Природа гениальности: биологические или социокультурные детерминанты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 08:30, реферат

Описание

Гении. Леонардо да Винчи, Паганини, Бах, Энштейн, Ван Гог, Достоевский - среди них нет ни одного «нормального» с точки зрения обычного человека. Многие ученые считают, в каждом гении есть доля безумия. Возникает вопрос: нет ли обратной зависимости? Возможно, ли в безумствах душевно больных найти проблеск гениальности?

Содержание

Введение - 3 -
Глава 1. Гениальность – это уже диагноз - 4 -
Глава 2. Сходство гениальных людей с помешанными по Ч. Ломброзо - 6 -
Глава 3. Сходство душевно больных гениев по Ч. Ломброзо - 8 -
Заключение - 10 -
Список использованной литературы - 12 -

Работа состоит из  1 файл

природа гениальности.docx

— 39.28 Кб (Скачать документ)

       4) Большинство из гениальных безумцев обладали слишком большим черепом неправильной формы;  кроме того, у них, как  и у сумасшедших, вскрытие часто обнаруживало серьезные повреждения нервных центров. У Паскаля мозговое вещество оказалось тверже нормального и нагноение в левой  доле. У Байрона,   Фосколо  и в целом у большинства таких людей отмечались различные странности, отклонения и преждевременное отвердение черепных швов. Шуман умер от воспаления мозговой оболочки (менингита) и атрофии мозга.

       5) Но самым выдающимся  признаком ненормальности  рассматриваемых нами гениев служит, на мой взгляд,  слишком преувеличенное  проявление тех  двух меняющихся   состояний  -   экстаза  и  атонии,  возбуждения  и   упадка умственных сил,  которые  до определенной степени заметны почти у  всех великих мыслителей,  даже у  совершенно здоровых,  составляющие,  в сущности, чисто физиологическое явление.

 

Заключение

     О гениях написано в тысячи раз больше, чем объем их собственных сочинений. В продолжающихся исследованиях  обнаруживают себя все новые и  новые факты и трактовки их неповторимых судеб. Возникают неизбежные противоречия в многообразии взглядов, гипотез и открытий, а потому интерес  в стремлении найти истину никогда  не иссякает. Выдающийся русский историк  В. О. Ключевский сказал, что талант – это власть над людьми. Французский  психолог Т. Рибо считал, что талант зависит от воспитания и обстоятельств, гений же – это фатальность творчества. Когда говорят о гении, то почти всегда подразумевают или божественный дар, или особенности крайних проявлений психики. Привычное для представления людей понятие о гении гласит, что это, скорее, не сам человек, а состояние его души. Нередко под гением понимают высочайшую степень одаренности, сверхталант. Однако тотчас же возникает новая проблема: что такое сверхталант, что такое сверходаренность? 

     В целостном понятии о гении  или о таланте есть сложное  сплетение различных психических  состояний личности. Создатель философской  антропологии Макс Шеллер заметил, что изучение человека должно опираться на синтез философии, естественного научного подхода и религиозного. А поскольку творчество не исчерпывается одной из этих проблем – ни философской, ни религиозной, ни естественнонаучной, то и вопрос о том, что есть гений нужно рассматривать с этих трех позиций. И все же, если гений – это состояние души или состояние психики, тогда перед нами стоит вопрос: какими характеристиками должна обладать личность, чтобы «пребывать» в этом особом состоянии души. В этом вопросе может быть скрыта часть тайны дара гениальности.

     Бальзак отметил одно из самых удивительных качеств личности гения: «Гений походит  на всех, но никто не походит на него». Если бы удалось собрать все определения  гения из сочинений самих гениев, то можно было бы получить бесконечно разнообразную мозаику образов  гениальности. Эта сеть образов, пересекающихся между собой по смыслу и дополняющих друг друга, представила бы изумительную картину.

     Однако  конкретно ответить на вопрос что  же является определяющим фактором гениальности невозможно. Лично я считаю, что  все таки более значительный «вклад» вносит природа и судьба человека. В современном мире многие родители пытаюсь воспитать из своих детей «гениев» с самого раннего возраста, но разве можно изменить, то, что заложено изначально в генетике? Если человек математик, то, как бы он  не старался он не сможет заставить полюбить себя, например, лингвистику. А если тебе с рождения суждено стать великим человеком, гением, безумцем, первооткрывателем или великим путешественником, ничто не сможешь изменить предначертанного изначально пути.

 

Список  использованной литературы

 
  1. Ломброзо, Ч. Философия. Гениальность и помешательство: Параллель между великими людьми и помешанными. / Ч. Ломброзо. – Аудиокнига. - М.: Студия АРДИС, 2005.
  2. Эфроимсон, В.П. Философия. На что мы надеемся, или нужно ли воспитывать гениев? / В.П. Эфроимсон. М.: Политиздат, 1990. — 447 с.

Информация о работе Природа гениальности: биологические или социокультурные детерминанты