Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:36, доклад
Смерть — это последний земной удел каждого человека, после смерти душа, разлучившись с телом, предстает на суд Божий. Верующие во Христа не хотят умереть с нераскаянными грехами, ибо в загробной жизни они станут тяжелым, мучительным бременем. Из многих вопросов, которые можно себе задать, едва ли не самый важный — вопрос о том, как лучше приготовиться к смерти.
1. Погребение 3
2. Катафальный автотранспорт 7
3. Саркофаг, гроб 8
4. Цветы, венки, символика 9
5. Третий, девятый, сороковые дни 10
6. Кремация 12
7. Надгробие 14
8. Живые должны молиться о усопших 15
9. Использованная литература 16
После разрешительной молитвы под пение стихир "Приидите, последнее целование дадим, братие, умершему, благодаряще Бога ." происходит прощание с покойным. Последнее целование знаменует вечный союз верующих в Господа Иисуса Христа. Родные и близкие усопшего обходят гроб с телом, с поклоном просят прощения за невольные обиды, прикладываются к иконе на груди усопшего и венчику на лбу. В том случае, когда отпевание происходит при за Крытом гробе, целуют крест на крышке гроба или руку священника. По окончании отпевания тело усопшего с пением Трисвятого провожается на кладбище. Если священник не сопровождает гроб до могилы, то предание земле совершается там, где происходило отпевание - в храме или дома. Со словами "Господня земля и исполнение ея (то есть все, что ее наполняет), вселенная и вси живущий на ней" священник крестообразно посыпает землей закрытое покрывалом тело усопшего. Если перед кончиной над усопшим совершалось соборование, то оставшееся освященное масло также крестообразно возливается на тело. После предания земле гроб закрывают крышкой, которую забивают гвоздями. По просьбе родственников священник может посыпать землю на бумагу. Тогда землю в кулечке перевозят на кладбище где сами родные и близкие усопшего крестообразно посыпают его тело: от головы к ногам и с правого плеча на левое. Так же поступают и при заочном отпевании. Если же священник провожает гроб до кладбища, то предание земле происходит на кладбище, а при опускании тела в могилу еще раз совершается лития.
Над крещеными младенцами совершается особое отпевание, как над безгрешными: Святая Церковь не молится об оставлении их грехов, а только просит сподобить их Царствия Небесного — хотя младенцы сами не сделали ничего, чем могли бы заслужить себе вечное блаженство, но во Святом Крещении они очистились от прародительского греха (Адама и Евы) и соделались непорочными. Над некрещеными младенцами отпевание не совершается так как от прародительского греха они не очищены. Отцы Церкви учат, что такие младенцы у Господа не будут ни прославлены, ни наказаны. Отпевание по чину младенческому совершается над детьми, умершими до семилетнего возраста (с семи лет дети уже исповедуются, как и взрослые).
В могилу усопшего обычно опускают лицом к востоку, с той же мыслью, с какой принято молиться на восток — в ожидании наступления Утра вечности, или Второго пришествия Христова, и в знак того, что умерший идет от запада (заката) жизни к Востоку вечности. При опускании гроба в могилу поется Трисвятое — пение ангельской песни "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас" означает, что усопший переходит в ангельский мир. В напоминание о том, что вход в Царство Небесное был открыт крестными страданиями Спасителя, над могильным холмиком ставится восьмиконечный крест — символ нашего спасения. Усопший христианин веровал в Распятого на Кресте, носил крест во время своей земной жизни и теперь покоится под сенью креста. Крест может быть сделан из любого материала, но обязательно правильной формы. Он ставится у ног усопшего, Распятием к лицу покойного — чтобы при всеобщем воскресении умерших, восстав от гроба, он мог взирать на знамение победы Христа над диаволом. Так же ставятся и надгробные памятники с высеченными на них крестами. Крест над могилой христианина — это молчаливый проповедник блаженного бессмертия и грядущего воскресения.
КАТФАЛЬНЫЙ АВТОТРАНСПОРТ
Московские старожилы еще помнят те времена, когда на улицах города можно было встретить похоронные процессии, следующие за медленными дрогами с высоким балдахином. Еще в конце пятидесятых годов темный, торжественно убранный возок с парой коней в черных покровах не был здесь редкостью, хотя первые катафальные автобусы появились задолго до войны, а специальная автобаза городской похоронной службы была создана в 1938 году. Она имела небольшой автопарк и находилась при Калитниковском кладбище. В использовании на похоронах автобусов-катафалков, равно как и других видов автотранспорта, не было особой необходимости, так как путь был сравнительно недалек почти из любого места города до одного из кладбищ, которые в большинстве своем были тогда действующими.
В середине 50-х годов автобаза городской похоронной службы насчитывала всего полсотни катафальных автобусов. Потребность в транспортных услугах значительно увеличилась в 60-е годы с ростом городской территории более чем в два с половиной раза.
Если в траурной церемонии участвует духовой оркестр, то для доставки оркестровой группы к выносу гроба у дома покойного и затем на кладбище оформляется заказ на отдельный автобус. В прежние годы такие заказы поступали очень часто, и оркестровых групп было вдвое больше, чем в настоящее время, соответственно, и транспорта для них выделялось больше. Затем традиция сопровождения похорон траурными маршами духового оркестра стала несколько ослабевать, но в последние годы вновь оркестр играет на траурных церемониях все чаще, особенно, если в последний путь провожают военных или ветеранов армии, Великой Отечественной войны.
САРКОФАГ, ГРОБ
Традиция помещать умершего человека для захоронения в специальный саркофаг восходит к глубокому прошлому.
Христианские гробницы часто помещали внутри храмов и церквей и под ними — в подклете и склепах, называемых усыпальницами (например, украшенная резным орнаментом, гробница Ярослава Мудрого — в Киевском Софийском соборе, гробница М.И. Кутузова — в Казанском соборе Санкт-Петербурга, гробницы патриархов и митрополитов — в Успенском соборе Московского Кремля, гробницы великих князей московских и государей — в Архангельском соборе Кремля).
Само общеславянское слово "гроб" имеет первоначальное значение — "яма", "могила". Действительно, наши предки — древние славяне в дохристианский период не хоронили своих покойных в том гробу, который подразумевается современным значением этого слова. Умершего опускали в могилу, выкопанную в земле в виде большого дома, клали туда дроги с кучером, имевшие соответственное оформление.
Изготавливались гробы в небольших мастерских, разбросанных по всей Москве. Со временем, естественно, их стало больше, некоторые из них значительно укрупнились, потому что город рос и одновременно старел, подобно большинству крупных европейских городов, но, как это ни странно, традиция делать гробы силами небольших мастерских сохранялась очень долго, вплоть до наших времен.
Разнообразны изделия не только по цвету и внутреннему убранству, но и по форме. Здесь имеются свои каноны в зависимости от вероисповедания. Гроб, предназначенный для погребения православных христиан, традиционно широкий в изголовье и узкий в ногах, крышка у него съемная, при прощании с покойным ее ставят на пол узким концом. Нестандартные гробы, размером больше обычных, зачастую имеют сугубо прямоугольную форму и, подобно отечественным аналогам, зовутся колодой.
Форма католического гроба напоминает шестиугольник с узким изголовьем, расширяющимся к центру и вновь сужающимся к ногам. Внешний вид его более других напоминает древний египетский саркофаг, повторяющий основные линии фигуры покойного. Такой гроб поэтому условно зовется саркофагом.
ЦВЕТЫ, ВЕНКИ И СИМВОЛИКА
Цветы как одно из наиболее признанных и любимых всеми украшений вошли в обычаи и ритуалы древних народов далеко не сразу, по крайней мере, гораздо позже, чем возникла потребность в торжественном погребении умерших.
Обряду, связанному с проводами покойного в последний путь, культура и быт древней старины придавали большое значение. И вместе с тем в качестве атрибутов погребения использовали предметы до известной степени прозаические и даже, говоря современным языком, утилитарные. В саркофаг, гробницу или склеп рядом с усопшим полагали сосуды с напитками и благовониями, яства, мелкую обиходную утварь, которую далеко не всегда можно было расценить как украшение: гребни, пуговицы, монеты, кольца и прочее. Однако такая традиция была не так проста, как это нам кажется сегодня, имела глубокие корни, не только отражала представления наших предков о загробной жизни, но и выявляла их бессознательное стремление передать для вечности вместе с человеком, отошедшим в мир иной, лучшие творения рук своих, в которых воплотились знания и опыт, накопленные человечеством за тысячелетия.
Нельзя сказать, что цветы вообще не находили места в ритуальных обычаях старины. В традициях многих народов, и в том числе славянских, очень рано возникло особое трепетное отношение к этим божественным растениям, оно лежит в основе многих сказок, легенд, поверий. Цветы привлекли внимание людей редким красочным видом, способствовали миропониманию, что нашло например, отражение в этимологии общеславянских слов "цветок" и "цвет" (в значении "колер"), в первоначальном значении слова "красный" — то есть "красивый". Таким образом, происхождение этих слов подтверждает, что в сознании славянских народов цветок исстари олицетворял понятие о красоте.
Исследователь русских простонародных праздников и обрядов И.М. Снегирев отмечает, что растительная зелень и цветы с глубокой древности на Руси пользовались большим уважением. Известно, что не только наши предки, но и другие народы в язычестве обожествляли старые деревья, совершали под их сенью празднества, жертвоприношения. Все эти обряды были связаны с идеологическими воззрениями древних, с их понятиями о мироздании, судьбе, жизни и смерти.
Уже в раннем периоде христианское мировоззрение по-особому свято относилось к красоте земной природы — творению Божию, полагая, что именно через прекрасную и мудрую природу проходит путь любви и познания Господа.
Таким образом, христианская религия усилила в символическом значении цветов и венков оттенок возвышенного, но не в понимании высокопоставленного, а как духовно высокого, и современная традиция провожать в последний путь покойного с цветами, зеленью и венками сложилась под многовековым взаимовлиянием народной и христианской культур. Православная традиция обряда прощания с усопшим стремилась в цветах и венках выразить надежду на его воскресение и вечную жизнь, а также почтить христианские достоинства умершего. Для погребального украшения выбирались растения сообразно их символическому значению: красные розы знаменовали мученичество; фиалки, лилии и белые розы — нравственную чистоту; барвинок, плющ, мирт, сосна и ель — никогда не прекращающуюся жизнь и не прерывающуюся любовь к умершим; кипарис являл собой знак праведника, утвердившегося в благодати Божией; верба — новую жизнь и воскресение. Позднее символика растений забылась, в обрядах прощания появилось много светской суеты, далекой от идеалов православия. В связи с этим Святейший Синод в 1889 году вынужден был воспретить ношение при погребальных процессиях венков с надписями и иных знаков и эмблем, не имевших церковного или государственного значения
Главным украшением венка являются цветы.
Составление венков — это особое умение и талант, результат творческой работы художников и дизайне ров. В каждом из них — не менее ста цветов. А самый большой венок в высоком каркасе включает в себя более 300 разнообразных и редких экземпляров, и все они должны найти свое место в структуре этого ритуального украшения, в его колористике. Цветы располагают на поверхности венка отнюдь не произвольно, а с соблюдением его композиционных пропорций, включающих стилевые особенности каждого вида изделия, его цветовую символику. Сочетание красного и черного, красного и сиреневого, черного и белого придают венку торжественный, траурный вид.
Как правило, в одном изделии допускается не более пяти цветовых сочетаний, а колористическая гамма расширяется за счет декоративной зелени (тысячелистник, папоротник, лианы). Существуют и другие каноны в изготовлении траурных венков, которых также стараются придерживаться специалисты. Например, черный цвет, являющийся главным в состоянии скорби, редко располагают в центре самого изделия, обычно черные гвоздики, пионы и розы обрамляют поверхность венка или пускаются понизу.
Венок иногда оформляется с учетом русских народных традиций, включает в себя полевое разноцветье, а траур бывает подчеркнут какой-то одной значимой деталью.
Существует православная традиция, провожая покойного в последний путь, класть ему в изголовье гирлянду из цветов как символ прекрасной, усыпанной цветами дороги в рай. Но следует непременно помнить, что гирляндой из живых цветов украшают покойного в самый день прощания с ним, не ранее, и не рекомендуется оставлять ее в изголовье усопшего при погребении. Это, впрочем, относится ко всем живым цветам: увядая, они влияют на сохранность тела и потому их вынимают из гроба перед захоронением.
ТРЕТИЙ, ДЕВЯТЫЙ, СОРОКОВЫЕ ДНИ
Смерть разобщает живых и усопших, но разобщает только физически, а не духовно — между продолжающими жить в этом мире и переселившимися в мир загробный духовная связь и общение никогда не прерываются. Вера и любовь — вот те духовные узы, которые соединяют живых с усопшими. Вера соединяет настоящее с будущим, видимое с невидимым — человека с Богом, с невидимым ангельским миром и с переселившимися в невидимый мир родными и близкими. Любовь, соединяющая людей на земле, продолжается и за гробом. Все верующие составляют одно духовное тело — Церковь Христову, главой которой является Господь Иисус Христос, у которого все живы, ибо Он есть Творец и Спаситель душ, как пребывающих еще в своих телах на земле, так и разрешившихся от уз плоти и находящихся в загробном мире. Если душа не потеряла божественной любви, то где бы она ни была — за гробом или еще в теле и на земле, она не может не принимать живого, деятельного участия в состоянии близких ей душ, где бы они ни находились. Усопшие всегда пребывают с живыми своим духом, слышат их молитву и откликаются на нее, невидимо подавая помощь и поддержку, а живые сочувствуют усопшим: чем сильнее любовь к усопшему, тем усерднее и молитва о нем. "Мы можем облегчить муку для почившего брата нашего, — поучал святитель Иоанн Златоуст, — если будем совершать за него частые молитвы и раздавать милостыню". Все древние учителя и отцы Церкви единодушно утверждают, что поминовение усопших — это постановление святых апостолов, учеников Иисуса Христа.
Сорокоуст
После кончины за усопшего следует заказать сорокоуст, то есть сорок литургий, на которых он будет помянут.
Хотя Святая Церковь постоянно молится о всех почивших православных христианах, она также совершает особое молитвенное поминовение о каждом усопшем по просьбе его родных и близких — служит заупокойную литургию, панихиду или литию. С глубокой древности в Церкви, согласно апостольскому преданию, существует обычай творить поминовение усопших преимущественно в третий, девятый и сороковой день по их кончине (день кончины входит в счет дней помина — если смерть наступила 1-го числа до полуночи, то третьим днем будет 3-е число).
Третий День