Понятие цивилизации, история образования понятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 13:26, реферат

Описание

В условиях древности определились два основных (глобальных) типа цивилизации: западный, включающий европейскую и северо-американскую, и восточный, вбирающий цивилизацию стран Азии, Африки, в том числе арабскую, тюркскую и малоазиатскую. Древние государства Запада и Востока остались самыми мощными действующими историческими объединениями в международных делах: внешнеэкономических и политических связях, войны и мира, установления межгосударственных границ, переселения людей в особо крупных масштабах, морского судоходства, соблюдения проблем экологии и т.д.

Работа состоит из  1 файл

Понятие цивилизация, история его формирования.docx

— 57.01 Кб (Скачать документ)

 
Введение

 

В условиях древности  определились два основных (глобальных) типа цивилизации: западный, включающий европейскую и северо-американскую, и восточный, вбирающий цивилизацию стран Азии, Африки, в том числе арабскую, тюркскую и малоазиатскую. Древние государства Запада и Востока остались самыми мощными действующими историческими объединениями в международных делах: внешнеэкономических и политических связях, войны и мира, установления межгосударственных границ, переселения людей в особо крупных масштабах, морского судоходства, соблюдения проблем экологии и т.д. Современные историки сходятся во мнении, что особенности того или иного типа цивилизации определяются своеобразием взаимодействия таких факторов, как географическая среда обитания, духовные основы жизнедеятельности сообщества (религия, культура, менталитет), система ведения хозяйства, социальная и политическая организация. Вместе с тем, по различным оценкам человечество существует от 200 тысяч до четырех миллионов лет, в то время как история цивилизаций насчитывает всего около пяти тысяч лет. А это значит, что в течение длительного периода истории происходил процесс перехода от первобытности (дикости и варварства) к цивилизации.

1.История  и общество. Сущность цивилизационного подхода к истории

 

Методологии формационного  подхода в современной исторической науке в какой-то мере противостоит методология цивилизационного подхода. Цивилизационный подход в объяснении исторического процесса начал складываться еще в XVIII в. Однако свое наиболее полное развитие он получил лишь в конце XIX-XX вв. В российской исторической науке его сторонниками были Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, П.А. Сорокин.

Основной структурной  единицей исторического процесса, с  точки зрения этого подхода, является цивилизация. Термин «цивилизация»  происходит от лат. слова «civil» — городской, гражданский, государственный. Первоначально термином «цивилизация» обозначали определенный уровень развития общества, наступающий в жизни народов после эпохи дикости и варварства. «Civil» противопоставлялось «silvaticus» — дикий, лесной, грубый. Отличительными признаками цивилизации, с точки зрения этой интерпретации, является появление городов, письменности, социального расслоения общества, государственности.

В более широком  плане под цивилизацией чаще всего  понимают высокий уровень развития культуры общества. Так, в эпоху Просвещения  в Европе цивилизация связывалась  с совершенствованием нравов, законов, искусства, науки, философии. Существуют в этом контексте и противоположные  точки зрения, при которых цивилизация  истолковывается как конечный момент в развитии культуры того или иного  общества, означающий его «закат», или  упадок (О. Шпенглер).

Однако для цивилизационного подхода к историческому процессу более существенное значение имеет понимание цивилизации как целостной общественной системы, включающей в себя различные элементы (религию, культуру, экономическую, политическую и социальную организацию и т.д.), которые согласованы друг с другом и тесно взаимосвязаны. Каждый элемент этой системы несет на себе печать своеобразия той или иной цивилизации. Это своеобразие весьма устойчиво. И хотя под влиянием определенных внешних и внутренних воздействий в цивилизации происходят определенные изменения, их некая основа, их внутреннее ядро остается неизменным. Такой подход к цивилизации зафиксирован в теории культурно-исторических типов цивилизации Н.Я. Данилевского, А. Тойнби, О. Шпенглера и др. Культурно-исторические типы — это исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои характерные только для них особенности культурного и социального развития. Н.Я. Данилевский насчитывает 13 типов или «самобытных цивилизаций», А. Тойнби — 6 типов, О. Шпенглер — 8 типов.

Цивилизационный подход имеет ряд сильных сторон:

1) его принципы  применимы к истории любой  страны или группы стран. Этот  подход ориентирован на познание  истории общества, с учетом специфики  стран и регионов. Отсюда проистекает  универсальность данной методологии;

2) ориентация на  учет специфики предполагает  представление об истории как  многолинейном, многовариантном процессе;

3) цивилизационный подход не отвергает, а, напротив, предполагает целостность, единство человеческой истории. Цивилизации как целостные системы сопоставимы друг с другом. Это позволяет широко использовать сравнительно-исторический метод исследования. В результате такого подхода история страны, народа, региона, рассматривается не сама по себе, а в сравнении с историей других стран, народов, регионов, цивилизаций. Это дает возможность глубже понять исторические процессы, зафиксировать их особенности;

4) выделение определенных  критериев развития цивилизации  позволяет историкам оценить  уровень достижений тех или  иных стран, народов и регионов, их вклад в развитие мировой  цивилизации;

5) цивилизационный подход отводит подобающую роль в историческом процессе человеческому духовно-нравственному и интеллектуальному факторам. В этом подходе важное значение для характеристики и оценки цивилизации имеют религия, культура, менталитет.

Слабость же методологии  цивилизационного подхода состоит в аморфности критериев выделения типов цивилизации. Это выделение сторонниками данного подхода осуществляется по набору признаков, которые, с одной стороны, должны носить достаточно общий характер, а с другой, позволяли бы обозначить специфические особенности, характерные для многих обществ. В теории культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского цивилизации различаются своеобразным сочетанием четырех основополагающих элементов: религиозного, культурного, политического и общественно-экономического. В одних цивилизациях давлеет экономическое начало, в других — политическое, а третьих — религиозное, в четвертых — культурное. Только в России, по мысли Данилевского, осуществляется гармоническое сочетание всех этих элементов.

Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского в какой-то мере предполагает применение принципа детерминизма в виде доминирования, определяющей роли каких-то элементов  системы цивилизации. Однако характер этого доминирования носит трудно уловимый характер.

Еще большие трудности  при анализе и оценке типов  цивилизации возникают перед  исследователем, когда главным элементом  того или иного типа цивилизации  рассматривается тип ментальнос-ти, менталитет. Ментальность, менталитет (от фр. mentalite — мышление, психология) — это некий общий духовный настрой людей той или иной страны или региона, фундаментальные устойчивые структуры сознания, совокупность социально- психологических установок и верований личности и общества. Эти установки определяют мировосприятие человека, характер ценностей и идеалов, образуют субъективный мир личности. Руководствуясь этими установками, человек действует во всех сферах своей жизнедеятельности — творит историю. Интеллектуальные и духовно-нравственные структуры человека, несомненно, играют важнейшую роль в истории, но их индикаторы плохо уловимы, расплывчаты.

Есть еще ряд  претензий к цивилизационному подходу, связанному с интерпретацией движущих сил исторического процесса, направления и смысла исторического развития.

Все это вместе взятое позволяет нам сделать вывод, что оба подхода — формационный и цивилизационный — дают возможность рассмотреть исторический процесс под разными углами зрения. Каждый из этих подходов имеют сильные и слабые стороны, но если постараться избежать крайностей каждого из них, а взять лучшее, что имеется в той или иной методологии, то историческая наука только выиграет.

Истоки первых цивилизаций  уходят в период существования раннеземледельческих обществ. Благодаря строительству  грандиозных по тем временам ирригационных  сооружений, резко повысилась производительность сельского хозяйства.

В обществах, вступивших на путь цивилизации, ремесло отделилось от сельского хозяйства. Появились  города — особый тип поселений, в  которых жители, по крайней мере, частично, были освобождены от сельского  хозяйства. Начали возводиться монументальные сооружения: храмы, усыпальницы, пирамиды и т.д., имеющие непосредственно  хозяйственное назначение.

Началась социальное расслоение общества. В нем появились  разные социальные группы, отличающиеся друг от друга по профессиональным признакам, по социальному статусу, по материальному положению, по объему прав и привилегий. Сформировались государства — системы органов  организации и управления жизнедеятельностью общества, защиты социальных интересов  одних групп и подавления других.

Была создана  письменность, благодаря которой  люди могли зафиксировать в материальной форме достижения своей культуры: идеи, верования, традиции, законы и  передать их потомству.

2. Типы  цивилизации

 

XIII тысячелетию до н.э. на Древнем Востоке возникли первые очаги цивилизации. Некоторые ученые называют древние цивилизации первичными для того, чтобы подчеркнуть, что они выросли непосредственно из первобытности и не опирались на предшествующую цивилизационную традицию. Одна из характерных особенностей первичных цивилизаций состоит в том, что в них присутствует значительный момент первобытных верований, традиций и форм общественного взаимодействия.

Первичные цивилизации  возникли в сходных климатических  условиях. Ученые отмечают, что их зона охватывала территорию с тропическим, субтропическим и отчасти умеренным  климатом, среднегодовая температура  которых была достаточно высокой  — около + 20°С. Лишь несколько тысячелетий  спустя зона цивилизации стала распространяться к северу, где более суровая природа. А это означает, что для возникновения цивилизации нужны определенные благоприятные природные условия.

Историки также  указывают, что родиной первичных  цивилизаций, как правило, являются долины рек. В III тысячелетии до н.э. цивилизация возникла в долине реки Нил в Египте, между реками Тигр и Ефрат — в Месопотамии. Несколько позднее — в III — II тысячелетии до н.э. в долине реки Инд зародилась индийская цивилизация, во II тысячелетии до н.э. в долине реки Хуанхэ — китайская.

Конечно, не все древние  цивилизации были речными. Так, в  особой географической ситуации развились  Финикия, Греция и Рим. Это тип  приморских цивилизаций. Особенность  приморских условий накладывала  особый отпечаток на характер хозяйственной  деятельности, а это, в свою очередь, стимулировало формирование особого  типа социальных и политических отношений, особых традиций. Так формировался другой тип цивилизации — западный. Таким образом, уже в Древнем  мире начинают складываться два глобальных и параллельных типа цивилизации  — восточный и западный.

 

Восточная цивилизация

 

Возникновение древнейшего  мирового очага цивилизации произошло  в южном Двуречье — долине рек Ефрата и Тигра. Каковы же особенности древней восточной цивилизации?

Прежде всего, это  высокая степень зависимости  человека от природы, которая накладывала  существенный отпечаток на мировоззрение  человека, его ценностные ориентиры, тип хозяйствования, социальное и  политическое устройство.

В духовной жизни  восточного человека господствовали религиозно-мифологические представления и канонизированные стили мышления. В мировоззренческом  плане в восточных цивилизациях отсутствует разделение мира на мир  природы и социума, естественный и сверхъестественный. Поэтому восприятию мира восточным человеком присущ синкретический подход, выражающийся в формулах «все в одном» или «все во всем». С точки зрения религиозной  жизни, восточной культуре присущи  нравственно-волевая установка на созерцательность, безмятежность, мистическое  единение с природными и надприродными силами. В восточных мировоззренческих системах человек абсолютно несвободен, он предопределен в своих действиях и судьбе космическим законом. Наиболее распространенный символ восточной культуры «человек в лодке без весел». Он свидетельствует о том, что жизнь человека определяет течение реки, т.е. природа, общество, государство—поэтому человеку весла не нужны.

Восточные цивилизации  обладают удивительной стабильностью. А. Македонский покорил весь Ближний  Восток, построил громадную империю. Но однажды все вернулось на круги  своя — к своему извечному порядку. Восточная цивилизация ориентирована, прежде всего, на воспроизводство сложившихся  социальных структур, стабилизацию сложившегося образа жизни, господствовавшего на протяжении многих столетий. Характерной  чертой восточной цивилизации является традиционализм. Традиционные образцы  поведения и деятельности, аккумулирующие опыт предков, рассматривались как  важная ценность и воспроизводились в качестве устойчивых стереотипов.

Поскольку в восточных  обществах изменения происходили  крайне медленно, то несколько поколений  людей могло существовать в одних  и тех же условиях. Отсюда проистекает  уважение к опыту старших поколений, культ предков. Восточные цивилизации  не знают так называемой проблемы «отцов и детей». Там существовало полное взаимопонимание поколений.

Общественная жизнь  восточных цивилизаций построена  на принципах коллективизма. Личностное начало не развито. Личные интересы подчинены  общим: общинным, государственным. Коллектив  общины определял и контролировал  все стороны жизнедеятельности человека: нравственные нормы, духовные приоритеты, принципы социальной справедливости, форму и характер труда.

Политическая организация  жизни восточных цивилизаций  получили в истории название деспотий. Рассмотрим подробней, что представляла собой восточная деспотия.

Одним из характерных  признаков восточного деспотизма является абсолютное преобладание государства  над обществом. Государство предстает  здесь как сила, стоящая над  человеком. Оно регулирует все многообразие человеческих отношений (в семье, обществе, государстве), формирует общественные идеалы, вкусы. Глава Государства (фараон, патеси, халиф) обладает всей полнотой законодательной и судебной власти, бесконтролен и неответственен, назначает и смещает чиновников, объявляет войну и заключает мир, осуществляет верховное командование армией, творит высший суд как по закону, так и по произволу.

Важные признаки восточного деспотизма — политика принуждения, а то и террора, общественно-государственная  собственность (прежде всего на землю), уравнительность.

Все древневосточные  общества имели сложную иерархическую  социальную структуру. Низшую ее ступень  занимали рабы и зависимые люди. Однако большую часть населения  первых государств составляли земледельцы-общинники. Они находились в зависимости  от государства, уплачивали подати и  регулярно привлекались к общественным работам (несли государственные  повинности) — строительство каналов, крепостей, дорог, храмов и т.п. Над  производителями возвышалась пирамида государственной бюрократии — сборщики налогов, надсмотрщики, писцы, жрецы  и т.п. Венчала эту пирамиду фигура обожествляемого царя.

Информация о работе Понятие цивилизации, история образования понятия