Первобытная культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 06:02, контрольная работа

Описание

Первобытная культура постепенно разворачивалась во времени и в пространстве, которые осваивало человечество, проходя определенные этапы отношений с природой, но постоянно решая главную задачу того времени — выжить и продолжить свой род.
Такая задача несет в себе биологическое начало и существует в любом животном сообществе с одной только разницей  в качественно новых способах ее решения человеком.

Содержание

Содержание
I. Основные этапы развития первобытной культуры 2
Специфика архаического сознания. 10
II. Кратко ответьте на вопросы: 15
1. Что такое миф? 15
2. В чем сущность анимизма? 16
3. Каковы основные особенности первобытного искусства? 18
III. Объясните термины: 19
1. Род. 19
2. Племя. 20
3. Фетиш. 20
4. Табу . 21
5. Магия. 21
IV. Выполните тесты. 22
Литература 23

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа.docx

— 73.96 Кб (Скачать документ)
    1. В чем сущность анимизма?

Анимизм,  
1) философское учение, по которому нематериальная сущность, разумная душа, является источником жизни и деятельности организма (особенно развито Сталем 1660–1734)

2) Мировоззрение  первобытных народов, которые  считали все одушевленным и все явления природы объясняли как результат вмешательства живых существ в виде духов и демонов.

Анимизм (от лат. anima, animus – душа, дух), вера в существование душ и духов, т. е. фантастических, сверхъестественных, сверхчувственных образов, которые в религиозном сознании представляются действующими во всей мёртвой и живой природе агентами, управляющими всеми предметами и явлениями материального мира, включая и человека. Если душа представляется связанной с каким-либо отдельным существом или предметом, то духу приписывается самостоятельное существование, широкая сфера деятельности и способность влиять на различные предметы. Души и духи представляются то аморфными, то фитоморфными, то зооморфными, то антропоморфными существами; однако они всегда наделяются сознанием, волей и другими человеческими свойствами.

Впервые термин «Анимизм» ввёл немецкий учёный Г. Шталь, назвавший (в сочинении “Theoria medica”, 1708) Анимизмом своё учение о безличном жизненном начале – душе, лежащей будто бы в основе всех жизненных процессов и являющейся «ваятельницей тела». В 19 в. в совершенно ином смысле был применен этот термин Э. Тайлором, Г. Спенсером и другими представителями так называемой эволюционной школы в истории культуры и этнографии. 

Тайлор придавал термину Анимизм («Первобытная культура», 1871) двоякое значение: 

1) вера в души и духов; 

2) теория происхождения религии. 

Тайлор усматривал в Анимизме «минимум религии» т. е. зародыш, из которого развились все религии, вплоть до самых сложных и утончённых, равно как и все воззрения на душу не только в религии, но и в идеалистической философии.

Как теория происхождения религии Анимизм не выдержал испытания научной критики и ныне отвергается подавляющим числом исследователей. Во-первых, никакая религия, от самой грубой до самой утончённой, не исчерпывается только верой в души и духов и не может быть полностью отождествлена с душеверием и духоверием. Во-вторых, огромный фактический материал, накопленный наукой уже после Тайлора, свидетельствует о том, что процесс дуализирования мира, т. е. его разделения на естественное и сверхъестественное, священное и повседневное,  запрещенное и дозволенное, начался вовсе не с одухотворения или одушевления природы и протекал гораздо сложнее, чем это представлялось Тайлору. 

 

    1. Каковы основные особенности первобытного искусства?

1. Понятие “первобытная культура” отражает длительный и противоречивый период становления и развития человечества. Здесь трудно отделить собственно культуру от способа существования человеческого сообщества. Поэтому в некоторых случаях применение термина “культура” к самым первым шагам человечества достаточно условно.

2. Основные факторы возникновения  культуры являются жизненной  необходимостью для сохранения  и самовоспроизведения человеческого  сообщества. В этом своем качестве  они в значительной степени  выступают как начала, связанные  с биологическими задачами живой  системы. Но именно эти факторы  обеспечивают процесс адаптации  к изменяющимся условиям среды,  повышают уровень организации  системы человеческого сообщества, постепенно превращаясь в надбиологические механизмы, регулирующие процесс выживания и самосохранения. В этом своем качестве они начинают составлять “первокирпичик” культуры.

3. Особенностью архаического сознания  является его целостность, синкретизм (нерасчлененность). Это качество  предполагает, что мир в сознании  первобытного человека воспринимался  как продолжение самого человека, его особенностей, его образа  жизни. При этом стоит обратить  внимание на то, что чем более  сложной становится деятельность  человека, тем более он осмысляет  свою зависимость от природы.  На первых этапах он не отделяет себя от природы, и это порождает и анимизм, и тотемизм, и фетишизм, объединяющие человека и природу в одно целое. В условиях позднеродового общества человек уже обожествляет природу, явно ставя себя в зависимость от нее.

4. Выделяются два главных этапа  развития первобытного общества  — раннепервобытная и позднепервобытная община. На каждом из них складывались особые формы организации, приемы и навыки деятельности, обычаи, традиции, способы сохранения и передачи информации. При этом каждый последующий этап развития культуры в той или иной форме сохранил в себе отголоски этого периода существования человечества.

5. Основными формами общности  людей на этом этапе были  родовая или племенная община, основанные на кровнородственных  связях.

6. Архаическое искусство, как  и архаическое сознание в целом,  воспринимается современным человеком  как примитивное только по  форме, но не по содержанию. Это содержание вобрало в себя  всю целостность представлений  человека о мире, синкретизм его  мышления, оценок и идеалов.

      1. Объясните термины:

  1. Род.

Слово «Род»  имеет много значений, но прежде всего это –

  1. группа кровных родственников, ведущих своё происхождение по одной линии (материнской или отцовской), по большей части осознающих себя потомками общего предка (реального или мифического), носящих общее родовое имя. Для обозначения Род (родств.) как социального института в этнографической литературе употребляются также и другие термины — «клан», «генс», но содержание их не всегда равнозначно понятию Род (родств.) Возникает Род (родств.) из «первобытного человеческого стада», вероятнее всего, на рубеже нижнего и верхнего палеолита. В силу закона экзогамии Род (родств.) не могли существовать изолированно, а с самого начала объединялись в племена. Первоначально племя состояло из двух связанных брачными отношениями Род (родств.) Позднее вследствие разделения последних в племя стало входить большее число Род (родств.). 
      Ф. Энгельс, опираясь на большой фактический материал в области истории, этнографии и археологии и в особенности на работы Л. Г. Моргана, впервые дал научное материалистическое освещение истории человечества на ранних этапах его существования. В частности, он вскрыл сущность родового строя с такими характерными его чертами, как первобытный коллективизм, отсутствие частной собственности, классов, моногамной семьи и т. д.
  2. ряд поколений, происходящих от одного реального предка (например, род Пушкиных).
  3. группа, объединяющая близкие виды. Роды и виды растений, животных. Роды литературы (эпос, лирика, драма) и тд.
  4. Племя.

ПЛЕМЯ, р. и д. племени, племенем, племени, мн. племена, племён (племян устар. ), племенам, ср.

1) В доклассовом обществе - совокупность людей, обычно сходных по физическому типу, объединенных (в той или иной форме) родовыми отношениями, общим языком и территорией. н; Первобытные племена. Древние славянские племена.

2) Народ, национальность. Какая смесь одежд и лиц, племен, наречий, состояний. (Пушкин. Уже давно между собою враждуют эти племена).

3) род, семья (устар. ). Племя Пожарских вымерло. Даль.

4) Поколение, современники (ритор.). Сталинское племя. Шагай вперед, комсомольское племя - песня. «Да, были люди в наше время, могучее, лихое племя» Лермонтов.

5) Вид, род, семейство каких-н. животных (шутл.). Куда ни взглянешь - птичье племя! Некрасов.

  1. Фетиш.

ФЕТИШ (от фр. fetiche, от португ. feitico — колдовство, амулет) — либо неодушевленный предмет, наделенный в представлениях верующих сверхъестественными свойствами и служащий поэтому объектом религиозного культа; либо, в переносном смысле, предмет слепого поклонения.

Фетишем мог стать любой предмет, почему-либо поразивший воображение  человека: камень необычной формы, кусок  дерева, части тела животного (зубы, клыки, куски шкуры, высушенные лапки, кости и т. д.). Позднее появились изготовленные из камня, кости, дерева, металла фигурки. Нередко фетишем оказывался случайно выбранный предмет. Если его владельцу сопутствовала удача, значит, фетиш обладает магической силой, в противном случае его заменяли другим. У некоторых народов существовал обычай благодарить, а иногда и наказывать фетиш.

До наших дней дошло множество  фетишей в форме амулетов-оберегов. Амулетом-оберегом служит предмет, которому приписываются магические свойства отвращать от человека несчастья  и приносить удачу. Амулет-оберег должен был оберегать своего владельца.

  1. Табу.

Табу (полинезийский), распространённая у народов Океании система запретов, нарушение которых якобы карается сверхъестественными силами. Обычай Табу впервые был описан Дж. Куком у аборигенов островов Тонга (Полинезия) в 1771. У полинезийцев табуированным было всё, что относилось к богам и духам, всё принадлежавшее жрецам и вождям.

Возникновение Табу связано, по-видимому, с потребностями формировавшегося человеческого общества подчинить поведение индивидуума интересам коллектива. В родовом обществе Табу регламентировало важнейшие стороны жизни человека, прежде всего соблюдение брачных экзогамных норм. Широко распространены также пищевые Табу.

Пережитки Табу сохраняются в современных религиях (например, в христианстве понятие греха аналогично Табу).

В языкознании Табу – слово, употребление которого запрещается (вследствие религиозных верований, суеверий, цензурных запретов, боязни грубых выражений и т. п.), например у промысловых охотников вместо «медведь» – «хозяин», «ломака», «он»; ограничение словоупотребления, определяемое теми же причинами.

 

  1. Магия.

МА́ГИЯ, - совокупность считающихся чудодейственными обрядов и заклинаний, призванных воздействовать на природу, людей, животных и богов. Белая м. (чародейство, объясняемое влиянием божественных сил). Чёрная м.(чародейство, волшебство, объясняемое участием и помощью сатанинских сил). Любовная м. (различные способы любовной ворожбы). Лечебная м. (заклинания, молитвы, снадобья, предназначенные излечивать от болезней).

      1. Выполните тесты:
  1. Тотем – это:

а) оберегающий предмет;

б) животное, опасное для рода;

в) общий  знак племени;

г) священный камень;

д) животное – прародитель.

2. Сущность неолитической  революции является:

а) освоение огня;

б) переход  к земледелию и скотоводству;

в) изобретение лука и стрел;

г) начало применения металлов;

д) строительство оросительных систем.

3. В наскальных росписях  чаще всего встречается?

а) сцены битвы;

б) сцены охоты;

в) изображение лиц;

г) изображение рук;

д) изображение животных;

е) все перечисленное.

 

 

 

Литература

  1. Культурология: Учеб. пособие для вузов/Под ред. проф. К90   А.Н. Марковой. - 3-е изд. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. -319 с.

 

  1.  Быстрова А. Н. Мир культуры (Основы культурологии). Учебное пособие. 2-е издание, исправленное и дополненное.— М.: Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО “Издательство ЮКЭА”, 2002.— 712 с.

 

 

  1. Алексеев В. П., Першиц А. И. История первобытного общества.— М.: Высш. шк., 1991. - 350 с.

 

  1. 17. Арсеньев В. К. По Уссурийскому краю. Дерсу Узала.— Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1985. – 246 с.

 

  1. 18. Арсеньев В. Р. Звери-боги-люди.— М.: Политиздат, 1991.  – 160 с.

 

 

  1. 287. Тайлор Э. Б. Первобытная культура: Пер с англ.— М.: Политиздат, 1989. - 573 с.

 

  1. Хрестоматия по культурологии: Учеб. пособие / Составители: Лалетин Д. А., Пархоменко И. Т., Радугин А. А. Отв. редактор Радугин А. А.- М.: Центр, 1998.- 592 с.

 

 

  1. Толковый словарь русского язвка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская акдемия наук. Институт русского языка мим. В.В.Виноградова – 4-е изд., дополнение. – М.: ООО»ИТИ Технологии», 2005. – 944 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Первобытная культура