Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 15:05, практическая работа
Представления о пространстве и времени не всегда так сильно зависели от физико-геометрических знаний, как это характерно для сегодняшнего сознания, что дает повод задуматься о том, а не являются ли они также моментом исторического развития, который, возможно, будет преодолен, и не рано ли мы отбросили те представления о них, которые господствовали в более ранние моменты человеческой культуры
Накопленные
знания о первобытной
и традиционной культурах
свидетельствуют
о важной роли мифа
в жизни человека
древнейшей эпохи. В
изобразительном
творчестве человека
каменного века наиболее
значительны две
главные функции
древнего мифа —
освоение пространства
и времени. Это значит,
что с самого начала
существования культуры
ее содержание определяется
мифом, который органически
связан с фундаментальным
устремлением человеческого
творчества на овладение
пространством и временем
и их преодоление. Ведь
не случайно представления
о пространстве и времени
впервые выражены в
сюжетах мифов, тесно
связанных с ритуалами.
Когда древний человек
покрывал стены пещеры
или поверхность скалы
различного рода изображениями,
он в своем мифологическом
сознании осваивал пространство
и время.
Нашим
далеким предкам
мир представлялся
маленьким и кратковременным;
для них пространство
замыкалось видимыми
очертаниями моря и
гор . Пространство первобытных
людей было очень неоднородным.
На территории племени
выделялись тотемные
центры - места, где пространство,
по мнению членов племени,
обладало максимально
благоприятными качествами.
Место обитания племени
было также благотворным
пространством, ибо
здесь похоронены предки,
охраняющие племя. За
относительно упорядоченным
пространством племенной
территории; располагалось
внешнее пространство,
наделенное отрицательными
качествами. Развитие
межплеменных связей
обусловило появление
представлений о множественности
оазисов упорядоченного
бытия. Постепенно мифологический
мир приобретает многоуровневый
характер: верхний уровень
предков или иных сакральных
персонажей, средний
уровень людей и нижний
уровень мертвых. Подобные
уровни объединяются
с помощью <мирового
древа>, креста и т.п.
Что
касается восприятия
времени, то первобытное
мышление не ощущало
как однородные следующие
друг за другом отрезки
времени и приписывало
некоторым периодам
дня и ночи, лунного
месяца, года и т.д. свойство
оказывать благоприятное
или гибельное влияние.
В более развитой мифологии
каждому уровню мира
присуще свое время,
отличающееся такими
параметрами, как ритм,
длительность и т.п.
Для мифологического
времени характерна
ориентация на прошлое.
Более того, мифологическое
время, соотнесенное
с прошлым, оказывается
вместе с тем настоящим
и даже будущим, так
как первобытные представления
порождены циклическим
видением времени. Колесо
времени двигалось из
прошлого, захватывало
настоящее и через будущее
уносило их в прошлое.
Прошлое претерпевало
изменения, аккумулируя
достижения первобытного
мышления и познания.
Представления
о пространстве и
времени не всегда так
сильно зависели от
физико-геометрических
знаний, как это характерно
для сегодняшнего сознания,
что дает повод задуматься
о том, а не являются
ли они также моментом
исторического развития,
который, возможно, будет
преодолен, и не рано
ли мы отбросили те представления
о них, которые господствовали
в более ранние моменты
человеческой культуры.
Человек
всегда живет в
неком пространстве,
осознавая свою зависимость
от таких его характеристик,
как размеры, границы,
объемы. В первобытном
сознании, проникнутом
представлениями мифопоэтического
мышления, пространство
выступает как некоторая
противоположность
«не пространству»,
т.е. хаосу — некоторому
образованию, в котором
еще отсутствует порядок.
Хаос — потенциальный
прообраз пространства,
некая разверстая бездна,
пустота, в которой все
пребывает. Так, из Хаоса
возникает «Эвринома,
богиня всего сущего»,
которая обнаруживает,
что ей не на что опереться,
поэтому она отделяет
небо от моря (пелагический
миф). В олимпийском
мифе творения из Хаоса
возникает мать-Земля,
у Гесиода в его философском
мифе творения все происходит
от союза Темноты и Хаоса.
Таким образом, пространство
возникает как упорядочивание
хаоса посредством его
заполнения различными
существами, растениями,
животными, богами и
т.д. Это некоторая особым
образом организованная
совокупность данных
объектов. Пространство
здесь не отделено от
времени, образуя с ним
некоторое единство
— «хронотоп», что проявляется
в том, что они часто
обозначаются в разных
культурах словом, происходящим
от сходной корневой
основы.
Из
свойства пространства
древние отмечали,
прежде всего, это
свойство развертывания,
растекания, распространения
пространства по отношению
к особому мировому
центру, как некой
точке, «из которой
совершается или
некогда совершилось
это развертывание и
через которую как бы
проходит стрела развития,
ось разворота». И в
современном языке,
в частности в русском,
пространство ассоциируется
с понятиями, обозначающими
расширение, открытость.
Кроме того, что пространство развертывается, оно состоит из частей, упорядоченных определенным образом. Поэтому познание пространства изначально основано на двух противоположных операциях — анализе (членении) и синтезе (соединении). В мифологическом сознании это реализуется, например, в характерном для многих культур годовом ритуале расчленения жертвы (образ старого мира) и затем собирания в единое целое ее отдельных частей на стыке старого и нового года, что символизирует распадение старого мира (пространственно-временного континуума) и переход к новому. Более позднее понимание пространст-
ва — это понимание
его как «относительно
однородного и
равного самому
себе в своих
частях», что в
свою очередь приводит
к идее его измерения.
Однако основной
характеристикой
пространства все
же остается разнородность
и прерывность.
В
мифологическом сознании
для пространства характерна
определенная культурная
заданность значения
места, в котором может
оказаться человек.
Центр пространства
— это место особой
сакральной ценности.
Внутри географического
пространства оно ритуально
обозначается некими
ритуальными знаками,
например храмом или
крестом. Периферия
пространства — это
зона опасности, которую
в сказках и мифах должен
преодолеть герой. Иногда
это даже место вне пространства (в
неком хаосе) — «иди
туда не знаю куда».
Победа над этим местом
и злыми силами обозначает
факт освоения пространства,
т.е. «приобщение его
космизированному и
организованному «культурному»
пространству.
Итак, можно сказать,
что пространство в мифологическую
эпоху трактовалось не только как
некая физическая характеристика бытия,
а представляло собой своеобразное космическое
место, в котором развертывалась мировая
трагедия борющихся друг с другом богов,
персонифицированных добрых или злых
сил природы, людей, животных и растений.
Это было вместилище всех предметов и
событий, жизнь которых была в пространстве
определенным образом упорядочена и подчинена
неким закономерностям. Это был образ,
прежде всего культурного пространства,
которое было разнородно, а поэтому его
отдельные места были заполнены специфическими
смыслами и значениями для человека.
От времени
человек ощущал в древности еще
большую зависимость, так как
с этим было связано понимание
смерти как остановки индивидуального
времени. Человек жил во времени
и боялся его. Таким образом, время
в архаическом мифологическом сознании
— это, прежде всего некоторое «первовремя»,
которое отождествляется с «прасобытиями»,
своеобразными кирпичиками мифической
модели мира. Это придает времени особый
сакральный характер со своим внутренним
смыслом и значением, которые требуют
особой расшифровки. Позже, указанные
«первокирпичики» времени преобразуются
в сознании человека в представления о
начале мира, или начальной эпохе, где
время может конкретизироваться либо
как «золотой век», либо, наоборот, как
изначальный хаос. Мифическое время обладает
свойством линейности, «но эта модель
постепенно перерастает в другую — циклическую
модель времени». Свойство цикличности
(повторяемости) времени глубоко закрепляется
в сознании человека и проявляется в соблюдении
календарных ритуальных праздников, основанных
на воспроизведении событий, далеко отстоящих
от нас во времени.
Мифологические
представления о пространстве и
времени, как показывает современная
наука, содержали в себе интуитивные
догадки, до которых наука доходит
только сегодня.
Пространство есть
форма координации сосуществующих объектов,
состояний материй. Порядок сосуществования
этих объектов и их состояний образует
структуру пространства.
Время - это форма
координации сменяющихся
Понятия пространства
и времени всегда оказывались в центре
внимания философов, особенно когда речь
шла о моделировании общего представления
о мире, т.е. построении онтологической
системы. Однако указанные сложности в
понимании категорий пространства и времени
придают данной проблеме широкий комплексный
характер и не могут быть сведены лишь
к их физическим интерпретациям. Поэтому
философское понимание пространства и
времени, с одной стороны, всегда сопряжено
с развитием наук (и не только физики),
а с другой стороны, осуществляется в рамках
общего онтологического и гносеологического
подхода. Остановимся на различных интерпретациях
данных понятий в философии и науке.
Пространство
понималось как:
- абсолютная
протяженность, пустота, в
- протяженность
материи и эфира (Аристотель, Декарт,
Спиноза, Ломоносов) или форма
бытия материи (Гольбах,
- порядок сосуществования
и взаимного расположения
- комплекс ощущений
и опытных данных (Беркли, Мах) или априорная
форма - чувственного созерцания (Кант).
Время трактовалось
как:
-длительность
существования и мера
-форма проявления
абсолютной вечности, как преходящая
длительность (Платон, Августин/Гегель);
-абсолютная
длительность, однородная для всей
Вселенной (Ньютон);
-относительное
свойство вещей, порядок
-форма упорядочивания
комплексов ощущений (Беркли, Юм, Мах)
или априорная форма
Информация о работе Первобытное представление о пространстве и времени