позволяет делать вывод, что тастымалы, изготовленные в Бардымском районе, имеют свои характерные отличительные признаки, неповторимые самобытные черты. Нами выявлены 5 уникальных особенностей.
Если тастымалы, изученные в соседних районах в основном светлого цвета, то бардымские - преимущественно красного и черного цветов.
Бардымский Октябрьский Березовский
Бардымские тастымалы имели большие размеры: длина составляла 2-4 и до 7 метров, когда традиционные всего 2-3 метра.
Бардымский
Октябрьский
Березовский
В ткачестве бардымских тастымалов использовались в основном узоры «кубәләк», «кояш», «йолдыз». А в традиционных тастымалах преобладают узоры в виде различных геометрических форм.
Бардымский Октябрьский Березовский
В Бардымском районе
большее распространение
Бардымский Октябрьский Березовский
В целом узоры в тастымалах составляют трехчастную композицию. В бардымских тастымалах верхняя и нижняя часть композиции представляют одну широкую полосу узора, а средняя – две.
Бардымский Традиционный Березовский
Отличие в оформлении тастымала.
В 50-60-е
годы в Бардымском районе
Для выявления отношений и определения уровня осведомленности учащихся Бардымской гимназии и их родителей нами было проведено анкетирование данной категории лиц. Были получены следующие результаты.
Определение «тастымал» смогли сформулировать 34% опрошенных учащихся и 100% родителей, пожилых. Полное описание тастымала дали 18 и 47% учащихся и взрослых соответственно (приложение 3).
Вопрос «Где Вы видели тастымал?» дал такие результаты:
На вопрос
«Как раньше использовался
- для украшения дома – 7 чел из 72-х;
- в быту – 3 чел.;
- на праздниках, в т.ч. на свадьбах – 33 чел.;
- не знают – 29 чел.
Таким образом, почти половина опрошенных не имеют четкого представления, как и где использовали раньше тастымал. И чем моложе возраст респондентов, тем меньше правильных ответов.
Большинство опрошенных раннее использование тастымала ассоциируют с современным его использованием, атрибутом национальных праздников, что и указывается в ответах. Многие респонденты указали, что тастымалы являются семейной реликвией, и хранят их как память о свадьбе, бабушке, матери.
Исследования показали, что в районе не осталось мастериц по ткачеству тастымалов. Некогда распространенные тастымалы в настоящее время являются редким явлением, реликвией. И тастымалы мы можем увидеть только во время свадеб и праздников.
В Октябрьском районе в с. Ишим сохранился обычай развешивать тастымалы, вышитые полотенца на дереве на окраине села. Есть примета: если призывники перед уходом в армию оставят полотенца на березе, у них будет хорошая служба, обязательно вернутся домой. Если невеста и жених во время свадьбы оставляют свои полотенца, то им предстоит долгая счастливая жизнь.
Бардымский район имеет свой язык, свою культуру, свои традиции. Татарское народное ткачество является составной частью производственной, материальной и духовной культуры народа, имеет свои характерные особенности. Оно представляет ценный исторический источник, т.к. в народном ткачестве нашли отражение вековой истории татарского народа, его художественные вкусы и богатый опыт, который на протяжении многих столетий развивался, совершенствовался и передавался из поколения в поколение.
Большое воздействие на
К сожалению, бардымский
1 ПМА, Бардымский район д. Сараши, от Уразаевой Муниры Валхатовны,1925 г.р.
2 ПМА, Бардымский район д. Верх- Ашап, от Надыровой Гульчины Ахматовны, 1923 г.р.
3 Башкиры-гайнинцы Пермского края: история, этнография, антропология, этногеномика. – Уфа: «Гилем», 2008.
13 http://kitap.net.ru/sabirov/7-
5 ПМА, Бардымский район д. Верх- Ашап, от Надыровой Гульчины Ахматовны, 1923 г.р.
13 Черных А.В. Народы Пермского края. История и этнография. – Пермь: Книжное издательство «Пушка», 2007.
13 Тулвинские татары и башкиры. Авт. колл. - Пермь, 2004.
13 Чагин Г.Н. Народы и культуры Урала в XIX – XX вв. – Екатеринбург: «Сократ», 2002.
13 http://tatar.com.ru/tat-rus.
13 Сергеева Н.Г. Татарская вышивка. – Казан: «Мэгариф нэшрияты», 2005.
13 Сафина Ф.Ш. Ткачество татар Поволжья и Урала. – Казань: «Фэн», 1996.
13 ПМА,Бардымский район, с.Сараши от Мустаевой Хамиды Габдрахмановны, 1923 г.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Список использованной литературы
1 ПМА, Октябрьский район, д.Енапаево, от Нуркаевой Манфии Сиразетдиновны,1932г.р.
2 ПМА, Бардымский район д. Верх- Ашап, от Надыровой Гульчины Ахматовны, 1923 г.р.
3 Башкиры-гайнинцы Пермского края: история, этнография, антропология, этногеномика. – Уфа: «Гилем», 2008.
5 http://kitap.net.ru/sabirov/7-
5 ПМА, Бардымский район д. Верх- Ашап, от Надыровой Гульчины Ахматовны, 1923 г.р.
7 Черных А.В. Народы Пермского края. История и этнография. – Пермь: Книжное издательство «Пушка», 2007.
8 Тулвинские татары и башкиры. Авт. колл. - Пермь, 2004.
9 Чагин Г.Н. Народы и культуры Урала в XIX – XX вв. – Екатеринбург: «Сократ», 2002.
10 http://tatar.com.ru/tat-rus.
11 Сергеева Н.Г. Татарская вышивка. – Казан: «Мэгариф нэшрияты», 2005.
12 Сафина Ф.Ш. Ткачество татар Поволжья и Урала. – Казань: «Фэн», 1996.
13 ПМА,Бардымский район, с.Сараши от Мустаевой Хамиды, 1933г.р.