Отчет по практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 16:45, отчет по практике

Описание

Достижение этой цели предполагает решение таких задач, как:
усвоение технологий обзорно-библиографической работы;
овладение общими и специальными методами научного поиска;
приобретение навыков экспериментальной деятельности;
овладение навыками оформления результатов научно-исследовательского процесса.

Содержание

Дневник
Аналитический отчет
Введение
Теоретическая часть
Практическая часть
Заключение
Список использованной литературы и источников
Приложение
Заключение группового руководителя

Работа состоит из  1 файл

отчёт Насти.doc

— 125.00 Кб (Скачать документ)

Во-вторых, работы, посвященные анализу феномена провинции  и провинциальности как социокультурного феномена. Многоаспектный анализ проводится втеретических работах современных исследователей: Д. Давыдова, Б. Егорова, А. Минченко, Т. Рыжовой, Н. Серебренникова. Определению понятия семантических границ понятия «провинциальность» посвящены научные работы Л. Гудкова, М. Махлина, В. Пищулина, О. Рудневской.

В-третьих, труды, определяющие научные достижения в сфере исследования провинциального российского театра. В трудах И. Петровской нашла свое отражение концепция исследования провинциального театра как явления общероссийского и развивающегося как единая система с иерархией законов, одинаково характерных для всех российских городов. Работы А.Альтшуллера, Е.А. Мельниковой, О.Фельдмана, включившие театральную Сибирь в сферу театроведческого анализа, стали важным вкладом в историографию провинциального театра.

В-четвертых, средства массовой информации, посвященные театральной культуре и, в первую очередь, тому, как пресса интерпретирует театральную тему, создавая при этом театральный дискурс.

Главной целью нашей научно-исследовательской работы является сопоставительный анализ российской и польской театральных культур, значение и положение театров в двух славянских государствах, образ провинциального театра как носителя ментальной информации о строении социокультурных пространств России и Польши в дискурсивном пространстве средств массовой информации.

В качестве показательного примера медийной репрезентации анализируемого концепта мы проанализировали телевизионные новостные передачи (Вести-Томск, ЧасПик), репортажи государственного радио «Томск», а также годовую подшивку местной прессы  за 2009 и 2011 гг. («Томский вестник», «Красное знамя», «АиФ в Томске», «Выходной»). Это что касается томской социокультурной медиасреды.

Во Вроцлаве в настоящее  время мы продолжаем сбор материала, который поможет в достижение цели нашего исследования и написании  магистерской диссертации. На данный момент можно выделить следующие журналы, которые посвящены театральной культуре и современной драматургии, а именно “Dialog”, “Teatr”, “Didaskalia”, “Scena”, “TeatrLalek”, что касается местной прессы, необходимо выделить газету “Wroclawska”.

Что касается методологии, то в первую очередь нами была изучена работа Н.С. Болотновой «Филологический анализ текста». Любая наука должна обладать определенными исследовательскими методами. Метод в философском смысле – путь познания и истолкования любого явления действительности, в узком – система исследовательских приемов и процедур, способствующих целенаправленному изучению объекта с той или иной точки зрения.

Знание методологии филологических исследований важно для постижения эстетического смысла художественного произведения и изучения индивидуального стиля автора. В процессе филологического анализа художественного текста (ФАХТ) используются как общенаучные методы – наблюдение, количественно-статистический анализ, моделирование, эксперимент, сравнительно-сопоставительный, так и общефилологические (общелингвистические и литературоведческие) – трансформационный, дистрибутивный, контекстологический, компонентный, композиционный, структурный, семиотический, концептуальный. Кроме того, выделяются частные, специфические методы: интертекстуальный анализ, семантико-стилистический, метод «слово-образ», сопоставительно-стилистический, биографический, мотивный анализ.

Нами прежде всего использовались общенаучные  методы, а именно наблюдение, количественный анализ, сравнительно-сопоставительный и эксперимент, о котором мы более подробно поговорим в разделе 2.3. Среди общефилологических  методов основной акцент нами был сделан на контекстологический и концептуальный.

    1. Практическая часть

В качестве экспериментальной  основы нами был выбран метод анкетирования  для создания образа провинциального  театра, сформированного в сознании жителей города Томска. Этот метод опирается на социолингвистический и психолингвистический анализ текста, которые, в свою очередь, тесно взаимосвязаны между собой.

Для эксперимента была разработана соответствующая анкета в количестве 50 экземпляров (см. приложение), однако опросить удалось лишь 35 человек. В качестве респондентов выступили студенты Томского государственного педагогического университета (21-22 года – 11 чел., 5 – 23-26 лет) и старшеклассники гуманитарного лицея г. Томска в возрасте 16-17 лет (12 чел.), в том числе несколько сотрудников данного лицея в возрасте 22-26 – 4 чел., 30-36 – 2 чел., 50 лет – 1 чел. Стоит отметить, что среди опрошенных респондентов обладает женский пол (5 мужчин из числа всех опрошенных) и практически все за исключением двух опрошенных проживают в Томске постоянно.

В анкете использовались не только закрытые вопросы с предоставленным вариантом ответов, но и открытые, где ответ дается в свободной форме, компетенция отвечающего, в том числе шкалированные вопросы.

 Вопросы  в анкете были ориентированы  на методику свободной ассоциации, также на когнитивные ассоциации, которые отражают связь с фрагментами мира, невещественного, а ментального характера. Сюда же относятся ассоциации «культурологического» характера: стереотипы и клише сознания.

Также мы применили  методику «семантического дифференциала» Чарльза Осгуда, предполагающую оценку стимула в каких-либо признаках на основе заданных экспериментатором шкал, к примеру, нами была выбрана шкала от «очень хорошо» до «очень плохо» относительно оценки творческой деятельности томских государственных и частных театров. Вышеописанные методики относятся к психолингвистическому анализу текста, сам метод анкетирования в большей степени относится к социолингвистическому анализу.

При обработке  полученных данных мы получили следующие  выводы. Посещать театр не любят лишь четверо из 35 опрошенных, остальные дают положительный ответ на этот вопрос. При этом лишь 11 человек посещают театр часто, 5 – совсем не ходят, 19 – редко. Как мы видим, несмотря на любовь к театру, 54% наших респондентов посещают театр редко, что связано, в свою очередь, с нехваткой времени (наиболее частый ответ), не с кем, «не верю» томскому театру, дорогие билеты или по причине того, что спектакли заканчиваются поздно, в связи с чем не отпускают родители. Те, кто ходят в театр часто, аргументируют это тем, что им нравится и тем, что они любят культурные мероприятия.

На вопрос о  том, когда были в театре в последний  раз, ответы были неоднозначны: 1 чел. –  в детстве, 2004 г. – 1 чел., 2007 – 2 чел., 2009 – 1 чел., 2010 – 4 чел., 2011 – 26 чел.

Среди любимых  томских театров оказались следующие: Томский драматический театр – 19, Театр юного зрителя – 7, Версия – 6, Два Плюс Ку – 2, Интим – 1.

Что касается любимого спектакля, список весьма разнообразен: «Психоаналитик» (3), «Он, она, окно, покойник» (3) - Драмтеатр, «Бедная Лиза» (3) – театр «Версия», «Поминальная молитва» (2), «Русское варенье» (2), «Оскар и Розовая дама» (2), «Белые ночи» (2) – Драматический театр, «Дикарь» (2) - ТЮЗ, «Под небом голубым», «Васса Железнова», «Мадам Генерал», «Леди Макбет», «Джексон моей жены», «Панночка», «Как важно быть серьезным», «Черное молоко», «Золушка», «Слишком женатый таксист», «Зеркало Сен-Жермена». Многие спектакли, представленные в этом списке, были поставлены на сцене Томского драматического театра, тем самым подтверждается то, что именно этот театр является самым любимым для наших респондентов.

Любимого актера/актрису сумели назвать лишь 6% опрашиваемых нами, среди которых оказались актер драматического театра, Александр Шретер, и член труппы театра куклы и актера «Скоморох» им. Романа Виндермана – Юрий Орлов. Как можно заметить, появляется еще один томский театр, а именно театр «Скоморох», который не был ранее отмечен нашими респондентами среди любимых. Среди других популярных ответов на данный вопрос можно выделить – многие, разные, нет таких, остальные – назвали московских актеров (Т. Васильева, М. Казаков, О. Янковский и др). Однако большая часть опрашиваемых не сумела дать на него какой-либо ответ.

Не менее  сложным оказалось для многих назвать главных режиссеров томских  театров. Среди названых оказались: Алевтина Николаевна Буханченко – руководитель и режиссер камерного драматического театра «Интим», Вера Тютрина – художественный руководитель и главный режиссер театра «Версия», Юрий Пахомов, возглавлявший творческий коллектив театра драмы с 2001 по май 2011, Олег Алексеевич Афанасьев – актер и режиссер Томского областного театра драмы 1972-1980, а с 1986 по 2000 – актер и режиссер Томского областного театра юного зрителя. Были также отмечены заслуженный народный артист, актер драматического театра – Владимир Васильевич Варенцов, в том числе М.М. Мучник – бывший директор томского театра драмы.

На сцене  театров нашего города респонденты  предпочли бы видеть классические постановки (43%), современные постановки (43%). Как  видим, мнения разделись, однозначной  точки зрения нет. 14 % опрашиваемых заявили, что на сцене томских театров предпочли бы видеть как классические постановки, так и современные, другие - «Кукольный дом» Ибсена; оперу и балет.

Томский театр  у наших респондентов вызывает преимущественно  положительные ассоциации и оценки (69%), нейтральные – 26%, отрицательные – 6 %, сожаление – 3% . 

Творческая  деятельность томских государственных театров оценивается в целом хорошо (65%), очень хорошо – 6%, средне – 26%, плохо – 6%. Для сравнения мы решили оценить то, как оцениваются томским зрителем частные театры города. Результаты показали, что 6% опрошенных оценивают их деятельность очень хорошо, 46% – хорошо, 34% – средне, 11% – плохо и 6% – никак, так как никогда в них не были.

Репертуар томских  театров, как показывают результаты опроса, полностью устраивает лишь 3% всех опрошенных, в целом устраивает – 74%, не совсем устраивает – 20%. На вопрос о том, что хотели бы изменить в репертуарной политике томских театров, были получены следующие ответы - не усердствовать для массового зрителя; полагаться на мнение интеллектуальной элиты; ставить спектакли по произведениям классиков, ставить по Тургеневу; больше новых постановок, однако у большинства опрашиваемых данный вопрос вновь вызвал затруднения, и не все смогли дать на него четкий ответ.

При этом в целом  постановочная культура томских  театров оценивается преимущественно как средняя – 51%, как низкая – 29%; лишь 20% опрошенных считают, что в Томске высокая постановочная культура.

Мы решили также выяснить насколько томский зритель интересуется событиями, происходящими в тетральной жизни города. Поэтому мы задали вопрос о том, слышали ли что-либо наши респонденты о театральном скандале в ТЮЗе после последнего театрального фестиваля «Маска». Как показали результаты опроса, о данном скандале слышали не все, 57% из 35 опрошенных. Соотвественно прокомментировать эту ситуацию могли вновь не все, однако были получены следующие варианты ответов на данный вопрос: провинциализм, не дают дорогу молодым, дурдом, промолчу, меня ситуация в театре не интересует.

С мнением начальника департамента по культуре администрации Томской области А. Кузичкина о том, что томские театры и театральная культура в целом находятся в «кризисной» и «болезненной» ситуации, а «образ театра представлен как проект негативный, болезненный и деградируемый, который надо спать» полностью согласны 17%, в целом – 14%, не совсем – 63%,  совсем не согласны с этим мнением – 6%.

 

В качестве итога  необходимо еще раз отметить, что  на многие вопросы представленной анкеты наши респонденты затруднялись дать ответ, что, в свою очередь, свидетельствует о малой степени информированности о деятельности и жизни томских театров, а также небольшом интересе к театральной культуре города, несмотря на любовь к театру как виду искусства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Заключение

Театральная культура является одной из важнейших составляющих социокультурного пространства современности, которое немыслимо без пространства театра. Системой художественных средств  театр воздействует на зрителя; художественные средства, в свою очередь,  складываются из творений драматурга, режиссера, актера, художника. Все это, в конечном счете, отражает состояние культуры и жизни общества в целом.

Средства массовой информации будучи одним из главных  центров общественной и культурной жизни являются, с одной стороны, созидателем, распространителем духовных ценностей, с другой – сами оказываются продуктом культуры данной общности.

Современная провинциальная культура находится на месте встречи  двух культурных потоков: столичного и регионального. Ориентацией именно на такой тип культуры, на наш взгляд, характеризуется современная провинциальная пресса, адаптирующая как центральные, так и региональные массово-идеологические тренды для восприятия их сознанием современного нестоличного жителя.

Анализируя  тексты СМИ, необходимо подчеркнуть, что, прежде всего, в них преобладает  лексика оценочная, где оценочные  слова как метод подсознательного стимулирования, когда внедряя в  поток новостей оценочные ассоциации, стереотипы или стандарты, масс-медиа вызывают автоматическую положительную или отрицательную реакцию общественности на то или иное событие.

Необходимо  отметить, что средства массовой информации и региональная пресса трактуют театральный  мир города Томска и положение  театров в культурной среде как правило негативно-оценочно, что в первую очередь касается финансовых трудностей томских театров, в то время как сама деятельность оценивается весьма положительно с преобладанием позитивно-оценочных слов.

Информация о работе Отчет по практике