Понятие культа в религиях мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 23:01, реферат

Описание

Значительное место в любой религиозной системе занимает религиозный культ. Само слово "культ" (от лат. сиИиз - поклонение, почитание) говорит о том, что составляет содержание этого понятия. Под культом понимается религиозное почитание различных предметов, сверхъестественных существ, в форме обрядов, таинств, праздников, жертвоприношений и т. п. С их помощью, как полагают верующие, можно "вступить в контакт" с богом, "святыми" или иными сверху естественными силами, умилостивить их, заручиться их поддержкой в земных делах.

Содержание

Введение. Понятие религиозного культа…………………………………3
Христианский культ………………………………………………………..4

Культ икон………………………………………………………………….4

Поклонение кресту…………………………………………………………5
Мусульманский культ……………………………………………………...7

Суннат……………………………………………………………………....7

Хаджж……………………………………………………………………….8

Культ мазаров………………………………………………………………9
Культ в иудаизме………………………………………………………….11

Кошер и треф……………………………………………………………...11

Обрезание………………………………………………………………….12
Культ в буддизме………………………………………………………….14

Семейный алтарь…………………………………………………………14

Вера в талисманы…………………………………………………………14

Обряды…………………………………………………………………….15
Заключение………………………………………………………………..16
Источники…………………………………………………………………17

Работа состоит из  1 файл

Реферат по теме- Миф, культ, и праздник в современной культуре.docx

— 39.80 Кб (Скачать документ)

     Впервые на территории нашей страны культ  мусульманских мазаров, связанных с действительными, а часто и мнимыми могилами святых, появился в VII—VIII вв. В дальнейшем не без усилий и вмешательства со стороны мусульманского духовенства, заинтересованного в дополнительных доходах с мазаров, святынями объявлялись могилы крупных феодалов, эмиров, ханов и их военачальников. Одним из таких мазаров, например, является мазар Гур-и-эмир в Самарканде на могиле Тамерлана. Могила этого жестокого и кровожадного завоевателя и тирана, уничтожившего миллионы людей, стараниями служителей ислама превратилась в место паломничества и поклонения. Даже могилы членов его семьи являются весьма почитаемыми у верующих Характерно, что и могила злого отцеубийцы, сына великого астронома Улугбека, превратилась в мазар Пользуясь неосведомленностью невежественных людей, заинтересованные лица, возможно, и сами не менее невежественные, чем обманываемые ими верующие, на месте развалин знаменитой обсерватории Улугбека тоже соорудили мазар.

     К числу особенно почитаемых раньше в  Средней Азии мазаров относится  находящийся вблизи Ферганы мазар  Шах-и-мардан. Верующим внушали, будто в этой могиле лежит сам халиф Али, хотя он никогда не был в этом районе. Мазар этот использовался в качестве святыни басмачами и кулаками.

     В Киргизии до сих пор служит местом паломничества гора, называемая Тахт-и-Сулейман. Посещение этой горы, по представлениям религиозных людей, исцеляет от болезней, приносит счастье и всяческое благополучие в жизни.  
 
 

     Духовные  управления в настоящее время  выступают против поклонения мазарам. Это вызвано конкурентной борьбой против бродячих мулл и тем, что слепое поклонение, жертвоприношения, суеверия, неприкрытый обман, имеющие место у мазаров, вызывают возмущение общественности. Однако культ мазаров продолжает держаться в силу невежества и отсталости некоторых верующих.

  1. Культ в иудаизме.

Кошер и треф

     Тяжелый бич обрядов сказался и в культе дозволенной (кошерной) и недозволенной (трефной) пищи. Согласно иудейскому вероучению, можно питаться мясом жвачных  животных, домашних птиц, зарезанных по правилам шехиты (ритуального убоя). Современные защитники иудейской религии, восхваляя культ кошерной кухни, усматривают в нем проявление "самобытности" духа и "гигиенического чутья" древних евреев. Однако деление предметов питания на трефные и кошерные ничего общего с медициной не имеет. Пищевые запреты были характерны для всех древних религий. В силу консервативности религиозных взглядов они имеют и поныне место в религиозной практике многих народов. Запреты подобного рода принято называть табу.

     К табу в иудаизме принадлежит обряд, запрещающий одновременно употреблять  мясную и молочную пищу. Иудейские  богословы связывают этот запрет с библейской заповедью "не вари козленка в молоке матери его" (Исх., 23. 19) и придают ему моральное  значение. По утверждению некоторых  исследователей, в частности Д. Фрэзера, у многих народов в далеком прошлом существовал обычай - после сбора урожая варить козленка в молоке, а потом окроплять этим молоком деревья, поля и фруктовые сады. По народному поверью, обряд этот обладал магической силой увеличить урожай будущего года. Д. Фрэзер на большом фактическом материале доказал, что этот примитивный широко распространенный у многих народов обряд имеет прямое отношение к так называемой симпатической магии. По представлению пастушеских племен, как отмечает Фрэзер, молоко, даже отделенное от коровы, не теряет своей жизненной связи с животным Всякий вред, причиненный молоку (в данном случае кипячение), сообщается корове.

     Фрэзер приводит массу примеров, показывающих, что обычаи пастушеских племен Африки запрещают не только кипячение молока, но одновременное употребление в пищу мясных и молочных продуктов. Аналогия между еврейскими и африканскими заповедями, касающимися кипячения молока, регулирования смешанной молочной и мясной диеты и деления животных на кошерных и трефных, показывает, что в иудейском запрете варить козленка в молоке матери нашел отражение примитивный обычай древнееврейских кочевников-скотоводов.

     К табуированнои пище иудейские богословы относят свинину. Запрет есть свиное мясо уводит нас в те древние времена, когда еврейские племена поклонялись животным. Свинья считается табуированным животным не только у древних евреев, но и у ассирийцев, египтян и вавилонян.

Обрезание

     Особо важное значение придается в иудаизме обряду обрезания; иудейские клерикалы не перестают проповедовать ложную идею о религиозной исключительности еврейского народа ввиду того, что он исполняет "великий завет" Яхве об обрезании крайней плоти. Однако культ обрезания детей мужского пола не является только еврейским. Обряд этот особенно широко распространен среди семитских народов. Он возник в пору седой старины, когда еще употреблялись каменные орудия. Книга Исход (4: 24-26) рассказывает, как Яхве напал на Моисея и хотел его убить. Жена Моисея Сепфора, "взяв каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего" и сказала: "Ты жених крови у меня. И отошел от него господь. Тогда сказала она: жених крови - по обрезанию". Каменный нож, фигурирующий в приведенном библейском рассказе, подтверждает древность этого дикого обряда у евреев.

     В эпоху рабовладельческого строя  жрецы стали истолковывать обряд  обрезания как выражение "знамени  завета", как доказательство принадлежности к "истинной" религии Яхве. Раввины и по сей день стараются доказать, будто бы дикарский обряд обрезания является главным признаком особого союза Яхве с "его" народом.

     Чем был вызван обряд обрезания на самом деле П. Лафарг, отвечая на этот вопрос, говорит: у народов Южной  Африки, у базуров и бечуанов обряд обрезания совершается в возрасте от 13 до 14 лет. Он превращает детей в мужей. Этот обряд имеет такое важное значение, что бечуаны ведут по нему свое летосчисление, как древние греки по олимпиадам.

     Нанесение порезов на теле, выбивание зубов, обрезание и т. п. - этими магическими  обрядами сопровождались акты посвящения юношей в половозрастную группу при  их вступлении в класс воинов. У  некоторых древних народов обрезание  служило религиозным обрядом, "данью  жестокому и злому божеству, которому необходимо принести в жертву часть, чтобы спасти целое, обрезать ребенка, чтобы сохранить ему жизнь". Возможно, что именно у древних  евреев обрезание было связано с  тем, что бог Яхве был, по выражению С. А. Токарева, патроном инициации. Сохранившийся до наших дней в иудаизме этот обычай служит закреплению самых невежественных представлений, ничего не приносит людям, кроме вреда . 
 
 

  1. Культ в буддизме.

Формы культа в  буддизме очень разнообразны. Это  вызвано тем, что, распространяясь  в различных странах, буддизм  широко ассимилировал местные культы и включал в свою обрядовую  практику укоренившиеся у данного  народа обычаи. Буддийское духовенство  давало этим обрядам новое толкование, связывая их с догматами буддизма и с мифическими событиями  из жизни Будды, его учеников и  видных деятелей буддийской церкви. Мы остановимся лишь на тех обрядах  и праздниках, которые сохранились  у буддистов, живущих на территории СССР, т. е. у исповедующих ламаизм  бурят, калмыков и тувинцев.

Семейный  алтарь

     В каждом жилище верующего бурята, калмыка, тувинца на почетном месте помещается невысокий шкафчик с полочкой перед ним. Внутри стоят металлические, глиняные, деревянные скульптурные изображения  божеств буддийского пантеона (бурханы), висят небольшие писанные на полотне, шелку или дереве иконы, лежат  различные "священные" предметы. На полочке стоят бронзовые чашечки  для жертвоприношений, курильные свечи, цветы. Изготовление икон и статуэток божеств было монополизировано ламами и приносило им большие доходы.

Вера  в талисманы

     Бу - талисман - носится почти всеми ламаистами. Он состоит из куска бумаги или материи, на котором нанесены тексты молитв и заклинаний - для долгой жизни, для защиты от болезней или насильственной смерти и т. д. Сложенный текст обшивается кожей и носится на шнурке на шее. Более действенным считается гу -маленькая статуэтка Будды или часть одежды "живого бога", носимая тоже на шее в деревянном или серебряном, украшенном чеканкой футлярчике. После обряда, совершаемого при присвоении имени новорожденному, лама привязывает к шее, к рукам и ногам ребенка бумажные талисманы, которые должны отвратить от новорожденного болезни и несчастья.

Обряды, сопровождающие смерть и погребение

     В предсмертные часы, по ламаистскому обычаю, к умирающему должен быть приглашен  лама для совершения обряда напутствия - зурдайн-судур, во время которого лама подробно рассказывает о том, что встретит на своем пути душа, расставшись с телом. После наступления смерти кто-нибудь из родственников узнает у зурхачина, кто может готовить покойника к погребению, какие хуралы надо отслужить, в какой день хоронить, в какой час и в какую сторону выносить тело, каким способом хоронить. Если не соблюсти всех указаний и не принять всех мер, следует ждать новых смертей в семье. Специалист по похоронам — буянчи — придает умершему нужную позу, обмывает и одевает покойника, зашивает ему веки и т. д. По правилам, тело должно быть предано одной из пяти "стихий" — земле, воде, огню, воздуху или дереву. Однако на практике обычно труп просто оставлялся в степи, где его пожирали собаки или волки. После похорон проводятся "очистительные" обряды, молитвы и обряды, предохраняющие живых от несчастий. Семь недель после смерти принимаются меры для того, чтобы "обеспечить" умершему хорошее перерождение. Падеж скота, увечье ребенка, воровство, происшедшие после смерти, указывают, будто душа "имеет обратное тяготение к семье" и ее надо снова "отгонять" молитвами, обрядами и пожертвованиями.

     Все сохранившиеся обряды и праздники  ламаизма наносят вред верующим, закрепляя  антинаучную религиозную идеологию  и ложась на их плечи тяжким экономическим  бременем.  

  1. Заключение.

   Стоит отметить, что во всех религиях мира присутствует огромное количество культов  и предметов поклонения.  Не смотря на различия религий, присутствуют схожие обряды и предметы поклонения. Они служат для удержания верующих, для развития их психологической зависимости. С нерелигиозной точки зрения, есть ритуалы, не имеющие по собой никакого смысла или медицинского показания (в случае с обрезанием). Тем не менее сотни и тысячи людей, принадлежащих к разным религиям верят и следуют обрядам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Источники

Алмазов С., Питерский П. Праздники православной церкви. М., 1962.

Белов А. Правда о православных "святых". М., 1968.

Белов А. Когда звонят колокола. М., 1977.

Гольдциер И. Культ святых в исламе. М., 1938.

Гордиенко Н. Православные святые: кто они? Л., 1979.

Емелях Л. Происхождение христианских таинств. М., 1978.

Емелях Л. Загадки христианского культа. Л., 1985.

Климович Л. Обряды, праздники и культ святых в  исламе. Грозный, 1958.

Ранович А. Происхождение  христианских таинств. М.-Л., 1931.

Информация о работе Понятие культа в религиях мира