Происхождение культуры. Многообразие понятий термина «культура»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 22:14, контрольная работа

Описание

Для культурологии важным представляется вопрос о генезисе культуры, то есть попытка теоретического осмысления самой проблемы зарождения культуры. Термин "генезис" пришел к нам из греческого языка и переводится как "происхождение, возникновение", а в широком смысле означает момент зарождения и последующего развития некоего процесса до определенного состояния.

Работа состоит из  1 файл

культуролгия.doc

— 75.00 Кб (Скачать документ)

    Также иногда античностью называют любые  очень старые времена, используя  понятие синонимично слову «древность».

    В античности следует искать истоки многих ценностей, которые составили впоследствии европейскую культуру.

    Поскольку на античность приходится несколько  тысячелетий человеческой истории, её принято подразделять на эпохи  и периоды.

    Историю древней Греции принято делить на 5  периодов,  которые являются одновременно и культурными эпохами:

        - эгейский или критомикенский (III - II тыс. до н.э.),

        - гомеровский (XI - IX вв. до н.э.),

        - архаический (VIII - VI вв. до н.э.),

        - классический (V - IV вв. до н.э.),

        - эллинистический ( вторая половина IV -  середина  I  вв.  до  н.э.).

    Наибольшего расцвета культура древней Греции достигла  в  классический период.

    Греческая религия складывалась в эгейскую эпоху  и  несомненно испытала влияние крито-микенских культов с их женскими божествами. Как у всех древних народов,  у греков были местные  общинные  культы,  боги-покровители отдельных городов-полисов, земледельческие боги. Но уже в глубокой древности наметилась тенденция поглощения местных богов великими богами Греции - Олимпийцами. Эта тенденция получила окончательное завершение в македонскую эпоху и была отражением культурного,  политического и  экономического объединения греческих полисов.  Но уже в гомеровскую эпоху культурная общность греков отчётливо  ими  осознавалась, что и отразилось в почитании общегреческих богов.

    Греческая мифология -  это не только и не столько мир религиозных представлений, это мир греков вообще, это сложное  и обширное целое, куда входят наряду с  собственно мифами также и исторические легенды и предания,  сказочные сюжеты,  литературные новеллы,  свободные вариации на мифологические темы.  Но  так как эти разнообразные элементы с трудом отделимы друг от друга, следует рассматривать эту широко понимаемую мифологию в целом.

Во времена  общинно-родового строя родственные  отношения возникали сами собой естественным путём и на  них  зижделись  экономические отношения. Переход  к  рабовладению дал мощное разделение труда;  умственного и физического.  Это привело к необходимости умственно регулировать физический труд,  то есть управлять рабами. Одновременно появилась потребность более глубокого, чем мифология, осмысления мира и его законов. Это  уже  был не простой перенос родственных отношений на всю природу и на весь мир,  но и его сложная трактовка, то есть философия.

    Одним из  самых замечательных явлений древнегреческой культуры является театр.  Он возник на основе народных песен и плясок во  время праздников в честь бога Диониса. Из обрядовых песен, которые пели, облачаясь в козлиные шкуры,  родилась трагедия (трагос -  козёл,  ода  - песня); из озорных и весёлых песен родилась комедия.

    Древнегреческое изобразительное искусство прочно вошло в художественное развитие последующих времён. Его элементы живут в настоящее время. Ведущими архитектурными сооружениями классической  Греции  были храмы, театры, общественные здания. Основным архитектурным сооружением является храм. Самые знаменитые образцы греческой архитектуры - сохранившиеся до  нашего времени в афинском акрополе храмы Парфенон и Эрехтейон. В древнегреческой архитектуре последовательно сменились три архитектурных стиля:  дорический, ионический и коринфский. Отличительной особенностью названных стилей является форма колонн - непременного атрибута древнегреческих сооружений.

    Живопись  была  широко  распространена  в древней Греции в виде фресок и мозаик,  которыми украшают храмы и здания,  но они  почти  не сохранились до нашего времени. К образцам сохранившейся живописи относятся знаменитые греческие чернофигурные и краснофигурные вазы.

    Эллинизм (эллинистическая эпоха III - II вв.  до н.э.) принято рассматривать прежде всего как культурное явление, как распространение греческой культуры в завоёванных Македонией странах. Культура эллинистического мира была сложна и многообразна. Она была синтезом и разными сочетаниями греческой  культуры  и культуры стран Ближнего и Среднего Востока. Для эллинистической культуры характерно её греческое оформление и  глубокие местные традиции.  В этот период получил широкое распространение в эллиническом мире общегреческий язык  -  койне,  ставший средством межнационального общения.  Греки - воины,  чиновники, ремесленники, торговцы, рассеянные на обширных территориях эллинистического мира, преодолевали полисную ограниченность своих взглядов.  В их среде получило широкое распространение новое мировоззрение  - космополитизм (от греческого слова "космополитес" - "гражданин мира").

    Историю древнего Рима принято делить на три основных периода:

        - царский (VIII - начало VI вв. до н.э.),

        - республиканский (510/509 - 30/27 гг. до  н.э.),

    - период империи (30/27 гг. до н.э. - 476 г. н.э.).

    Ранняя  римская культура,  как и греческая,  теснейшим  образом связана с  религиозными  представлениями населения Древнего Рима.  Для религии этого времени был характерен политеизм,  очень близкий к  анимизму. В представлении римлянина каждый предмет и каждое явление имели своего духа, своё божество. Каждый дом имел свою Весту - богиню домашнего очага.  Боги ведали каждым движением и вздохом человека от рождения до смерти.  Другая любопытная черта ранней римской религии и мировоззрения людей  - отсутствие определённых образов богов.  Божества не отделялись от тех явлений и процессов,  которыми  они  ведали.

Изобразительное искусство Римской  имперации  впитало  в  себя достижения всех  завоёванных  земель и народов.  Дворцы и общественные здания украшались настенными росписями и  картинами,  главным  сюжетом которых были эпизоды греческой и римской мифологии,  а также изображение воды и зелени.  В период империи особое внимание получила портретная скульптура,  характерной особенностью которой являлся исключительный реализм в передаче черт изображаемого  лица.  Многие  произведения скульптуры представляли  прекрасно выполненные копии классических греческих и эллинистических произведений искусства.  Особенно распространённым видом искусства была мозаика и обработка драгоценных металлов и бронзы.

        Больших успехов  достигли  в Риме просвещение и научная  жизнь. Обучение состояло из трёх ступеней:  начального,  школы  грамматики  и школы риторики.  Последняя  представляла  собой высшую школу,  и в ней обучались искусству красноречия, которое высоко ценилось в Риме. Императоры ассигновали крупные суммы на содержание школ риторики.

    Основные  черты античного типа культуры проявились  посредством нормы, классики и эстетической формы.

Понятие нормы  как понятие культуры складывается  уже в эпоху Древней Греции,  но получает завершённость, целиком расцветает в римский период античности.  Римская история переполнена историями  назидательного характера,  когда  человек в интересах общества и государства поступался своими родственными  чувствами.  Нравственной  нормой  было прославление людей прежде всего за верную службу отечеству и государству. Не случайно нормой искусства риторики была такая форма речевой организации, в  которой  превалировало  общезначимое над индивидуальным. Даже на надгробиях принято было писать социальные статусы  человека  и заслуги его перед Римом.  Только со II в. н.э. появляются эпитафии лирического, личного и семейного содержания.  Этика и  эстетика  подвига были нормой античного общества и античной культуры.

         Понятие классики  означает общественное состояние или тип искусства, в котором неповторимое,  индивидуальное и общественное находятся в состоянии динамичного, неустойчивого, но реального равновесия.Классика как принцип общественного развития - это взаимодействие жизни и нормы. Например, рабовладение для Рима - естественное состояние : не развит внутренний рынок,  нет такого количества потребителей,  которые потребляли бы возможные производимые товары.  Но это и  противоестественное состояние общества, когда огромное количество населения не принадлежит к римскому обществу.  Разрешение этого противоречия  пошло  в Риме по пути создания сословия вольноотпущенных.  Конфликт таким образом постоянно разрешался (конечно, до определённого времени).

        Другой пример - античная трагедия. Как художественное произведение она основывается на столкновении двух истин:  общественно-значимой (нормы) и индивидуально-личной. Так, героиня трагедии Софокла "Антигона" стремится выполнить свой долг перед семьёй и близким человеком - похоронить брата,  убитого за участие в заговоре.  Гибель Антигоны - это гибель несвоевременного нравственного начала и  торжества  общественно-эначимой нормы.

            Для античного сознания важна эстетическая ясность форм. Отсюда и характерная  эстетическая форма  античного искусства. Цель искусства - сделать талант и дар внятным согражданам.  Стихи всегда следуют чёткой норме. Театральное действо отвечает существующему канону:  зрители заранее хорошо знают сюжет трагедии или комедии, неожиданностей не может быть, но для них важно другое - понятность и убедительность известного сюжета и образов, то есть определённая, принятая эстетическая форма.

        Культура Древнего Рима - во многом  продолжательница  античных традиций Греции - отличается религиозной сдержанностью, внутренней суровостью и внешней целесообразностью.  Практицизм римлян нашёл достойное выражение в градостроительстве,  политике,  юриспруденции, военном искусстве. Культура Древнего Рима во многом определила культуру последующих эпох в Западной Европе.

    Античная  культура оказала влияние на развитие европейской и отечественной  культуры в следующих областях:

    Она заложила основы европейского менталитета. Латынь и греческий язык вошли составными частями во все европейские языки, составив основу научной, музыкальной, политической, юридической и другой лексики.

    Политика  дала образцы государственного устройства, принципов демократии, форм управления государством.

    В праве - заложила основы общего и частного права всех европейских государств.

    В искусстве послужила образцом для  подражания, школой художественного  вкуса и эстетических принципов  освоения мира.

    В спорте - дала основу многих видов спорта -борьбы, легкой атлетики, конных состязаний и др., заложила принципы соревновательной деятельности и Олимпийских игр.

    В образовании - принципы дидактики и  воспитания подрастающего поколения.

    В военном деле - правила организации  войска, обучения воинскому делу, основы стратегии и тактики.

    В науке и медицине - дала множество  базовых знаний, оснастила языком науку и медицину дала терминологию.

    Сформировала  теоретическую базу многих областей научного знания в том числе философии, логики, филологии и др.

        Общими для античных государств были пути социального  развития и особая форма собственности - античное рабовладение, а также основанная на ней форма производства. Общей была их цивилизация с общим историко-культурным комплексом.  Это не отрицает, конечно, наличия в жизни античных обществ бесспорных особенностей и различий.  Главными, стержневыми в  античной культуре били религия и мифология.  Мифология была для древних греков содержанием и формой их мировоззрения, их мировосприятия, она была неотделима от жизни этого общества.  Затем - античное рабовладение. Оно было не только основой экономики и общественной жизни, оно было и основой мировоззрения людей того времени. Далее следует выделить в качестве стержневых явления в античной культуре науку и художественную культуру. При изучении культуры древних Греции и Рима необходимо прежде всего сконцентрироваться на этих  доминантах  античной культуры.

Информация о работе Происхождение культуры. Многообразие понятий термина «культура»