Политическая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 21:04, реферат

Описание

В широком смысле этого слова культура включает в себя всю совокупность моделей деятельности людей, закодированных в их предметной среде, духовных представлениях и стандартах поведения. Наиболее важная из этих моделей – социокультурная, ведь общество как социальная система воспроизводится через особый ценностно-нормативный механизм солидарности. А поскольку политическая деятельность занимает центральное место в интеграции общества, то политическая культура также будет в центре совокупного механизма общественной интеграции.

Содержание

Введение
1. Понятие политической культуры, её структура и типология
1.1.Определение политической культуры.
1.2.Типология политической культуры.
2. Функции политической культуры
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

пг.doc

— 136.50 Кб (Скачать документ)

                  Иституционализированные субъекты (государство, политические партии и союзы, группы давления).

Отношения между субъектами характеризуют политическую культуру с точки зрения:

                  Общих принципов, а которых строится политическая система (уровень политического доверия, терпимости, свободы);

                  Моделей подготовки, принятия и осуществления политических решений, наличия или отсутствия института оппозиции, механизма передачи власти, способов регулирования политических конфликтов;

                  Принципов регулирования отношений между государством и его гражданами, политическими партиями и социальными группами.

Везде, где имеются политические отношения, существует и политическая культура. И если мы говорим о её отсутствии, то мы имеем в виду не отсутствие политической культуры вообще, а отсутствие адекватной потребностям того или иного общества политической культуры.

Любое современное общество представляет собой довольно сложную систему отношений между различными социальными группами, которые имеют специфические политические интересы, а также способы и возможности их выражения. Это служит основой для возникновения политическим субкультур.

Политическая субкультура – это совокупность политических ориентаций и моделей политического поведения, характерных для определённой социальной группы или региона и отличающихся в своей системной целостности от ориентаций и моделей, присущих как другим социальным группам и регионам, так и нации в целом [10, с.81].

Важнейшие виды политической субкультуры:

                  Социально-классовые (пролетарская, предпринимательская, традиционно-аграрная и др.);

                  Национально-этнические, которые играют особенно заметную роль в многонациональных государствах, исторически формировавшихся путём постепенной интеграции (добровольной или насильственной) других территорий;

                  Религиозные, когда политические лозунги и цели обрамляются или маскируются религиозными ценностями;

                  Региональные, связанные с различной ролью территорий в историческом развитии страны. Например, в России существенно различаются политическая субкультура крупных городов и сельской местности, Северо-Западного или Уральского региона и южных областей России;

                  Поколенческое, в которых отражается специфика политической социализации поколений и их оценка современной политической ситуации и исторического прошлого. Особенно заметны поколенческие различия в обществах, которые переживают период реформирования, тогда как в политически относительно стабильных и спокойных обществах политические различия между поколениями не столь ярко выражены (в США например до 80% детей голосуют за те же политические партии, что и их родители) [10, c.78].

 

1.2 Типология политической культуры

 

Исходя из того, что основными регуляторами политического поведения являются политические ценности, политические установки и мнения относительно политических проблем, политология избирает в качестве основного предмета эмпирических исследований установки, занимающих своеобразное «срединное» положение между мнениями – поверхностным, неустойчивым, изменчивым слоём политических ориентаций и ценностями – основополагающими предпочтениями в сфере политики.

В установках принято выделять по мотиву ориентации (вслед за Алмондом и Вербой) [6, c.14] три основные составляющие:

                  рациональные (когнитивные) элементы, которые основываются на знании определенных объективных фактов и представляют собой ответ на вопрос: «Соответствует ли то или иное утверждение или процесс действительности? Является ли оно истинным или ложным с научной точки зрения?»;

                  чувственно-эмоциональные (аффективные) элементы — наличие или отсутствие интереса к политическим объектам, а также уровень и характер этого интереса; эмоциональная предрасположенность в отношении тех или иных политических объектов или действий; ответ на вопрос, что нравится и что не нравится в политической жизни;

                  оценочные элементы, которые основываются на нормативно-этических представлениях личности и отвечают на вопрос, что хорошо, а что дурно.

В реальном исследовании очень сложно изолировать эти три составляющие друг от друга.

Объекты политических ориентации принято разделять на следующие блоки:

                  политическая система в целом;

                  структуры «входа», т.е. то, что при поддержке, влиянии или даже давлении населения вносится в политическую систему. Это формулирование интересов определенными группами или отдельными лицами и на их основе — требований к политической системе, рекрутирование соответствующих политических сил и лидеров, способных довести эти интересы и требования до государственных структур;

                  структуры «выхода», т.е. решения, постановления, принимаемые государством;

                  «политический автопортрет», т.е. что думают граждане о себе, о возможностях своего участия в политической жизни и о степени их реализации.

Выделение ориентации в сочетании с объектами этих ориентации позволяет изобразить предмет культурно-политических исследований в виде следующей таблицы-матрицы:

 

Предмет культурно-политических исследований

Виды ориентации

Объекты ориентации

 

 

Политическая система в целом

Структуры «входа»

Структуры «выхода»

Политический автопортрет

Когнитивные

 

 

 

 

Чувственно-эмоциональные

 

 

 

 

Оценочные

 

 

 

 


 

Ha основании этой матрицы была дана первая классификация типов политической культуры в зависимости от специфики ориентации и степени участия в политической жизни: «приходская» политическая культура, подданническая и политическая культура участия.

«Приходская» (или патриархальная) политическая культура характеризуется тем, что подавляющее большинство населения воспринимает только свое непосредственное окружение, т.е. смотрит на мир исключительно со своей «колокольни» (отсюда и название, указывающее на то, что горизонт мировосприятия очень узок, ограничен рамками «своего прихода»), поэтому представлений относительно политической системы в целом и соответственно установок в отношении к ней просто не существует.

Подданническая политическая культура (культура подчинения) — это такой тип культуры, когда население располагает определенными знаниями и представлениями о политике, связано с ней эмоционально (гордится политической системой своей страны или относится к ней с неприязнью), оценивает политические явления с точки зрения их законности — незаконности, справедливости — несправедливости. Но среди объектов ориентации преобладают «структуры выхода», т.е. отношение к политической системе носит пассивный характер, без стремления изменить что-либо своими силами, без стремления участвовать в процессе принятия политических решений или влиять на них.

Культура участия (партисипативная политическая культура) отличается соединением ориентации населения на все политические объекты — политическую систему в целом, структуры «входа» и «выхода», политический автопортрет (самоопределение) — с оформлением своих интересов и активностью в их отстаивании, с определением собственных политических ролей и полномочий.

В реальной политической жизни «чистые» типы политической культуры встречаются редко, преобладают смешанные формы. Скажем, в рамках одного общества различные слои могут демонстрировать неодинаковую политическую культуру; даже политические ориентации одного человека в отношении местной, региональной и центральной власти могут относиться к различным типам политической культуры. В силу неоднородности того, что мы называем «государством», могут существенно расходиться оценка и отношение к государству как: а) к политическому институту как таковому, который может быть плох или хорош сам по себе; б) к данному конкретному государству; в) к тому, как данное конкретное государство действует в тот или иной момент времени; г) к конкретным лицам, которые являются воплощением государственной власти.

Были выделены и описаны три основных смешанных типа политической культуры:

                  патриархально-подданническая — большая часть населения как бы и не затронута политикой, а относительно «продвинутое» меньшинство, располагая некоторыми знаниями о политической системе, не допускает ни малейших сомнений в авторитете государства и остается пассивным в плане попыток влияния на политические решения. Такой тип политической культуры преобладал, например, в средневековой Европе;

                  подданническо-партисипативная политическая культура предполагает, что «приходская» культура как отсутствие представлений о центральной власти сходит со сцены или исчезает совсем, подавляющее большинство населения в большей или меньшей степени осведомлено о политических институтах и процессах и о тех ограничениях, правилах, рамках поведения, которые накладываются ими на политическое поведение. Вместе с тем одна часть населения ориентирована преимущественно на пассивное восприятие происходящего (на структуры «выхода»), а другая — на структуры «входа», воспринимая существующую политическую систему не как нечто раз и навсегда заданное и от них не зависимое, а стремясь оказывать влияние на принятие политических решений и протекание политических процессов;

                  патриархалъно-партисипативная — смешанный тип политической культуры возникает там, где в рамках одного общества сосуществуют традиционно патриархальные группы с их выключенностью из политического процесса и политически активные группы элит с высоким политическим сознанием. Подобный тип культуры характерен для развивающихся стран с существующим в них колоссальным различием между основной массой населения и элитарными группами.

Для описания политической культуры часто применяют другую матрицу:

 

Распределение политических ориентации

Объект ориентации

Характер ориентации

Положительный

Нейтральный

Отрицательный

Политическая общность, к которой люди чувствуют себя принадлежащими

 

 

 

Политический режим

 

 

 

Участие в политике

 

 

 

Действующие регуляторы политической жизни

 

 

 

...

 

 

 

Информация о работе Политическая культура