Первобытное представление о пространстве и времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 15:05, практическая работа

Описание

Представления о пространстве и времени не всегда так сильно зависели от физико-геометрических знаний, как это характерно для сегодняшнего сознания, что дает повод задуматься о том, а не являются ли они также моментом исторического развития, который, возможно, будет преодолен, и не рано ли мы отбросили те представления о них, которые господствовали в более ранние моменты человеческой культуры

Работа состоит из  1 файл

культорология.doc

— 45.50 Кб (Скачать документ)

Накопленные знания о первобытной  и традиционной культурах  свидетельствуют  о важной роли мифа в жизни человека древнейшей эпохи. В  изобразительном  творчестве человека каменного века наиболее значительны две  главные функции  древнего мифа —  освоение пространства и времени. Это значит, что с самого начала существования культуры ее содержание определяется мифом, который органически связан с фундаментальным устремлением человеческого творчества на овладение пространством и временем и их преодоление. Ведь не случайно представления о пространстве и времени впервые выражены в сюжетах мифов, тесно связанных с ритуалами. Когда древний человек покрывал стены пещеры или поверхность скалы различного рода изображениями, он в своем мифологическом сознании осваивал пространство и время. 

Нашим далеким предкам  мир представлялся  маленьким и кратковременным; для них пространство замыкалось видимыми очертаниями моря и гор . Пространство первобытных людей было очень неоднородным. На территории племени выделялись тотемные центры - места, где пространство, по мнению членов племени, обладало максимально благоприятными качествами. Место обитания племени было также благотворным пространством, ибо здесь похоронены предки, охраняющие племя. За относительно упорядоченным пространством племенной территории; располагалось внешнее пространство, наделенное отрицательными качествами. Развитие межплеменных связей обусловило появление представлений о множественности оазисов упорядоченного бытия. Постепенно мифологический мир приобретает многоуровневый характер: верхний уровень предков или иных сакральных персонажей, средний уровень людей и нижний уровень мертвых. Подобные уровни объединяются с помощью <мирового древа>, креста и т.п. 

Что касается восприятия времени, то первобытное  мышление не ощущало как однородные следующие друг за другом отрезки времени и приписывало некоторым периодам дня и ночи, лунного месяца, года и т.д. свойство оказывать благоприятное или гибельное влияние. В более развитой мифологии каждому уровню мира присуще свое время, отличающееся такими параметрами, как ритм, длительность и т.п. Для мифологического времени характерна ориентация на прошлое. Более того, мифологическое время, соотнесенное с прошлым, оказывается вместе с тем настоящим и даже будущим, так как первобытные представления порождены циклическим видением времени. Колесо времени двигалось из прошлого, захватывало настоящее и через будущее уносило их в прошлое. Прошлое претерпевало изменения, аккумулируя достижения первобытного мышления и познания. 
 

Представления о пространстве и времени не всегда так сильно зависели от физико-геометрических знаний, как это характерно для сегодняшнего сознания, что дает повод задуматься о том, а не являются ли они также моментом исторического развития, который, возможно, будет преодолен, и не рано ли мы отбросили те представления о них, которые господствовали в более ранние моменты человеческой культуры. 

Человек всегда живет в  неком пространстве, осознавая свою зависимость  от таких его характеристик, как размеры, границы, объемы. В первобытном сознании, проникнутом представлениями мифопоэтического мышления, пространство выступает как некоторая противоположность «не пространству», т.е. хаосу — некоторому образованию, в котором еще отсутствует порядок. Хаос — потенциальный прообраз пространства, некая разверстая бездна, пустота, в которой все пребывает. Так, из Хаоса возникает «Эвринома, богиня всего сущего», которая обнаруживает, что ей не на что опереться, поэтому она отделяет небо от моря (пелагический миф). В олимпийском мифе творения из Хаоса возникает мать-Земля, у Гесиода в его философском мифе творения все происходит от союза Темноты и Хаоса. Таким образом, пространство возникает как упорядочивание хаоса посредством его заполнения различными существами, растениями, животными, богами и т.д. Это некоторая особым образом организованная совокупность данных объектов. Пространство здесь не отделено от времени, образуя с ним некоторое единство — «хронотоп», что проявляется в том, что они часто обозначаются в разных культурах словом, происходящим от сходной корневой основы. 

Из  свойства пространства древние отмечали, прежде всего, это  свойство развертывания, растекания, распространения  пространства по отношению  к особому мировому центру, как некой  точке, «из которой  совершается или  некогда совершилось это развертывание и через которую как бы проходит стрела развития, ось разворота». И в современном языке, в частности в русском, пространство ассоциируется с понятиями, обозначающими расширение, открытость.  

Кроме того, что пространство развертывается, оно состоит из частей, упорядоченных определенным образом. Поэтому познание пространства изначально основано на двух противоположных операциях — анализе (членении) и синтезе (соединении). В мифологическом сознании это реализуется, например, в характерном для многих культур годовом ритуале расчленения жертвы (образ старого мира) и затем собирания в единое целое ее отдельных частей на стыке старого и нового года, что символизирует распадение старого мира (пространственно-временного континуума) и переход к новому. Более позднее понимание пространст-

  ва — это понимание  его как «относительно  однородного и  равного самому  себе в своих  частях», что в  свою очередь приводит  к идее его измерения.  Однако основной  характеристикой  пространства все  же остается разнородность  и прерывность. 

В мифологическом сознании для пространства характерна определенная культурная заданность значения места, в котором может оказаться человек. Центр пространства — это место особой сакральной ценности. Внутри географического пространства оно ритуально обозначается некими ритуальными знаками, например храмом или крестом. Периферия пространства — это зона опасности, которую в сказках и мифах должен преодолеть герой. Иногда это даже место вне пространства (в неком хаосе) — «иди туда не знаю куда». Победа над этим местом и злыми силами обозначает факт освоения пространства, т.е. «приобщение его космизированному и организованному «культурному» пространству. 

Итак, можно сказать, что пространство в мифологическую эпоху трактовалось не только как  некая физическая характеристика бытия, а представляло собой своеобразное космическое место, в котором развертывалась мировая трагедия борющихся друг с другом богов, персонифицированных добрых или злых сил природы, людей, животных и растений. Это было вместилище всех предметов и событий, жизнь которых была в пространстве определенным образом упорядочена и подчинена неким закономерностям. Это был образ, прежде всего культурного пространства, которое было разнородно, а поэтому его отдельные места были заполнены специфическими смыслами и значениями для человека.  

От времени  человек ощущал в древности еще  большую зависимость, так как  с этим было связано понимание  смерти как остановки индивидуального  времени. Человек жил во времени  и боялся его. Таким образом, время  в архаическом мифологическом сознании — это, прежде всего некоторое «первовремя», которое отождествляется с «прасобытиями», своеобразными кирпичиками мифической модели мира. Это придает времени особый сакральный характер со своим внутренним смыслом и значением, которые требуют особой расшифровки. Позже, указанные «первокирпичики» времени преобразуются в сознании человека в представления о начале мира, или начальной эпохе, где время может конкретизироваться либо как «золотой век», либо, наоборот, как изначальный хаос. Мифическое время обладает свойством линейности, «но эта модель постепенно перерастает в другую — циклическую модель времени». Свойство цикличности (повторяемости) времени глубоко закрепляется в сознании человека и проявляется в соблюдении календарных ритуальных праздников, основанных на воспроизведении событий, далеко отстоящих от нас во времени. 

Мифологические  представления о пространстве и  времени, как показывает современная  наука, содержали в себе интуитивные  догадки, до которых наука доходит  только сегодня. 

Пространство есть форма координации сосуществующих объектов, состояний материй. Порядок сосуществования этих объектов и их состояний образует структуру пространства. 

Время - это форма  координации сменяющихся объектов и их состояний. 

Понятия пространства и времени всегда оказывались в центре внимания философов, особенно когда речь шла о моделировании общего представления о мире, т.е. построении онтологической системы. Однако указанные сложности в понимании категорий пространства и времени придают данной проблеме широкий комплексный характер и не могут быть сведены лишь к их физическим интерпретациям. Поэтому философское понимание пространства и времени, с одной стороны, всегда сопряжено с развитием наук (и не только физики), а с другой стороны, осуществляется в рамках общего онтологического и гносеологического подхода. Остановимся на различных интерпретациях данных понятий в философии и науке. 

Пространство  понималось как: 

- абсолютная  протяженность, пустота, в которую  включались все тела, и которая  от них не зависела (Демокрит, Эпикур, - Ньютон); 

- протяженность  материи и эфира (Аристотель, Декарт, Спиноза, Ломоносов) или форма  бытия материи (Гольбах, Энгельс); 

- порядок сосуществования  и взаимного расположения объектов (Лейбниц, Лобачевский); 

- комплекс ощущений и опытных данных (Беркли, Мах) или априорная форма - чувственного созерцания (Кант). 

Время трактовалось как: 

-длительность  существования и мера изменений  материи (Аристотель, Декарт, Гольбах)  или форма бытия материи, выражающая  длительность и последовательность изменений (Энгельс, Ленин); 

-форма проявления  абсолютной вечности, как преходящая  длительность (Платон, Августин/Гегель); 

-абсолютная  длительность, однородная для всей  Вселенной (Ньютон); 

-относительное  свойство вещей, порядок последовательности событий (Лейбниц); 

-форма упорядочивания  комплексов ощущений (Беркли, Юм, Мах)  или априорная форма чувственного  созерцания (Кант).

Информация о работе Первобытное представление о пространстве и времени