Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 21:41, реферат
Процессы, происходящие в культуре на современной стадии ее развития, заставляют нас уточнить ряд ее особенностей. Прежде всего, культура никогда не была единым образованием, хотя мы часто склонны относить к культурным явлениям только ее рафинированные, идеализированные формы. Но такой идеальной конструкции не существует, кроме как может быть в головах философов и специалистов в об
Можно, конечно, занять морализирующую позицию и с порога отвергнуть даже саму возможность рыночной оценки, например, произведений искусства. Но ведь реально это осуществляется. Более того, мы вполне реально тратим на это свои деньги, которые, по Марксу, являются определенным эквивалентом части нашей жизни. Тратя деньги, мы отдаем часть своей жизни, до этого затраченной на зарабатывание этих самых денег. Кроме того, все произведения искусства в нынешнем мире, нравится нам или нет, оценены и расположены в масштабах некой оценочной шкалы. Следовательно, встает проблема – кто и как ее определяет и можно ли выработать некий объективный критерий для этого.
Мастерство написанной художником
картины мы определяем согласно нашему
вкусу, который, в свою очередь, воспитывается
некой культурной системой. Но является
ли оценка работы мастера в некую
цену оценкой его мастерства или
времени, затраченного на работу? Ни то,
ни другое. Критерием оценки выступает
общественное мнение, или общество.
Именно оно задает планку этой оценки.
Более того, цена произведения искусства
очень редко понижается и, как
правило, растет. По выражению Г. Матюшова,
каждое великое произведение искусства
представляет собой как бы купюру определенного
достоинства. Но если общество это допускает,
то не является ли такая шкала ценностей
достаточно объективной? Значит, в основе
оценки такого рода лежит не только затраченная
работа (ибо гениальное может быть создано
в кратчайший срок), а нечто духовное, соединенное
с материальным. Как справедливо отмечает
Г. Матюшов, цена, определяемая рынком
и модой, и слава, как достигнутое состояние
мастера, заинтересованы в собственном
единстве. Слава (не всегда связанная с
талантом) определяет цену. Цена, в свою
очередь, далее определяет славу. Рост
цены может поднять славу художника. А
это, в свою очередь, поднимет цену на его
произведения. В период локальных культур
данная диалектика была весьма гармонична,
а вот в ситуации диспропорции культуры,
когда ее массовый характер, ее низовая
часть довлеет над высокой, осуществляется
и диспропорция оценок славы и цены произведений.
Цена, как и все остальное, становится
предметом «раскрутки», и полное собрание
произведений Платона будет на рынке стоить
меньше носового платка Джона Леннона.
Вещи
поп-звезд начинают приравнивать к высшим
произведениям искусства. Так оскорблять
культуру не решались даже самые варварские
эпохи. Это уже действительный признак
изменения культуры как таковой.