Введение
Первобытная магия — одна из
основных форм древней культуры
и одна из древнейших форм
религии. Первобытная магия возникла
уже на заре человеческой истории.
Именно к этому времени относят
исследователи появление первых
магических ритуалов и использование
магических оберегов, считавшихся
подспорьем в охоте, — например,
ожерелий из клыков и когтей
диких животных. Сложная система
магических обрядов, сложившаяся
в древнейшую эпоху, ныне известна
по археологическим раскопкам
и из описаний жизни и быта
народов, живущих в условиях
первобытного строя. Древняя магия
неотделима от образа могущественного
мага, колдуна, способного воздействовать
на явления природы и людей
при помощи необычных, сверхъестественных
сил. Считалось, что такие люди
непосредственно соприкасаются
с миром духов и способны
защитить от враждебных сил
и исцелить от болезни, вызвать
дождь и обеспечить удачную
охоту. В ведении магов находились
общение с духами-предками племени,
совершение магических ритуалов
и обрядов, изготовление разного
рода лекарств, ядов, противоядий
и других "волшебных" зелий,
забота о благосостоянии рода
и многое другое.
В своей работе, я постараюсь
четко и достоверно изложить
всю сущность первобытной магии,
причины и время ее возникновения,
рассказать о различных магических
обрядах, а так же поговорить
о различных видах магии, ну
и конечно подвести итоги.
Так что же такое магия?
Магия ( колдовство, волшебство) - это
обряды, связанные с верой в
способность человека сверхъестественным
путем воздействовать на людей,
животных, явления природы, а также
на воображаемых духов и богов.
Магическое действие, как правило,
состоит из следующих основных
элементов: материальный предмет
(вещество), то есть инструмент; словесное
заклинание - просьба или требование,
с которым обращаются к сверхъестественным
силам; определенные действия
и движения без слов - обряд.
Магические
обряды, которые проводили древние
колдуны, часто представляли собой
настоящее театральное действо.
Они сопровождались пением заклинаний,
танцами или игрой на костяных
или деревянных музыкальных инструментах.
Одним из элементов такого
звукового сопровождения часто
служило и красочное, производившее
шум одеяние самого колдуна.
У многих народов маги, колдуны
часто выступали в качестве
общинных "лидеров", а то и
признанных племенных вождей. С
ними связывалось представления
об особой, как правило передававшейся
по наследству, колдовской силе.
Только обладатель такой силы
и мог стать предводителем.
Представления о волшебной силе
вождей и их необыкновенной
причастности миру духов всё
ещё встречаются на островах
Полинезии. Там верят в особую
силу вождей, передающуюся по
наследству, — ману. Считалось, что
с помощью этой силы вожди
одерживают военные победы и
напрямую взаимодействуют с миром
духов —предков, своих покровителей.
Для того чтобы не лишиться
маны, вождь соблюдал строгую
систему запретов, табу. Одними из
самых древних являются магические
обряды, обеспечивавшие удачную
охоту. У многих первобытных
народов члены общины под предводительством
своего общинного мага обращались
за помощью в охоте к тотемным
духам. Часто обряд включал
ритуальные танцы. Изображения
таких танцев доносит до наших
дней искусство каменного века
Евразии. Судя по сохранившимся
изображениям, в центре ритуала
был коллун-заклинатель, одевавшийся
в "личину" того или иного
животного. В этот момент он
как бы уподоблялся духам древнейших
предков племени, полулюдям-полуживотным.
В мир этих духов он и
собирался вступить. Часто таких
духов-предков необходимо было
расположить к себе. Следы ритуала
"задабривания" обнаружены археологами
на одной из карпатских гор.
Там первобытные охотники на
протяжении длительного времени
складывали останки животных. Обряд,
видимо, способствовал возвращению
душ зверей, погибших от рук
человека, в небесную обитель
духов. А это, в свою очередь,
могло убедить духов не гневаться
на людей, истребляющих их детей.
Важнейшим магическим подспорьем
в охоте служила и наскальная
живопись. Изображения удачной охоты
на стенах древних пещер встречаются
в разных уголках земного шара.
Они прежде всего служили залогом
повторения хорошей охоты в
будущем. До наших дней сохранились
и выразительные следы обрядов,
во время которых символическое
изображение животного поражалось
охотничьим оружием. Другие обряды
первобытной магии были направлены
на обеспечение плодородия. С
глубочайшей древности для этих
обрядов использовались разнообразные
изображения духов и божеств
из камня, кости, рога, янтаря,
дерева. Прежде всего это были
статуэтки Великой Матери - воплощения
плодородия земли и живых существ.
В древнейшую эпоху статуэтки
после обряда разбивались, сжигались
или выбрасывались. У многих
народов считалось, что длительное
сохранение изображения духа
или божества приводит к его
ненужному и опасному для людей
оживанию. Обеспечению плодородия
служили и широко распространённые
у многих народов мира магические
обряды вызывания дождя. Они
до сих пор сохранились у
некоторых народов. Например, у
австралийских племён магический
обряд вызывания дождя проходит
так: два человека по очереди
зачерпывают заколдованную воду
из деревянного корытца и разбрызгивают
в разные стороны, производя в тоже время
лёгкий шум пучками перьев в подражание
звуку падающего дождя. Похоже, что всё,
что попадало в поле зрения древнего человека,
наполнялось магическим смыслом. И любое
важное, значимое для рода (или племени)
действие сопровождалось магическим ритуалом.
Ритуалы сопровождали и изготовление
обычных, повседневных предметов, например
глиняной посуды. Такой порядок прослеживается
и у народов Океании и Америки, и у древних
земледельцев центральной Европы. А на
островах Океании изготовление лодок
превращалось в настоящее празднество,
сопровождаемое магическими обрядами
под предводительством вождя. В нем принимало
участие всё взрослое мужское население
общины, распевались заклинания и восхваления
для долгой службы судна. Похожие, хотя
и менее масштабные, обряды существовали
у многих народов Евразии.
Магия
кажется такой темной и не
понятной, даже для тех, кто
ее изучает серьезно, лишь потому,
что изучающий с самого начала
вдается в многосложные подробности,
в которых и запутывается. Чтобы
понять, что такое Магия нужно,
прежде всего, проникнуться идеей,
что все, поражающие чувства,
предметы внешнего мира есть
лишь видимые отражения невидимых
идей и законов, которые могут
быть выведены мыслящим разумом
из этих чувственных восприятий.
Что должно интересовать человека
в личности другого? Не его
одежда, а его характер и образ
его действий. Одежда, и особенно
манера ее носить, указывают приблизительно
на воспитание человека; но это
только слабое отражение его
внутреннего мира. Следовательно,
все физические явления – только
отражения, одежда высших сущностей,
идей. Каменная статуя – форма,
в которую скульптор облек
свою мысль. Стул – это вещественная
передача мысли столяра, и так
во всей природе: дерево, насекомое,
цветок есть материальные изображения
отвлеченностей в полном смысле
этого слова. Этих отвлеченностей
не видит ученый, занимающийся
только внешностью вещей, которому
и с ними достаточно дела. Поэты
и женщины лучше понимают этот
таинственный язык природы, потому
что они интуитивно чувствуют,
что такое всемирная любовь. Ведь
Магия – наука любви. Таким
образом, Магия есть сознательное
действие воли на жизненную
силу, хотя определение это недостаточно
точно.
Воля
– это сила, имеющаяся у всех
людей, но очень мало людей
умеют ею разумно пользоваться.
Следовательно, надо не только
обладать волей, но и уметь
прилагать ее к делу, и только
с помощью воспитания и упражнения
воли можно этого достигнуть.
К выражению
«воля» надо прибавить прилагательное
«развитая», или вернее «динамизированная»,
а динамизировать ее можно
только путем упражнения. Сопоставляя
теперь все сказанное, получаем
следующее определение магии.
Магия
– есть применение динамизированной
человеческой воли к быстрому
развитию живых сил природы.
Из этого
определения видно, прежде всего,
что производителем основных
сил, то есть воли и ее
носителя – жизни, является
человек, и изучающим Магию
придется изучать человека, главным
образом, с психической стороны,
а, узнав, как упражнять различные
способности человека, они в состоянии
будут разработать все детали
этих упражнений. Такое определение
магии дал Жерар Анкосс (Папюс)
– ближайший и самый значительный
ученик Мэтра Филиппа. Будучи
врачом, по профессии, знатоком
химии, ботаники, зоологии, он с
удовольствием занимался практической
магией и обобщал результаты
своей работы в пособиях и
учебниках.
Причины возникновения магии
Зачем первобытные люди рисовали
животных, на которых они охотились,
в таком большом количестве? Только
с чисто эстетической целью,
получая удовольствие от самого
процесса? Но почему для творчества
они выбрали столь неудобное,
плохо освещенное, часто труднодоступное
место - пещеры, их отдаленные
коридоры и проходы? Зачем после
окончания своей работы они
не наслаждались ее лицезрением,
а разрушали - метали в нее
копья и дротики? Ответить на
эти вопросы помогают этнографические
наблюдения за народами, еще в
XIX - XX веках сохранившими первобытный
уклад жизни. Известно, что австралийские
аборигены перед началом охоты
исполняли специальный обряд:
рисовали на песке фигуру кенгуру
и во время ритуального танца
вонзали в изображенное животное
свои боевые копья. При этом
они полагали, что, попав в рисунок
животного, попадут и в само
животное во время охоты. Очевидно,
так же полагал и первобытный
человек.
Корни
первобытной веры в магию следует
искать в материальных и общественных
условиях жизни людей. Почти
50% неандертальцев не доживали
до своего двадцатилетия. У
кроманьонца средняя продолжительность
жизни не превышала 20 лет. В
наиболее тяжелом положении оказывались
женщины и дети: 38% неандертальцев
умирало, не достигнув и 11 лет,
почти никто из женщин не
доживал до 25 лет. У питекантропов
и синантропов смертность была
еще выше: 68% синантропов не достигало
и 14 лет. Эти данные были
получены учеными при изучении
костных останков первобытных
людей. Высокий уровень смертности
чаще всего был результатом
частых голодовок, смертельных
ранений в ходе охоты на
крупных животных, что было закономерным
и естественным в силу неразвитости
производительных первобытных сил,
бедности и слабости первобытной
техники. У людей той эпохи
были лишь простейшие орудия
труда, сделанные из камня,
кости, дерева. Они были грубы
и не могли обеспечить постоянные
источники питания. Средства к
существованию древнейшие люди
добывали охотой, рыбной ловлей,
собирательством. Однако первобытный
охотник, несмотря на все свое
умение и искусство, часто оставался
без добычи, а рыболов без рыбы:
зверь исчезал из леса, рыба
покидала реки. Растительную же
пищу можно было добывать лишь
в определенные месяцы года. Трудовая
деятельность первобытных людей,
все усилия наших далеких предков,
имевшие своей целью обеспечить
себя и своих близких средствами
к существованию, нередко заканчивались
безрезультатно. Это вызывало у
них состояние неуверенности
в своих силах, неуверенности
в будущем.
Отсутствие
реальных средств, гарантирующих
надежные и постоянные результаты
производственной деятельности, и
явились основными причинами
того, что человек каменного века
обратился к поискам иррациональных
средств практического воздействия
на природу. Подобными средствами
и явились магические ритуалы
и обряды. Так экономическая неразвитость,
слабость первобытного человечества,
выразившаяся в практическом
бессилии человека перед природой,
и явилась тем социальным фоном,
на котором выросла вера в
магию. Первобытные люди были
убеждены, что посредством исполнения
магических обрядов они вступают
в контакт со сверхъестественной
силой, могущей защитить их
от стихий природы, от всех
злых сил и существ, помочь
в достижении той или иной
практической цели, которую они
не в состоянии достичь посредством
реальных приемов и средств.
Конкретные формы колдовства
создавались каждым родом, племенем,
общиной самостоятельно, результатом
чего явилось бесчисленное многообразие
магических ритуалов и обрядов.
Ученые описали и систематизировали
буквально тысячи колдовских
ритуалов и верований, бытовавших
у разных народов в разные
времена. Отправляясь на поиски
пищи, на охоту, люди первобытной
общины не были уверены в
успехе. Ведь не раз, даже подраненный,
зверь убегал от них. Как обеспечить
себе удачу? Человек пытался внушить животному,
что именно он ждет от него. Он перевоплощался
в будущую добычу, надевал маску зверя,
подражал его повадкам, поведению, которые
знал превосходно. Охотники собирались
в потайном месте, наряжались, устраивали
магические пляски, церемонии, «настигая»
добычу и «убивая» ее. В нарисованный контур
животного летели дротики, стрелы. Очевидно,
без таких вот священнодействий племя
не рисковало начинать охоту. Очевидно
и другое: весь обряд в мельчайших подробностях
передавался следующему поколению как
самое ценное достояние. Так же как процедура
охотничьего колдовства, из рода в род
переходили амулеты и талисманы, различные
предметы, будто бы обладающие необыкновенными
силами воздействия на окружающий мир,
способные приносить человеку удачу и
здоровье.
Мы воспринимаем
мир иначе, чем наши далекие
предки. Сейчас уже ученики начальных
классов умеют правильно отвечать
на вопросы «кто?» или «что?»,
разделять предметы на одушевленные
и неодушевленные. Первобытные люди,
выделившиеся из животного мира
и еще тесно с ним связанные,
не умели провести четкую границу
между одушевленной и неодушевленной
природой. Им казалось, что они
находятся в тесном родстве
со всем окружающим миром —
камнями, деревьями, животными...Больше
того: люди считали, что растения
и животные — те далекие
предки, от которых ведет начало
их собственный род. У родов
и племен, занимавшихся рыболовством,
священными прародителями были
рыбы, морские животные: островитянка-домоправительница
не случайно назвала предком-
отцом кита, самое большое морское
животное. Охотники выбирали кенгуру,
медведя, собиратели кореньев, ягод
и орехов почитали священными
полезные им растения. У коренных
жителей Австралии ученые обнаружили
до 700 предков, 56 можно было отнести
к предметам и явлениям природы,
большинство же составили животные
и растения. Люди называли себя
их именами, считали священных
предков творцами мира, создателями
существующих обычаев, порядков,
а позднее — создателями и
хранителями общественной морали.
В чем же выражалось поклонение
растениям и животным? (В науке
их называют тотемами, а связанный
с ними комплекс верований
и обрядов — тотемизмом.) С
одной стороны, их строго-настрого
запрещалось уничтожать и употреблять
в пищу. Они были под особой
охраной, и неуважение к ним
нередко становилось причиной
распрей, вражды между разными
племенами. А с другой стороны,
в определенное время года
«предков» специально убивали.
И убийство, и поедание священного
животного проходило по особому,
тщательно разработанному магическому
церемониалу. Люди хотели принять
на себя необыкновенные свойства
могущественного предка. Они были
убежденны, что таким образом
заключают с ним союз.
Время возникновения магии
Время возникновения магии ученые
относят к периоду первобытного
общества, точнее - к эпохе каменного
века. Имеются данные, что магические
обряды и верования существовали
уже у неандертальцев, живших 80-50
тысяч лет назад. Речь идет
о захоронениях (складах) медвежьих
костей в мустьерских пещерах
Драхенлох (Швейцария), Петерсхеле (Германия),
Регурду (Франция), которые рассматриваются
как свидетельства охотничьей
магии (пещерные медведи в то
время были одним из главных
объектов охоты людей). Первобытные
люди, считают некоторые ученые,
сохраняя медвежьи черепа и
кости, надеялись, что это даст
возможность убитым животным
вернуться к жизни и тем
самым умножит число этих животных.
У многих племен, сохранивших
первобытный уклад жизни еще
в конце ХIХ века и имевших
аналогичные обряды захоронения
костей и черепов убитых животных,
этим обрядам давалось именно
такое объяснение. Обращали на
себя внимание и отпечатки
рук. В одной из пещер их
насчитали до двухсот. Причем
руки были изуродованы: без
одного, нескольких, а то и без
всех пальцев. И еще: следы
от ран, оставленные на телах
животных острыми дротиками и
стрелами.
Что касается
обнаруженных в XIX - XX веках памятников
верхнепалеолитического периода
(поздний каменный век - 40 - 10 тысяч
лет тому назад), то они, и
с этим согласны, практически
все ученые, свидетельствуют о
наличии у первобытного человека
уже развитых магических представлений
и обрядов. В 1879 году в Пиренейских
горах (Испания) была открыта
глубокая пещера, названная Альтамирой.
На стенах и потолке этой
пещеры рукой первобытного художника
были изображены кабаны, зубры,
олени и другие виды животных,
на которых охотились люди
того времени. В открытой вслед
за Альтамирой, уже во Франции
пещере Монтеспан были обнаружены
остатки трех скульптур, изображавших
пещерных львов. На шее и
груди одного льва были отчетливо
видны следы от дротиков и
копий, которые бросали первобытные
люди в эту скульптуру.
На сегодняшний
день, таких находок насчитывается
более 100. Большая часть рисунков,
а некоторые из них отличаются
поистине громадными размерами,
прекрасно сохранилась до наших
дней. Рисунков так много, что
местами они наползают друг
на друга.