Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 22:41, контрольная работа
Идеология – понятие многозначное отсюда немало различ¬ных, подчас противоположных определений этого понятия.
Термин «идеология» (от греч. idea- понятие и logos - уче¬ние) ввел французский философ и экономист А.Дестют де Траси (1754-1836) («Элементы идеологии», т. 1-4, 1801¬1815). Систематизируя и обобщая взгляды Ф. Бэкона, Э.Кондилълка, K.Гельвецuя и других философов XVIII в., он обосновал целесообразность формирования специфической те¬ории об идеях - идеологии.
Происхождение и значение термина идеология
Идеология – понятие многозначное отсюда немало различных, подчас противоположных определений этого понятия.
Термин «идеология» (от греч. idea- понятие и logos - учение) ввел французский философ и экономист А.Дестют де Траси (1754-1836) («Элементы идеологии», т. 1-4, 18011815). Систематизируя и обобщая взгляды Ф. Бэкона, Э.Кондилълка, K.Гельвецuя и других философов XVIII в., он обосновал целесообразность формирования специфической теории об идеях - идеологии. А. Дестют де Траси рассматривал идеологию как науку об общих законах происхождения человеческих идей исходя из чувственного опыта, науку, которая должна лежать в основании всего комплекса наук о природе и человеческом обществе. Главные принципы идеологии, согласно А. Дестюту де Траси, должны быть основой политики.
Группа «идеологов» (П.-Ж. Кабанис, М. Кондорсе и др.) во главе с А. Дестютом де Траси занимала оппозиционное положение по отношению к режиму Наполеона, и он впоследствии возложил именно на них всю вину за просчеты во внутреней и внешней политике, включая поражение в войне с Россией в 1812 г.
Негативное отношение Наполеона и существующей власти в целом к школе идеологов, данная ими интерпретация термина «идеология» как поверхностного философствования, оторванного от конкретной действительности и реальной практики, положили начало традиционной для многих мыслителей XIX–XX вв. критики идеологии как ложной формы сознания, извращающей действительность.
Для всей последующей истории развития идеологии характерно как позитивное, так и негативное отношение к ней.
В марксистской концепции (к. Маркс, 1818-1883, и Ф. Энгельс, 1820-1895) всякая мысль, либо теория, выступающая в форме идеологии, не может иметь практического значения и искажает социальную реальность в угоду классовым интересам. Понятие «идеология» в марксистской концепции используется в трех смыслах: ложное, извращенное сознание; вид теоретического сознания; сознание определенного класса.
По Марксу, идеология включает широкий спектр духовных образований - религию, идеалистическую философию и т.д. И служит средством подчинения трудящихся господствующим классам, которые монополизируют функцию идеологического производства.
В марксистской доктрине существует не только критическая оценка идеологии как ложного сознания. В своем знаменитом труде «К критике политической экономии» К. Маркс дает позитивную трактовку идеологических процессов, увязывая их с классовыми интересами, а классовые интересы - с диалектикой производственных отношений, с характером и уровнем развития производительных сил.
В.И.Ленин (1870-1924) в своей теоретической и практической революционной деятельности уделял большое внимание идеологии, которая, по его убеждению, способна просветить, сплотить и мобилизовать пролетарские массы на революционную борьбу за свержение капитализма и построение социалистического общества. Он счел необходимым ввести уточняющее понятие «научная идеология», противопоставляя ненаучной и реакционной буржуазной идеологии. В понимании В.И. Ленина, идеология представляет собой систему идей, теорий, взглядов, отражающих социально-экономическое и политическое развитие общества и выражающих интересы определенного класса - буржуазии или пролетариата, в силу чего она носит классовый характер.
Критические оценки идеологии как ложного, иллюзорного сознания, сознательно. или неосознанного искажающего реальные факторы действительности, свойственны таким различным по своим философским, социологическим взглядам и политическим предпочтениям мыслителям, как Э. Дюркгейм, М. Шелер, М. Вебер, К. Манхейм, В. Парето, П. Сорокин, Ю. Бохеньский, Т. Парсонс.
Э.Дюркгейм (1858-1917) противопоставляет идеологии как «ложному сознанию» рациональные доводы и объективные методы (по образцу естественных наук) научной социологии с ее строгими социальными фактами. Вместе с тем особое внимание он уделял анализу ценностно-нормативных систем общества, их социальным истокам и функциям, обосновывал, в частности, социальную функцию религии в воссоздании сплоченности и выдвижении идеалов, стимулирующих развитие общества, и рассматривал религию в этом плане как синоним идеологии.
В. Парето (1848-1923) - итальянский социолог и политэконом (учитель Муссолини) считает идеологию маскировкой действий. Парето отождествляет идеологии с фальшивыми словесно-демагогическими образованиями и полагает, что их социальной функцией является придание силы и агрессивности бессознательным инстинктам и эмоция индивида.
К. Манхейм (1893-1947) в своей известной работе «Идеология и утопия» пишет, что понятие идеологии (и утопии) связано с пониманием того, что помимо обычных источников заблуждений существуют ложные структуры сознания. Одни из них опережают «современное» им бытие, другие отстают от него. В обоих случаях эти структуры сознания маскируют бытие.
По К. Манхейму, идеология - способ понимания общественно-политических явлений правящим классом; признаваемый единственно истинным. Однако ученый подчеркивает важные характеристики идеологии - ее систематизированность, а также способность сплачивать людей, аккумулировать их энергию для действий.
ФУНКЦИИ ИДЕОЛОГИИ
Английский политэконом Л.Фойер сформулировал законы, определяющие функционирование идеологии,- это:
закон постянных ингредиентов;
Закон «левого» и «правого» крыла;
Закон генерационной идеологической волны.
Закон постоянных ингредиентов означает, что всех идеологиях можно обнаружить три постоянных элемента: представление о собственной миссии избавления и раскрепощения народа; догмат, дающий идеологии философское обоснование; наличие определенного слоя людей, который призван воплотить идеологию в действие.
Суть закона «левого» и «правого» крыла заключается в том, что одна и та же философская идея в своем развитии происходит различные политические и социальные стадии - «слева направо», и наоборот, т.е. обслуживает различные политические и социальные силы.
Смысл закона генерационной идеологической волны состоит в том, что каждое очередное поколение (генерация) ищет новую идеологию.
В современной идеологической мысли идеология рассматривается как система ценностей и предпочтений людей, вовлеченных в политическое действие. Идеология - это система идей, взглядов, представлений, чувств и верований о целях развития общества и человека, а также средствах и путях достижения этих целей, воплощенных в ценностных ориентациях, убеждениях, Волевых актах, побуждающих человека в своих действиях стремиться к целям, которые он поставил перед собой.
Идеология - это не механическое объединение идей, взглядов, чувств, верований, а сложная система с характерными Признаками и особенностями, функциями и структурой.
Функции идеологии:
ориентационная;
мобилизационная;
интегративная;
амортизационная;
• функция выражения и защиты интересов определенной социальной группы (социальная);
когнитивная (познавательная);
легитимизирующая (оправдывающая);
нормативная.
Ориентационная функция - задает систему смыслов и ориентаций человеческой деятельности.
Мобилизационная функция - побуждает к активной политической деятельности и организует общество на их реализацию.
Интегративная функция - наделяет смыслом любое политическое действие и придает ему значимость.
Амортизационная функция - служит ослаблению социальной напряженности в ситуации при возникновении несоответствия между потребностями общества и реальными возможностями их удовлетворения.
Функция выражения и защиты интересов определенной социальной группы (социальная) - возникает на основе интересов какой-либо социальной группы и выражается в противопоставлении интересов этой группы интересам других групп.
Когнитивная (познавательная) функция - отражает, с одной стороны, в процесс е формирования социально-политических теорий, концепций и доктрин объективную реальности, а с другой - дает возможность социальным службам получить определенную сумму объективных знаний как о самой социально-политической действительности, так и о своём месте в системе общественных отношений.
Легитимизирующая (оправдывающая) функция - состоит в том, что идеология по природе своей всегда стремится дать обоснование тому или иному политическому устройству.
Нормативная функция - задает социальному субъекту систему норм социального поведения и тем самым очерчивает ценностные параметры, критерии оценки тех или иных политических явлений, событий, процессов.
Для реализации функции идеологии важное значение имеет определение уровней политической идеологии.
Уровни политической идеологии:
теоретический, концептуальный уровень;
программно-политический уровень;
актуализированный уровень.
Теоретический, концептуальный уровень - наиболее абстрактный (научный уровень), на котором раскрываются идеалы и ценности определенного класса, нации, государства, формируются основные положения:, касающиеся главных сфер жизнедеятельности общества и человека.
Программно-политuческий уровень - на нем с языка социально-философских принципов переводятся на язык программ и лозунгов требования элиты или контрэлиты, формируется нормативная основа для принятия управленческих решений и политического поведения граждан. Требование этого уровня - максимальная доступность возможно большему числу людей, ориентирование их на политические действия.
Актуализированный уровень - позволяет элите (через изучение общественного мнения) определять степень освоения идей, целей, принципов конкретной идеологии, ее влияние на практическую деятельность людей, их политическое поведение.
Таким образом, политическая идеология предстает как система воззрений и концепций в отношении окружающего мира, определенное миропонимание и в то же время система политических ориентаций и установок. Это одновременно учение (доктрина), программа и политическая практика.
В современных демократических обществах идеология тесно связана с пропагандой.
Смысл пропаганды - соединение теоретического и обыденного уровней познания, формирование ориентаций, которые выражаются в готовности к определенному типу политического действия.
В зависимости от содержания информации, способов распространения различают пропаганды: научную; массовую; практическую.
Научная пропаганда - воздействует на массовое сознание с помощью теорий и концепций в процессе гуманитарного образования, политического обучения граждан.
Массовая пропаганда - оказывает влияние посредством образных суждений и наглядных представлений. Она проводится через систему воспитания, профобразования, средств массовой коммуникации (телевидение, радио, печать), общественную рекламу (монументальная1 пропаганда, исторические связи, мировые рекорды), производственную рекламу,. массовое общение (праздники,· демонстрации). Этот вид пропаганды оперирует житейскими истинами и дополняет научную пропаганду, затрагивая не только разум, но и чувства, когда Политические знания трансформируются в политическую веру, лояльность, приверженность.
Практическая пропаганда - всегда дополняет научную и массовую. Для руководящих кругов, политических партий важно формировать приемлемые условия жизни, которые не вступали бы в Противоречие с предлагаемыми политическими идеологиями.
Пропагандистская деятельность органично связана с агитационной. Под агитацией понимается устная, печатная и наглядная идеологическая деятельность, воздействующая на сознание и настроение людей с целью побудить их к политической активности в желаемом направлении. Основные средства агитации - встречи кандидатов в депутаты и их доверенных лиц с избирателями, листовки, митинги, призывы, публикации в газетах и журналах, выступления по радио и телевидению. Агитация по сравнению с пропагандой предстает как более популярный и доступный способ внедрения в сознание и поступки людей определенных идей, принципов, взглядов, побуждения их к активному действию, прежде всего в политической сфере общества.
Если все описанные выше структурные компоненты и функции идеологии привести в хорошо скоординированное и эффективное действие, то в результате сформируется определенная идеологическая позиция конкретной личности или социальной общности. Такая позиция выражается в мировоззрении, в интересах и предпочтениях, в ценностных ориентациях человека, в его жизненной стратегии и способах ее практического осуществления.
ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА
Направление идеологии для современной Беларуси определяется потребностями разработки государственного курса, что предполагает распространение знаний о задачах государственного курса для восприятия его большинством населения. Это создает предпосылки для выработки целостной политики в экономике и социальной сфере белорусского государства.
Информация о работе Происхождение и значение термина идеологии