Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 11:21, реферат
Культура не рождается вне природы
Природа и культура действительно противостоят друг дру-
гу. Но, по выражению русского философа Павла Александро-
вича Флоренского (1882-1937), они существуют не друг про-
тив друга, а лишь друг с другом. Ведь культура никогда не да-
ется нам без стихийной своей подосновы, служащей ей средой
и материей. Например, даже могучие технические сооруже-
ния, которые в известной мере противостоят природе, не были
бы возможны без тех материалов, которые даны ею.
Реферат
по культурологи:
Тема реферата:
Природа
и культура.
Природа
и культура.
Культура не рождается вне природы
Природа и культура действительно противостоят друг дру-
гу. Но, по выражению русского философа Павла Александро-
вича Флоренского (1882-1937), они существуют не друг про-
тив друга, а лишь друг с другом. Ведь культура никогда не да-
ется нам без стихийной своей подосновы, служащей ей средой
и материей. Например, даже могучие технические сооруже-
ния, которые в известной мере противостоят природе, не были
бы возможны без тех материалов, которые даны ею. Культура
не рождается из воздуха, вне природы. В основе всякого явле-
ния культуры лежит некое природное явление, «возделывае-
мое» культурой. Даже огонь — этот дар культуры — рождает-
ся из органики, из природного вещества. Человек как носи-
тель культуры не творит ничего из пустоты. Он лишь образует
и преобразует природное, стихийное.
Однако, по мнению русского философа, природа никогда не да-
ется нам без культурной своей формы, которая ограничивает
ее и делает доступной познанию. Мы глядим на зыбучие пес-
ки и воспринимаем их как пустыню, т.е. нечто, известное нам
в сравнении, допустим, с оазисом. Природа не входит в наш
разум, не становится достоянием человека, если она не преоб-
ражена предварительно культурной формой. П.А. Флоренский
приводил такой пример. Мы видим на небе не просто звезды,
а некое созвездие, скажем Большую Медведицу. Но ведь назва-
ние дано не природой. Это наблюдающий человек через приз-
му культуры разглядел в небе нечто, напоминающее ему ог-
ромную медведицу. Созвездие — это уже форма, приданная
природе культурой. Здесь обнаруживает себя ряд предвари-
тельных условий созерцания — понятий, образов, схем, тео-
рий, методов, выработанных культурой.
Противоположностью культурного человека является вовсе не
. природный человек,
а варвар — человек, не
туры. Именно так античные греки называли тех, кто еще не
вошел в лоно культурного творчества. Это слово они упо-
требили позже по отношению к тем племенам, которые раз-
рушили античность как колыбель европейской культуры.
Разумеется, у этих варваров была своя культура. Но греки,
переживавшие тогда высочайший взлет духа, окрестили их
именно как врагов, отвергателей культуры. Варварство мож-
но понимать как докультурное состояние — таков основной
смысл данного слова.
И все-таки если отнести к культуре только все внеприродное, то
многие феномены культуры окажутся как бы несуществующи-
ми. Представим себе для примера йогическую культуру. В ней
нет ничего надприродного.
Йог развивает собственные
логические и спиритуальные, т.е. духовные ресурсы. Однако
достижешля йогов, несомненно, входят в сокровищницу культу-
ры. Психологическая культура йогов — это крайний случай, так
как человек имеет дело с нематериальной средой — психикой.
Однако разве только здесь мы сталкиваемся с культурой неве-
щественной. Вся человеческая деятельность — это, в первую
очередь, работа его сознания, а сознание, мысль — это и куль-
турное явление и средство культурного творчества.
Человеческие творения возникают первоначально в мысли,
и лишь затем превращаются в знаки и предметы. В куль-
туре всегда есть нечто конкретное: это определенный ,род
и способ творчества. Каждый человек создает зону собст-
венного культурного творчества. Поэтому в пространстве
и времени существуют различные культуры, ее разные фор-
мы и очаги.
Однако это вовсе не означает, будто нельзя употреблять понятие
культуры как собирательное. Мы говорим «снега», но подразу-
меваем и обобщающее понятие «снег». Культура вообще — по-
нятие чисто абстрактное. Если бы однажды на земле была ус-
тановлена единая форма культуры, то это была бы также неко-
торая особая форма культуры, а не «культура вообще».
Но из того, что существуют лишь различные формы культуры, а не
абстрактная культура, не следует, будто эти формы замкнуты
в себе и недоступны влиянию других культур. Культура пред-
стает перед
нами как нечто чрезвычайно
ленном смысле можно сказать, что это не просто некая совокуп-
ность готовых результатов и достижений, но прежде всего сам
процесс человеческой жизни, творчества, развития его деятель-
ности как родового существа. Любую скульптуру мы восприни-
маем не как какую-то каменную глыбу, а как воплощение духов-
ного творчества ее создателя.