Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 06:02, контрольная работа
Первобытная культура постепенно разворачивалась во времени и в пространстве, которые осваивало человечество, проходя определенные этапы отношений с природой, но постоянно решая главную задачу того времени — выжить и продолжить свой род.
Такая задача несет в себе биологическое начало и существует в любом животном сообществе с одной только разницей в качественно новых способах ее решения человеком.
Содержание
I. Основные этапы развития первобытной культуры 2
Специфика архаического сознания. 10
II. Кратко ответьте на вопросы: 15
1. Что такое миф? 15
2. В чем сущность анимизма? 16
3. Каковы основные особенности первобытного искусства? 18
III. Объясните термины: 19
1. Род. 19
2. Племя. 20
3. Фетиш. 20
4. Табу . 21
5. Магия. 21
IV. Выполните тесты. 22
Литература 23
Анимизм,
1) философское учение, по которому нематериальная
сущность, разумная душа, является источником
жизни и деятельности организма (особенно
развито Сталем 1660–1734)
2) Мировоззрение первобытных народов, которые считали все одушевленным и все явления природы объясняли как результат вмешательства живых существ в виде духов и демонов.
Анимизм (от лат. anima, animus – душа, дух), вера в существование душ и духов, т. е. фантастических, сверхъестественных, сверхчувственных образов, которые в религиозном сознании представляются действующими во всей мёртвой и живой природе агентами, управляющими всеми предметами и явлениями материального мира, включая и человека. Если душа представляется связанной с каким-либо отдельным существом или предметом, то духу приписывается самостоятельное существование, широкая сфера деятельности и способность влиять на различные предметы. Души и духи представляются то аморфными, то фитоморфными, то зооморфными, то антропоморфными существами; однако они всегда наделяются сознанием, волей и другими человеческими свойствами.
Впервые термин «Анимизм» ввёл немецкий учёный Г. Шталь, назвавший (в сочинении “Theoria medica”, 1708) Анимизмом своё учение о безличном жизненном начале – душе, лежащей будто бы в основе всех жизненных процессов и являющейся «ваятельницей тела». В 19 в. в совершенно ином смысле был применен этот термин Э. Тайлором, Г. Спенсером и другими представителями так называемой эволюционной школы в истории культуры и этнографии.
Тайлор придавал термину Анимизм («Первобытная культура», 1871) двоякое значение:
1) вера в души и духов;
2) теория происхождения религии.
Тайлор усматривал в Анимизме «минимум религии» т. е. зародыш, из которого развились все религии, вплоть до самых сложных и утончённых, равно как и все воззрения на душу не только в религии, но и в идеалистической философии.
Как теория происхождения религии Анимизм не выдержал испытания научной критики и ныне отвергается подавляющим числом исследователей. Во-первых, никакая религия, от самой грубой до самой утончённой, не исчерпывается только верой в души и духов и не может быть полностью отождествлена с душеверием и духоверием. Во-вторых, огромный фактический материал, накопленный наукой уже после Тайлора, свидетельствует о том, что процесс дуализирования мира, т. е. его разделения на естественное и сверхъестественное, священное и повседневное, запрещенное и дозволенное, начался вовсе не с одухотворения или одушевления природы и протекал гораздо сложнее, чем это представлялось Тайлору.
1. Понятие “первобытная культура” отражает длительный и противоречивый период становления и развития человечества. Здесь трудно отделить собственно культуру от способа существования человеческого сообщества. Поэтому в некоторых случаях применение термина “культура” к самым первым шагам человечества достаточно условно.
2. Основные факторы
3. Особенностью архаического
4. Выделяются два главных этапа
развития первобытного
5. Основными формами общности
людей на этом этапе были
родовая или племенная община,
основанные на
6. Архаическое искусство, как
и архаическое сознание в
Слово «Род» имеет много значений, но прежде всего это –
ПЛЕМЯ, р. и д. племени, племенем, племени, мн. племена, племён (племян устар. ), племенам, ср.
1) В доклассовом обществе - совокупность людей, обычно сходных по физическому типу, объединенных (в той или иной форме) родовыми отношениями, общим языком и территорией. н; Первобытные племена. Древние славянские племена.
2) Народ, национальность. Какая смесь одежд и лиц, племен, наречий, состояний. (Пушкин. Уже давно между собою враждуют эти племена).
3) род, семья (устар. ). Племя Пожарских вымерло. Даль.
4) Поколение, современники (ритор.). Сталинское племя. Шагай вперед, комсомольское племя - песня. «Да, были люди в наше время, могучее, лихое племя» Лермонтов.
5) Вид, род, семейство каких-н. животных (шутл.). Куда ни взглянешь - птичье племя! Некрасов.
ФЕТИШ (от фр. fetiche, от португ. feitico — колдовство, амулет) — либо неодушевленный предмет, наделенный в представлениях верующих сверхъестественными свойствами и служащий поэтому объектом религиозного культа; либо, в переносном смысле, предмет слепого поклонения.
Фетишем мог стать любой предмет, почему-либо поразивший воображение человека: камень необычной формы, кусок дерева, части тела животного (зубы, клыки, куски шкуры, высушенные лапки, кости и т. д.). Позднее появились изготовленные из камня, кости, дерева, металла фигурки. Нередко фетишем оказывался случайно выбранный предмет. Если его владельцу сопутствовала удача, значит, фетиш обладает магической силой, в противном случае его заменяли другим. У некоторых народов существовал обычай благодарить, а иногда и наказывать фетиш.
До наших дней дошло множество
фетишей в форме амулетов-
Табу (полинезийский), распространённая у народов Океании система запретов, нарушение которых якобы карается сверхъестественными силами. Обычай Табу впервые был описан Дж. Куком у аборигенов островов Тонга (Полинезия) в 1771. У полинезийцев табуированным было всё, что относилось к богам и духам, всё принадлежавшее жрецам и вождям.
Возникновение Табу связано, по-видимому, с потребностями формировавшегося человеческого общества подчинить поведение индивидуума интересам коллектива. В родовом обществе Табу регламентировало важнейшие стороны жизни человека, прежде всего соблюдение брачных экзогамных норм. Широко распространены также пищевые Табу.
Пережитки Табу сохраняются в современных религиях (например, в христианстве понятие греха аналогично Табу).
В языкознании Табу – слово, употребление которого запрещается (вследствие религиозных верований, суеверий, цензурных запретов, боязни грубых выражений и т. п.), например у промысловых охотников вместо «медведь» – «хозяин», «ломака», «он»; ограничение словоупотребления, определяемое теми же причинами.
МА́ГИЯ, - совокупность считающихся чудодейственными обрядов и заклинаний, призванных воздействовать на природу, людей, животных и богов. Белая м. (чародейство, объясняемое влиянием божественных сил). Чёрная м.(чародейство, волшебство, объясняемое участием и помощью сатанинских сил). Любовная м. (различные способы любовной ворожбы). Лечебная м. (заклинания, молитвы, снадобья, предназначенные излечивать от болезней).
а) оберегающий предмет;
б) животное, опасное для рода;
в) общий знак племени;
г) священный камень;
д) животное – прародитель.
2. Сущность неолитической революции является:
а) освоение огня;
б) переход к земледелию и скотоводству;
в) изобретение лука и стрел;
г) начало применения металлов;
д) строительство оросительных систем.
3. В наскальных росписях чаще всего встречается?
а) сцены битвы;
б) сцены охоты;
в) изображение лиц;
г) изображение рук;
д) изображение животных;
е) все перечисленное.
Литература