Природа и культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 11:21, реферат

Описание

Культура не рождается вне природы
Природа и культура действительно противостоят друг дру-
гу. Но, по выражению русского философа Павла Александро-
вича Флоренского (1882-1937), они существуют не друг про-
тив друга, а лишь друг с другом. Ведь культура никогда не да-
ется нам без стихийной своей подосновы, служащей ей средой
и материей. Например, даже могучие технические сооруже-
ния, которые в известной мере противостоят природе, не были
бы возможны без тех материалов, которые даны ею.

Работа состоит из  1 файл

103.doc

— 33.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат по культурологи: 
 

Тема  реферата:

Природа и культура. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Природа и культура. 

Культура не рождается вне природы

Природа и культура действительно противостоят друг дру-

гу. Но, по выражению  русского философа Павла Александро-

вича Флоренского (1882-1937), они существуют не друг про-

тив друга, а  лишь друг с другом. Ведь культура никогда  не да-

ется нам без  стихийной своей подосновы, служащей ей средой

и материей. Например, даже могучие технические сооруже-

ния, которые в известной мере противостоят природе, не были

бы возможны без тех материалов, которые даны ею. Культура

не рождается  из воздуха, вне природы. В основе всякого явле-

ния культуры лежит  некое природное явление, «возделывае-

мое» культурой. Даже огонь — этот дар культуры — рождает-

ся из органики, из природного вещества. Человек как  носи-

тель культуры не творит ничего из пустоты. Он лишь образует

и преобразует  природное, стихийное.

Однако, по мнению русского философа, природа никогда  не да-

ется нам без  культурной своей формы, которая ограничивает

ее и делает доступной познанию. Мы глядим на зыбучие  пес-

ки и воспринимаем их как пустыню, т.е. нечто, известное  нам

в сравнении, допустим, с оазисом. Природа не входит в  наш

разум, не становится достоянием человека, если она не преоб-

ражена предварительно культурной формой. П.А. Флоренский

приводил такой  пример. Мы видим на небе не просто звезды,

а некое созвездие, скажем Большую Медведицу. Но ведь назва-

ние дано не природой. Это наблюдающий человек через  приз-

му культуры разглядел в небе нечто, напоминающее ему ог-

ромную медведицу. Созвездие — это уже форма, приданная

природе культурой. Здесь обнаруживает себя ряд предвари-

тельных условий  созерцания — понятий, образов, схем, тео-

рий, методов, выработанных культурой.

Противоположностью  культурного человека является вовсе  не

. природный человек,  а варвар — человек, не знающий  куль-

туры. Именно так  античные греки называли тех, кто  еще не

вошел в лоно культурного творчества. Это слово  они упо-

требили позже  по отношению к тем племенам, которые раз-

рушили античность как колыбель европейской культуры.

Разумеется, у  этих варваров была своя культура. Но греки,

переживавшие  тогда высочайший взлет духа, окрестили  их

именно как  врагов, отвергателей культуры. Варварство мож-

но понимать как докультурное состояние —  таков основной

смысл данного  слова.

И все-таки если отнести к культуре только все  внеприродное, то

многие феномены культуры окажутся как бы несуществующи-

ми. Представим себе для примера йогическую культуру. В ней

нет ничего надприродного. Йог развивает собственные психо-

логические и  спиритуальные, т.е. духовные ресурсы. Однако

достижешля йогов, несомненно, входят в сокровищницу культу-

ры. Психологическая  культура йогов — это крайний случай, так

как человек  имеет дело с нематериальной средой — психикой.

Однако разве  только здесь мы сталкиваемся с культурой  неве-

щественной. Вся  человеческая деятельность — это, в  первую

очередь, работа его сознания, а сознание, мысль — это и куль-

турное явление  и средство культурного творчества.

Человеческие  творения возникают первоначально  в мысли,

и лишь затем  превращаются в знаки и предметы. В куль-

туре всегда есть нечто конкретное: это определенный ,род

и способ творчества. Каждый человек создает зону собст-

венного культурного  творчества. Поэтому в пространстве

и времени существуют различные культуры, ее разные фор-

мы и очаги.

Однако это  вовсе не означает, будто нельзя употреблять понятие

культуры как  собирательное. Мы говорим «снега», но подразу-

меваем и обобщающее понятие «снег». Культура вообще —  по-

нятие чисто  абстрактное. Если бы однажды на земле  была ус-

тановлена единая форма культуры, то это была бы также  неко-

торая особая форма  культуры, а не «культура вообще».

Но из того, что  существуют лишь различные формы  культуры, а не

абстрактная культура, не следует, будто эти формы замкнуты

в себе и недоступны влиянию других культур. Культура пред-

стает перед  нами как нечто чрезвычайно подвижное. В опреде-

ленном смысле можно сказать, что это не просто некая совокуп-

ность готовых  результатов и достижений, но прежде всего сам

процесс человеческой жизни, творчества, развития его деятель-

ности как родового существа. Любую скульптуру мы восприни-

маем не как  какую-то каменную глыбу, а как воплощение духов-

ного творчества ее создателя.

Информация о работе Природа и культура