Понятие архитекутуры и скульптуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 22:49, доклад

Описание

Слово архитектура по своей форме латинское (architectura), хотя и происходит от греческих корней αρχι и τεκτονική, что значит высшее плотничное или строительное искусство. В этом смысле слову "архитектура" придавали очень обширное значение; так, например, были в ходу выражения "военная архитектура", "корабельная архитектура", "гидротехническая архитектура" и т. д.

Работа состоит из  1 файл

Архитектура.docx

— 43.67 Кб (Скачать документ)

Без предварительной  лепки глиняного оригинала и  отливки его гипсового слепка не обходится создание ни одного более  или менее крупного произведения скульптуры — будет ли оно каменное или металлическое. Правда, бывали ваятели, как, напр., Микеланджело, работавшие прямо  из мрамора; но подражание их примеру  требует от художника необычайной  технической опытности, и все-таки он рискует при таком смелом труде  впасть на каждом шагу в неисправимые ошибки.

С получением гипсового слепка существенная часть  художественной задачи ваятеля может  считаться оконченной: остается только воспроизвести слепок, смотря по желанию, в камне (мраморе, песчанике, вулканическом  туфе и т. п.) или в металле (бронзе, цинке, железе и т. п.), что составляет уже почти ремесленную работу. При изготовлении мраморного и вообще каменного изваяния поверхность  гипсового оригинала покрывается  целою сетью точек, которые, с  помощью циркуля, отвеса и линейки, повторяются на глыбе, подлежащей отделке. Руководствуясь этою пунктировкой, помощники  художника под его надзором удаляют  ненужные части глыбы посредством  резца, долота и молота; в некоторых  случаях они пользуются при этом так называемой пунктирною рамой, в  которой взаимно пересекающиеся нити указывают на те части, какие  должны быть отбиты. Таким образом, из необделанной глыбы мало-помалу возникает общая форма изваяния; она все тоньше и тоньше обделывается под руками опытных рабочих, пока, наконец, сам художник не придает  ей последней отделки, а полировка  пемзой не сообщает различным частям поверхности произведения возможное  сходство с тем, что представляет в этом отношении сама натура. Для  большего приближения к ней в  оптическом отношении, древние греки  и римляне натирали свои мраморные  изваяния воском и даже слегка раскрашивали их и золотили.

Важнейшим материалом для скульптурных работ, наряду с мрамором, служит бронза; мрамор наиболее пригоден для воспроизведения  нежных, идеальных, преимущественно  женственных форм; бронза — для  передачи форм мужественных, энергичных. Сверх того, она представляет особенно удобное вещество в том случае, когда произведение колоссально  или изображает сильное движение: фигуры, оживленные таким движением, при исполнении их из бронзы не нуждаются  в подпорах для ног, рук и других частей, которые необходимы в подобных фигурах, вырубленных из хрупкого камня. Наконец, для произведений, назначенных  стоять на открытом воздухе, особенно в северном климате, бронза предпочитается потому, что не только не портится от атмосферного влияния, но и получает вследствие своего окисления приятный для глаза зеленоватый или  темный налет на своей поверхности, называемый патиной. Бронзовое изваяние исполняется либо посредством отливки  расплавленного металла в заранее  приготовленную форму, либо выбивается молотком из металлических пластин. Объяснение процесса отливки в общих  чертах можно найти в настоящем  издании под словами Бронза и  Литейное дело; что же касается до выбивной работы (так называемой работы репуссè), то она состоит в следующем: берется  лист металла, его размягчают нагреванием  на огне и, ударяя по исподней стороне  листа молотком, сообщают ему требующуюся  выпуклость, сначала в грубом виде, а потом, при постепенном продолжении  такой же работы, со всеми деталями, согласно с имеющеюся моделью. Этот прием, для которого художник должен обладать особою ловкостью и продолжительною  опытностью, употребляется преимущественно  при исполнении барельефов не особенно крупного размера; при изготовлении же больших и сложных произведений, статуй, групп и горельефов, к  нему прибегают в настоящее время  только тогда, когда необходимо, чтобы  они имели сравнительно малый  вес. В этих случаях выбивка произведения производится по частям, которые затем  соединяются винтами и закрепами  в одно целое. В нынешнем столетии выбивную работу и литье во многих случаях заменяют осаждением металла  в формы при помощи гальванопластики. Деревом, как материалом для ваяния, пользовались еще в глубокой древности; но деревянная скульптура особенно уважалась  в Средние века и в начальную  пору эпохи Возрождения в Германии, наделяя храмы раскрашенными  и раззолоченными статуями святых, затейливыми алтарными украшениями, фигурными жюбé, кафедрами и сидениями  для хоров. Для таких поделок  служит преимущественно мягкое, легко  поддающееся резцу липовое или  буковое дерево. Благородные металлы, равно как и слоновая кость, употребляются, вследствие своей дороговизны, исключительно  для небольших изваяний. Впрочем, слоновая кость в цветущий период древнегреческого искусства находила себе применение и в крупных, даже колоссальных произведениях — в  так наз. хризэдефантинных статуях, т. е. таких, в которых исполнялись  из нее лицо и обнаженные телесные части фигуры, одежда же делалась из листов золота, прилаженных на деревянном остове. Наконец, относительно твердых  каменьев надо заметить, что они  с античных времен играют важную роль в мелких пластических произведениях, каковы камеи и геммы. Для подобных работ всего чаще берется оникс, позволяющей художнику благодаря  разноцветности слоев этого камня  получать весьма живописные эффекты.

Первые  проявления художественного творчества в области ваяния кроются во мраке  доисторических времен; не подлежит, однако, сомнению, что они были вызваны, как  вызывались и впоследствии у младенчествующих племен, потребностью человека, еще  не вышедшего из дикого состояния, выразить чувственным знаком идею о божестве или сохранить память о дорогих  людях. На эту причину намекает поэтическая  легенда древних греков об изобретении  пластики, — легенда, по которой  Кора, дочь коринфянина Вутада, желая, при расставании со своим возлюбленным, сохранить себе на память его изображение, очертила контур его головы по тени, брошенной солнцем, а ее отец заполнил этот силуэт глиною. Каковы были начальные  опыты ваяния в доисторическую эпоху  — о том позволяют нам судить истуканы, найденные европейскими путешественниками  при первом посещении островов Тихого океана, напр. на Сандвичевых островах. Это — простые столбы со слабыми, чудовищными намеками на человеческие лицо и члены. Некоторый шаг вперед представляют изваяния, сохранившиеся  в Соединенных Штатах Америки, в  Мексике и Перу от первобытного населения  этих стран. История ваяния начинается приблизительно за 30 веков до Р. Хр., со старейшего из культурных народов  древнего мира, египтян.

 


Информация о работе Понятие архитекутуры и скульптуры