Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 02:30, контрольная работа
Культура — одна из важнейших областей общественной жизни. В понятии "культура" человек и его деятельность выступают как синтезирующая основа, поскольку сама культура есть творение человека, результат его творческих усилий. Но в культуре человека не только действующее, но и само изменяющееся существо.
Введение 3
Русская живопись второй половины XIX века 4
Русская музыка второй половины XIX века 8
Театр во второй половине XIX века 12
Русская литература второй половины XIX века 16
Русское изобразительное искусство второй половины XIX века 17
Заключение 19
Список литературы 20
Культура — одна из важнейших областей общественной жизни. В понятии "культура" человек и его деятельность выступают как синтезирующая основа, поскольку сама культура есть творение человека, результат его творческих усилий. Но в культуре человека не только действующее, но и само изменяющееся существо.
Предмет истории культуры имеет свое содержание и специфику в ряду исторических дисциплин. История культуры предполагает, прежде всего, комплексное изучение различных ее сфер — истории науки и техники, просвещения и общественной мысли, фольклористики и литературоведения, истории искусства и т.д. по отношению к ним история культуры выступает как обобщающая дисциплина, рассматривающая культуру целостной системой в единстве и взаимодействии всех его областей.
Для каждой культуры одинаково вредны как национальная замкнутость, приводящая к застою, так и игнорирование национальных традиций, составляющих ее внутреннею основу, придающих ей стабильность. В развитии каждой культуры, в том числе и русской, активные взаимодействия с другими культурами играют большую роль. Однако состояние русской культуры определялось, прежде всего, внутренними процессами, а не внешними влияниями.
Интерес
к истории русской культуры начал
проявляться в России примерно в
30-40 годы 19 века. Он был связан с ростом
национального самосознания, общим
интересом к историческому
Творчество русских художников второй половины XIX века развивалось в обстановке нараставшего народно-освободительного движения.
С каждым десятилетием все более углублялись и обнажались классовые противоречия, характерные для царской России. Народ изнемогал под ярмом чудовищной эксплуатации. Крестьянские волнения были одной из главных причин отмены в 1861 году крепостного права; недаром у царя вырвалось вынужденное признание, что лучше освободить крестьян «сверху», нежели ждать, когда они сами освободят себя «снизу» [3 c.17].
После
отмены крепостного права
В освободительном
движении этого периода ведущую
роль играли революционеры-разночинцы;
выходцы из различных непривилегированных
сословий, связанные с народом
уже самим своим
Революционные
демократы, идейным вождем которых
был Н. Г. Чернышевский, всю свою деятельность
посвящали непримиримой борьбе против
крепостничества и его
Передовая,
демократическая русская
Вот почему во второй половине XIX века наступила пора стремительного развития и замечательного расцвета всей нашей культуры — науки, литературы, искусства.
Большую
роль сыграла складывавшаяся в те
же годы новая материалистическая эстетика
— теория реалистического искусства,
разработанная революционерами-
Свое
прогрессивное учение об искусстве
революционеры-демократы
Революционные демократы утверждали большое общественное значение искусства. Они видели в литературе и искусстве не прихоть и забаву, а могучее средство распространения передовых идей, средство воспитания и просвещения народа, орудие борьбы за преобразование действительности.
Они
требовали от литературы и искусства
высокой идейности и
Революционные демократы ратовали за искусство реалистическое, за искусство жизненной правды. Они понимали, что только реализм дает возможность искусству и литературе выполнять прогрессивные общественные задачи. Для того чтобы выносить приговор действительности, искусство должно верно отражать эту действительность со всеми ее противоречиями. Добролюбов писал, что правда является таким качеством искусства, в частности литературы, «без которого в ней не может быть никаких достоинств». Идеи революционных демократов, провозглашенные ими принципы идейности, народности и реализма оказали громадное воздействие на передовую русскую культуру, на судьбу и характер русского искусства последующего времени; эти идеи преломились в творчестве многих и многих русских писателей, артистов, музыкантов, художников.
Формирование
новой, реалистической школы в русском
изобразительном искусстве
Крупнейшим художником шестидесятых годов XIX века и одним из основоположников идейно-реалистического направления был В. Г. Перов. С беспощадной правдивостью отображал он русскую жизнь, не останавливаясь перед изображением самых неприглядных ее сторон. В своих произведениях он с болью и возмущением рисовал безотрадные картины русской деревни, убогой и нищей; разоблачал самоуправство сельских властей («Приезд станового на следствие», 1857), хищничество и тунеядство православного духовенства («Сельский крестный ход на пасхе», 1861; «Чаепитие в Мытищах», 1862 и другие). В ряде картин Перова запечатлены сцены жизни большого города. Непосильно тяжелый труд детей-мастеровых («Тройка», 1866), горемычная доля девушки-гувернантки, вынужденной идти в кабалу к самодуру-купцу («Приезд гувернантки в купеческий дом», 1866), гибель одной из бесчисленных жертв общественного равнодушия и несправедливости («Утопленница», 1867) - все это волнует художника, находит полный сочувствия отклик в его произведениях. Крестьянская тема в творчестве Перова нашла свое высшее выражение в «Проводах покойника» (1865). По сей день глубоко волнует зрителя эта картина одиночества и горя осиротевшей крестьянской семьи, оставшейся без кормильца; скорбная сцена похорон, изображенная Перовым, перекликается с известными страницами поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос». Недаром противники реализма видели в Перове «губителя искусства и опасного революционера».
Представление об этом периоде истории русской живописи будет неполным, если не остановиться на той выдающейся роли, которую сыграли в развитии нашего искусства — каждый по-своему — три замечательных человека: И. Н. Крамской, В. В. Стасов и П. М. Третьяков. Их деятельность началась почти одновременно с зарождением в России нового реалистического искусства и неотделима от всей его дальнейшей истории.
Во
второй половине XIX века русская живопись
дала таких замечательных
Вторая половина XIX века — время могучего расцвета русской музыки, как и всего русского искусства. Резкое обострение социальных противоречий приводит в начале 60-годов к большому общественному подъёму. Поражение России в Крымской войне (1853-1856) показало её отсталость, доказало, что крепостное право тормозит развитие страны. Против самодержавия поднялись лучшие представители дворянской интеллигенции и разночинцы [4 c.47].
В 1862 году в Петербурге была открыта первая русская консерватория. Её директором стал А.Г.Рубинштейн. А в 1866 году состоялось открытие Московской консерватории, которую возглавил брат Антона Григорьевича - Николай Григорьевич Рубинштейн, также высокообразованный музыкант, прекрасный пианист, дирижер и хороший педагог. Долгие годы он руководил Московской консерваторией, был другом Чайковского и других передовых музыкантов, артистов и писателей Москвы.
Открытие консерваторий в Петербурге и Москве уже через несколько лет принесло свои плоды. Первые же выпуски дали русскому искусству замечательных музыкантов, ставших гордостью и славой России. Среди них был и Чайковский, окончивший Петербургскую консерваторию в 1865 году.
Учебным заведением массово-просветительного характера была Бесплатная музыкальная школа, открытая в 1862 году по инициативе Милия Алексеевича Балакирева. Целью её было дать рядовому любителю музыки основные музыкально-теоретические сведения и навыки хорового пения, а также игры на оркестровых инструментах. Таким образом, в 60-е годы в России впервые возникают учебные музыкальные заведения с различной направленностью.
Развитие русской музыки протекало в 60-е и 70-е годы в неустанной борьбе с консервативными критиками и бюрократами-чиновниками, отдававшими предпочтение иностранным исполнителям-гастролёрам и модным операм зарубежных авторов, что учиняло непреодолимые препятствия постановкам русских опер. По словам Чайковского, русскому искусству «не оставалось для приюта ни места, ни времени» [4 c.47-51].
В русской музыке второй половины XIX века прослеживаются связи с демократическим движением эпохи. В России возникают два музыкальных центра. Один из них находится в Петербурге, другой - в Москве. В Петербурге возникло движение композиторов, которое получило название "Могучая кучка". В нее входило пять композиторов, из которых только один являлся профессиональным музыкантом - М.А.Балакирев. Н.А.Римский-Корсаков был профессиональным военным (морским офицером), А.П.Бородин - профессором химии, сделавший более 30 открытий в этой области, М.П.Мусоргский - медицинским прапорщиком, а Ц.А.Кюи генералом-фортификатором. Душой и вдохновителем этого музыкального кружка был критик В.Стасов. В своем творчестве эти композиторы шли по линии развития интонации русского знаменного напева, утверждая народно - национальный характер музыки, обращались к крестьянской песне, к музыкальной культуре других народов.
Острые социальные конфликты 60-70 годов XIX века отразились в музыке М.П.Мусоргского. Композитор обращается к историческим событиям, сюжетам, позволяющим раскрыть противоречия российской жизни, трагедию народа, грозный размах освободительной борьбы. Отсюда ясен смысл высказывания Мусоргского: "Прошедшее в настоящем - вот моя задача". Особенно это относится к его операм "Борис Годунов" и "Хованщина", в которых события прошлых веков предстают перед нами в современном аспекте. В опере "Борис Годунов" композитор глубоко проникает в идейный замысел А.С.Пушкина, использовав вслед за поэтом легенду об убийстве царевича Димитрия. Основой драматургии оперы являются резкие контрасты - сопоставления. Трагически - противоречив образ Бориса Годунова, чьи монологи отличаются песенно - речитативным характером. Народ в трактовке Мусоргского предстает как великая личность, одушевленная великой идеей.
В творчестве Н.А.Римского-Корсакова ощущается поэзия и самобытная красота русского национального искусства. Ум, доброта, художественная одаренность народа, его мечты о свободе, его представления о справедливости - главная тема опер Римского Корсакова. Его героям присущ реализм фантастических образов, их живописность. Особое место в операх отводится музыкальным пейзажам. Мелодической красотой и разнообразием музыкальной палитры исполнены его сказочные образы (Волховы и Морского царя из оперы "Садко", Снегурочки, Леля, Мизгиря из "Снегурочки", персонажи из "Золотого петушка").