Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 17:18, контрольная работа
Явления культуры изучает множество наук: археология, этнография, история, социология, философия и др. Каждая из них создает определенное представление о культуре как предмете своего исследования, и «образ культуры» в различных науках выглядит по-разному. Это объясняется специфическими интересами конкретных наук и разнообразием мировоззренческих позиций, с которых рассматривается культура. Изучением культуры занимаются многие гуманитарные науки. Прежде всего стоит выделить культурологию.
ВВЕДЕНИЕ______________________________________________________3
Отношение к жизни и смерти в культурах Египта и Месопотамии________________________________________________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ____________________________________________________13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ___________________________________________14
Дух месопотамской культуры отражает сокрушающую силу Природы. Человек не склонен переоценивать свои силы, наблюдая столь могущественные силы природы, как гроза или ежегодное наводнение. Не случайно житель Месопотамии говорил о грозе, что «ее ужасные вспышки света покрывают землю, словно ткань». Еще более страшные последствия вызывало наводнение. Окруженный такими силами, человек видит, как он слаб, с ужасом осознает, что он вовлечен в игру чудовищных сил. Его собственное бессилие вызывает в нем отчетливое осознание трагических возможностей.
Опыт Природы, породивший
это настроение, нашел свое непосредственное
выражение в представлении
Для жителя Месопотамии соответстве
Такая картина мира —
представление о
Одной из таких интеллектуальных концепций является мифологема человека в Двуречье — из глины сотворен, на крови бога замешан. Особенно выразительно данная формула звучит в вавилонском мифе об Атрахасисе.
Воистину божье и человечье соединяется, Смешавшись в глине! Чтоб вечно мы слышали стуки сердца, Да живет разум во плоти бога, Да знает живущий знак своей жизни, Не забывал бы, что имеет разум!
Человек был создан для того, чтобы трудиться вместо богов и на богов, а также и для того, чтобы вкушать продукты богинь Лохар — овцы и Ашнан — зерна, которые почему-то не могли есть боги.
В культуре, которая рассматривает
всю вселенную как государство,
послушание должно необходимым образом
выступать первейшей
Дни, когда один не должал другому, Когда сын почитал отца, Дни, когда уважение жило в стране, Когда малый почитал большого, Когда младший брат чтил старшего брата. Когда старший сын наставлял младшего сына, Когда младший подчинялся старшему.
Однако слушаться старших членов семьи — это лишь начало. За пределами семьи располагаются другие круги, другие власти; государство, общество и боги.
Если эта монотонная тема
послушания — семье, правителям, богам
— была сущностью добронравия, т.е.
правилом жизни в древней Месопотамии,
то что же, позволительно спросить, выигрывал
человек, ведя добронравную жизнь? Наилучший
ответ может быть дан в терминах месопотамского мирово
Хорошо известно, что по
мере старения культуры ее основные ценности
рискуют потерять свое значение для
ее носителей. Скептицизм, сомнение и
безразличие начинают подтачивать
основные структуры культуры. Такой
скептицизм по отношению ко всем ценностям,
крайнее отрицание возможностей
добронравной жизни начинают появляться
в месопотамской культуре в 1 тысячелетии
до н.э. Этот скептицизм нашел выражение
в длинном диалоге между хозяином и его
рабом; он известен как «Пессимистический
диалог», появившийся в Вавилоне. В нем
взвешиваются все типичные занятия месопотамского вельмож
— Раб, соглашайся со мною! — Да, господин мой, да! — Женщину я полюблю! — Полюби, господин, полюби! Любящий женщину позабудет печаль и невзгоды.
— Нет, раб, о нет, я женщину не полюблю! — Не полюби, господин, не полюби! Женщина — яма, западня и ловушка, Женщина — острый кинжал, что горло мужчины пронзает.
В итоге делается вывод о том, что все в мире — суета, в жизни нет толку, т.е. отрицаются все ценности, отрицается существование «добронравной жизни».
Другой фундаментальной проблемой месопотамской культуры является правомерность смерти, которая представляет собой зло и есть, по существу, высшее наказание. Почему человек должен быть наказан смертью, если он не совершил ничего дурного? Тем более что в условиях культуры Двуречья реалистический подход к природе человека исключал какую-либо надежду на счастливую загробную жизнь. В знаменитом эпосе о Гильгамеше (начало II тысячелетия до н.э.) его герой говорит:
Кто, мой друг, вознесся на небо? Только боги с Солнцем пребудут вечно, А человек — сочтены его годы, Что б он ни делал, — все ветер!
Основная идея эпоса — мечта о вечной славе, заменившая мечту о бессмертии, во имя чего совершались великие подвиги. Эпос представляет собой гимн славным деяниям человека. В нем проводится мысль о том, что смерть — это зло, но она не может перечеркнуть ценность жизни. Человеческая жизнь по сути своей прекрасна, и это проявляется во всех сторонах обыденной жизни, в радости победы, в любви к женщине, в дружбе:
Боги, когда создавали человека, — Смерть они определили человеку, Жизнь в своих руках удержали. Ты же, Гильгамеш, насыщай желудок, Днем и ночью да будешь ты весел, Праздник отправляй ежедневно, Днем и ночью играй и пляши ты! Светлы да будут твои одежды, Волосы чисты, водой омывайся, Гляди, как дитя твою руку держит, Своими объятиями радуй подругу — только в этом дело человека!
Смерть же знаменует конец жизненного пути индивида. Более того, она как бы стимулирует человека жить мудро и осмысленно, чтобы оставить о себе память в сердцах людей. Следует умирать в борьбе со злом, даже в борьбе со смертью. Не нужно отступать ни перед чем, даже перед богами. В награду за это — «имя» и благодарная память потомков. В этом и состоит бессмертие человека, смысл его жизни.
Герой эпоса — это типичный человек, трагедия которого состоит в невозможности избежать смерти. Однако здесь не встречается и нотки пессимистического отношения к жизни. Человек во всех ситуациях остается человеком, он гордится своими героическими деяниями и независимостью перед лицом богов. Вся его жизнь насыщена борьбой за установление справедливости на земле, смерть же выступает кульминацией жизни, завершением выпавших на его долю успехов и побед. Вся жизнь человека предначертана от рождения, в ней нет места для таких понятий, как «каприз судьбы» или «неумолимый рок», заранее исключена возможность как-либо повлиять на ход событий, скажем, с помощью магических средств. Именно на Древнем Ближнем Востоке была выработана мифологическая концепция жесткого детерминизма человеческой жизни. Вместе с тем, в отличие от древнеегипетской мифологии, не знающей ни Эдема, ни прошедшего Золотого века, ни Армагеддона, в мифологии культур Двуречья известны мифы о Золотом веке человечества и райской жизни, вошедшие затем в состав религиозных представлений народов Передней Азии и библейской мифологической литературы. Мы видим, что в рамках культуры Двуречья человек делает попытку нравственно преодолеть смерть, осуществляет бунт против смерти.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведя анализ литературы можно отметить, что вся жизнь древнего египтянина — это непрерывное ожидание смерти, они считали, что «жизнь-бездна зла» и к смерти готовились, чуть ли не с рождения. Подавляющие своей мощью пирамиды, кажется, утверждают человека в мысли о бренности всего земного, о краткости и эфемерности жизни, о необходимости презреть мимолетные наслаждения и обеспечить себе достойное существование в ином мире, мире, в котором царит вечность. Но такое представление весьма далеко от истины. Соотношение, в котором находятся для египтянина значимость жизни на земле и в мире мертвых, удачно выразил О.Э. Мандельштам, вообще обладающий тонким чутьем по отношению к другим культурным традициям. Последнее четверостишие его стихотворения «Египтянин» звучит так:
В
столовой на полу пес, растянувшись, лег,
И кресло прочное стоит на львиных лапах.
Я жареных гусей вдыхаю сладкий запах
—
Загробных радостей вещественный залог.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Отношение к жизни и смерти в Египте и Мессопатамии