Особенности духовной культуры средневековой Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 08:06, реферат

Описание

Культура в отличие от отдельных, "региональных" направлений человеческой деятельности, не создается целенаправленными актами, но является объективным результатом их суммы или - с другой стороны - исходным условием их осуществления. Культуральный подход предполагает поэтому не только анализ локальных достижений того или иного типа знания, умения, поведения, но и сравнительный, компаративистский анализ явлений со сходной культурной "внутренней формой".

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. РАННИЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ. ЯЗЫЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ СЛАВЯН
2. ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ
3. ИСТОКИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ. ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА ИЗ ВИЗАНТИИ
4. ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Особенности духовной культуры средневековой Руси.doc

— 142.50 Кб (Скачать документ)

     Возглавив собирание русских земель, борьбу с Золотой Ордой, Москва также  аккумулировала и культурные традиции.

     Христианство  пришло в Россию не только как религия, но в как мировоззрение, охватывая  различные стороны жизни. С точки  зрения развития русской философской  мысли, важно отметить, что философские  интересы укладывались в рамки религиозного мировоззрения Особенностью русской духовной жизни является то, что процесс секуляризации - "обмирщения" философской мысли, отделения ее oi религиозного сознания происходил в недрах церковного сознания и вне его, но не в противопоставлении себя ему, как в Западной Европе.

     Для русского восприятия христианства существенно  трезвое чувство "нераздельности", но и неслиянности мира Божьего и человеческого. Образ света ~ излюбленный в русском религиозном сознании. Поэтому праздник Пасхи, как праздник торжества света пар тьмой, - один из любимых и главных праздников на Руси (для католиков таким является Рождество Христово).

     Русское религиозное сознание также отличает первостепенная значимость морального и социального начал. Обличение  житейской неправды - главное содержание церковной литературы XII-XIV вв., не оно соединено с верой в преображение жизни силой Божией.

     Огромный  интерес представляют возникшие  в конце XV в церковно-богословские разногласия между сторонниками последователя Сергия Радонежского заволжского старца Нилг Сорского - нестяжателями и приверженцами Иосифа Волоцкого - иосияфлянами. Как будто бы спор велся о церковных имуществах: Иосиф Волоцкий горячо защищал церковные имущества во имя социальных задач церкви и это было связано с принципиальным сближением церковного и государственного бытия (что наметилось уже в XV в).

     Нестяжатели задачу церкви в отношении к государству  мыслили как молитвенную заботу. Позже эти направления оказались  основой двух типов религиозно-философской  мысли.

     Одна  из главных характеристик культурно-исторического процесса в XVII в. - начало разрушения традиционного средневекового мировоззрения, начало секуляризации культуры, освобождение ее из-под духовного диктата церкви.

     Эти тенденции особенно сильно проявились в литературе, в живописи, а также в произведениях исторической и общественно-политической мысли. С ростом международных политических и экономических связей России расширялись ее культурные контакты с Западной Европой. С западноевропейской культурой русские люди знакомились, побывав за границей. К тому же усилился приток иностранцев в Россию: это были купцы, военные специалисты, поступившие на русскую службу. Слободы торговых и служилых иностранцев существовали в Москве (более 1000 человек в середине XVIII в), Вологде, Нижнем Новгороде, Архангельске, Астрахани, Холмогорах, Туле. Проникновение западных веяний особенно усилилось во время царствования Алексея Михайловича (1629-1676), после воссоединения Украины и России в 1654 г11.

     Ученые  украинские монахи вошли в ближайшее  окружение царя, оттеснив ревнителей старины, среди которых был и такой яркий человек, как глава старообрядчества протопоп Аввакум (1620 (или 1621) - 1682).

     Сущность  раскола русской православной церкви неверно сводить к разногласиям по поводу церковных обрядов и исправления церковных книг, - это лишь внешние символы. Старообрядчество по своим устремлениям было историософично. Исследователь истории русской православной церкви А.В.

     Карташов, давший глубокую характеристику раскола, отмечал, что в старообрядчестве разрядилось то напряжение русского духа, которое сделалось осью его самосознания и сводилось к идее третьего Рима, т.е. к мировой миссии охранения чистоты истины православия.

     Эсхатологические  мотивы имели большое значение в  средневековом сознании, поэтому  для старообрядчества решался не местный, не провинциальный вопрос, а вопрос всей мировой истории: судьбу мира, конец истории они связывали с судьбами России. Старообрядцы боялись заражения церкви мирским духом.

     "Русский народ, - замечал А.В. Карташов, - увидел в христианстве откровение о пришествии Спасителя на землю и о создании силою церковного благочестия вместо этого грешного, нечистого мира, другого, сплошь святого".

 

Заключение

 

     Подведем  итог всему вышеизложенному и  отметим специфические черты  русской культуры.

     1. Русская культура - понятие историческое  и многогранное. Она включает  в себя факты, процессы, тенденции,  свидетельствующие о длительном  и сложном развитии как в  географическом пространстве, так  и в историческом времени. У  замечательного представителя европейского Возрождения Максима Грека, переехавшего в нашу страну на рубеже XVI века, есть поразительный по глубине и верности образ России. Он пишет о ней, как о женщине в черном платье, задумчиво сидящей "при дороге". Русская культура тоже "при дороге", она формируется и развивается в постоянных поисках. Об этом свидетельствует история.

     2. Большая часть территории России  заселена позднее, чем те регионы  мира, в которых сложились основные  центры мировой культуры. В этом  смысле русская культура - явление относительно молодое. Мало того, Русь не знала периода рабовладения: восточные славяне перешли непосредственно к феодализму от общинно-патриархальных отношений. В силу своей исторической молодости русская культура оказалась перед необходимостью интенсивного исторического развития. Конечно, русская культура развивалась под влиянием различных культур стран Запада и Востока, исторически опередивших Россию. Но воспринимая и усваивая культурное наследие других народов, русские писатели и художники, скульпторы и архитекторы, ученые и философы решали свои задачи, формировали и развивали отечественные традиции, никогда не ограничиваясь копированием чужих образцов.

     3. Длительный период развития русской культуры определялся христианско-православной религией. На многие века ведущими культурными жанрами стали храмостроительство, иконопись, церковная литература. Значительный вклад в мировую художественную сокровищницу Россия, вплоть до XVIII века, вносила духовной деятельностью, связанной с христианством.

     Вместе  с тем, влияние христианства на русскую культуру - процесс далеко не однозначный. По справедливому замечанию видного славянофила А.С. Хомякова, Русь восприняла только внешнюю форму, обряд, а не дух и сущность христианской религии. Русская культура вышла из-под влияния религиозных догматов и переросла границы православия.

     4. Специфические черты русской  культуры определяются в значительной  степени тем, что исследователи  назвали "характером русского народа". Об этом писали все исследователи "русской идеи". Главной чертой этого характера называли веру. Альтернатива "вера-знание", "вера-разум" решалась в России в конкретные исторические периоды по-разному, но чаще всего в пользу веры. Русская культура свидетельствует: при всем разночтении русской души и русского характера трудно не согласиться со знаменитыми строчками Ф. Тютчева: "Умом Россию не понять, аршином общим не измерить: у ней особенная стать - в Россию можно только верить".

     Русская культура накопила великие ценности. Задача нынешних поколений - сохранить  и приумножить их.

 

Список использованной литературы

 

1. Бычков  В.В. Русская средневековая эстетика. XI-XVII вв. - М., 1992.

2. Гумилев  Л.Н. От Руси к России: очерки этнической истории. - М., 1992.

3. Дмитриева  НА. Краткая история искусств. Вып.1. - М., 1989.

4. Зеньковский  В.В. История русской философии: В 2 т. - Л., 1991. Т.1.

5. История  русского искусства. В 8 т. - М., 1991. Т.1.

6. Карташев  А.В. Очерки истории русской церкви: В 2 т. - М., 1991.

7. Как  была крещена Русь. - М., 1990.

8. Радугина  А.А. "Культурология", курс лекций, изд. "ЦЕНТР", М. 2003

9. Рыбаков  Б.А. Из истории культуры древней Руси: Исследования и заметки. - М., 1984.

10. Рыбаков  Б.А. Язычество Древней Руси. - М., 1988.

11. Рыбаков  Б.А. Древние славяне и античный мир // Природа. 1993. № 11. С.37-40.

Информация о работе Особенности духовной культуры средневековой Руси