Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 05:50, реферат
Икона это живописное, реже рельефное изображение Иисуса Христа, Богоматери, ангелов и святых. Ее нельзя считать картиной, в ней воспроизводится не то, что художник имеет перед глазами, а некий прототип, которому он должен следовать. Из первых столетий христианской церкви, гонимой и преследуемой в это время, много дошло до нас условных или символических изображений, однако ясных и прямых напротив очень мало.
Введение……………………………………………3
Глава 1 Гонения на Иконы ……………………….4
Глава 2 Русская Иконопись ………………………4
2.1. Особенности Русской иконописи……………4
2.2 Значение красок………………………………..5
2.3 Психология Иконописи………………………..7
2.4 Две эпохи Русской иконописи………………...8
2.5 Творчество Андрея Рублева…………………...9
Заключение…………………………………………11
Список литературы………………………………
2.4
Две эпохи русской иконописи.
Можно
задать себе вопрос: “Всегда ли так
величественна и самостоятельна
была русская икона?” Взглянув в
ее историю, мы понимаем, что до XV века
она полностью подчинена
В иконе эта перемена настроения сказывается,
прежде всего, в появлении широкого русского
лица, нередко с окладистой бородой, которая
идет на смену лику греческому. Не удивительно,
что русские черты проявляются в типичных
изображениях русских святых. Например,
в иконе Св. Кирилла Белозерского, принадлежащей
епархиальному музею в Новгороде. Русский
облик нередко принимают пророки, апостолы
и даже греческие святители - Василий Великий
и Иоанн Златоуст Народный дух приобретает
не свойственную ему доселе упругость,
небывалую способность сопротивления
иноземным влияниям. Известно, что в XV
веке Россия входит в более тесное соприкосновение
с Западом. Делаются попытки обратить
ее в католичество. По Москве работали
итальянские художники. И что же? Поддалась
ли Россия этим иноземным влияниям? Утратила
ли она самобытность? Как раз наоборот.
Именно в XV веке рушится попытка “унии”.
Именно в XV веке наша иконопись, достигая
своего высшего расцвета, впервые освобождается
от
ученической зависимости,
становится вполне самобытной и русской.
2.5
Творчество Андрея Рублева.
Говоря
о русской иконе, невозможно не упомянуть
имени Андрея Рублева. Его имя
было сохранено народной памятью. С
ним часто связывали разновременные
произведения, когда хотели подчеркнуть
их незаурядное историческое или художественное
значение.
Нам не известно в точности, когда родился
Андрей Рублев. Большинство исследователей
считают условно 1360 год датой рождения
художника. Мы также не знаем, к какому
сословию он принадлежал, кто был его учителем.
Самые ранние сведения о художнике восходят
к Московской Троицкой летописи. Среди
событий 1405 года, сообщается, что “тое
же весны почаша подписывати церковь каменную
святое Благовещение на князя великого
дворе... а мастеры бяху Феофан иконник
гречин, да Прохор старец с Городца, да
чернец Андрей Рублев”. Упоминанием имени
мастера последним, согласно тогдашней
традиции, означало, что он является младшим
в артели. Но вместе с тем участие в почетном
заказе по украшению домовой церкви Василия
Дмитриевича, старшего сына Дмитрия Донского,
наряду со знаменитым тогда на Руси Феофаном
Греком характеризует Андрея Рублева
как уже достаточно признанного, авторитетного
автора.
Следующее сообщение Троицкой летописи
относится к 1408 году: 25 мая “начался подписывати
церковь каменную великую соборную святая
Богородица иже во Владимире повелением
князя Великого а мастеры Данило иконник
да Андрей Рублев” . Уминаемый здесь Даниил
- “содруг” Андрея, более известный под
именем Даниила Черного, товарищ в последующих
работах. Андреем Рублевым и под его руководством
было расписано много храмов, а так же
нарисован целый ряд праздничных и пророческих
икон. Владимирский Успенский собор, упоминаемый
в летописи, древнейший памятник домонгольской
поры, возведенный во второй половине
XII века при князьях Андрее Боголюбском
и Всеволоде Большое Гнездо, был кафедральным
собором митрополита. Разоренный и выжженный
ордынскими завоевателями храм нуждался
в восстановлении. Московский князь Василий
Дмитриевич, представитель ветви владимирских
князей, потомков Мономахов, предпринимал
обновление Успенского собора в начале
XV века как некий закономерный и необходимый
акт, связанный с возрождением после победы
на Куликовском поле духовной и культурной
традиций Руси, эпохи национальной независимости.
От работ А. Рублева и Д. Черного в Успенском
соборе до наших дней дошли иконы иконостаса,
составлявшие единый ансамбль с фресками,
частично сохранившимися на стенах храма.
Следующей важнейшей работой Андрея Рублева
явился так называемый Звенигородский
чин (между 1408 и 1422 гг.), один из самых прекрасных
иконных ансамблей рублевской живописи.
Чин состоит из трех поясных икон: Спаса,
архангела Михаила и апостола Павла. Они
происходят из подмосковного Звенигорода,
в прошлом центрального удельного княжества.
Три большемерные иконы, вероятно, когда-то
входили в семифигурный деисус. В соответствии
со сложившейся традицией по сторонам
от Спаса располагались Богоматерь и Иоанн
Предтеча, справа иконе архангела Михаила
соответствовала икона архангела Гавриила,
а в паре с иконой апостола Павла должна
была быть слева икона апостола Петра.
Сохранившиеся иконы были обнаружены
реставратором Г. Чириковым в 1918 году в
дровяном сарае близ Успенского собора
на Городке, где располагался княжеский
храм Юрия Звенигородского, второго сына
Дмитрия Донского. Звенигородский чин
соединил в себе высокие живописные достоинства
с глубиной образного содержания. Мягкие
задушевные интонации, “тихий” свет его
колорита удивительным образом перекликаются
с поэтическим настроением пейзажа звенигородских
окрестностей. В звенигородском чине Рублев
выступает как сложившийся мастер, достигший
вершин на том пути, важным этапом которого
была живопись 1408 года в Успенском соборе
во Владимире. Используя возможности поясного
изображения, как бы приближающего укрупненные
лики к зрителю, художник рассчитывает
на длительное созерцание, внимательное
вглядывание, собеседование. В двадцатых
годах XV века артель мастеров, возглавляемая
Андреем Рублевым и Даниилом Черным, украсила
иконами Троицкий собор в монастыре преподобного
Сергия, возведенный над его гробом. Преподобный
Сергий Радонежский, под влиянием идей
которого сформировалось мировоззрение
А. Рублева, был выдающейся личностью своего
времени. Он ратовал за преодоление междоусобиц,
деятельно участвовал в политической
жизни Москвы, способствовал ее возвышению,
мирил враждовавших князей, содействовал
объединению земель вокруг Москвы.
Личность Сергия Радонежского обладала
особым авторитетом для современников,
на его идеях было воспитано поколение
людей эпохи Куликовской битвы; Андрей
Рублев как духовный наследник этих идей
воплотил их в своем творчестве. В состав
иконостаса Троицкого собора вошла, как
высокочтимый храмовый образ, икона “Троица”.
В основе ее сюжета лежит библейский рассказ
о явлении праведному Аврааму божества
в виде трех прекрасных юношей-ангелов.
В иконе внимание сосредоточено на трех
ангелах, их состоянии. Они изображены
восседающими вокруг престола, в центре
которого изображена евхаристическая
чаша с головой жертвенного тельца, символизирующего
новозаветного агнца, то есть Христа. Смысл
этого изображения - жертвенная любовь.
Исследователи подчеркивают символическое
космологическое значение композиционного
круга, в который лаконично и естественно
вписывается изображение. В круге видят
отражение идеи Вселенной, мира, единства,
объемлющего собою множественность, космос.
Следующей грандиозной работой А. Рублева
было создание в 1427-1430 гг. росписи Спасского
собора Спасо-Андронникова монастыря
в Москве. Это была его последняя работа
29 января 1430 г. он скончался и был погребен
в этом же монастыре. Андрею Рублеву удалось
наполнить традиционные образы новым
содержанием, соотнеся его с главнейшими
идеями времени: объединением русских
земель в единое государство и всеобщим
миром и согласием. Эпоха Рублева была
эпохой возрождения веры в человека, в
его нравственные силы, в его способ-
ность к самопожертвованию
во имя высоких идеалов.
Заключение:
Подводя итог данному исследованию. следует отметить, что на протяжении всей истории христианства иконы служили символом веры людей в Бога и его помощь им. Иконы берегли: их охраняли от язычников и, позднее, от царей-иконоборцев. Икона - это не просто картина с изображением тех, кому поклоняются верующие, но и своеобразный психологический показатель духовной жизни и переживаний народа того периода, когда она была написана. Духовные подъемы и спады ярко отразились в русской иконописи XV-XVII веков, когда Русь освободилась от татарского ига. Тогда русские иконописцы, поверив в силы своего народа, освободились от греческого давления и лики святых стали русскими. Иконопись - это сложное искусство, в котором все имеет особый смысл: цвета красок, строение храмов, жесты и положения святых по отношению друг к другу. Не смотря на многочисленные гонения и уничтожение икон, часть из них все же дошла до нас и являет собой историческую и духовную ценность.
Список литературы:
1. Гусева Э. К. “А. Рублев. Из собрания
Третьяковской галереи”. - М., 1990.
2. Алпатов М. В. “Древнерусская иконопись”.
- М., 1984.
3. Князь Евгений Трубецкой “Три очерка
о русской иконе”, - Новосибирск 1991.
4. Доктор Богословия Архиепископ Сергий
Спасский “О почитании икон” С. -П. 1995
5. Атеистический словарь, - М., 1986
6. Советский энциклопедический словарь,
- М., 1979