Перспективы развития науки в 21 веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 20:41, реферат

Описание

Цель моего реферата заключается в следующем: рассмотреть и глубоко изучить перспективы развития науки в современном обществе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Наука в целом, её составляющие и особенности, вклад учёных и организаций в науку…………………………………………………………….5
1.1. История и научное сообщество………………………………………..
1.2. Вклад учёных и организаций в развитие науки……………………..6
Глава 2. Перспективы развития науки…………………………………………9
2.1. Прогнозы о перспективах развития науки………………………….9
2.2. Конкретные прогнозы учёных о новых достижениях и открытиях……………………………………………………………………….11
Заключение…………………………………………………………………..…15
Список используемой литературы………………………………………….…16

Работа состоит из  1 файл

НАУКОВЕДЕНИЕ РЕФЕРАТ ЧИКУНОВА НАДЯ 142 гр ФаУ 2 курс.docx

— 45.25 Кб (Скачать документ)

 

 МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ»

 

Институт экономики и  управления

Кафедра продюсерства

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Науковедение»

на тему: «Перспективы развития науки в 21 веке»

 

 

 

Выполнила:

Студентка Чикунова Н.К.

142 гр., 2 курс, ФаУ, менеджмент

Проверила:

ассистент кафедры продюсерства

Бейнарович Любовь Андреевна

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Наука в целом, её составляющие и особенности, вклад учёных и организаций в науку…………………………………………………………….5

1.1. История и научное сообщество………………………………………..5

1.2. Вклад учёных и организаций в развитие науки……………………..6

Глава 2. Перспективы развития науки…………………………………………9

       2.1. Прогнозы о перспективах развития науки………………………….9

       2.2. Конкретные прогнозы учёных о новых достижениях и открытиях……………………………………………………………………….11

Заключение…………………………………………………………………..…15

Список используемой литературы………………………………………….…16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

До того, как начать говорить о науке, нужно знать, что такое  наука в общем. Итaк, нaука — сфeра дeятельности чeловека, нaправленная нa рaзвитие и систeматизацию oбъективного знaния дeйствительности. Основа этoй дeятельности – сбoр фaктов, иx постоянное oбновление и систeматизация, a тaк жe критичeский aнализ и, на этой основе, синтез нового знания или обобщения, которые не только описывают видимые естественные или общественные явления, но также и позволяют строить отношения причины и следствия и, в результате этого – предсказать. Те теории и гипотезы, подтверждённые фактами или событиями, сформулированы в форме общественных законов или законов природы.

С начала ХХ века, наука достигла огромных достижений. Созданы и атомная энергетика, и телевидение, и радиолокация, и магнитофоны, компьютеры, сверхзвуковая авиация, полимеры, волоконная оптика, транзисторы и интегральные микросхемы, жидкокристаллические дисплеи, лазеры, сотовая связь, ракетно-комическая техника, Интернет. В большей степени это стало возможно благодаря достижениям физики XIX–XX вв., в первую очередь, благодаря максвелловской электродинамики и квантовой механики.

Были также созданы  различные открытия в области биологии, химии и других точных науках. В том числе структура ДНК, генетический код живых организмов и на этой основе развиваются генная инженерия и клонирование, механизм мутаций и эволюции биологических организмов. Также проводится пересадка органов, происходит появление новых отраслей науки, например, синергетика и фрактальная геометрия.

Я думаю, что развитие мысли никогда не будет останавливаться. Наоборот, развитие науки и технологии будет идти еще быстрее. Необходимо заметить, что 80% ученых, когда-нибудь живших на земле, – это наши современники.

Обсуждение будущего науки, как и вообще будущего в целом, дело очень деликатное, тем более что проблема развития науки в наше время достаточно актуальна. История показывает, что даже самые великие учёные не всегда делали точные предположения и предсказания.

Таким образом, к настоящему времени наука достигла очень больших результатов. Было сделано большое количество открытий и создано очень много необходимых для нас вещей, например, магнитофоны, компьютеры, TV, сотовая связь и Интернет, ракетно-комическая техника и т.д.

Цель моего реферата заключается в следующем: рассмотреть и глубоко изучить перспективы развития науки в современном обществе.

Для того чтобы добиться поставленной цели, нужно рассмотреть  следующие задачи:

    • изучить историю зарождения науки и состав научного сообщества;
    • оценить вклад учёных и организаций в развитие науки;
    • рассмотреть прогнозы экспертов по поводу будущего науки;
    • перечислить конкретные будущие открытия, которые могут быть достигнуты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Наука  в целом, её составляющие и особенности, вклад учёных и организаций в науку

    1. История и научное сообщество

Наука в современном понимании начала развиваться с XVI—XVII веков. Пока шло историческое развитие, её влияние вышло за рамки развития техники и технологии. Наука стала важнейшим социальным, гуманитарным институтом, оказывающим существенное воздействие на все сферы общества и на культуру. Объём научной деятельности с XVII века удваивается примерно каждые 10—15 лет (рост открытий и достижений, научной информации, числа научных работников).

В развитии науки чередуются экстенсивные и революционные периоды — научные революции, которые приводят к изменению её структуры, принципов познания, категорий и методов, а также форм её организации. Для науки характерно переплетение процессов её разнообразия и объединения, а также развития фундаментальных и прикладных исследований.

Люди, занимающиеся наукой, – научное сообщество. Научное сообщество – это сложная самоорганизующаяся система, в которой действуют государственные институты, общественные организации и неформальные группы. Чертой, которая отличает  это сообщество от других, - высокая степень признания авторитета, достигнутого научными успехами, и сниженный уровень признания авторитета властного, что порой приводит к конфликту государства и научного сообщества. Также необходимо отметить более высокую, чем в других социальных сферах, эффективность неформальных групп и особенно отдельных личностей. Важные функции научного сообщества – признание или отрицание новых предположений и выводов, которые обеспечивают развитие научного знания, а также поддержка системы образования и подготовка новых научных кадров.

 

 

1.2.Вклад учёных и организаций в развитие науки

Учёный — представитель науки, который осуществляет осмысленную деятельность для формирования научной картины мира, чью научную деятельность и квалификацию признали со стороны научного сообщества. Основной официальный признак признания квалификации — публикация материалов исследований в различных научных изданиях, имеющих авторитет, и доклады на серьёзных научных конференциях. Доклад на всероссийских и международных научных конференциях приравнивается к научной публикации, но для соискателей учёной степени имеется ряд ограничений.

Среди учёных принято любую достаточно долгую работу по анализу какой-либо определенной темы заканчивать публикацией соответствующей монографии, которая обычно содержит подробное описание методики исследования, изложение результатов сделанной работы, а также их обоснование.

В учёном сообществе особо ценится педагогическая работа. Право читать лекции в престижном учебном заведении – это признание высочайшего уровня и квалификации учёного. Высоко также ценится создание научной школы, то есть подготовка нескольких учёных, которые развивают идеи своего учителя.

Принадлежность к профессиональной науке, а так же уровень квалификации учёного могут официально определяться локальными и национальными квалификационными комиссиями (например, совет по защите диссертаций, аттестационная комиссия, Высшая Аттестационная Комиссия). В России квалификация учёного официально подтверждается учёной степенью и учёным званием. Присвоение как степеней, так и званий происходит под контролем Высшей Аттестационной Комиссией. Высшая ступень — членство в Академии наук. В России есть две ступени членства: первая — член-корреспондент Академии, и высшая — академик. Академии — самоорганизующиеся научные сообщества, они выбирают академиков и член-корреспондентов на своих собраниях. Кандидатов выдвигают ВУЗы или НИИ. При этом выборы всегда происходили на многовариантной основе. В настоящее время в России, кроме Академии наук, действуют отраслевые Академии, некоторые из них, например, Академия медицинских наук, имеют многолетнюю историю, другие — появились совсем недавно. Их организация подобна организации Академии наук, но статус, конечно, ниже.

В научном сообществе есть достаточно большое количество научных организаций. В развитии науки активную роль играют добровольные научные общества, главная цель которых – обмен научной информацией, в том числе, в ходе конференций, и благодаря публикациям в периодических изданиях, выпускаемых обществом. Участие в научных обществах является добровольным, свободным и может требовать членских взносов. Государство может поддерживать эти общества, общество, в свою очередь, может излагать свои позиции и размышления властям. В некоторых случаях деятельность добровольных обществ охватывает и наиболее широкие вопросы, например, стандартизации. Одним из самых авторитетных и массовых обществ является IEEE. Международные научные союзы допускают как коллективное, так и индивидуальное членство. Национальные академии наук в некоторых странах исторически выросли из национальных научных обществ. В Великобритании, к примеру, роль Академии играет Королевское научное общество.

Необходимость ускоренного  развития науки и техники потребовала от государства очень активного участия в развитии науки. Соответственно, в ряде стран, например, в России, Академии созданы по указу государства. Но в большинстве Академий наук приняты демократические уставы, которые обеспечивают им относительную независимость от государства.

Список научных организаций:

  • ЮНЕСКО (Организация способствует сотрудничеству учёных и других научных организаций со всего мира).
  • ИЮПАК (международная организация, которая способствует прогрессу в области химии).
  • Международный астрономический союз (признан в качестве высшей международной инстанции в решении астрономических вопросов, требующих сотрудничества и стандартизации, таких как официальное наименование астрономических тел и деталей).

Таким образом, зарождение науки в современном понимании произошло в XVI-XVII веках, на науку часто оказывали влияние научные революции, большой вклад вносят учёные и организации, что вместе составляет научное сообщество (также общество).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Перспективы  развития науки

2.1. Прогнозы о  перспективах развития науки

Значение науки очень  огромно, но, как показывает практика, рост её кадров имеет границы.

— В первую очередь, необходимо помнить о том, что, как считают специалисты, наукой имеют способность заниматься не более 6—8% населения.

— Также нужно иметь в виду, что в обществе есть множество других различных сфер человеческой деятельности, которые тоже развиваются, совершенствуются, требуя все больших усилий людей, активизации их способностей и таланта.

Понятно, что для того, чтобы общество гармонично развивалось, следует учитывать все его  возможности и потребности, оптимально распределить усилия. Все сферы деятельности имеют значимость, и не нужно забывать о том, что наука лишь одна из них. Не подлежит сомнению, что ее эффективное существование может быть только в гармоническом развитии со всеми остальными сферами жизни.

Итак, трудно сказать, какой процент людей занимается наукой. В развитых странах в научных и инженерных разработках занято в настоящий момент приблизительно 0,3% населения.

Как могут измениться возможности общества, если выделять материальные и интеллектуальные ресурсы для развития науки?

Скорее всего, они будут увеличиваться, в том числе и в большой степени в результате воздействия науки на общество.

Следует учитывать и тот  факт, что наука сама резко увеличивает свою эффективность. Компьютеризация науки, оснащение многими современными техническими средствами сразу увеличивает производительность труда ученого. Следовательно, производство и непосредственно подготовка научной продукции необязательно должно сопровождаться ростом научных кадров.

         Если учитывать опыт истории, можно быть уверенными, что наука получит новейшие фундаментальные результаты, которые раз и навсегда изменят наши представления о действительности.

Скорее всего, математика так и будет первой в науке и представит новые, невиданные доселе возможности для ее широкого применения в других предметах. Кто знает, возможно, сбудется пожелание великого Г.В.Лейбница, который в XVII в. мечтал о том, что придет время, когда люди прекратят бессмысленные дискуссии. Вместо того, чтобы спорить друг с другом, они скажут: «будем вычислять».

Мы все прекрасно понимаем, что науки о человеке и об обществе, хотя и имеют огромные достижения, вместе с тем, всё-таки уступают по своему развитию естествознанию.

Сегодня, как никогда раньше, человечество ощущает огромный дефицит знаний об обществе и о человеке. Их недостаток сегодня не просто оказывает значительное воздействие на нашу жизнь. Он все в большей степени ставит под угрозу существование всего человечества. Огромная мощь, которую приобрел человек из-за развития техники, не находится в гармонии с нашим умением умно распорядиться ею.

Возможно, в соответствии с этой новой для людей ситуацией, оно найдет в себе силы сфокусировать внимание лучших умов на гуманитарных проблемах.

Информация о работе Перспективы развития науки в 21 веке