Особенности культуры Древнего Вавилона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 03:36, контрольная работа

Описание

Месопотамское город-государство Вавилон дважды в своей истории превращалось в важную мировую державу, прежде чем было поглощено Персией. Два его великих возвышения прочно застолбили за Вавилоном место в истории наравне с двумя другими великими культурами древней Месопотамии – Шумером и Ассирией. В промежутке между периодом Старой и Новой империй Вавилон существовал как маленькое, но богатое город-государство, которое периодически завоевывалось соседями.
Этнический состав населения города неоднократно менялся на протяжении его истории, но относительная преемственность и своеобразие его культуры сохранялись. Вавилонянами считались по очереди амореи, касситы, халдеи.

Содержание

Введение……………………………………………………………………....3
1. Искусство древнего Вавилона и Шумеро – аккадская культура………5
2 . Вавилонская культура…………………………………………………….8
3. Культура Ново-Вавилонского царства………………………………….11
Заключение…………………………………………………………………..16
Список литературы………………………………………………………….17

Работа состоит из  1 файл

2-81 Особенности культуры Древнего Вавилона.docx

— 37.21 Кб (Скачать документ)

     Содержание 

     Введение……………………………………………………………………....3

     1.  Искусство древнего Вавилона и Шумеро – аккадская культура………5

      2 . Вавилонская культура…………………………………………………….8

     3.  Культура Ново-Вавилонского царства………………………………….11

     Заключение…………………………………………………………………..16

     Список  литературы………………………………………………………….17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Месопотамское город-государство Вавилон дважды в своей истории превращалось в важную мировую державу, прежде чем было поглощено Персией. Два  его великих возвышения прочно застолбили за Вавилоном место в истории  наравне с двумя другими великими культурами древней Месопотамии  – Шумером и Ассирией. В промежутке между периодом Старой и Новой  империй Вавилон существовал  как маленькое, но богатое город-государство, которое периодически завоевывалось  соседями.

     Этнический  состав населения города неоднократно менялся на протяжении его истории, но относительная преемственность  и своеобразие его культуры сохранялись. Вавилонянами считались по очереди  амореи, касситы, халдеи.

     Вавилонская цивилизация была, в сущности, последней  фазой шумерской цивилизации  и культуры.

     Это была небольшая страна, имевшая не более 500 километров в длину и  около 200 — в ширину, границы которой, с увеличением политического  могущества Вавилонской монархии, отодвигались далеко в стороны.

     Вместе  с процветанием земледелия, ростом городов и обширнейшей торговлей  в стране развивались науки, расширялась  сеть библиотек, состоявших из многочисленных глиняных клинописных плиток. К сожалению, многое из этого не сохранилось.

     Древнейшие  начинания астрономии и математики брали своё начало в Вавилоне, где  господствовала дуодецимальная система, основной крупной единицей которой  было число 60, составлявшееся от умножения 12 (количества месяцев в году) на 5 (пальцев руки). В общем, современное  деление времени, с его семидневной  неделей, с часами, минутами — также  имеет древнее вавилонское происхождение.

     Даже  алфавит европейских народов, по авторитетному мнению современных  историков и исследователей древних  культур, берет свое начало в первобытных  источниках древневавилонского клинообразного письма.

     Соседние  с этим государством страны пребывали  в долгом воздействии культуры Вавилонии, язык которой еще за 1500 лет до христианской эры, подобно современному французскому, был языком дипломатов почти во всем Египте и Западной Азии.

     Актуальность  темы исследования заключается в  следующем: Вавилонская культура во многом способствовала развитию мировых  цивилизаций,  стала как бы колыбелью, истоком, многих знаний, передаваемых на протяжений многих веков и сейчас находящихся в отражении западноевропейской культуры.

     В общем, можно с уверенностью сказать, что Вавилон являлся фундаментом  древнейшей азиатской культуры, на основах которой держится большая  часть нынешней западноевропейской культуры и образованности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.  Искусство древнего Вавилона и Шумеро – аккадская культура 

     Нельзя  составить полного представления  о Вавилоне, не охарактеризовав его  культурную жизнь. Но, к сожалению, до нас дошли лишь немногие свидетельства  расцвета искусства в этом городе-государстве. Следует отметить сохранившиеся  памятники Вавилона, обнаруженные археологами  в других, подчас, отдаленных местах. Так, в Сузах, городе соседнего с  Вавилоном государства Элама, была найдена знаменитая "Стела Хаммурапи" - свод царских законов, высеченных в камне и увековечивших уже  не военные, а культурные деяния правителя.

     Стела в своей верхней части содержала  рельефное изображение самого царя, получающего от бога солнца и правосудия Шамаша символы власти. Живописная проработка складок одежды, мягко  вылепленные лица Хаммурапи и  божества, перед которым он предстоит, стиль передачи мускулатуры тела говорят о том, что искусство  Вавилона складывалось под сильным  воздействием искусства Шумера и  особенно Аккада. Но в Вавилонской  скульптуре больше спокойствия. Она  несет на себе след торжественного ритуала, установившегося при дворе. Это проявляется как в замедленном  жесте руки Хаммурапи, протянутой к  богу Шамашу, так и в благоговейной  сдержанности выражения его лица, в плавности очертания его  одежды.1

     Особенности вавилонской культуры прослеживаются более отчетливо по памятникам соседствующих  с ним государств Элама и Мари. В них можно более точно  уловить те, на первый взгляд, неприметные  перемены и сдвиги, которые отличают вавилонские произведения от шумерийских.

     Так, знаменитая алебастровая статуя 18 в. до н.э. богини любви, плодородия и красоты  Иштар (олицетворение планеты Венеры) хотя и близка к шумерийским изображениям Инанны, но привлекает рядом новых  черт. Небольшая фигурка, всего около  метра высотой, показывает богиню в  расцвете ее юной красоты. Мастер прежде всего подчеркивает ее чарующую женственность. Фигура Иштар стройна и пропорциональна. Под легкой, лишь условно намеченной тканью просвечивает высокая грудь, обозначена тонкая талия. Тяжелая, колоколообразная юбка удлиняет пропорции, сглаживает линии тела. Но самое яркое - это дышащее молодостью лицо богини, с точеным подбородком, высокими скулами и маленьким ртом, обрамленное густыми прядями пышных волос, ниспадающих на плечи.

     Голова  увенчана высокой рогатой тиарой, что придает всему облику богини большую значительность. Можно представить, какое впечатление производила  эта статуя на молящихся. Ведь руки ее, легко и естественно держащие у пояса массивный кувшин, соединенный, в свою очередь, со сложной системой водостоков, считались обладающими  священным даром источать в знойный  день прозрачную воду. Хотя в статуе не выявлено движение и ноги ее, выступающие  из-под тяжелых складок юбки, плотно сомкнуты, она лишена той скованности  и столбообразной монументальности, которая отличала статуи предшествующих веков.

     Определенные  новшества можно заметить и в  художественном оформлении дворцов  и храмов Элама и Мари. Пятиступенчатый  мощный зиккурат (13 в. до н.э.) религиозного центра Элама Дур-Унташа, ныне Чога-Замбиля, гораздо сложнее разработан в  своих деталях, чем зиккураты  шумерийские. Он включает в себя ярки, сводчатые помещения и переходы. Дворец правителя Мари Зимрилима  с его многоцветными настенными, выполненными в голубовато-зеленых, коричневых и в охристых тонах  росписями несет на себе явные  следы влияния египетской культуры.

     Древнейшая  культура Двуречья – шумеро-аккадская. По мнению большинства современных  востоковедов, шумеры – родоначальники всей вавилонской культуры. Именно в Шумере на смену первобытной  культуре пришла письменная культура городского типа.

     Древнейшая  на земле письменность – это шумерская  клинопись. Она очень декоративна  и, как полагают исследователи, берет  свое начало от рисунков. А старые предания говорят о том, что и до возникновения  рисуночного письма здесь существовал еще более древний способ фиксации мыслей – завязывание узелков на веревке.

     Со  временем рисуночное письмо совершенствовалось и видоизменялось: от полного достаточно подробного и тщательного изображения  предметов шумеры постепенно переходят  к его неполному или символическому изображению. Древнейшие в мире письменные памятники – шумерские клинописные  таблички – относятся к середине IV тысячелети до н.э.

     Письменность  в форме клинописи требовала  многолетней подготовки, оставаясь  специальным навыком узкой социальной группы – писцов. Она служила  целям государственного и культурного  характера. Документы государственного характера самым детальным образом  регламентировали хозяйственную жизнь, правовое регулирование отношений  между мужем и женой, родителями и детьми.

     Сохранилось много памятников шумерской литературы – они записаны на глиняных табличках, и почти все из них удалось  прочесть. В основном это гимны  богам, религиозные мифы и легенды, в частности, о возникновении  цивилизации и земледелия, заслуги  чего приписываются богам. Их сценарии сводились к следующему: боги создали  этот мир и порядок, заплатив за это  своей жизнью и кровью. 2

     Культурные  достижения шумеров велики и бесспорны: шумеры создали первые в человеческой истории поэмы – о «Золотом веке»; написали первые элегии, составили  первый в мире библиотечный каталог. Шумеры – авторы первых и древнейших в мире медицинских книг – сборников  рецептов. Они разработали и записали первый календарь для двух сезонов (лета и зимы), делившийся на 12 месяцев  по 29 или 30 дней каждый.

     Каждый  новый месяц начинался вечером  при исчезновении лунного серпа. Составили первые сведения о защитных насаждениях. Даже идею создания первого  в истории людей рыбного заповедника  впервые письменно зафиксировали  тоже шумеры. Первая глиняная карта  принадлежит также шумерам. Первые струнные музыкальные инструменты – лира и арфа – это тоже творение шумеров.

     Важнейший памятник шумерской литературы –  цикл сказаний о Гильгамеше, царе города Урука, сыне смертного и богини Нинсун. Предания о герое Гильгамеше оказали  очень сильное влияние на культуру соседних народов, которые приняли  и адаптировали их к национальной жизни. Исключительно сильное воздействие  на всемирную литературу оказали  легенды о всемирном потопе.

     В них рассказывается, что потоп  был устроен богами, которые замыслили  погубить все живое на Земле. Только один человек смог избежать гибели – благочестивый Зиусудра, который  по совету богов построил заранее  корабль.

       Таким образом, можно сделать  вывод, что народ той эпохи был продвинут, несмотря на отсутствие сегодняшних технологий, они создали первые шумерские клинописные таблички, написали много поэм, медицинских книг, рецептов. На смену первобытного изображения рисунков шумеры прибегли к символичному изображению. 

      2 . Вавилонская культура 

     Наследницей шумеро-аккадской цивилизации была Вавилония. В середине II тысячелетия  до н.э. при царе Хаммурапи (правил он в 1792-1750гг. до н.э.) город Вавилон объединил  под своим главенством все  области Шумера и Аккада. При Хаммурапи  появился знаменитый Свод законов, записанный на двухметровом каменном столбе. В этих законах отразились хозяйственная жизнь, быт, нравы и мировоззрение древних обитателей Двуречья. 3Мировоззрение их определялись необходимостью постоянной борьбы с окружающими племенами. Все основные интересы были сосредоточены на реальной действительности. Вавилонский жрец не обещал благ и радостей в царстве мертвых, но в случае послушания обещал их при жизни. В вавилонском искусстве почти нет изображений погребальных сцен. В целом, религия, искусство и идеология Древнего Вавилона были достаточно реалистичны.

     Очень важным культом был культ небесных светил. В их неизвестности и чудесном движении по раз и навсегда заданному пути жители Вавилона видели проявление божественной воли. Внимание к звездам и планетам способствовало быстрому развитию математики и астрономии. Так, была создана шестидесятеричная система, которая и по сей день существует в исчислении времени – минутах, секундах. Вавилонские астрономы впервые в истории человечества высчитали законы обращения Солнца, Луны и повторяемость затмений. Однако все научные знания и исследования ученых Вавилонии были связаны с магией и гаданием; как научное знание, так и магические формулы и заклинания были привилегией мудрецов, звездочетов и жрецов.

     Огромную  роль в верованиях древних обитателей Двуречья играл культ воды. Отношение к воде не было однозначным. Вода считалась источником доброй воли – это культ плодородия. Вода – это также мощная и недобрая стихия, причина разрушений и бед.

     Согласно  учению вавилонских жрецов, люди были созданы из глины, чтобы служить  богам. У жителей Вавилона было множество  богов, самыми главными из них были: Шамаш – богиня Солнца, Син – бог Луны, Адад – бог непогоды, Иштар – богиня любви, 4Нергал – бог смерти, Ирра – бог войны, Вильги – бог огня. Боги изображались как покровители царя, что свидетельствует об оформлении идеологии обожествления сильной царской власти. В то же время богов очеловечивали: как и люди, они стремились к успеху, желали выгоды, устраивали свои дела, действовали по обстоятельствам. Они были неравнодушны к богатству, владели имуществом, могли обзаводиться семьями и потомством. Они должны были пить и есть, как и люди; как и людям, были свойственны различные слабости и недостатки: зависть, злость, непостоянство. Боги определяли судьбы людей.

Информация о работе Особенности культуры Древнего Вавилона