Первобытные люди на территории Украины и Крыма в эпоху палеолита и мезолита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 21:00, реферат

Описание

Описание появления и расселения людей на территории Украины. Для воссоздания как можно полной и подлинной картины зарождения и развития первобытного общества специалисты изучают в комплексе научные данные не только в области археологии, но и этнографии, антропологии, геологии, палеоботаники, истории, мифологии, фольклора. Этапы развития первобытной художественной культуры соответствуют основным этапам археологической периодизации:
- палеолит ок. 35 - 10-го тыс. до н.э.;
- мезолит 10 – 6 тыс. до н.э.;
- неолит 6 – 2 тыс. до н.э.;
- эпоха бронзы ок. 2-го тыс. до н.э. [1, c.144].

Работа состоит из  1 файл

Разделы и библиография.doc

— 1.54 Мб (Скачать документ)

  Рис. 1.4 Скребки эпохи позднего палеолита. 1,2 – стоянка Сюрень I; 3-5 – стоянка Шан-Коба [12]

На Сюрени I также были найдены мелкие кремниевые «острия» и пластинки с заострёнными ретушью краями. Предположительно, что последние вкладывались в расщепленные края копий или дротиков, и служили наконечниками [8, c.21-23].

   Верхний палеолит иногда называют «веком кости». Кроманьонец стал широко применять костяные орудия и изготовлять из этого материала бытовые и художественные изделия. Ассортимент орудий из кости очень широк: наконечники копий и дротиков, шилья, иглы, проколки, «жезлы начальников», мотыги, лопатки и лощила для разглаживания швов при шитье одежды из меха. Некоторые предметы имели фигурную резьбу и орнамент. На Украине в ряде поселений позднего палеолита были найдены стилизованные фигурки женщин и птиц с геометрическим рисунком (Мезин). В Мезине же был обнаружен браслет из бивня мамонта, а также наборные «шумящие» браслеты из пяти колец, своеобразные «палеолитические кастаньеты», надеваемые первобытными людьми во время обрядовых танцев.           

Рис.1.5 Мезинские браслеты [13]

При раскопках на Каневщине в Межириче и в Мезине на Черниговщине были открыты живописные изображения на лопатке, бедренной кости и двух челюстях. Изображение нанесено красной краской (охрой): меандровый орнамент в виде гравированного узора. В поселении МолодовоV, на Днестре, были обнаружены прото музыкальные инструменты в виде свирелей с боковыми отверстиями, определяющими высоту звука. Это свидетельствует о том, что кроманьонец уже обладал сложным эмоциональным восприятием окружающего мира. Он умел извлекать мелодию, владел элементами музыкальной тональности, воспринимал мелодичность построения музыкальной фразы, отвечающей воображаемому сюжету [5, c.38-40]. В Мезине же был найден первый в мире ансамбль музыкальных инструментов из кости, звучанием которых сопровождались танцы древних мезинцев.  

   В эту эпоху окончательно сформировался  первый истинно человеческий  способ организации общества  – родовой. Люди одного рода чётко осознавали общность своего происхождения. Важнейшими признаками первобытного рода были – матрилокальность и экзогамность (запрет на половые отношения внутри рода). В условиях свободных половых отношений отцовство практически установить было невозможно. Связь между половым актом и деторождением осознавалась первобытным человеком весьма смутно. Поэтому женщина была прародительницей и в полном, и в переносном смысле этого слова (как доказательство этого факта - появление круглой пластики: статуэтки женщин-«прародительниц», «палеолитических венер»). Признание этого обстоятельства делало людей родственниками, членами одного рода. Родовая организация сплачивала древних людей, обеспечивала успешное ведение хозяйства и позволяла избегать конфликтов.      

   
 
 
 
 

                    Рис.1.6 Фигурки «палеолитических венер»[14]

Фигурки выполнены грубо, они не должны показать нам женскую красоту; их назначение воплотить в материале силу женского начала, способность к деторождению. В своей основе искусство палеолита наивно реалистично.

    В верхнем палеолите возникают  развитые ритуалы и культы: тотемизм, фетишизм, анимизм, шаманизм. Известны изображения и захоронения животных вместе с его глиняными статуэтками, покрытыми шкурами, что свидетельствует о древнем тотемном культе того или иного животного.   Культ хищных зверей (медведь, волк) мог обозначать начало или магическое обоснование охоты на людей и ведения войн, или прямую зависимость племени от популяции данного хищника. Антропоморфные изображения свидетельствуют о появлении у людей верхнего палеолита пантеона сверхъестественных существ, первобогов. Посредством надевания масок животных, шкур или черепов, человек отождествлял себя с духом зверя и таким образом связывал своё племя с общностью природы.    

  1. ЭПОХА МЕЗОЛИТА (среднекаменный век)

   Эпоха мезолита (10 – 8 тыс. лет назад) является переходным периодом от палеолита к неолиту, который совпадает с установлением на Земле после таяния ледников современной геологической эпохи – голоцена. В жизни человеческого общества происходят большие перемены. Люди группируются в небольшие коллективы, обладающие большой подвижностью и осваивающие большие территории. Орудия труда становятся более эффективными. В их изготовлении стали активно использовать кремневые вкладыши – микролиты, разнообразных геометрических форм. Они были невелики по размеру, но требовали значительно большего умения в обращении. Составное орудие, оснащенное микролитами, было легче и требовало меньше материала, чем орудие изготовленное из цельного куска материала. Микролит-вкладыш при необходимости можно было легко заменить.

 

                            Рис.2.1 Микролиты различных геометрических форм [15]

   Охоту древнего человека значительно облегчило изобретение лука и стрел. Были приручены первые животные (волк, дикая свинья). Появилась деревянная утварь, плетённые из лыка, камыша сумки и корзины. Человек научился плести сети для ловли рыбы, придумал крючки, гарпун, вёсла и создал лодку – своё первое средство передвижения. Происходило дальнейшее укрепление и развитие родовой организации, появились родовые могильники. Покойного снаряжали в мир иной различными вещами [4, c.13]. Оригинальным изобретением мезолитических времён стал бумеранг – разновидность метательной палицы в виде изогнутого куска дерева серповидной формы. Брошенный умелой рукой, бумеранг, описывал в полёте дуги, петли, восьмёрки и преодолевал расстояние до 150 м. При попадании в цель он мог нанести смертельное ранение жертве. При непопадании  в цель бумеранг возвращался к своему владельцу.

   Источником получения средств существования в мезолите оставалась охота, рыболовство и собирательство [3,c.51]. Последнее принимает усложнённую форму заготовок природных даров впрок (навес Шан-Коба, Крым; здесь был обнаружен склад улиток). В мезолите улиток не варили, а пекли в пекарских спецямках. В связи с очередными климатическими изменениями, масштабными охотами, увеличением количества населения Земли, в мезолите наблюдается исчезновение крупных стадных животных. О недостатке мясной пищи свидетельствует поедание людьми даже грызунов. В экономике мезолитического человека чётко намечается упадок экономического значения охоты. Совершенствование приёмов охоты и орудий труда ведёт к всё большему сокращению природных ресурсов. Именно в мезолите созрела необходимость к возникновению не присваивающей экономики, а производящей, а именно таких статей производства как животноводство, сетевой лов рыбы, растениеводство. Готовился коренной экономический переворот в истории человечества. Именно в мезолите появились предшественники глиняной посуды, преобразившейся в раннем неолите в завершенные формы настоящих керамических изделий со сложной технологией производства. В мезолитическую эпоху бытовали глиняные вместилища на прутяной основе. Первые глиняные протососуды использовались для хранения зёрен злаковых культур, питательных и хорошо сберегаемых. Человек научился варить первые каши, а для этого нужна была посуда, жароустойчивая и влагонепроницаемая [5, c.50,51].

   В Крыму открыто около 30 мезолитических  стоянок. Самые известные из  них – Шан-Коба, Фатьма-Коба и Мурзак-Коба. Расположены они в Байдарской долине. Эти гроты были заселены ещё в эпоху палеолита. Поэтому за многие годы в них накопились культурные напластования, насыщенные кремниевыми орудиями, отходами их производства, костями животных и рыб. Люди защищались от ветра заслонами, пищу готовили на очагах, углубляя их в землю и обкладывая камнями [7, c.124]. Нуклеусы имели коническую или призматическую форму. От них легко откалывали пластины с ровными параллельными краями. На пластинах изготавливались скребки, резцы. Массовой находкой являются микролиты в виде сегментов и трапеций, костяные украшения-подвески, иглы, шилья, наконечники дротиков, гарпунов. Найденные кости животных принадлежали разнообразным видам. Фауна периода мезолита была весьма разнообразна (благородный олень, кабан, рысь, косуля, бурый медведь, осёл, бык, лошадь, сайга). «Раковинные кучи» говорят о не последнем месте в рационе мезолитического человека улитки. Люди имели возможность питаться рыбой ценных пород (лосось, судак, сом, форель, плотва).

      

Рис. 2.2 Эпоха мезолита :  I — нуклеус, 2 - 8—пластины-вкладыши (4— «рогатая» трапеция), 9 — вкладышевое орудие       (реконструкция) [16]  

   В гротах Фатьма-Коба и Мурзак-Коба были открыты погребения древних людей. В Мурзак-Кобе погребение парное: женщины и мужчины. Погребённые положены в вытянутом положении на спине головами на восток. Правая рука мужчины заходит под левую руку женщины. Умерших просто засыпали камнями, не выкапывая могилы. В Фатьма-Кобе погребён мужчина в могильной яме незначительной длины. Трупоположение на правом  боку, головой на юго-восток, кисти рук положены под голову, ноги поджаты. Сравнивая оба погребения сразу отмечаешь полное различие совершения погребального обряда. Люди погребённые в разных гротах относятся к разным антропологическим типам: кроманьонскому и средиземноморскому.  Можно предположить, что в Крыму, в эпоху мезолита проживали люди разного происхождения и идеологических представлений. При раскопках стоянки Сюрень II в Крыму, был обнаружен комплекс кремниевых орудий с наконечниками в виде ивового листа. Подобные изделия были также найдены на Волыни. Можно предположить о миграционных процессах групп людей в Крым из далёких северо-западных территорий. В Крыму можно выделить кукрекскую мезолитическую культуру (долина р. Зуя). Кукрекские памятники распространены в степной части полуострова, но отдельные стоянки встречены в предгорье и даже на яйле Балин-Кош. Это культура охватывает также Северо-Западное Причерноморье, Северное Приазовье и Нижнее Приднепровье. Центром формирования кукрекских памятников могло быть Побужье [8, c.26-29].   Могильники мезолитической эпохи были обнаружены в Надпорожье, у сёл Волосское и Васильевка. Здесь открыто около 90 погребений. Всё это групповые захоронения на небольших территориях, в основном мужчины, принадлежащие к одному племени, погибшие насильственной смертью. Возможно эти могильники – родовые усыпальницы, за которыми присматривали и ухаживали родственники погибших. Об анимистических представлениях мезолитического человека свидетельствуют и другие факты. На крымской Яйле были найдены гальки с процарапанными на них геометрическими рисунками.  Орнамент зигзагообразный, резной, выполнен красной краской. Аналогичные гальки были найдены на месте мезолитических стоянок во Франции. Это «чуринги». Аборигены современной Австралии изготавливают подобные вещи и считают их вместилищем душ. Опираясь на эти факты можно говорить о том, что в эпоху мезолита, разрозненные анимистические представления первобытных людей уже формировались в систему верований, в примитивное религиозное мировоззрение.

               Рис.2.3 Расписная галька («чуринги»)[17]

   В мезолите почти исчезают гравюра и скульптура. В раскрашенных гальках часто дешифруются очень схематичные изображения человека в разных позах, водная стихия, солярные и лунарные знаки. Это свидетельствует о крайней стилизации искусства, стилистической условности, о проявлении в этой изобразительной манере отвлечённых форм мышления. В искусстве мезолита наблюдается отход от передачи натуры, падение реалистических канонов. Исчезает многокрасочность, наскальные росписи выполняются силуэтами. Но сюжетные сцены динамичны и многофигурны. Главной темой росписей эпохи мезолита остаётся охота. Всё своё внимание первобытный человек направлял на передачу смысла сцены изображения, сюжет раскрывается через динамику движения фигур [4, c.12-15].

Рис. 2.4 Наскальная роспись эпохи мезолита [18]

   В этот период продолжает существовать весьма устойчивая матрилокальная организация. Женщины вели хозяйство и занимались собирательством, а мужчины охотой и рыбной ловлей. Жестким было деление на половозрастные группы: детей, взрослых мужчин и женщин. Перевод детей в группу взрослых рассматривался как важное общественное событие и, сопровождалось обрядом инициации (посвящения). Посвящаемый мог подвергаться тяжелым испытаниям: изоляцией, голоданием, бичеванию, нанесением ран. Не прошедший испытания оставался для общества ребёнком, независимо от своего биологического возраста. Род не был стабильным коллективом. Он мог пополняться за счёт браков и уменшаться за счёт конфликтов и естественным возрастным путём. Найболее важные проблемы всё взрослое население рода решало сообща. Для совершения обрядов, улаживания мелких конфликтов, руководства повседневной жизнью выбирали найболее опытного человека. Власть вождя поддерживалась его личным авторитетом. Злостных нарушителей умерщвляли или изгоняли из рода, что было равносильно смерти. Выжить человеку в одиночку, в эпоху мезолита, было весьма проблематично [8, c.29,30].

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   Заканчивая обзор двух мощных эпох существования человечества, можно смело говорить о том, что на каждом этапе своего развития, на каждой ступени своего пути вперёд, человек всегда старался найти найболее действенные средства не только для выживания и продления рода, но и для выражения своих мыслей, чувств, эмоций. Основа выразительных приёмов для трансляции последующим поколениям знаний, навыков, искусств закладывалась именно в эпохи палеолита и мезолита: от первого взятого в руки камня, от простого воспроизведения зверя на кости к изображению Человека, не просто биологического вида, но уже Личности.

Информация о работе Первобытные люди на территории Украины и Крыма в эпоху палеолита и мезолита