Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 20:58, реферат
Культура - смыслонесущий и смыслопередающий аспект человеческой практики и ее результатов, символическое измерение социальных событий, позволяющее индивидам жить в особом жизненном мире, который они могли бы понимать и совершать в нем поступки.
3 подхода к культуре: в обыденности ассоциируется с воспитанностью, отождествляют культуру с художественной культурой, включает в себя политическую, духовную культуру.
Средневековая университетская наука получила название схоластики (от слова 5Ьо1а — школа); наиболее ярко схоластика отразилась в средневековом богословии. Нужно не забывать, что на духовную жизнь средневековья наложили свою печать католическая церковь и город.
В XI—XII вв. сложился морально-этический образ рыцаря, отличавшегося светским характером, чуждым аскетизму. Рыцарь должен молиться, избегать греха, высокомерия и низких поступков, он должен защищать церковь, вдов и сирот, а также заботиться о подданных. Он должен быть храбрым, верным и не лишать никого его собственности; воевать он обязан лишь за правое дело. Он должен быть заядлым путешественником, сражающимся на турнирах в честь дамы сердца, повсюду искать отличия, сторонясь всего недостойного; любить своего сюзерена и оберегать его достояние; быть щедрым и справедливым; искать общества храбрых и учиться у них свершению великих деяний по примеру Александра Македонского. Этот образ получил отражение в рыцарской литературе.
Упадок культуры в период раннего средневековья объясняется в очень большой степени той церковно-феодальной идеологией, которая вносилась в жизнь нового общества католической церковью. Люди воспитывались в духе религиозно-аскетического мировоззрения; каждый верующий должен был в своей земной жизни готовиться к пребыванию в вечном загробном мире; для этого церковь рекомендовала посты, молитвы, покаяние. Человеческое тело рассматривалось как темница души, которую нужно было освободить для высшего блаженства.
Существовали
две фундаментальные тенденции —
тенденция Кассиодора Сенатора (ок. 487—578),
объединившая христианскую традицию и
светское знание, и тенденция Бенедикта
Нурсийского, отражавшая неприятие культуры
и приведшая к духовному диктату церкви
в середине века. Значимость католической
церкви была обусловлена исключительным
значением религии в средние века — она
представляла собой идеологическую форму
внеэкономического принуждения, составлявшего
существенную черту классовых отношений
в феодальном обществе. Нетерпимость (религиозный
фанатизм) представляла собой сильнейшую
связь отождествления индивида с церковью.
В такой ситуации индивид не мог выйти
из католической церкви, со временем от
нее откалывались целые государства.
Раскол христианства
на восточное (православие) и западное
(католичество) части, во время Реформации
с Римом порывают князья и епископы, а
вместе с ними и целые народы. Раскол происходит
в 1054. 1204 - крестовые походы. Западное -
схоластика - схола (школа) - рациональный
способ изучения, который предполагает
объяснение иррационального речью. Восточное
- исихазм - исихия (молчание) - способ духовно
- интеллектуального определения бытия.
Инквизиция - разветвленная организация,
практически контролировавшая все сферы
деятельности миллионов людей, используя
различные методы социотехнического,
в том числе и тайного, управления обществом.
Она возникла в XII—XIII вв. и просуществовала
до первой половины XIX в. Следует отметить,
что к концу XIII в. Западная Европа, находящаяся
под влиянием католической церкви, была
покрыта сетью инквизиционных трибуналов.
Деятельности инквизиции были присущи
разнообразные методы и формы — от пыток
в застенках и аутодафе в средние века
до анафем, отлучений и Индекса запрещенных
книг в Новое и Новейшее время. Для борьбы
с «христовыми врагами» и отступниками
был создан в середине XVI в. орден иезуитов,
во главе которого стал Игнатий Лойола,
основатель этой полувоенной-полумонашеской
организации. Именно этому фанатичному
ордену удалось потеснить множество других
католических орденов (доминиканцев, францисканцев
и др.) и осуществить тотальный контроль
над мыслями, духовной жизнью многих людей
в мире. Орден иезуитов на протяжении длительного
времени был главным орудием феодальной
католической реакции, основным средством
политической и идеологической экспансии
Ватикана. Франциск
Ассизский (родился в 1182 - 1226). Основал
католический монашеский
орден францисканцев, женский орден
кларисс, орден терциариев. Францисканцы
и доминиканцы создали нищенствующие
ордена, они хотели сломать парадигму
монашеской жизни. Они активно участвовали
в политической жизни. Они обосновывались
в городах, проникая в гущу беднейшего
населения, которое располагали к себе
проповедью на народном языке, мелкой
благотворительностью. Это способствовало
притоку пожертвований. Орден получил
от папства ряд привилегий и быстро богател.
На францисканцев, наряду с доминиканцами
наложили инквизиторские обязанности.
Внутри ордена шла борьба между спиритуалами
и конвентаулами
(ревнивые и умеренные сторонники отказа
от имущества). Крупными схоластами
ортодоксального направления были Альберт
Великий (1193-1280) и Фома
Аквинский (1225-1274). Альберт Великий был
почитателем Аристотеля, автором многих
сочинений богословского и естественноисторического
характера. Фома Аквинский создал своеобразную
энциклопедию католического богословия
«Сумма теологии», в которой вопросы
познания природы и общества рассматривались
в ортодоксально-католическом духе. Он
выработал общие принципы католического
богословия, считаемые церковью незыблемыми
и по сей день. Выдвигая идею гармонии
веры и разума, Фома Аквинский тем не менее
подчинил науку богословию (наука — служанка
богословия). Дав критику всех ранее существовавших
схоластических доказательств бытия божьего,
выставил свои доказательства: мировое
движение предполагает первый двигатель,
причинная связь - первопричину, целесообразность
в мире - целеполагающее существо. Он был
умеренным реалистом. Его философия была
направлена на укрепление католической
церкви. Его учение носит название томизм.
Мистики считали, что религиозные доктрины
познаются не с помощью разума и науки,
а путем интуиции, озарения или «созерцания»,
молитв и бдений. К известным мистикам
средневековья относятся Бернард Клервоский,
организатор второго крестового похода,
Иоаганн Баулер и Фома
Кемпийский, написавшие немало произведений
и оказавшие большое влияние на деятельность
немецких реформаторов радикального направления
XVI в. Мистики отрицали роль разума в познании
мира и бога и в этом отношении были более
реакционными, чем схоласты. Но среди них
были сильны демократические настроения,
мистические секты критически относились
к феодальному строю и предсказывали необходимость
переворота и установления царства божьего
на земле.
Просвещение
Характерные черты культуры эпохи европейского Просвещения:
В науке цивилизацию называют техногенной, если ее характерная черта — это быстрое изменение техники и технологии благодаря систематическому применению в производстве научных знаний. Искусство XVIII в. находится в состоянии кризиса, когда величественная, воздвигавшаяся в течение тысячелетий грандиозная художественная система (как модель особой жизни) подверглась пересмотру. Постепенное разрушение сословно-иерархического принципа повлекло и трансформацию санкционированного религией искусства. В эпоху Просвещения возникли мощные идейные течения, произошла революция в интеллектуальной, этической, правовой и эстетической сферах, что проложило путь к политическим переменам и в итоге потрясло государственные основы Франции (а также других стран Европы и Северной Америки). Возможно, именно в это время светская культура стала определяющим фактором, основной движущей силой. Результатом «века Разума» стала Великая французская революция 1789 г., провозгласившая человека гражданином.
В 16 веке энциклопедия - "сборник разнородного содержания", классификация знаний. Энциклопедисты - идеологи предреволюционной французской буржуазии, объединившиеся вокруг издания "Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел". Во главе - Д. Дидро. Воззрения энциклопедистов: Вольтер и Руссо - деизм, Дидро и Гольбах - материализм и атеизм. Объединяло: отрицательное отношение к феодальному строю, защита прав "третьего класса", ненависть к средневековой схоластике и католической церкви.
Информация о работе Романский стиль в средневековой архитектуре