Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:22, курсовая работа
Истинного облика Бога не ведал никто, и это понятно: Бог невмещаем человеческим сознанием, иначе Он не был бы Богом. От Него люди получали этические законы, правила жизни, и никакой другой логикой, кроме божественной, эти правила не могли быть объяснены. Наиболее показательна в этом отношении священная история еврейского народа. С точки зрения обычной истории заповеди, данные Богом Моисею на горе Синай, не имели смысла.
Введение………………………………………………………………………………………..3
Глава I БУДДИЗМ
1.1 Когда и где зародился Буддизм ...............................................................................10
1.2 Будда реальный и Будда из легенд…………………………………………………12
1.3 Учитель? Бог? Или… ……………………………………………………………14
1.4 Учение Будды………………………………………………………………………15
1.5 Вселенная и ее устройство…………………………………………………………16
1.6 Дхарма—закон, истина, путь……………………………………………………….17
1.7 Буддизм-религия без Божества…………………………………………………….20
1.8 Буддизм на Западе …………………………………………………………………24
Глава II ХРИСТИАНСТВО
2.1 Основы христианского вероучения…………………………………………………26
2.2 Разделение христианства на разные вероисповедания ……………………………27
2.3 Православие……………………………………………………….…………………28
2.4 Православие на Руси ………………………………………………………………30
2.5 Католицизм …………………………………………………………………………31
2.6 Протестанство ……………………………………………………………………...34
2.7 Кальвинизм ………………………………………………………………………….35
2.8 Баптизм ………………………………………………………………………………36
2.9 Христианство в наше время ………………………………………………………37
Глава III ИСЛАМ
3.1 Зарождение Ислама ………………………………………………………………...38
3.2 Догматика Ислама …………………………………………………………………..40
3.3 Распространение Ислама …………………………………………………………42
3.4 Различные течения в мусульманстве ……………………………………………..43
3.5 Ислам в сравнении с другими религиями ………………………………………..46
Литература ………………………………………………………………………………49
СУФИЗМ
В тех же VIII-X вв. в исламе возникло мистическое, полумонашеское течение суфизма (от слова "суфи" — грубая шерстяная ткань) . Оно зародилось в недрах шиизма, но проникло и в среду суннитов. В суфийском вероучении сказалось влияние идей маздеизма, буддизма и даже неоплатонизма. Суфии не придавали большого значения внешней обрядности, а искали истинного богопознания, мистического слияния с божеством. Некоторые суфии доходили до пантеистического мировоззрения (бог — во всем мире, весь мир — проявление или эмансипация бога) и тем самым удалялись от грубо антропоморфного представления об Аллахе, какое дано в Коране. Суфии придавали особое значение именам божьим, встречаемым в Коране. Мистико-пантеистическое течение суфизма сначала подверглось гонениям со стороны мусульманских фанатиков-ортодоксов, но постепенно обе стороны пошли на уступки. Последователи суфийского учения стали образовывать ордена странствующих монахов — дервишей — во главе с шейхами, или ишанами. Эти ордена были признаны законными и у суннитов, и у шиитов. Дервиши, хотя они и давали монашеский обет бедности, на деле вскоре превратились в шарлатанов, обирающих и обманывающих народ; руководители же дервишей, ишаны, в свою очередь обирают своих послушников — мюридов. Некоторые дервишские ордена применяют в своих молебствиях так называемые зикры — экстатические пляски и другие чисто шаманские способы общения с божеством. Придается большое значение мистическому возгласу: "Ху! ".
ДВИЖЕНИЕ ТАРИКАТА
С суфизмом было
исторически связано движение т
ВАХХАБИТИЗМ
В новейшее время
усложнение социально-
БАБИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
Религиозную оболочку приняло и массовое недовольство городской бедноты и крестьян Персии в середине XIX века. Их идейным вождем выступил Мохаммед Али, принявший прозвище "Баб" ("врата" в смысле посредника между людьми и богом) . Движение получило название бабистского. Баб проповедовал равенство и братство всех людей, но, конечно, только верующих мусульман. Баб объявил себя преемником пророка, который призван возвестить людям новый закон. Учение Баба было полно мистических представлений и близко пантеизму. Движение бабистов, широко распространившееся в народных массах, было жестоко подавлено власть имущими; главари подверглись суровой казни (1850 год) . Однако движение имело своих продолжателей, хотя и лишилось боевого настроя. Один из бывших последователей Баба — Мирза Хусейн Али, принявший прозвище "Бехаулла", существенным образом изменил бабистское учение. Он тоже проповедовал равенство всех людей, право всех людей на плоды земли и пр. Но он не признавал насилия, открытой борьбы, провозглашал любовь, прощение, непротивление злу; в этом, может быть, сказалось влияние христианских идей. Мусульманские догматы и правовые нормы у Бехауллы подверглись смягчению. По имени проповедника новое учение стало называться бехаизмом. Оно уже не отвечало настроениям народных масс и распространялось больше в интеллигентской среде. Бехаизм, как утонченная, реформированная, модернизированная редакция ислама, нашел себе последователей даже в Западной Европе и в Америке.
МАХДИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
Под знаком ислама происходили и некоторые массовые освободительные движения в колониальных странах. Самое известное — махдистское движение в Судане (Африка) в 1881-1898 гг. Глава его — Мухаммед Ахмед — объявил себя махди (то есть спасителем, мессией) , призванным руководить борьбой мусульман Африки против колонизаторов. Движение охватило весь Восточный Судан и области далее к востоку вплоть до Красного моря. Оно продолжалось около 20 лет, и лишь с трудом было подавлено англо-французским альянсом.
3.5 Ислам в сравнении с другими религиями
Характерная особенность мусульманской религии состоит в том, что она энергично вмешивается во все стороны жизни людей. И личная, и семейная жизнь верующих мусульман, и вся общественная жизнь, политика, правовые отношения, суд, культурный уклад — все это должно быть подчинено целиком религиозным законам. В прежние
времена в мусульманских странах имело место полное сращивание государственной и церковной власти: глава государства (халиф, падишах) считался преемником пророка, высшее духовенство составляло штат его советников, суд находился целиком в руках духовных лиц. И уголовное, и гражданское право было построено всецело на религиозном законе — шариате. Следили за выполнением норм шариата и толковали их мусульманские богословы.
Поэтому и мусульманское
духовенство выполняло и
Обучение молодежи в мусульманских странах прежде было тоже чисто религиозным. Низшие школы — мектебы — состояли при мечетях. Высшие школы — медресе — представляли собой своего рода духовные академии. В них студенты изучали Коран и прочую религиозную литературу, богословские вопросы. Язык преподавания, язык церковной литературы был арабский. Кстати, арабская система письма была принята и в тюркских, и в иранских языках, хотя она для них и мало приспособлена.
Мусульманская церковь в станах ислама была обычно и крупной экономической силой. Согласно шариату, церковь может владеть имуществом, и это имущество считается неотчуждаемым (вакф, множественное число — вакуф) . Вакуфные земли состояли из пожалований от халифов (в эпоху завоеваний) , из пожертвований и пр. Они были очень велики: например, в странах Средней Азии до половины всех обрабатываемых земель принадлежало церкви, и они приносили огромные доходы; за счет вакуфных имуществ и кормилось многочисленное духовенство.
Хотя правоверный ислам не идет ни на какие компромиссы с другими религиями (в отличие, например, от буддизма) , но в народных массах мусульманские верования очень часто переплетаются с древними, домусульманскими. Почти повсеместно, особенно в слаборазвитых странах, распространен культ местных святых. Мусульманские святые зачастую оказываются не чем иным, как древними местными божествами-покровителями, которым даны мусульманские имена. Во многих местах, особенно в Средней Азии, культ святых связан с культом мазаров — якобы гробниц этих святых, а на самом деле древних местных святилищ. Более того, в последнее время в исламе обнаружено (особенно у народов Средней Азии) целый пласт влившихся в него, но глубоко архаичных верований и обрядов, относящихся к культу земледельческих божеств плодородия, к родовому культу предков, к шаманизму. Повсюду в среде мусульман распространены также вера в магию, ношение амулетов (часто с текстом из Корана) . Многие муллы выполняют функции заклинателей, знахарей.
Интересно отметить, что в многовековых столкновениях ислама с христианством (точно так же, как с маздеизмом и другими религиями) ислам почти всегда выходил победителем. В большинстве стран Средиземноморья, где сейчас господствует ислам, он вытеснил преобладавшее здесь прежде христианство (Северная Африка, Египет, Сирия, Малая Азия) . На Кавказе большинство народов до распространения ислама придерживалось христианства, позже многие из них были исламизированы (черкесы, кабардинцы, аджарцы, часть осетин и абхазов) . На Балканском полуострове в ислам обращены были некоторые группы болгар, македонцев, боснийцев, албанцев, бывших прежде христианами. Обратных случаев массового обращения какого-либо мусульманского народа в христианство история не знает. Правда, с Пиренейского полуострова (Испания, Португалия) мусульмане в результате христианской Реконкисты (XII-XV вв.) были вытеснены, но это произошло в результате процесса насильственного изгнания исповедующих ислам, а не идейной победы одной религии над другой.
Почему же религия Мухаммеда так часто одерживала верх над религией Христа? Видимо, вследствие большей простоты, доступности, понятности народным массам, особенно в восточных странах, где преобладал патриархально-феодальный быт.
В последние десятилетия, после первой мировой войны, во многих странах произошли буржуазные реформы, ограничившие влияние религии. Развернувшееся после второй мировой войны широкое демократическое прогрессивное движение в странах "третьего мира" привлекло к еще более радикальным переменам в мусульманских традициях и к их общему ослаблению. Характер перемен происходил сообразно различным социально-политическим условиям. Речь идет не только о мелких и внешних уступках мусульманского духовенства требованиям времени: смягчение или отмена старых запретов, модернизация культа и пр., но и о более глубоких сдвигах. В ряде стран проведены прогрессивные реформы, означающие решительную перестройку правовых норм и культурно-бытового уклада, конфискацию церковных земель, ограничение сферы действия шариата (не в пример возвращение к законам шариата в Чечне), введение светского школьного и университетского обучения. В частности, особенно радикальные реформы произошли в Турции после отмены султаната и учреждения республики (реформы Кемаля Ататюрка, 1920-е годы).
Литература
1. Библия. Книги Ветхого и Нового Завета.
2. Марченков В. Г. Начала православия. М.: Петит, 1991.
3. Закон Божий (Первая книга о православной вере) под ред. М. Добужинского,
4. Косидовский З. Библейские сказания. Сказания евангелистов. М.: Политиздат, 1990.
5. Наука и жизнь N 3,6-8 /М.: Пресса, 1993.
6. Энциклопедия для детей. М., 1996.
7. “Магомет, его жизнь и религиозное учение” , СПБ, 1902.
8. “Ислам и проблемы
национализма в странах
9. Андреев Д. Л. “Роза мира” , М., “Прогресс” , 1990.
10. Основы религиоведения., Учебник., “Высшая школа” , 1994.
11. Настольная книга атеиста., М., 1990.
Татарский Государственный Гуманитарно-педагогический университет
Министерство образования и науки Российской Федерации
Кафедра физической географии и геоэкологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
«Мировые религии: Буддизм, Христианство, Ислам»
Проверила доцент кафедры
Казань 2011