Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 12:04, курсовая работа
Правовая культура представляет собой разновидность общей культуры, состоящей из духовных и материальных ценностей, относящихся к правовой действительности. При этом правовая культура включает лишь то, что есть в правовых явлениях социально полезного и ценного. Она - не только результат, но и способ деятельности, и в этом смысле духовная правовая культура понимается как образ мышления, нормы и стандарты поведения.
Введение
1. Правовая культура: понятие, структура, функции
2. Виды правовой культуры
3. Общественное мнение о праве
4. Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры
Заключение
Список использованной литературы
Особую сложность представляет собой правовое воспитание лиц, склонных к совершению антиобщественных поступков. В этих случаях внедрение в сознание человека новых убеждений и взглядов должно сочетаться с его отказом от уже сложившихся позиций и установок, в совокупности образующих так называемую негативную правовую культуру. Не исключено, что указанные лица могут попытаться использовать знание законов во вред обществу, тем самым государственную волю, воплощенную в них. Поэтому акцент при воспитании, а по существу – перевоспитании следует делать на осознании ими моральных принципов общества, на понимании роли и значения санкций правовых норм как морально оправдательного средства борьбы с правонарушениями. Здесь особенно наглядно, что правовое воспитание неотделимо от комплекса других воспитательных мер. Это и понятно, поскольку, как известно, человек не воспитывается по частям (сначала в области морали, затем – права и т.д.), он формируется благодаря совместному воздействию самых различных факторов.
Ныне общепризнанны следующие принципы правового воспитания:
Серьезным недостатком нынешней практики воспитательной работы в юридической области является недооценка организационных форм, рассчитанных на молодежную аудиторию: школьных правовых олимпиад, диспутов на темы права, морали. На новом этапе развития государственного устройства важно сохранить этот опыт работы с молодежью, стимулировать его развитие на новом политико-правовом фундаменте. Рост преступности, снижение социальной защищенности требуют активизации работы по разъяснению прав личности, «возможностей (немало возросших) по судебному обжалованию незаконных и необоснованных действий, возмещению ущерба, пользованию теми или иными гражданскими, политическими, имущественными правами».15
Немаловажную роль в формировании правовой культуры общества играют такие средства информации как газетная, журнальная статья, театральные постановки, кино и телевидение. Однако большинству журналистских публикации и сценариев фильмов не хватает глубины и всесторонности при исследовании проблемы воспитания чувства уважения к правам, свободам людей, разъяснения новых юридических видов социализации человека. Законы жанра, характерные для средств массовой информации, предполагают сенсационность при отборе материала. «Это приводит к определенному смещению ракурса, рассматриваемого журналистом события на «кровавые разборки», описание патологии преступника, утрирование изощренности или жестокости совершенного преступления».16 О какой правовой культуре общества может идти речь, когда газеты и журналы изобилуют сценами криминальной жизни, на экранах телевизоров грабеж и убийства на фоне сладкой, беспечной жизни богатых людей. В последнее время появилась тенденция принятия отрицательного опыта зарубежных стран в деле правового воспитания через кинофильмы и журналы. Помимо развития нездоровых тенденций, подражания криминальным элементам в молодежной среде, «общество оказалось лишенным объективной картины, отражающей не только преступления и его генезис, но также и все следующие за преступлением этапы правоприменительной деятельности».
Правовая культура предполагает умение грамотно и юридически обоснованно говорить. Раскрытие правовой терминологии, языка юридических актов, толкование и разъяснение содержания законов являются составной частью правового просвещения граждан. От правоведов, в свою очередь, требуется умение правильно, на профессиональном уровне составлять тексты юридических актов, употреблять в своей речи правильные в этическом смысле слова. Им не позволено выражаться языком публицистики, которая зачастую внедряет в народное сознание элементы так называемого «жаргонного языка», как «шестерка», «главарь», «разборка», «облава», создавая при этом ореол сквернословия. «Этого рода «практика» ведет к нравственному и правовому разрушению личности, культурной деградации личности».
Правовое воспитание тесно связано с правовым обучением: воспитание не может происходить без обучения, а обучение, так или иначе, оказывает и воспитательный эффект. Различие здесь можно - провести, причем весьма условно, по сфере воздействия: воспитание влияет в основном на эмоционально-волевую, ценностную, мировоззренческую сторону сознания, а обучение — на когнитивно-рациональную, с целью информационно-ознакомительного воздействия на человека. Ценностное, эмоционально-волевое воздействие в свою очередь очень сильно ограничено реальной правовой, новой практикой, поскольку невозможно воспитать у человека уважение к тем ценностям, которые отсутствуют в общественном сознании и деятельности людей, но провозглашаются на словах, в пустых декларациях и демагогических заявлениях (как политическими лидерами перед населением, так и простыми воспитателями и учителями перед детьми и юношеством).
Ценности и идеалы «вырастают» спонтанно, формируются самой жизнью, всеми окружающими обстоятельствами, и роль субъективного фактора, целенаправленной деятельности здесь хотя и важна, но не является ведущей, а тем более единственно необходимой и достаточной. И на роль воспитателя годится далеко не каждый. В общественном масштабе таким воспитателем может стать какой-либо выдающийся человек (А.Д. Сахаров, А.Ф. Кони), который раскроет людям глаза на истинное положение дел в области защиты прав человека, противостоянии государственному произволу.
По
этой причине основной упор в деле
повышения правовой культуры общества
должен быть сделан на правовое обучение,
информирование населения о существующих
юридических предписаниях. Очень важно
ознакомление населения с образцами и
идеалами, правовым опытом и традициями
тех стран, где уровень правовой защищенности
личности, а, следовательно, и уровень
правовой культуры выше, чем в России.
Тем более важно обучать этому будущих
юристов-профессионалов, чтобы основную
цель своей деятельности они видели в
защите прав и свобод человека от произвола
общества и государства, т.е. в защите слабого
от сильного, что является одним из центральных
постулатов общемировой, общечеловеческой
морали, нравственности и культуры в целом.
Заключение
Подводя
итог о вышеизложенном, можно сказать,
что формирование правовой культуры
— это сложный и длительный
процесс, затрагивающий все стороны
общественной жизни. Средствами формирования
правовой культуры являются пропаганда
права, развитие у граждан юридических
знаний, практическое укрепление законности,
наличие сильной юридической науки, совершенствование
системы правовых актов, которое достигается
благодаря наличию в государстве демократичной,
эффективной конституции и высокому правовому
и технико-юридическому качеству законов
и подзаконных актов. Пример руководителей,
должностных лиц государственного аппарата,
участвующих в законодательной и правоприменительной
деятельности оказывает большое влияние
в процессе формирования правовой культуры
общества. Правовая культура — необходимое
условие сознательного осуществления
гражданином своего долга перед обществом,
что способствует преодолению отсталых
взглядов, отклоняющегося поведения людей,
предотвращению случаев произвола и насилия
над личностью. Научно обоснованные правовые
представления граждан являются предпосылками
укрепления законности и правопорядка,
без чего невозможно построить гражданское
общество и правовое государство. В настоящее
время существует масса проблем в процессе
формирования правовой культуры. Это,
в первую очередь правовая безграмотность
населения, сложный процесс правотворчества,
нередкое противоречие нормативно-правовых
актов реальной действительности, а также
не развитая идеология сильного правового
государства и, как следствие, правовой
нигилизм, отрицание нравственных принципов.
А также сложившиеся стереотипы коллективного
правосознания, конечно, не остаются неизменными.
Под воздействием жизни, пропаганды, реформ,
открывающих новые возможности, они развиваются,
модифицируются. Однако вряд ли огромная
страна может быстро сбросить с себя ярмо
многовековой авторитарной традиции и
устремиться навстречу рыночной и политической
свободе. Еще большее сомнение вызывает
возможность скорого формирования новой
личности, девизами которой являются «свобода»,
«частная собственность», «предприимчивость».
Это увеличивается вероятность несовпадения
принимаемых государством законов и права,
выражающего нормы массовой культуры.
Возникающее здесь противоречие будет
тормозить принятие новых «рыночных законов»
и снижать эффективность уже принятых.
Лишь преодоление стереотипов массового
сознания позволит успешно двигаться
к обществу, основанному на обменных отношениях.
Для разрешения этих и других проблем
необходимо целенаправленная политика
государства на повышения уровня правовой
культуры общества через процессы правотворчества,
законодательного процесса, а также средств
массовой информации, художественной
литературы, кино и искусство. Развитие
правосознания гражданина, общества способствует
преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося
поведения людей, предотвращению случаев
произвола и насилия над личностью. Внесение
научно обоснованных, взвешенных правовых
представлений, взглядов в сознание граждан,
борьба с преступностью являются предпосылками
укрепления законности и правопорядка,
без чего невозможно построить гражданское
общество и правовое государство. Формирование
позитивного отношения к закону, праву,
знание гражданами своих прав и обязанностей
перед государством и обществом является
основными задачами в процессе формирования
правовой культуры. Российское государство
призвано удивлять должное внимание повышению
политический, правовой, нравственной
культуры граждан, настойчиво добиваться,
чтобы каждый человек умел с позиции общегосударственных
интересов оценивать общественные явления,
отстаивал идеалы и духовные ценности
нашего общества, сознательно участвовал
в управлении общественными и государственными
делами. Высокий уровень политической,
правовой и нравственной культуры – необходимая
предпосылка полного и всестороннего
осуществления на практике принципов
демократии.
Список
использованной литературы