Первобытное искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 14:14, доклад

Описание

Первобытное искусство эпохи первобытнообщинного строя. Древнейшие его памятники, известные науке, найдены в Западной Европе (главным образом на территории Франции и Испании). Они датируются тем же периодом позднего палеолита, что и появление человека современного типа (около 33-го тысячелетия до н. э.). Первоначально не обособленное в специальный вид деятельности и связанное с трудовым процессом, охотничьей магией и др., первобытное искусство закрепляло коллективный жизненный опыт общины, отражая постепенное познание человеком действительности, сложение его первых представлений об окружающем мире.

Работа состоит из  1 файл

Первобытное искусство.docx

— 16.99 Кб (Скачать документ)

Первобытное искусство  эпохи первобытнообщинного строя. Древнейшие его памятники, известные  науке, найдены в Западной Европе (главным образом на территории Франции  и Испании). Они датируются тем  же периодом позднего палеолита, что  и появление человека современного типа (около 33-го тысячелетия до н. э.). Первоначально не обособленное в специальный вид деятельности и связанное с трудовым процессом, охотничьей магией и др., первобытное искусство закрепляло коллективный жизненный опыт общины, отражая постепенное познание человеком действительности, сложение его первых представлений об окружающем мире. Изображение явилось незаменимым средством фиксации, моделирования и передачи из рода в род синкретического нерасчленимого комплекса духовной культуры, заключавшего в себе многие будущие самостоятельные формы и виды человеческой деятельности. Возникновение искусства означало огромный шаг вперёд в развитии человечества, способствовало укреплению социальных связей внутри первобытной общины, формированию духовного мира человека, его начальных эстетических представлений. Тесно связанное с первобытными мифологическими воззрениями, оно основывалось на анимизме (наделении природных явлений человеческими качествами) и тесно связанном с ним тотемизме (культе животного - прародителя рода). Характерной чертой палеолитического искусства, воплощавшего свои представления в живых, персонифицированных образах, является яркий, стихийный реализм. Поразительная жизненность многих палеолитических изображений обусловлена особенностями трудовой практики и мировосприятия палеолитического человека.

Первые произведения первобытного изобразительного искусства  появились в зрелой стадии ориньякской эпохи (приблизительно 33-18-е тысячелетие до н. э.). С этого времени на обширных пространствах от Сибири до Западной Европы широко распространились женские статуэтки из камня и кости с гипертрофированными формами тела и схематизированными головами - так называемые Венеры, по-видимому, связанные с культом матери-прародительницы. Одновременно с ними появляются обобщённо-выразительные изображения животных воссоздающие характерные черты мамонта, слона, лошади, оленя и др. К ориньякской же эпохе относятся первые настенные пещерные изображения чаще всего воспроизводящие грубо обобщёнными линиями голову или переднюю часть туловища зверя. Наскальные, в том числе пещерные, изображения эпохи палеолита переживают расцвет в солютрейское и мадленское время (20-11-е тысячелетие до н. э.) - главным образом на юге Франции и северо-западе Испании. Главными мотивами изображений, часто покрывающих обширные плоскости, являются полные жизни и движения отдельные фигуры крупных животных, являвшихся объектами охоты (зубры, мамонты, лошади, олени, хищные звери). Реже встречаются схематичные изображения людей и существ, совмещающих признаки человека и животного, условные знаки, частично расшифровывающиеся как воспроизведения жилищ или охотничьих ловушек. Техника пещерной живописи со временем совершенствуется. Точные, лёгкие контуры линии начинают играть подчинённую роль, на первый план выступают смело и точно положенные обобщенные цветовые пятна, нанесённые охристой, красной, коричневой, чёрной и жёлтой минеральными красками. Тонкая и мягкая градация тонов, наложение одной краски на другую создают порой впечатление объёма, ощущение фактуры шкуры зверя. При всей своей жизненной выразительности и реалистической обобщённости палеолитическое искусство остаётся интуитивно-спонтанным. Оно состоит из отдельных конкретных образов, в нём отсутствует фон, нет композиции в современном смысле слова.          

В позднем палеолите  получает развитие архитектура. Палеолитические  жилища, по-видимому, были низкими, углублёнными в землю примерно на треть куполообразными  постройками (округлыми или прямоугольными в плане), иногда с длинными тоннелеобразными входами. В качестве строительного  материала иногда использовались кости  крупных животных. Многочисленные палеолитические  стоянки обнаружены во многих районах  Европы и Азии, в том числе на территории СССР (на Украине и в  Белоруссии, на Кавказе и Дону, в  Сибири и др.). Культура мезолита отражает существенные экологические изменения (окончание ледникового периода), повлиявшие на многие стороны жизни  первобытного человека: распространение  стоянок под открытым небом, интенсивное  развитие рыболовства и охоты, создание новых орудий, изобретение лука, начало одомашнивания животных, переход  к более активной производительной деятельности. Мезолитические наскальные изображения резко отличаются от палеолитических. Важное место в них занимают изображение человека в действии, многофигурные композиции: сцены сражений, охоты и т. п.

Переход первобытного человека от охоты к земледелию и  скотоводству вызвал существенные изменения  в первобытном искусстве. В эпоху  неолита (примерно с 8-5-го тысячелетия  до н. э.) и период бронзы (примерно 3-2-е тысячелетие - начало 1-го тысячелетия до н. э.) появились изображения, передающие более сложные и отвлечённые понятия, наметилось стремление создать картины реальной жизни. Сформировались многие виды декоративно-прикладного искусства (керамика, обработка металл).

Первые памятники  искусства, связанные с земледельческими культами, появились, очевидно, в 6-5-м  тысячелетии до н. э. главным образом у древних племён Малой Азии и Месопотамии. Высокого уровня здесь достигло искусство керамики - строгие по формам сосуды из светлой глины с изящными, лаконичными росписями, выполненными красно-коричневыми красками. Росписи включают как геометрические мотивы, имеющие, вероятно, символическое значение (полосы, волнистые линии, треугольники, ромбы, сетчатые узоры и др.), так и лёгкие стилизованные изображения птиц и зверей (преимущественно козлов и баранов).

Древнейшие наскальные изображения (30—21-е тыс. до н. э.) представляли собой обведённые по контуру кисти рук или их отпечатки. В пещерной живописи параллельно с реалистическими изображениями существовали абстрактные.В эпоху Мадлен (15—10-е тыс. до н. э.), последний этап развития палеолитического искусства, оно переживает яркий расцвет. Наибольшее число находок сделано на юго-западе Франции, северо-западе Испании и в некоторых районах Пиренеев (знаменитые росписи пещеры Альтамира). В этот период распространяется традиция украшения предметов повседневного обихода, сделанных из кости или бивня (ножей, резцов, скребков, гарпунов и игл). 
 
 
 
 

Античность, термин, восходящий к лат. antiquitas - древность, старина; в широком смысле слова он вполне равнозначен русскому «древность», чаще имеет особое употребление - в том же значении «древность», но в приложении к Древней Греции (включая эллинизм) и Древнему Риму.

  Со времени  Возрождения, когда интерес к  греко-римским древностям был  очень велик (собирались и коллекционировались  произведения античного искусства,  тексты античных авторов, изучались  история и литература Древней  Греции и Древнего Рима), возникли  такие понятия, как «античное  искусство», «античная литература»,  «античная история», «античная философия», «античная культура».

  С возрастанием  интереса к социально-экономической  истории возникают и такие  понятия, как «античный город», «античная система хозяйства», и  введённые К. Марксом понятия  «античный способ производства»  и «античная форма собственности». Как отмечал К. Маркс, античная  форма собственности выступала  всегда в противоречивой, двойственной  форме: как собственность государственная  (совместная) и как собственность  частная, причём последняя, как  правило, была обусловлена первой. Обладателем основного средства  производства (земли) мог быть  лишь полноправный член гражданской  общины - полиса. Античный мир знал  и другие типы государственных  образований, но полис был наиболее  специфической формой.

  Важнейшее историческое  значение имело возникновение  в античном обществе демократии, в условиях которой полноправные  граждане принимали участие в  политической жизни и управлении  государством. Составной частью  полисного устройства, без которой  оно вообще немыслимо, было  народное собрание; однако степень  демократизации полисов была  различной. Полисная демократия, несмотря на то, что была демократией  лишь привилегированного меньшинства  свободного населения, являлась  для своего времени крупным  шагом вперёд. Такие античные  общества, как ряд греческих государств (Афины, Коринф и др.) и Рим,  в определённый период своего  развития характеризовались глубоким  проникновением рабского труда  в основные отрасли производства. Рабский труд стал, таким образом,  если не единственной, то одной  из главных производительных  сил (см. Рабовладельческий строй).

  В античном  обществе были созданы непреходящие, общечеловеческие ценности; высокого  развития достигли философия,  литература, изобразительное искусство,  архитектура.

  Конкретные сведения  о социально-экономическом и культурном  развитии античных обществ см. в статьях Греция Древняя, Рим Древний, Эллинизм, Эллинистическая культура. 

Информация о работе Первобытное искусство