Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 14:14, доклад
Первобытное искусство эпохи первобытнообщинного строя. Древнейшие его памятники, известные науке, найдены в Западной Европе (главным образом на территории Франции и Испании). Они датируются тем же периодом позднего палеолита, что и появление человека современного типа (около 33-го тысячелетия до н. э.). Первоначально не обособленное в специальный вид деятельности и связанное с трудовым процессом, охотничьей магией и др., первобытное искусство закрепляло коллективный жизненный опыт общины, отражая постепенное познание человеком действительности, сложение его первых представлений об окружающем мире.
Первобытное искусство
эпохи первобытнообщинного
Первые произведения
первобытного изобразительного искусства
появились в зрелой стадии ориньякской
эпохи (приблизительно 33-18-е тысячелетие
до н. э.). С этого времени на обширных пространствах
от Сибири до Западной Европы широко распространились
женские статуэтки из камня и кости с гипертрофированными
формами тела и схематизированными головами
- так называемые Венеры, по-видимому, связанные
с культом матери-прародительницы. Одновременно
с ними появляются обобщённо-выразительные
изображения животных воссоздающие характерные
черты мамонта, слона, лошади, оленя и др.
К ориньякской же эпохе относятся первые
настенные пещерные изображения чаще
всего воспроизводящие грубо обобщёнными
линиями голову или переднюю часть туловища
зверя. Наскальные, в том числе пещерные,
изображения эпохи палеолита переживают
расцвет в солютрейское и мадленское время
(20-11-е тысячелетие до н. э.) - главным образом
на юге Франции и северо-западе Испании.
Главными мотивами изображений, часто
покрывающих обширные плоскости, являются
полные жизни и движения отдельные фигуры
крупных животных, являвшихся объектами
охоты (зубры, мамонты, лошади, олени, хищные
звери). Реже встречаются схематичные
изображения людей и существ, совмещающих
признаки человека и животного, условные
знаки, частично расшифровывающиеся как
воспроизведения жилищ или охотничьих
ловушек. Техника пещерной живописи со
временем совершенствуется. Точные, лёгкие
контуры линии начинают играть подчинённую
роль, на первый план выступают смело и
точно положенные обобщенные цветовые
пятна, нанесённые охристой, красной, коричневой,
чёрной и жёлтой минеральными красками.
Тонкая и мягкая градация тонов, наложение
одной краски на другую создают порой
впечатление объёма, ощущение фактуры
шкуры зверя. При всей своей жизненной
выразительности и реалистической обобщённости
палеолитическое искусство остаётся интуитивно-спонтанным.
Оно состоит из отдельных конкретных образов,
в нём отсутствует фон, нет композиции
в современном смысле слова.
В позднем палеолите
получает развитие архитектура. Палеолитические
жилища, по-видимому, были низкими, углублёнными
в землю примерно на треть куполообразными
постройками (округлыми или прямоугольными
в плане), иногда с длинными тоннелеобразными
входами. В качестве строительного
материала иногда использовались кости
крупных животных. Многочисленные палеолитические
стоянки обнаружены во многих районах
Европы и Азии, в том числе на
территории СССР (на Украине и в
Белоруссии, на Кавказе и Дону, в
Сибири и др.). Культура мезолита отражает
существенные экологические изменения
(окончание ледникового
Переход первобытного человека от охоты к земледелию и скотоводству вызвал существенные изменения в первобытном искусстве. В эпоху неолита (примерно с 8-5-го тысячелетия до н. э.) и период бронзы (примерно 3-2-е тысячелетие - начало 1-го тысячелетия до н. э.) появились изображения, передающие более сложные и отвлечённые понятия, наметилось стремление создать картины реальной жизни. Сформировались многие виды декоративно-прикладного искусства (керамика, обработка металл).
Первые памятники искусства, связанные с земледельческими культами, появились, очевидно, в 6-5-м тысячелетии до н. э. главным образом у древних племён Малой Азии и Месопотамии. Высокого уровня здесь достигло искусство керамики - строгие по формам сосуды из светлой глины с изящными, лаконичными росписями, выполненными красно-коричневыми красками. Росписи включают как геометрические мотивы, имеющие, вероятно, символическое значение (полосы, волнистые линии, треугольники, ромбы, сетчатые узоры и др.), так и лёгкие стилизованные изображения птиц и зверей (преимущественно козлов и баранов).
Древнейшие наскальные
изображения (30—21-е тыс. до н. э.) представляли
собой обведённые по контуру кисти рук
или их отпечатки. В пещерной живописи
параллельно с реалистическими изображениями
существовали абстрактные.В эпоху Мадлен
(15—10-е тыс. до н. э.), последний этап развития
палеолитического искусства, оно переживает
яркий расцвет. Наибольшее число находок
сделано на юго-западе Франции, северо-западе
Испании и в некоторых районах Пиренеев
(знаменитые росписи пещеры Альтамира).
В этот период распространяется традиция
украшения предметов повседневного обихода,
сделанных из кости или бивня (ножей, резцов,
скребков, гарпунов и игл).
Античность, термин, восходящий к лат. antiquitas - древность, старина; в широком смысле слова он вполне равнозначен русскому «древность», чаще имеет особое употребление - в том же значении «древность», но в приложении к Древней Греции (включая эллинизм) и Древнему Риму.
Со времени
Возрождения, когда интерес к
греко-римским древностям был
очень велик (собирались и
С возрастанием
интереса к социально-
Важнейшее историческое
значение имело возникновение
в античном обществе
В античном
обществе были созданы
Конкретные сведения
о социально-экономическом и