Русская культура 17 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 20:03, реферат

Описание

Русская культура - это, по выражению Д.С. Лихачева, громадное
разнообразие возможностей, идущее от множества истоков-учителей.
Среди последних - дохристианская культура восточных славян, благот-
ворное отсутствие единства (русская культура восточных славян, бла-
готворное отсутствие единства (русская культура при рождении была
комбинацией культур многих центров Киевской земли), свобода (прежде
всего внутренняя, осознаваемая и как творчество, и как разрушение)
и, конечно, широкие иностранные влияния и заимствования.

Содержание

1. Введение .............................................. 2
2. Материальная культура ..................... 3
3. Устное народное творчество .............. 4
4. Научные знания .................................. 8
5. Литература .......................................... 10
6. Зодчество ............................................ 11
7. Скульптура и резьба ......................... 12
8. Живопись ........................................... 13
9. Музыка театр ..................................... 14
10. Заключение ....................................... 15
11. Список литературы .......................... 16

Работа состоит из  1 файл

РУССКАЯ_КУЛЬТУРА_17_ВЕКА.DOC

— 134.00 Кб (Скачать документ)

          С О Д Е Р Ж  А Н И Е  

                                                   стр.

1. Введение .............................................. 2 

2. Материальная  культура ..................... 3 

3. Устное народное  творчество .............. 4 

4. Научные знания .................................. 8 

5. Литература ..........................................  10 

6. Зодчество  ............................................  11 

7.  Скульптура  и резьба .........................  12  

8. Живопись ...........................................   13 

9. Музыка театр  .....................................   14 

10. Заключение .......................................  15 

11. Список литературы ..........................   16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                    ВВЕДЕНИЕ 
 

                                 Умом Россию не понять,

          Аршином общим не измерить,                               У ней особенная стать:

                                 В Россию надо верить. 
 

                                          Ф.И. Тютчев 
 

    Русская культура - это, по выражению  Д.С.  Лихачева,  громадное

разнообразие  возможностей,  идущее  от  множества  истоков-учителей.

Среди последних - дохристианская культура восточных  славян, благот-

ворное отсутствие единства (русская культура восточных  славян, бла-

готворное отсутствие единства (русская культура  при  рождении  была

комбинацией культур  многих центров Киевской земли),  свобода (прежде

всего внутренняя, осознаваемая и как творчество, и  как  разрушение)

и, конечно, широкие  иностранные влияния и заимствования. Кроме того,

в нашей культуре трудно найти период, когда бы все  ее сферы развива-

лись равномерно. В то же время русская культура в каждом веке  и  на

протяжении нескольких веков - это единство: каждая из ее сфер обога-

щает другие, подсказывает им новые ходы и возможности, сама учится у

них.

    Проникновение  идей и форм европейской культуры,  идейные  споры,

приведшие к  расколу, церковное искусство, утрачивавшее тягу к глуби-

не, постижению сущности, весьма характерны для нового  столетия. По-

является неудержимое  стремление  к  описательности,  декоративности.

Художественное  творчество из священного занятия  превращается  в ре-

месло.  Слабеют  связи,  соединяющие  искусство  с  другими  сферами

культуры, т.е. теряется единство средневековой духовной сферы.

    Вершиной  кризиса средневековой идеологии  стала реформа патриарха

Никона и возникновение  старообрядчества. Церковная  реформа  явилась

отходом не только от средневековой культуры, но и  от отечественной,

традиционной : от саобытного типа культуры страна  не  отказывалась,

но внимательнее учитывала западные тенденции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                   МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА    

   Семнадцатый  век занимает особое место  в истории России феодально-

го периода. Господствовавший веками феодально-крепостнический строй

еще более укрепился  в XVII столетии. Примерно XVII в. датируется на-

чальная стадия зарождения буржуазных связей в  недрах феодально-кре-

постнического строя. Развитие городских пасадов, прогресс обществен-

ного разделения труда, рост товарного производства и  обращения были

условиями и  проявлениями начинающихся изменений  в общественно-эконо-

мической жизни  России. Новые явления в  области  культуры  затронули

прежде всего  города. Сосредоточение больших масс населения в крупных

по тому времени городах, развитие торговли общение с другими страна-

ми подрывали  вековую замкнутость, вели к расширению кругозора людей.

Активная роль человека проявлялась в занятии  торговлей.  Начало про-

мышленного производства, поиски полезных ископаемых,  далекие походы

в Сибирь и в  другие районы значительно  расширили  кругозор  русских

людей в XVII веке. Светские элементы в культуре XVII века становятся

заметными, они  проникают и в церковное зодчество  и  живопись,  и  в

прикладное искусство.

   События  первого десятилетия XVII в.  привели  к  разорению значи-

тельной территории Российского  государства  и  подрыву  его матери-

альной культуры. Военные действия того времени тяжело  отразились на

положении многих городов и сел. Главной отраслью народного хозяйства

оставалось земледелие. Орудиями земледельческого  труда  также  были

прежними - сохи, бороны, косы, серпы, плуги.

    В  области ремесленного производства  произошли значительные сдви-

ги. Как прежде, существовала домашняя промышленность в крестьянском

хозяйстве, производившая  холсты,  канаты,  сермячные  сукна,  обувь,

одежду, посуду, рогожи, деготь и другие предметы. Но в городах, осо-

бенно наиболее крупных,  отчетливо  определяется  процесс  массового

превращения ремесла  в мелко товарное  производство.  Более  того,  в

XVII в. возникли  первые русские мануфактуры, что  привело к значи-

тельному обогащению материальной культуры.

    Широкое  распространение получила обработка  металлов -  в Москве,

Устюжне Железопольской, Тихвине. Кузнецы и другие  мастера обработки

железа производили  в массовом количестве  топоры  и  дверные  петли,

подковы и сабли, ножи и шашки и другие изделия. С  большим мастерст-

вом выделывались сложные и хитроумные  замки.  Было  налажено произ-

водство многих видов огнестрельного оружия, а также холодного.

   Русские  мастера-крестьяне, вызванные из  Устюжского  уезда,  Ждан,

его сын Шумило Жданов и Алексей Шулилов в 20-х  годах XVII в. сделали

башенные часы для новой Спасской башни Кремля (по проекту англичани-

на Христофора Галовея). Все более применялись разные воздействующие

механизмы. В 1615 г. была сделана первая пушка с  винтовой нарезкой.

   Высокого  технического уровня достигла  обработка  благородных ме-

таллов - золота и серебра, особенно в специальных  мастерских - золо-

той и серебряной палатах Оружейного приказа. В этих мастерских изго-

товлялись различные  предметы царского обихода и  другие  драгоценные

вещи - серебряные ковши, братины, кольца, серьги, крестики и другое.

Важное значение имела чеканка монет.

   В середине XVII в. по царскому заказу в течение одного  года  был

отлит колокол  весом 12500 пудов. Замечательные колокола  были отлиты

в конце XVII в. мастерами  Фролом Терентьевичем и Филипом  Андреевым с

сыном для митрополитного двора в Ростове.

    Многовековую  традицию имела к XVII веку  обработка  дерева. Осо-

бенно большого искусства достигли в этом мастера  в северных, богатых

лесом районах. Там возводились  замечательные  постройки.  Поморские

плотники умели  строить прочные и удобные  суда - не только речные, но

и морские. Большого развития достиг в XVII в. смоляной  промысел,  а

также производство поташа. Возникли  центры  массового  производства

изделий из льна и пеньки, холстов, канатов  в  Пскове  и  Новгороде,

Ярославле и  Ржеве, Вологде и Нижнем Новгороде. Во многих городах ра-

ботали скорняки, изготовляя разные меховые вещи.  Развивалось  также

производство  по переработке шерсти,  например  изготовление  вяленой

обуви, крупным  центром которого стал Углич.

   Значительно  большее по сравнению с предшествующими  временами раз-

витие получило каменное строительство.  В XVII в. в  России изготов-

лялся высококачественный  кирпич,  делались  обеспечивающие  большую

прочность растворы извести. Техника возведения крупных  сооружений

достигла высокого уровня.

   В 30-х  годах XVII века появился первый стекольный завод в России.

Материальная  культура в XVII столетии получила большое  развитие. Ее

творцами  и  создателями   были   многие   тысячи   народных  масте-

ров-умельцев, воплотивших  в своих творениях творческую силу народа.

    В  этот период сложились устойчивые  группы высококвалифицирован-

ных мастеров на различных предприятиях. Хотя в ряде случаев произ-

водство на этих предприятиях начиналось  с  приглашения  иностранных

мастеров, русские  люди быстро овладевали необходимым мастерством и

выполняли сложные  технические  работы  с  большим  искусством. 
 

             УСТНОЕ НАРОДНОЕ  ТВОРЧЕСТВО 

   В XVII в.  появились первые записи  фольклора,  дошедшие  до  нас,

благодаря чему мы имеем более конкретное  представление  о  народном

творчестве того времени. Семнадцатый век с его  острыми  социальными

конфликтами и  длительной борьбой России против  внешних  врагов  был

временем значительного  подъема народного творчества.  Характерно ши-

рокое распространение  исторических песен, проникнутых чувством глу-

бокого патриотизма. Продолжали быть  популярными  различные  былины,

песни, сказки, сложенные  еще в предыдущее время.

   Весьма  интересны пословицы, записанные  в особых  сборниках  конца

XVII века. В пословицах  ярко воплощалась народная оценка человеческ-

их качеств  и общественных отношений. Недаром  многие из них дожили до

наших дней, как, например: "баснями соловья не кормят",  "взялся  за

гуж не говори, что  не дюж". Народные пословицы  отразили критические

отношения простых  людей к церковникам и церковным обрядам: "из одно-

го дерева икона  и лопата", "молебен нет, а  пользы нет". Для XVII ве-

ка характерна насмешка над людьми, не желающими  учиться грамоте:

"Аз, буки, веди  страшат, что медведи". В пословицах  отражалось недо-

Информация о работе Русская культура 17 века