Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 21:42, реферат
Сегодня, когда качество информационных технологий и их использования все в большей степени определяют характер жизни общества, вопрос о взаимоотношении общества и СМИ, о степени свободы СМИ от общества, власти и государства (особенно государства, претендующего на демократический статус) приобретает особое значение. Средства массовой информации, взятые как целое и являясь важной составной частью массовой коммуникации общества, несут в себе различные социально-политические роли, те или иные из которых приобретают особую общественную значимость.
Реферат по Культурологии на тему
«Роль СМИ в трансформации массовой культуры».
Введение
Сегодня, когда качество информационных технологий и их использования все в большей степени определяют характер жизни общества, вопрос о взаимоотношении общества и СМИ, о степени свободы СМИ от общества, власти и государства (особенно государства, претендующего на демократический статус) приобретает особое значение. Средства массовой информации, взятые как целое и являясь важной составной частью массовой коммуникации общества, несут в себе различные социально-политические роли, те или иные из которых приобретают особую общественную значимость. Это могут быть роли организатора, объединителя общества, его просветителя. Но они могут играть и дезинтегрирующую, разъединительную роль.
Виды
средств массовой
информации (СМИ)
Современные СМИ представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам.
Существует
три подсистемы СМИ: печать, радио и телевидение.
К этим видам СМИ в последнее десятилетие
присоединяется и активно развивающийся
четвертый тип каналов информации — всемирная
компьютерная сеть (Интернет), в которой
значительное место занимает массовая
информация. Это электронные версии газет,
т.е. сетевые газеты и журналы, радио- и
теле – “сетевещание”, сайты (“блоги")
отдельных журналистов, притом оперативно
меняющие содержание и получаемые в режиме
реального времени. Таким образом, компьютерные
сети соединяют в себе возможности всех
типов СМИ.
Функции
СМИ
Вообще у СМИ огромное количество функций в совершенно разных сферах и различные авторы по-разному рассматривают функции средств массовой информации. Но существует самое простое разделение функций СМИ, которое предлагают современные исследования:
СМИ в настоящее время оказывает большое влияние на культуру. У этого влияния есть свои положительные и отрицательные стороны. Например, повышение уровня образования все более широких слоев населения тесно связанно с зарождением СМИ. Но, в то же время, расширение сферы контакта населения с искусством и наукой посредством СМИ вызвало целый комплекс последствий и для всех социальных слоев и для самой культуры. Из этих последствий выделим следующие два:
Искусство, разделенное до этого на две не слишком связанные между собой части - элитарное и массовое, стало растягиваться в шкалу, каждый участок которой с удалением от элитарного полюса адресовался все более широкому кругу “потребителей”. Малообразованные, но уже попавшие в сферу воздействия СМИ, слои населения получают свою моду, бытовой дизайн, городской романс, бульварные газеты, “романы для кухарок” и другие составляющие быстро разворачивающейся масс-культуры. С точки зрения элитарных критериев, этот поток состоял из негативных компонентов, разрушающих мораль и культивирующих “дурной вкус”. Этому способствуют СМИ, играющие на низменных инстинктах и не думающие о последствиях, оказанных информацией такого рода. По большей части такое отношение самих СМИ к подаваемой ими информации обусловлено стремлением людей, работающих с этой сфере, к лёгким деньгам.
Симбиоз большого искусства и высших классов строился до эпохи СМИ в основном на отношениях "предложение-заказ" и в значительно меньшей степени на форме "товар-рынок". С культурной перестройкой, начавшейся под влиянием развития СМИ, новое, неэлитарное, искусство стало формироваться под знаком чисто рыночных отношений, причем рынка массового - низкая цена, большой тираж и качество “под клиента”.
Таким образом, СМИ играют большую роль в возникновении и развитии массовой культуры, но все сказанное выше не учитывает еще один важный фактор формирования высокой и низкой культур: социальный заказ, который еще совсем недавно считался основной силой, определяющей основы развития искусства и даже науки.
Высокое искусство во все эпохи должно было прежде всего подчеркнуть право заказчика на власть. Основной же для искусства критерий - “красота” - мог рассматриваться как вторичный, поскольку (а) обычно является компонентом оформления величия власти и (б) более важен в тех областях, которые реже входили в основной набор атрибутов власти (литература, театр, и т.п.).
На
низкое же искусство до эпохи СМИ
влиять сверху можно было скорее кнутом,
т.е. запретами на нежелательные
элементы, чем поощрением желательных.
Появление СМИ начинает процесс
становления новой масс-
В современный период развития мирового сообщества успешное решение политических, экономических и социальных задач все больше зависит от действия такого субъективного фактора как социальная активность личности. Важную роль в формировании активности играют средства массовой информации. О возрастающей роли печати, радио, телевидения и, в особенности, интернета в общественной жизни страны свидетельствуют их бурный рост, распространенность и доступность массовой информации.
Средства массовой информации – мощная сила воздействия на сознание людей, средство оперативного донесения информации в разные уголки мира, наиболее эффективное средство влияния на эмоции человека, способное убеждать реципиента наилучшим образом. По мере расширения технических возможностей их роль возрастает. А по эмоциональному воздействию на чувства и сознание людей они остаются пока непревзойденными и собирают самую большую аудиторию.
Информация о работе Роль СМИ в трансформации массовой культуры