Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 15:19, реферат
XVIII век был знаменателен для России заметными переменами и значительными достижениями в области искусства. Изменились его жанровая структура , содержание, характер, средства художественного выражения. И в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и в графике русское искусство выходило на общеевропейские пути развития
1) Введение 3 стр.
2) Русская архитектура XVIII века 4 стр.
3) Список использованной литературы 9 стр.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования«Ивановская государственная текстильная академия»Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ивановская государственная текстильная академия» в
г. Вичуге Ивановской
области Реферат на тему: « Русская архитектура
XVIII века» Выполнил: студент группы 4 рем.Румянцев М.А. Проверил: Преподаватель культурологи Гусева
Н.Н. Вичуга2011/12 уч. год |
План
Введение
Культурология – одна из самых молодых, но тем не менее активно развивающихся наук. Разумеется, культура изучалась и раньше. Примерно до середины XIX столетия ее исследованием занимались преимущественно философия и история, а позже – этнография, антропология, филология. Одной из первых работ, посвященных непосредственно культуре, была книга английского историка Э. Тейлора «Первобытная культура» (1871г.). однако Культурология в полном смысле появилась лишь в XX веке.
Происхождение
термина «культурология» обычно
связывают с именем американского
ученого Л. Уайта. За последние два-три
десятилетия это название прочно закрепилось
в России. Однако в западной науке оно
не прижилось. В Европе и Америке исследованием
культуры, понимаемой там преимущественно
в социально-этнографическом смысле, занимаются
социальная и культурная антропологии,
семиотика, лингвистика. В России же культурология,
до недавнего времени не считавшаяся самостоятельной
дисциплиной, теперь развивается очень
активно. Таким образом, эта наука все
еще находится в стадии становления, поиска
своего предмета и методов, ее статус пока
до конца не определен.
1. Русская архитектура XVIII века
XVIII век был знаменателен для России заметными переменами и значительными достижениями в области искусства. Изменились его жанровая структура , содержание, характер, средства художественного выражения. И в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и в графике русское искусство выходило на общеевропейские пути развития. Еще в недрах XVII века , в петровские времена, происходил процесс «обмирщания» русской культуры. В становлении и развитии светской культуры общеевропейского типа невозможно было полагаться на старые художественные кадры ,для которых новые задачи оказались не по плечу. Приглашаемые на русскую службу иностранные мастера не только помогали создавать новое искусство ,но и были учителями русских людей. Другим не менее важным путем получения профессиональной подготовки была посылка русских мастеров на учебу в Западную Европу. Так многие русские мастера получили высокую подготовку во Франции, Голландии, Италии, Англии, Германии. Я думаю, что именно на этом этапе русское искусство вступило в более тесное соприкосновение со стилевыми тенденциями, выработанными в западноевропейском искусстве нового времени, через которые предстояло пройти свой путь и ему. Однако поначалу процесс перестройки художественного сознания русских мастеров протекал с большими трудностями, в методе их работы еще сказывались традиционные представления, законы средневекового творчества в форме монументально-декоративных росписей и иконописи.
Идея основания в России своей школы разных художеств появилась еще при Петре –I, который дал указание о разработке проекта такой Академии, хотя прошло еще не мало времени, прежде чем удалось реализовать эту идею. Поначалу подготовка мастеров велась в различных местах и городах. Это была и Петербургская типография,и Оружейная палата в Москве, однако необходимость дальнейшего развития художественной школы стала особенно очевидной в середине XVIII века. И в 1757 г., в Петербурге состоялось открытие Академии трех знатных художеств. Уже в 1758 г. стараниями М. В. Ломоносова и И.И. Шувалова (президент Академии 1757 г.-1763 г.) сюда прибыла группа московских и петербургских юношей , склонных к художествам. Преподавание в Академии вели и иностранные учителя : скульптор Н. Жилле, живописцы С. Торелли, Ф. Фонтебассо и др., которым многим обязана русская культура. В 1764 г. Академия трех знатных художеств была преобразована в Российскую императорскую Академию художеств. В это время Академия становится и законодателем художественных идей, и учебным заведением. В ее среде выросло новое поколение художников, прославивших впоследствии Россию на весь мир, это были и архитекторы И. Старов, В.Баженов, скульпторы Ф. Шубин, Ф. Гордеев ,художники А. Лосенко, Д. Левицкий и др. С основанием Академии художеств эпизодические поездки русских учеников за границу превращаются в постоянную практику учебы и работы за границей ,которой удостаивались лучшие выпускники.
Русское искусство, как мы
Своеобразно нарастает и
Эпицентром передовых веяний
в архитектуре и
Неоценимую роль в этом сыграли
великие русские и иностранные архитекторы.
Одним из известнейших представителей
западной архитектурной школы, работавший
в России был Растрелли
Франческо Бартоломео (1700-1771
г.),сын итальянского скульптора К.Ф.
Растрелли, служившего при дворе французского
короля Людовика XIV , однако архитектурно-строительный
опыт приобрел в России ; будучи одаренным
художником , он сумел проявить себя как
искусный зодчий и занял наивысшее в архитектурном
мире России положение «обер-архитектора».
Его творчество достигло апогея в 1740-1750
г. Наиболее известные его творения - это
и ансамбль Смольного монастыря
в Петербурге (1748-1764 г.), созданный в традициях
русских монастырских ансамблей предыдущих
столетий, и дворцы елизаветинских вельмож
М.И. Воронцова и С.Г. Строганова в Петербурге
, но в наивысшей степени его талант
проявился в создании таких шедевров как
Зимний дворец (1754-1762 г. ) в столице,
Большой дворец в Царском Селе и Петергофе
(Петродворце) ,и многом многом другом.
Все они ярко характеризуют стиль барокко
середины XVIII в. и эволюцию творчества
замечательного зодчего. Еще одним
ярким иностранным представителем работавшим
в России был Антонио
Ринальди (1710-1794 г.). В своих ранних постройках
он еще находился под влиянием «стареющего
и уходящего» барокко, однако в полной
мере можно сказать что Ринадьди представитель
раннего классицизма. К его творениям
относятся: Китайский дворец (1762-1768 г.)
построенный для великой княгини Екатерины
Алексеевны в Ораниенбауме, Мраморный
дворец в Петербурге (1768-1785 г.) ,относимый
к уникальному явлению в архитектуре России,
Дворец в Гатчине (1766-1781 г.) ставший
загородной резиденцией графа Г.Г. Орлова
. А.Ринальди выстроил также несколько
православных храмов, сочетавших в себе
элементы барокко-пятеглавие куполов
и высокой многоярусной колокольни. Известным
русским представителем эпохи раннего
классицизма в архитектуре был ученик
архитектора Коробова – Кокоринов
А.Ф. (1726-1722 г.). К известным его произведениям
,где с наибольшей отчетливостью проявился
стиль классицизма принято относить
здание Академии художеств в Петербурге,
выстроенного на Невской набережной Васильевского
острова (1764-1788 г.). Необычайно красивый
фасад и многофункциональные кабинеты
и залы этого здания соответствовали
все возрастающему престижу русского
искусства. Известным московским архитектором,
украсившим облик Москвы по праву считается
Баженов В.И. (1737-1799 г.).Начальные познания
в зодчестве он получил в архитектурной
школе Д.В.Ухтомского и в гимназии Московского
университета. Дипломат Французской
академии художеств, присвоение звания
профессора Римской национальной академии
искусств, членство в Флорентийской и
Болонской академиях художеств-поистине
мировое признание его таланта . По возвращении
в Петербург (1765 г.) В.И.
Баженова избрали академиком Петербургской
Академии художеств, а в 1799г. он стал ее
вице-президентом. К первым работам
В.И. Баженова относятся строительство
здания петербургского Арсенала (ныне
не существует) и до сих пор не разгаданный
проект Смольного института ( не осуществлен).
С 1767 г. все внимание широко образованного
зодчего поглотило ответственное поручение
– проектирование и строительство колоссального
сооружения – Большого Кремлевского дворца
и здания коллегий на территории Московского
Кремля. В связи с этим в 1768 г. была создана
специальная Экспедиция кремлевского
строения , главным архитектором которой
был назначен В.И. Баженов. В его
архитектурную команду вошли известнейшие
проектировщики того времени, одним из
которых был величайший впоследствии
архитектор – М.Ф.Казаков. Новый дворец
был задуман таким грандиозным (соответственно
престижу великого государства), что мог
скрыть за собой древние строения Соборной
площади, а это бы нарушило традиционный
облик Кремля, именно по этому своей
"Инструкцией к строительству..."
сам Баженов провозгласил необходимость
сбережения древних построек Кремля. В
1772 г. были завершены все проектные работы,
а 1. июня 1773 г. произведена официальная
закладка дворца. В.И.
Баженов писал : «народы европейские,
узрев восставший из недр земных новый
Кремль, объяты будут удивлением величавости
и огромности оного и не увидят уже красот
своих собственных великолепий
». Однако дальше торжественной
закладки строительство дворца дело не
пошло, и в 1775 г. была даже распущена
архитектурная команда В.И.
Баженова. Широко разрекламированный
проект и строительство дворца были
средством укрепления государственного
престижа Екатерины II , которая стремилась
показать . что Россия под ее властью
способна вести изнурительную войну и
одновременно затевать грандиозное строительство.
И тем не менее , несмотря на то , что выдающийся
замысел В.И.Баженова осуществлен
не был . его значение для русской культуры
было весьма велико, и прежде всего для
окончательного утверждения классицизма
как основного стилистического направления
в развитии отечественного зодчества.
Кроме того, на проекте перестройки Кремля,
прошли профессиональную подготовку
многие известные мастера. Отказ от
строительства ,В.И.Баженов перенес
стоически, неудачи не сломили зодчего.
Он занялся разработкой проектов частных
строений по заказам московского дворянства.
К наиболее значимым строениям этого периода
стоит отнести ансамбль усадьбы и господского
дома Пашкова в Москве (1784-1786 г.), неподалеку
от Кремля. Это определило компактную
и в высшей степени оригинальную планировочную
композицию. При проектировании дома
Пашкова Баженов выступил блестящим
последователем идей французского
классицизма. Из усадебных городских
домов в Москве, созданных в последний
период жизни Баженовым, следует отметить
дом Юшкова на Мясницкой. Завершением
творчества В.И.Баженова предстает
проект строительства Михайловского
замка в Петербурге, однако закончить
его Баженову не удалось, и со значительными
изменениями дворец был достроен архитектором
В.Ф. Бренном. Еще один выдающийся русский
архитектор – Казаков
М.Ф. Свое образование он получил в архитектурной
школе Д.В.Ухтомского в Москве, большую
роль в развитии природного дарования
М.Ф.Казакова сыграла работа в Твери
,а затем семилетнее пребывание а архитектурной
команде В.И. Баженова в период
работы над проектом Большого Кремлевского
дворца. Творческим кредо сформировавшегося
Казакова был классицизм в его строгом
проявлении. Ярким примером этому служит
огромное здание Сената в Московском
Кремле, искусно сооруженное им в 1776
– 1787 г. Можно предположить , что характер
архитектурного решения этого здания
был навеян архитектурой неосуществленного
Кремлевского дворца В.И.
Баженова. Следующим крупным общественным
зданием , возведенным Казаковым в Москве,
было четырехэтажное здание
Университета на Моховой улице (1786 – 1793
г.). Это здание является прекрасным
образцом классицизма , соответствующее
престижу русской науки , имеющее строгий
и репрезентативный вид. Важное место
в архитектуре московского классицизма
и в творчестве М.Ф.Казакова
занимает известное общественное здание
– дом Благородного Собрания, мастерски
перестроенный архитектором. Также Казаковым
была выстроена церковь Филлипа Метрополита
на Второй Мещанской улице (1777-1788 г.). В
строительстве мастер так же использовал
классическую круглую композицию применительно
к православному храму. Еще очень и очень
многие выдающиеся русские и иностранные
зодчие трудились на благо России, именно
их стараниями по красоте городов и
величию зданий, Россия в XVIII встала
в один ряд с западноевропейскими странами.
Рецензия