Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2011 в 18:36, доклад
Религиозные представления и религиозный быт древних греков находились в тесной связи со всей их исторической жизнью. Уже в древнейших памятниках греческого творчества ясно сказывается антропоморфический характер греческого политеизма, объясняющийся национальными особенностями всего культурного развития в этой сфере; конкретные представления, вообще говоря, преобладают над абстрактными, как и в количественном отношении человекоподобные боги и богини, герои и героини преобладают над божествами абстрактного значения (которые, в свою очередь, получают антропоморфические черты).
Религиозные представления древних греков
Религиозные представления
и религиозный быт древних
греков находились в тесной связи
со всей их исторической жизнью. Уже
в древнейших памятниках греческого
творчества ясно сказывается антропоморфический
характер греческого политеизма, объясняющийся
национальными особенностями
Мы знаем, далее,
разные сочетания, иерархии генеалогии
божественных существ — «Олимп»,
различные системы «
Можно различить, далее, культы государственные и частные. Всепоглощающее значение государства сказалось и в религиозной сфере. Античный мир, вообще говоря, не знал ни внутренней церкви как царства не от мира сего, ни церкви как государства в государстве: «церковь» и «государство» были в нём понятиями, поглощающими или обусловливающими друг друга, и, например, жрец был тот же государственный магистрат.
Это правило
не везде, однако, могло быть проведено
с безусловной
Поскольку преобладал
государственный принцип (восторжествовавший
не везде одновременно и равномерно),
всякий гражданин был обязан кроме
своих частноправовых божеств почитать
богов своей «гражданской общины»
(изменения принесла эллинистическая
эпоха, вообще способствовавшая процессу
нивелирования). Это почитание выражалось
чисто внешним образом —
В туманной области первоначальной, исконной греческой религии научная работа наметила лишь некоторые общие моменты, хотя они и ставятся обыкновенно с излишней резкостью и крайностью. Уже древняя философия завещала троякое аллегорическое объяснение мифов: психологическое (или этическое), историко-политическое (не совсем верно называемое евгемерическим) и физикальное; возникновение же религии она объясняла из индивидуального момента. Сюда примкнула и узкотеологическая точка зрения, и в сущности на этом же основании была построена «Символика» Крейцера («Symbolik und Mythologie der alt. Völker, bes. der Griechen», нем. Kreuzer, 1836), как и многие другие системы и теории, игнорировавшие момент эволюции.
Постепенно, однако, приходили к сознанию, что древнегреческая религия имела своё сложное историческое происхождение, что смысл мифов следует искать не позади их, а в них самих. Первоначально древнегреческую религию рассматривали только в ней самой, опасаясь заходить по ту сторону Гомера и вообще за пределы чисто эллинской культуры (этого принципа доселе держится «кенигсбергская» школа): отсюда локалистическое толкование мифов — с физикальной (например, Форкхаммера, нем. Forchhammer) или только с исторической точки зрения (например, Мюллера, нем. К. О. Müller).
Одни обратили
главное внимание на идеальное содержание
греческой мифологии, сводя его
к явлениям местной природы, другие
— на реальное, усматривая в сложности
древнегреческого политеизма следы
местных (племенных и т. п.) особенностей.
Со временем пришлось так или иначе
признать и исконное значение восточных
элементов в греческой религии.
Сравнительное языкознание
Более молодая школа сравнительной мифологии считает небесные божества результатом дальнейшего, искусственного развития первоначальной «народной» мифологии, знавшей лишь демонов (фольклоризм, анимизм). В последнее время усилилась реакция против индоевропейской мифологии. Превосходное изложение и критику этой сравнительной индогерманской мифологии, равно как и других объяснений возникновения культа и мифа, можно найти в первой главе труда О. Группе «D. griech. Kulte und Mythen in ihr. Bez. zu den orient. Religionen» (нем. О. Gruppe, т. 1, 1887).
В греческой
мифологии нельзя не признать и более
поздние наслоения, особенно во всей
внешней форме мифов (как они
дошли до нас), хотя их не всегда можно
определить исторически, как не всегда
можно выделить чисто религиозную
часть мифов. Под этой оболочкой
кроются и общеарийские элементы,
но их часто столько же трудно выделить
от специально греческих, как и вообще
определить начало чисто греческой
культуры. Не менее трудно сколько-нибудь
точно выяснить основное содержание
разных эллинских мифов, несомненно
крайне сложное. Природа с её свойствами
и явлениями играла тут большую
роль, но, может быть, преимущественно
служебную; наряду с этими
Не без влияния
осталось местное и культурное расчленение
эллинского мира; несомненно также
присутствие восточных
Информация о работе Религиозные представления древних греков