Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 12:09, курсовая работа
Конец XIX — начало XX в. представляет собой перелом¬ную эпоху не только в социально-политической, но и ду¬ховной жизни России. Великие потрясения, которые пере¬жила страна за сравнительно небольшой исторический пе¬риод, не могли не отразиться на ее культурном развитии. Важной чертой этого периода является усиление процесса интеграции России в европейскую и мировую культуру.
Введение………………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Образование и просвещение………………………………………………………...5
Глава 2. Наука………………………………………………………………………………….7
Глава 3. Литература……………………………………………………………………………9
Глава 4. Театр и музыка………………………………………………………………………12
Глава 5. Архитектура………………………………………………………………………….14
Глава 6. Скульптура…………………………………………………………………………...15
Глава 7. Живопись…………………………………………………………………………….16
Заключение…………………………………………………………………………………….20
Список использованной литературы…………………………………………………………23
Санкт-Петербургский
государственный
(Технический
университет)
Кафедра истории
Отечества, науки и культуры
Курсовая работа
Тема: Русская
культура Серебряного века
Студентка
….._______
Руководитель
….. _______
Оценка
за курсовую работу _______ (личная
подпись руководителя)
Санкт- Петербург
2009
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Образование
и просвещение…………………………………………………
Глава 2. Наука…………………………………………………………………
Глава 3. Литература……………………………………………………
Глава 4. Театр
и музыка…………………………………………………………
Глава 5. Архитектура…………………………………………………
Глава 6. Скульптура……………………………………………………
Глава 7. Живопись…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы……………………………………………………
Конец XIX — начало XX в. представляет собой переломную эпоху не только в социально-политической, но и духовной жизни России. Великие потрясения, которые пережила страна за сравнительно небольшой исторический период, не могли не отразиться на ее культурном развитии. Важной чертой этого периода является усиление процесса интеграции России в европейскую и мировую культуру.
Отношение
к Западу для русского общества всегда
было показателем ориентиров в его
поступательном историческом движении.
На протяжении столетий Запад представлялся
не как определенное политическое, а тем
более географическое пространство, а,
скорее, как система ценностей — религиозных,
научных, этических, эстетических, которые
можно либо принять, либо отвергнуть. Возможность
выбора рождала в истории России сложные
коллизии (вспомним хотя бы противостояние
"никонианцев" и старообрядцев в
XVII в.). Антиномии "свое" — "чужое",
"Россия" — "Запад" особенно
остро сказывались в переходные эпохи.
Конец XIX — начало XX в. был именно такой
эпохой, и проблема "русской европейскости"
приобрела в это время особый смысл, образно
выраженный в известных строках А. А. Блока:
Мы любим все — и жар холодных чисел,
И дар божественных видений,
Нам внятно все—и острый галльский смысл,
И
сумрачный германский гений...1
Идеалы "русской европейскости", ориентирующие развитие русского общества по пути европейских культур, получают достойное воплощение в просвещении, науке, искусстве. Русская культура, не теряя своего национального лица, все более обретала черты общеевропейского характера. Возросли ее связи с другими странами. Это отразилось на широком применении новейших достижений научно-технического прогресса — телефона и граммофона, автомобиля и кинематографа. Многие русские ученые вели научную и педагогическую работу за рубежом. Самое же важное заключается в том, что Россия обогатила мировую культуру достижениями в самых разнообразных областях.
Важной чертой развития культуры рубежа веков является мощный подъем гуманитарных наук. "Второе дыхание" обрела история, в которой заблистали имена В.О. Ключевского, С.Ф. Платонова, Н.А.Рожкова и др. Подлинных вершин достигает философская мысль, что дало основание великому философу Н.А. Бердяеву назвать эпоху "религиозно-культурным ренессансом".
Русский культурный Ренессанс создавался целым созвездием блестящих гуманитариев — Н.А. Бердяевым, С.Н. Булгаковым, Д.С. Мережковским, С.Н. Трубецким, И.А. Ильиным, П.А. Флоренским и др. Ум, образованность, романтическая страстность были спутниками их трудов. В 1909 г. С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк и другие философы выпустили сборник "Вехи", где призвали интеллигенцию к покаянию и отречению от разрушительных и кровожадных революционных планов.
Русский
"ренессанс" отразил мироощущение
людей, живших и творивших на грани веков.
Как считал К.Д. Бальмонт, люди, которые
мыслят и чувствуют на рубеже двух периодов,
одного законченного, другого еще не народившегося,
развенчивают все старое, потому что оно
потеряло свою душу и сделалось безжизненной
схемой. Но, предшествуя новому, они сами,
выросшие на старом, не в силах видеть
это новое воочию, — вот почему в их настроениях
рядом с самыми восторженными вспышками
так много больной
1Блок, А.А. ...И с миром утвердилась связь /А.А.Блок.- М., 1978.-С.33
3
тоски. Религиозно-философская мысль этого периода мучительно искала ответы на
"больные
вопросы" российской действительности,
пытаясь соединить несоединимое — материальное
и духовное, отрицание христианских догм
и христианскую этику.
Конец
XIX — начало XX столетия сегодня часто
называют "серебряным веком". Это
название также принадлежит Н.А. Бердяеву,
увидевшему в высших достижениях культуры
своих современников отблеск российской
славы предшествующих "золотых" эпох.
Поэты, зодчие, музыканты, художники той
поры были творцами искусства, поражающего
напряженностью предчувствий надвигающихся
социальных катаклизмов. Они жили ощущением
неудовлетворенности "обыденной серостью"
и жаждали открытий новых мир.
4
Система образования в России рубежа XIX—XX вв. по-прежнему включала три ступени: начальную (церковноприходские школы, народные училища), среднюю (классические гимназии, реальные и коммерческие училища) и высшую школу (университеты, институты). По данным 1813 г., грамотные среди подданных Российской империи (за исключением детей моложе 8 лет) составляли в среднем 38—39 %.
В
значительной мере развитие народного
образования было связано с деятельностью
демократической
Растущая потребность в специалистах способствовала развитию высшего, в особенности технического, образования. В 1912 г. в России было 16 высших технических учебных заведений. К прежнему числу университетов прибавился только один, Саратовский (1909), но количество студентов заметно выросло — с 14 тысяч в сер. 90-х годов до 35,3 тысяч в 1907 г. Получили распространение частные высшие учебные заведения (Вольная высшая школа П.Ф. Лесгафта, Психоневрологический институт В.М. Бехтерева и др.). Университет Шанявского, работавший в 1908— 18 гг. на средства либерального деятеля народного образования А.Л. Шанявского (1837—1905) и дававший среднее и высшее образование, сыграл важную роль в демократизации высшего образования. В университет принимались лица обоего пола независимо от национальной принадлежности и политических взглядов.
Дальнейшее развитие в начале XX в. получило высшее женское образование. В начале XX в. в России имелось уже около 30 высших женских учебных заведений (Женский педагогический институт в Петербурге, 1903; Высшие женские сельскохозяйственные курсы в Москве под руководством Д.Н. Прянишникова, 1908 и др.). Наконец, право женщин на высшее образование было признано юридически (1911).
Одновременно с воскресными школами стали действовать новые типы культурно-просветительских учреждении для взрослых — рабочие курсы (например, Пречистенские в Москве, среди преподавателей которых были такие выдающиеся ученые, как физиолог И.М. Сеченов, историк В.И. Пичета и др.), просветительские рабочие общества и народные дома — своеобразные клубы с библиотекой, актовым залом, чайной и торговой лавкой (Литовский народный дом графини С.В. Паниной в Петербурге).
Большое влияние на просвещение оказало развитие периодической печати и книгоиздательства. В начале XX в. выходило 125 легальных газет, в 1913— более 1000. В 1913г. издавалось 1263 журнала. Тираж массового литературно-художественного и научно-популярного «тонкого» журнала «Нива» (1894-1916) к 1900 г. вырос с 9 до 235 тыс. экземпляров. По количеству издаваемых книг Россия занимала третье место в мире (после Германии и Японии). В 1913 г. только на русском языке вышло 106,8 млн. экземпляров книг.
Крупнейшие
книгоиздатели А. С. Суворин (1835— 1912)
в Петербурге и И.Д. Сытин (1851-1934) в
Москве способствовали приобщению народа
к литературе, выпуская книги по доступным
ценам («Дешевая библиотека» Суворина,
«Библиотека для самообразования» Сытина).
В 1989—1913 гг. в Петербурге работало книгоиздательское
товарищество «Знание», которое с 1902 г.
возглавлял М. Горький. С 1904 г. было выпущено
40 «Сборников товарищества "Знание"»,
включавших произведения выдающихся писателей-реалистов
М. Горького, А.И. Куприна, И. А. Бунина и
др.
5
Процесс
просвещения был интенсивным
и успешным, количество читающей публики
постепенно возрастало. Об этом свидетельствует
тот факт, что в 1914 г. в России насчитывалось
около 76 тыс. различных общественных библиотек.
6
На руб. XIX—XX вв. получили развитие новые области науки, в том числе воздухоплавание. Н.Е. Жуковский (1847—1921) — основоположник современной гидро- и аэродинамики. Он создал теорию гидравлического удара, открыл закон, определяющий величину подъемной силы крыла самолета, разработал вихревую теорию воздушного винта и др. Великий русский ученый был профессором Московского университета и Высшего технического училища.
К.Э. Циолковский (1857—1935) разрабатывал теоретические основы воздухоплавания, аэро- и ракетодинамики. Ему принадлежат обширные исследования по теории и конструкции цельнометаллического дирижабля. В 1897 г., построив простейшую аэродинамическую трубу, совместно с Жуковским проводил в ней исследования моделей дирижаблей и крыльев самолетов. В 1898 г. Циолковский изобрел автопилот. Наконец, ученый, обосновывая возможность межпланетных перелетов, предложил жидкостно-реактивный двигатель — ракету («Исследование мировых пространств реактивными приборами», 1903).
Работы выдающегося русского физика П.Н. Лебедева (1866—1912) сыграли большую роль в разработке теории относительности, квантовой теории и астрофизики. Главное достижение ученого заключается в открытии и измерении давления света на твердые тела и газы. Лебедев является также основоположником исследований в области ультразвука.