Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 22:49, доклад
Слово архитектура по своей форме латинское (architectura), хотя и происходит от греческих корней αρχι и τεκτονική, что значит высшее плотничное или строительное искусство. В этом смысле слову "архитектура" придавали очень обширное значение; так, например, были в ходу выражения "военная архитектура", "корабельная архитектура", "гидротехническая архитектура" и т. д.
Без предварительной лепки глиняного оригинала и отливки его гипсового слепка не обходится создание ни одного более или менее крупного произведения скульптуры — будет ли оно каменное или металлическое. Правда, бывали ваятели, как, напр., Микеланджело, работавшие прямо из мрамора; но подражание их примеру требует от художника необычайной технической опытности, и все-таки он рискует при таком смелом труде впасть на каждом шагу в неисправимые ошибки.
С получением
гипсового слепка существенная часть
художественной задачи ваятеля может
считаться оконченной: остается только
воспроизвести слепок, смотря по желанию,
в камне (мраморе, песчанике, вулканическом
туфе и т. п.) или в металле (бронзе,
цинке, железе и т. п.), что составляет
уже почти ремесленную работу.
При изготовлении мраморного и вообще
каменного изваяния поверхность
гипсового оригинала
Важнейшим
материалом для скульптурных работ,
наряду с мрамором, служит бронза; мрамор
наиболее пригоден для воспроизведения
нежных, идеальных, преимущественно
женственных форм; бронза — для
передачи форм мужественных, энергичных.
Сверх того, она представляет особенно
удобное вещество в том случае,
когда произведение колоссально
или изображает сильное движение:
фигуры, оживленные таким движением,
при исполнении их из бронзы не нуждаются
в подпорах для ног, рук и других
частей, которые необходимы в подобных
фигурах, вырубленных из хрупкого камня.
Наконец, для произведений, назначенных
стоять на открытом воздухе, особенно
в северном климате, бронза предпочитается
потому, что не только не портится от
атмосферного влияния, но и получает
вследствие своего окисления приятный
для глаза зеленоватый или
темный налет на своей поверхности,
называемый патиной. Бронзовое изваяние
исполняется либо посредством отливки
расплавленного металла в заранее
приготовленную форму, либо выбивается
молотком из металлических пластин.
Объяснение процесса отливки в общих
чертах можно найти в настоящем
издании под словами Бронза и
Литейное дело; что же касается до выбивной
работы (так называемой работы репуссè),
то она состоит в следующем: берется
лист металла, его размягчают нагреванием
на огне и, ударяя по исподней стороне
листа молотком, сообщают ему требующуюся
выпуклость, сначала в грубом виде,
а потом, при постепенном продолжении
такой же работы, со всеми деталями,
согласно с имеющеюся моделью. Этот
прием, для которого художник должен
обладать особою ловкостью и продолжительною
опытностью, употребляется преимущественно
при исполнении барельефов не особенно
крупного размера; при изготовлении
же больших и сложных
Первые проявления художественного творчества в области ваяния кроются во мраке доисторических времен; не подлежит, однако, сомнению, что они были вызваны, как вызывались и впоследствии у младенчествующих племен, потребностью человека, еще не вышедшего из дикого состояния, выразить чувственным знаком идею о божестве или сохранить память о дорогих людях. На эту причину намекает поэтическая легенда древних греков об изобретении пластики, — легенда, по которой Кора, дочь коринфянина Вутада, желая, при расставании со своим возлюбленным, сохранить себе на память его изображение, очертила контур его головы по тени, брошенной солнцем, а ее отец заполнил этот силуэт глиною. Каковы были начальные опыты ваяния в доисторическую эпоху — о том позволяют нам судить истуканы, найденные европейскими путешественниками при первом посещении островов Тихого океана, напр. на Сандвичевых островах. Это — простые столбы со слабыми, чудовищными намеками на человеческие лицо и члены. Некоторый шаг вперед представляют изваяния, сохранившиеся в Соединенных Штатах Америки, в Мексике и Перу от первобытного населения этих стран. История ваяния начинается приблизительно за 30 веков до Р. Хр., со старейшего из культурных народов древнего мира, египтян.