Религия и мифология в Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 09:10, контрольная работа

Описание

Древние греки были деятельным, энергичным народом, не боявшимся познавать мир, хотя он и был населен враждебными человеку существами, вселявшими в него страх. Но безграничная жажда познания этого мира пересиливала страх перед неизвестной опасностью. Приключения Одиссея, поход аргонавтов за золотым руном – это запечатленные в поэтической форме все те же стремления узнать как можно больше о той земле, на которой обитает человек. Великий русский философ Лосев А.Ф. утверждал о ненаучном происхождении мифов: “Научные функции духа слишком отвлеченны, чтобы лежать в основании мифологии. Для мифического сознания нет ровно никакого научного опыта. Его ни в чем нельзя убедить.

Содержание

Введение 3
Отличительные черты древнегреческой религии 5
Мифы как особая форма миропонимания в Древней Греции 8
Представления о загробной жизни в религии древних греков 17
Героические эпосы в мифологии Древней Греции 19
Заключение 21
Список литературы 24

Работа состоит из  1 файл

религия и мифология в древней Греции.doc

— 116.50 Кб (Скачать документ)

     Популярны были повествования о походе группы героев из фессалийского города Иолка  на корабле “Арго” в дальние  страны на восточном побережье Понта  Эвксинского.

     Однако  самыми распространенными были сказания об общегреческом походе племенных вождей против малоазийского города Трои, об осаде города, о приключениях и бедствиях многих героев, особенно Одиссея, при возвращении на родину. На основе древних легенд и сказаний некоторые из аэдов создали большие эпические поэмы.

     Как указывалось выше, самым популярным был цикл произведений о войне  союзных вождей против Трои. Основой  этого цикла были сохранившиеся  до наших дней поэмы “Илиада” и  “Одиссея”, автором которых греки  считали слепого певца Гомера. Первая поэма содержала описание десятого года войны против Трои – ссору Агамемнона с вождем Ахиллом и ее последствия. Вторая повествовала о приключениях Одиссея в далеких, сказочных, малоизвестных грекам странах Запада и о его счастливом возвращении на родной остров Итаку.

     Несколько поколений поэмы Гомера передавались из уст в уста. Только в VI в. до н.э. они были записаны в Афинах и превратились в литературные произведения. Их изучали  во всех школах Греции, позднее в  школах эллинистических государств, созданных греко-македонскими завоевателями в странах восточного Средиземноморья, и, наконец, в учебных заведениях, существовавших в Римской империи. Герои поэм Гомера – Ахилл, Одиссей, Гектор, Агамемнон, Менелай, Парис, Телемах, Приам, Нестор, Андромаха, Елена, Пенелопа и др.– были чрезвычайно популярны в древности. Их изображали в живописи и скульптуре. Эпизоды поэм являлись темами для создания больших живописных композиций настенной живописи (фресок), найденных в Помпеях, или больших мозаичных произведений, сохранившихся в развалинах различных городов древности.

     Исключительное  значение эпических поэм Гомера для  культурной жизни древнегреческого общества отметил еще живший в IV в. до н. э. древнегреческий философ  Платон, писавший, что “этот поэт (Гомер) воспитал Элладу”. Но несмотря на широчайшую популярность Гомера, время его жизни, место рождения оставались неизвестными. В древней Греции семь городов спорили за право называться родиной этого замечательного поэта. Отсутствие биографических сведений о Гомере позволило некоторым европейским исследователям древнегреческой истории и литературы усомниться в историческойреальности личности поэта.

 

Заключение

 

     Европейская культура, в том виде, в котором  знакомы с ней современные  люди, своим происхождением обязана Греко-Римским корням. Мы, порой, даже не подозреваем, насколько глубоко проникли герои и образы древних мифов в нашу жизнь.

     Уже начиная с эпохи Возрождения, писатели, художники и скульпторы стали черпать вдохновение для  своих творений из сюжетов древних греков и римлян. Неискушенный посетитель художественного музея оказывается в плену прекрасных, но зачастую непонятных ему по содержанию произведений великих мастеров изобразительного искусства: картин П. Соколова (“Дедал, привязывающий крылья Икару”), К. Брюллова (“Встреча Аполлона и Дианы”), И. Айвазовского (“Посейдон, несущийся по морю”), “Персей и Андромеда” Рубенса, “Пейзаж с Полифемом” Пуссена, “Даная” и “Флора” Рембрандта. Античность была и осталась вечной школой художников. Когда начинающих художник приходит в классы, ему дают рисовать торс Геракла, голову Антиноя. Период ученичества остается далеко позади, а зрелый мастер снова и снова обращается к образам античности, разгадывая тайну их гармонии и неувядаемой жизни. Читая стихотворения А.С. Пушкина (особенно ранние) и не зная мифологических образов, не всегда будет ясен лирический или сатирический смысл, вложенный в произведение. То же можно сказать и о стихах Г.Р. Державина, В.А. Жуковского, М.Ю. Лермонтова, баснях И.А. Крылова и других гениев.

     Сегодня стало очень модно увлекаться астрологией. Ни одно уважающее себя печатное издание не выходит в  свет без гороскопа на день, неделю, месяц, год. Да и многие из нас (не будем  скрывать) перед каким-либо важным жизненным  событием непременно интересуемся: “А что же предсказывают звезды?”. Но, я думаю, не все задумывались о том, откуда берет свою терминологию эта наука, В Астрологии названия большинства планет заимствованы из Римской мифологии (чаще всего). Им также присвоены характеры и образы мифологических божеств. Известный нам бог Гермес (у римлян Меркурий) по древней мифологии является посланником богов. С быстротой мысли переносится он с Олимпа на самый дальний конец света в своих крылатых сандалиях. Он дает в торговле доход и посылает людям богатство. Гермес изобрел меры, числа, азбуку и обучил всему этому людей. Он же бог и красноречия, а вместе с тем изворотливости и обмана. Никто не может превзойти его в ловкости, хитрости и даже в воровстве. Астрологический Меркурий выражает готовность и стремление к контактам и пониманию, ему присущи посреднические способности, ясная речь, логический ум, предпринимательский способности. Обладает быстротой реакции и умением формулировать мысли. Слабый Меркурий характеризуется склонностью к поспешным суждения, обману, критиканству или в лучшем случае к обоснованной, но острой критике. Из вышесказанного видно, что характеристики планеты Меркурий в астрологии явно совпадают с чертами Меркурия-бога.

     В каждодневной речи мы часто употребляем  такие известные выражения, как “Авгиевы конюшни”, “Эдипов комплекс”, “Ахиллесова пята”, “Кануло в лету”, “Содом и Гоморра”, “Все в Тартарары”, “Взгляд Горгоны”, “Геростратова слава” и другие. Происхождение их связано с сюжетами древней мифологии. Вот примеры некоторых из них:

     “Ахиллесова пята” – пятка была единственным уязвимым местом Ахилла, так как  ее не коснулись воды подземной реки Стикса, в которую окунала, держа  младенца за пятку, богиня Фетида, чтобы  сделать его бессмертным. Отсюда “ахиллесова пята” – уязвимое, слабое место;

     “Кануло в Лету” – в подземном царстве  Аида струятся дающие забвение всего  земного воды реки Леты. Это выражение  означает – забыть навсегда;

     “Все  в Тартарары” – мрачный Тартар–  ужасная бездна, полная вечной тьмы. Все что ни сделано, все напрасно;

     “Геростратова слава” – слава о Герострате, который, желая прославиться, сжег храм Артемиды в Эфесе, означает память о  злодеянии;

     “Танталовы  муки” – Зевс разгневался на своего сына Тантала за то, что он считал себя богоподобным и низверг  его в мрачное царство брата своего Аида. Там он несет ужасное наказание. Мучимый жаждой и голодом, стоит он в прозрачной воде. Она доходит ему до самого подбородка. Ему лишь стоит наклониться, чтобы утолить мучительную жажду. Но едва наклоняется Тантал, как исчезает вода, и под ногами его лишь сухая черная земля. Над головой Тантала склоняются сочные фиги, румяные яблоки, гранаты, груши и оливы; почти касаются его волос тяжелые, спелые грозди винограда. Изнуренный голодом, Тантал протягивает руки за прекрасными плодами, но налетает порыв бурного ветра и уносит плодоносные ветки... Так мучается царь Сипила, сын Зевса Тантал в царстве ужасного Аида вечным страхом, голодом и жаждой. Отсюда выражение “Танталовы муки” означает нестерпимые мучения от сознания близости желанной цели и невозможности ее достичь.

     “Дойти  до Геркулесовых столбов” – столпы (столбы) Геракла или Геркулесовы  столпы (столбы) – древнее название двух скал на противоположных берегах  Гибралтарского пролива (современные  Гибралтар и Суета). Геракл обозначил  ими предел своих странствий до Океана, и в переносном смысле “дойти до Геркулесовых столбов” означает “дойти до предела”;

     “Нить Ариадны” – Перед предстоящим  боем с Минотавром в лабиринте, Ариадна  дала Тесею клубок ниток. Тесей привязал конец клубка перед входом в пещеру и только так смог выбраться из лабиринта. Отсюда выражение “нить Ариадны”, “путеводная нить”;

     “Сизифов  труд” – за обман бога смерти Таната, несет Сизиф тяжкое наказание  в загробной жизни. “Он вынужден вкатывать на высокую, крутую гору громадный камень. Напрягая все силы, трудится Сизиф. Пот градом струится с него от тяжелой работы. Все ближе вершина, еще усилие –и окончен будет труд Сизифа, но вырывается из рук его камень и с шумом катится он вниз, поднимая облака пыли. Снова принимается Сизиф за работу. Так вечно катит камень Сизиф и никогда не может достигнуть цели – вершины горы.” Это выражение стало крылатым для обозначения нескончаемой и бессмысленной работы.

     Не  отдавая себе отчета, мы порой говорим  о титанических усилиях и гигантских размерах (а ведь титаны и гиганты – порождения богини Земли, боровшейся с греческими богами), о паническом страхе (а это проделки бога Пана, любившего наводить безотчетный ужас на людей), об олимпийском спокойствии (которым обладали древние боги – обитатели священной горы Олимп) или о гомерическом смехе (это безудержный громовой смех богов, описанный поэтом Гомером). К общепринятым сравнениям можно отнести и уподобление могучего и сильного человека Геркулесу, а смелой и решительной женщины – амазонке.4

 

Список  литературы

 
    1. Афанасьева  В., Луконин В., Померанцева Н. Искусство  древнего мира (Малая история искусств). М.: НОРМА, 2003.
    2. Дмитриева Н. А. Виноградова Н. А. Искусство Древнего мира. М.: Знание, 2000.
    3. Культурология. История мировой культуры. / Под редакцией Марковой А.Н. – Москва: Изд-во «Культура и спорт», 2004.
    4. Культурология: Учебник / Под ред. А.А.Радугина. – М.: Стимул, 2002.
    5. Мировая культура: краткий очерк / Под ред. С.В.Миронова. – М.: Знание, 2001.

Информация о работе Религия и мифология в Древней Греции