Особенности мифологии и религии древних аграрных цивилизаций. Древний Египет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 14:14, реферат

Описание

Новый важный шаг в развитии человеческой культуры сделали великие цивилизации Древнего Востока – Египет и другие страны. Здесь впервые на рубеже IV-III тыс. до н. э. утвердился новый социальный порядок возникла государственность. В религиозной сфере осуществился переход от первобытных примитивных форм к развитому пантеону богов, к обожествлению царской власти.
На протяжении долгих лет, многих ученых интересуют тайны культуры этого древнего народа. До сих пор продолжаются научные исследования и экспедиции в этот таинственный и далекий мир. Хотя с каждым новым разом все труднее найти объекты, которые бы перевернули нынешнее представление, но ученые-исследователи, применяя все новые технологии, продолжают свою работу и добиваются новых результатов.
Цель реферата: изучив необходимую литературу, обозначить особенности религии и мифологии Древнего Египта.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть литературу на данную тему
Изучить термин «миф»
Проследить «эволюцию», развитие мифа и религии в культуре народа Древнего Египта.
Рассмотреть влияние древнеегипетской религии и мифологии на культуры других народов

Содержание

Введение 3
1. Миф, понятие и корни. 4
1.1. Миф, как объяснение явлений мира. 5
2. Многобожие Египетской религии. 8
Заключение 14
Список использованной литературы 16

Работа состоит из  1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 85.50 Кб (Скачать документ)

  Представления, касающиеся загробного бытия, являлись сложной смесью древнейших и более новых верований - часто противоречивых и даже исключающих друг друга.

  В конце 5 династии в пирамиде царя Унаса  впервые высекаются формулы царского заупокойного ритуала и связанных с ним представлений – «Тексты пирамид», пронизанные идеей бессмертия и могущества царя, полагающегося теперь на вечность слова, запечатлённого в камне. Из заупокойных текстов

  Осириса известен как царь загробного мира, вершитель посмертной судьбы каждого египтянина на суде богов. (3)

  Ни  один другой народ древности не уделял столь пристального внимания загробному миру, как египтяне, для которых  смерть была продолжением жизни.

  О смысле бытия жители Древнего Египта высказались бы примерно так: «Ты живешь, чтобы умереть. И умираешь, чтобы жить». Смерть была для египтян продолжением земного существования, умерший человек, считали они, имеет те же потребности и желания, что и живущий. Гробницу, «дом вечности», обустраивали так, чтобы там всего было в достатке.

  Считали, что человек обладал несколькими «душами». Одна из них - двойник человека, ка, - обитала в гробнице. Ба, которую изображали птицей с человеческой головой, должна была при свершении специальных обрядов соединиться с телом, чтобы умерший ожил. Для этого надо было сохранить тело, что привело к мумификации трупов и стремлению построить прочную гробницу. Египтяне строили гробницы из камня или высекали в скалах. Однако недостаточно было совершить заупокойные обряды во время похорон и снабдить покойника необходимыми для загробной жизни вещами и провизией. Вечная жизнь предполагала постоянные жертвоприношения; затраты на них, на содержание жрецов и гробницы падали на наследников, в первую очередь на старшего сына. Поэтому царем и частными лицами выделялись специальные земли, доход с которых шел на поддержание заупокойного культа.

  Религиозная идея мумификации умерших восходит к мифу об Осирисе - судье мертвых  и боге загробного мира. Осирис был  на земле коварно убит своим братом Сетхом, расчленившим его тело. Исида, сестра и супруга Осириса, собрала эти части и передала их Анубису, богу бальзамирования. Он мумифицировал Осириса, чтобы тот мог ожить и получить власть над загробным миром, поскольку сохранность мумифицированного тела обеспечивала вечную жизнь.

  Огромную роль в верованиях египтян играло имя - уничтожение его наносило непоправимый вред загробному бытию, и египтяне всегда придавали большое значение его сохранению. Именно с этими верованиями связан миф о Ра и змее, в котором рассказывается, как Исида хитростью выведала истинное имя Ра и тем приобрела над ним власть.

  Ко  времени Нового царства окончательно формируется идея загробного суда, смутные представления о котором  существовали и ранее. Идея суда характерным  для египтян образом тесно  связывает этический и магический элементы. Так, письменная фиксация отказа от своих прегрешений как бы уничтожает их, а находящиеся в равновесии весы, на которые при загробном суде Осириса бросают сердце, свидетельствуют о его праведности.

  Смерть  и состояние после нее считали продолжением земного существования, причем толковали это настолько буквально, что существовали специальные заклинания, которые должны были отвратить в загробном мире смерть от человека, уже умершего на земле. Общение живых с покойными происходило не только во время жертвоприношений и молитв, но и в виде письменных обращений к умершим с различными жалобами и просьбами. Возможность вмешательства мертвых в дела живых считалась делом обыденным. Существовала твердая вера в то, что умерший может помочь в несчастье или навлечь бедствия. Покойных просили выиграть судебное дело, исцелить больного, даровать потомство. Последнее было особенно важно для поддержания заупокойного культа. Человек желал после смерти сохранить возможность бывать на земле и находиться среди людей. Специальные тексты должны были способствовать ему в этом и обеспечить «выход днем» из гробницы.

  В гимнах, записях ритуалов и т.п. часто  встречаются мысли о мироздании. Существовавшие идеи о сотворении мира очень противоречивы, что можно  объяснить различиями во времени их возникновения и месте происхождения. Атум символизирует первоначальное и вечное единство всего сущего. Согласно гелиопольскому сказанию, Атум, создавший сам себя, возник из первобытного хаоса - Нуна вместе с первозданным холмом. Сам себя оплодотворив, родил, выплюнув изо рта богов-близнецов воздух Шу и влагу Тефнут. Рука Атума - богиня Хатор (Небо). Двойная корона на голове означает власть над Верхним и Нижним Египтами. В Мемфисе Атума отождествляли с Птахом. Причем Птах, создавший богов, предварительно задумал свое творение в сердце и назвал их имена своим языком. Птах творил мыслью и словом. Появление детей у Атума влечет появление двойственности. Тефнут и Шу породили Геба - бога Земли и Нут - богиню неба, после чего Шу их разделил. Данная интерпретация полярности неба и земли особенность только египетской мифологии. Во всех других известных мифологических системах Земля имеет женское начало, а небо - мужское. Прежде чем Шу разъединил своих детей, у них родились Исида и Нефтида, Осирис и Сет. Каждый бог эннеады держит в правой руке символ жизни - анх, а в левой - символ власти уас. Причем мужские фигуры находятся в движении слева направо. (6)

  Особое  место занимали культ правящего  царя и официальное обожествление  царской власти - одна из важнейших черт египетской религии. С древнейших времен фараон считался богом во плоти, ипостасью царского бога Хора на земле. Хоровы имена входят в его титулатуру. Уже в Древнем царстве фараона начинают считать сыном Ра, а его имя в надписях и на папирусах окружать защитным кольцом. Когда Фивы стали играть большую политическую роль и местное божество Амон получил общеегипетское значение, царя объявляют его сыном. Чудесное зачатие его Амоном и рождение изображают на стенах храмов. Власть фараона распространяли не только на страну и подданных, но и на явления природы; существовали специальные обряды, изображавшие фараона распорядителем природных сил. Фараон играл главную роль в общегосударственных земледельческих празднествах: при наступлении времени разлива Нила он бросал в реку папирус с приказом водам подняться, он также начинал пахоту, он же срезал первый сноп нового урожая. С культом умершего царя теснейшим образом был связан культ всеегипетского бога Осириса. Сооружение пирамид, этих гигантских усыпальниц - яркое свидетельство того, сколь велика была в Египте вера в особую божественную силу царя, распространявшуюся на подданных и после его смерти. Бог Благой (или Добрый) при жизни, бог Великий посмертно, царь является сосредоточением религиозной жизни, и от его земного благополучия и загробного блаженства, по представлениям египтян, зависела судьба страны.

  В древнейшую эпоху верховным жрецом главного божества являлся царь; в  позднейшую жреческое достоинство  считалось неотделимым от царя, но фактически осталось одно только название, а вся жреческая власть сосредоточилась в руках особого верховного жреца. По мере того, как культ все более усложнялся, возникала необходимость в увеличении числа людей со специальной подготовкой, что привело к созданию особенной жреческой касты, которые делились на несколько классов.

 

Заключение

Цивилизация Древнего Египта оставила человечеству богатое литературное наследство. Наиболее характерной особенностью древнеегипетской литературы является её неразрывная  связь с религиозно-мистическим мировоззрением и в соответствии с этим, непременная традиционность древних сюжетов, литературных мотивов, жанров, форм, которые сохранились в течение тысячелетий.

Египетская  мифология никогда не была столь  распространена, как греческая, но многие её божества почитались в соседних странах. Высокими литературными достоинствами обладала религиозная и магическая литература. Многие сюжеты египетской мифологии нашли отражение в древней и новой литературе.

Хотя  древнеегипетская культура развивалась  под влиянием времени и в соответствии с ним, параллельно с культурами других народов, она, несомненно, имеет ряд отличий и особенностей.

Древий миф был не только попыткой понять и прочувствовать мир, и не только и столько метафорой, передающей её закономерности, но часто и попыткой воздействовать на мир с помощью вытекающих из мифологических, метафорических ассоциаций магических действий, которые тогда казались в определённых областях жизни равноценными средствам рациональным. Поэтому и в верованиях и в культе – как дома, так и в храме – наиболее важную роль играл магический ритуал. Это было присуще многим культурам. Но поэтика древнеегипетской мифологии, в отличие от античной, чужда мировосприятию человека, воспитанного на европейской культуре из-за ее алогичности: противоречивость мешает систематизировать материал с целью если не объяснить, то хотя бы классифицировать разрозненные факты.

В египетской мифологии над рациональностью  доминирует поэтичность, что выражается в ее большей символичности, по сравнению с мифологией Античного мира. В мифах преобладают философские рассуждения богов и величественные монологи. Главное содержание составляют не события, а философский подтекст, стоящий за ними. Это отличие древнеегипетского мифа от мифов других народов.

Не смотря на все это, древнеегипетская мифология и религия занимают свое место в мировой истории, литературе, и наложили не малые отпечатки на современность.

   
Список использованной литературы

  1. Дьяконов  И.М. История древнего Востока  Ч.2 Передняя Азия. Египет/ И. М. Дьяконов - М.: 1983.
  2. Качина Н.К Боги Древнего Египта. – Режим доступа: http://godsofegypt.narod.ru/html/index.html (19.11.09)
  3. Коростовцев М. А. Религия Древнего Египта/ М. А. Коростовцев – М.: 1976/
  4. Матье М.Э. Древнеегипетские мифы/ М. Е. Матье - М.: Академия Наук СССР, 1956.
  5. Рак И. В. Мифы Древнего Египта/ И. В. Рак - СПб.: «Петро — РИФ», 1993.
  6. Религия Древнего Египта. – Режим доступа: http://religion.grimuar.info/религия-древнего-египта-38.html (19.11.09)
  7. Мифы народов мира. Энциклопедия 1 том/ ред. С. А. Токарев - М.: Российская энциклопедия, 1994.

Информация о работе Особенности мифологии и религии древних аграрных цивилизаций. Древний Египет