Понятие культурного шока и пути его преожоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 20:27, доклад

Описание

Знание кросскультурных проблем, умение определить и понять причины их возникновения становиться жизненно важным фактором не только для бизнесменов и политиков, но и для представителей разных профессий. Понимание кросскультурных особенностей поведения людей позволяет во-первых, повысить эффективность управления, во-вторых, дает возможность предвидеть и точно просчитать реакцию на деловые предложения, в-третьих поможет избежать трудностей общения, состояния растерянности и беспомощности с представителями других культур.

Работа состоит из  1 файл

7.doc

— 30.50 Кб (Скачать документ)

ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРНОГО ШОКА И ПУТИ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ  

Знание  кросскультурных проблем, умение определить и понять причины их возникновения  становиться жизненно важным фактором не только для бизнесменов и политиков, но и для представителей разных профессий. Понимание кросскультурных особенностей поведения людей позволяет во-первых, повысить эффективность управления, во-вторых, дает возможность предвидеть и точно просчитать реакцию на деловые предложения, в-третьих поможет избежать трудностей общения, состояния растерянности и беспомощности с представителями других культур.  

Вот почему все большее место в последнее  время уделяется проблематике кросскультурного менеджмента - менеджмента на стыке  культур. Кросскультурный менеджмент предполагает признание и уважение кросскультурных различий, осознания культурных ценностей других стран. Этическое кредо кросскультурного менеджмента гласит: " Плохих культур не бывает! Бывают просто разные культуры”. Менеджеры, воспринявшие данное кредо, обладают рядом неоспоримых преимуществ:  

  • их отличает позитивный подход к людям;
  • они способны к переосмыслению норм и образа действий ;
  • они быстро адаптируются к новому образу жизни, к новым условиям;
  • обладают способностью вести переговоры и достигать в этом успеха;
  • они готовы к восприятию и вживанию в иную культурную среду;
  • владеют иностранными языками и обладают знанием перспектив развития бизнеса;
 

Наряду  с высокими адаптационными способностями, в условиях рынка получило распространение  такое явления как Кросскультурный  шок, характеризующийся состоянием нерешительности, беспомощности, подавленности, неудовлетворенностью собой. Почти все без исключения бизнесмены пережили это состояние. Это связано не только с переездом в другую страну, но и со сменой вида деятельности, изменением служебного положения, переходом из одной компании в другую и т.д.  

Многие  исследователи считают, что основой  кросскультурного шока является нарушение  межкультурных коммуникаций. Обычно выделяют четыре классические фазы кросскультурного шока.  

1. Фаза эйфории. Эту фазу часто называют “медовым месяцем" кросскультурного шока. Этот период характеризуется высокой степенью ожиданий, желанием сосредоточиться на позитивных ценностях.  

2. Фаза собственно  культурного шока. Симптомы данной фазы включают тоску по дому, чувство беспокойства, депрессии, усталости, раздражительности и даже агрессивности. У многих это состояние сопровождается развитием комплекса неполноценности, нежеланием воспринимать новую культуру, ограничением общения только со своими соотечественниками.  

3. Фаза третья- фаза  постепенного приспособления. В этот период происходит осмысление новой культурной среды, возвращается позитивное восприятие окружающего мира, крепнет чувство надежды на лучшее.  

4. Четвертая фаза - фаза полного приспособления. Эта фаза характеризуется осознанием ценностей новой культуры и одновременно критическим осмыслением культуры собственной страны.  

Успех на рынке во многом зависит от культурной приспособляемости фирмы, ее работников, от их компетенции в области межкультурных коммуникаций. Культурная некомпетентность, негибкость при межкультурном общении подвергает риску, в том числе и денежному, успех фирмы. При совершении неудачной сделки и здесь, возможно, не последнюю роль играет неумение общаться с иностранным партнером, незнание обычаев .истории, культуры страны партнерах может снизиться обьем продаж и покупок, ухудшиться отношение покупателей к фирме. Важной составляющей эффективности кросскультурных контактов является знание иностранных языков. Язык играет важную роль при сборе информации и ее оценке, язык дает доступ к пониманию культуры других людей, они становятся более открытыми. Кросскультурные исследования показывают, что без знания иностранного языка крайне сложно, если вообще возможно, серьезно изучать и понимать культуру другой страны. Вхождение в глобальный мир, успешное ведение международного бизнеса требует формирования кросскультурной грамотности. Другим барьером в межкультурных коммуникациях может стать стереотипизация, упрощенное восприятие и стандартизация явлений действительности. Менеджер, который доверился прежнему опыту, стереотипу часто совершает ошибки. Коммуникационные способности его затруднены и чаще всего ведут к кросскультурному шоку. Строго говоря, стереотипизация парализует творческое мышление, губительно сказывается на способности к восприятию нового. В условиях кросскультурного окружения важное место занимает система ценностей. норм и традиций той или иной страны. Уважительное отношение не только к культурному достоянию страны, но знание религиозных, этических норм данной страны необходимо для менеджера, связанного с международной деятельностью. К сожалению, до сих пор важнейшей причиной нарушения кросскультурной коммуникации и возникновения кросскультурного шока является этноцентризм, который связан чувством превосходства, которое представители одной культуры испытывают по отношению к другим. Нет ничего более разрушительного для сотрудничества, чем пренебрежительное отношение к партнеру, желание навязать ему свою систему ценностей и взглядов. Проявление этноцентризма и эгоцентризма всегда губительно для бизнеса и обычно сопровождается утратой конкурентоспособности. Невозможно в современных условиях достичь делового успеха, не уважая культуру и традиции других стран, так же как и невозможно достичь карьерного успеха в фирме, деловую культуру которой менеджер не приемлет и осуждает. В бизнесе , как и в любом виде деятельности, по-прежнему актуально золотое правило нравственности: Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.

Информация о работе Понятие культурного шока и пути его преожоления