Русская культура второй половине 19 в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 02:30, контрольная работа

Описание

Культура — одна из важнейших областей общественной жизни. В понятии "культура" человек и его деятельность выступают как синтезирующая основа, поскольку сама культура есть творение человека, результат его творческих усилий. Но в культуре человека не только действующее, но и само изменяющееся существо.

Содержание

Введение 3
Русская живопись второй половины XIX века 4
Русская музыка второй половины XIX века 8
Театр во второй половине XIX века 12
Русская литература второй половины XIX века 16
Русское изобразительное искусство второй половины XIX века 17
Заключение 19
Список литературы 20

Работа состоит из  1 файл

культурология.doc

— 97.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение

     Культура  — одна из важнейших областей общественной жизни. В понятии "культура" человек и его деятельность выступают как синтезирующая основа, поскольку сама культура есть творение человека, результат его творческих усилий. Но в культуре человека не только действующее, но и само изменяющееся существо.

     Предмет истории культуры имеет свое содержание и специфику в ряду исторических дисциплин. История культуры предполагает, прежде всего, комплексное изучение различных ее сфер — истории науки и техники, просвещения и общественной мысли, фольклористики и литературоведения, истории искусства и т.д. по отношению к ним история культуры выступает как обобщающая дисциплина, рассматривающая культуру целостной системой в единстве и взаимодействии всех его областей.

     Для каждой культуры одинаково вредны как  национальная замкнутость, приводящая к застою, так и игнорирование  национальных традиций, составляющих ее внутреннею основу, придающих ей стабильность. В развитии каждой культуры, в том числе и русской, активные взаимодействия с другими культурами играют большую роль. Однако состояние русской культуры определялось, прежде всего, внутренними процессами, а не внешними влияниями.

     Интерес к истории русской культуры начал  проявляться в России примерно в 30-40 годы 19 века. Он был связан с ростом национального самосознания, общим  интересом к историческому прошлому нации, идейной борьбой этого времени, со спорами западников и славянофилов о судьбах России [2 c.12].

Русская живопись второй половины XIX века

     Творчество  русских художников второй половины XIX века развивалось в обстановке нараставшего народно-освободительного движения.

     С каждым десятилетием все более углублялись и обнажались классовые противоречия, характерные для царской России. Народ изнемогал под ярмом чудовищной эксплуатации. Крестьянские волнения были одной из главных причин отмены в 1861 году крепостного права; недаром у царя вырвалось вынужденное признание, что лучше освободить крестьян «сверху», нежели ждать, когда они сами освободят себя «снизу» [3 c.17].

     После отмены крепостного права капиталистическое  развитие России пошло ускоренными  темпами. «Освобождение» явилось в действительности бессовестным грабежом крестьян, развитие капитализма несло трудящимся лишь новые оковы. Движение народных масс становилось все более грозным, все более опасным для господствующих классов. Первые свои шаги делало в семидесятых и восьмидесятых годах и русское рабочее движение.

В освободительном  движении этого периода ведущую  роль играли революционеры-разночинцы; выходцы из различных непривилегированных  сословий, связанные с народом  уже самим своим происхождением, они напряженно искали пути борьбы за народное дело.

     Революционные демократы, идейным вождем которых  был Н. Г. Чернышевский, всю свою деятельность посвящали непримиримой борьбе против крепостничества и его остатков, против бесправия и угнетения  человеческой личности, за прогресс и просвещение. Они оставили глубокий след в общественной жизни России, во всех областях русской культуры.

     Передовая, демократическая русская культура выражала идеи и настроения народа, была зеркалом его надежд и чаяний. «Судья теперь мужик, а потому надо воспроизводить его интересы», — писал И. Е. Репин. Слова эти могли вырваться только у русского художника, в стране, где искусство неразрывно связано с судьбой народа, с его освободительной борьбой; они Могли принадлежать только передовому художнику, чье творчество было проникнуто духом активного протеста против неправды, насилия, социальной несправедливости. Всеми лучшими своими чертами русская культура обязана свободолюбивым устремлениям русского народа.

     Вот почему во второй половине XIX века наступила  пора стремительного развития и замечательного расцвета всей нашей культуры — науки, литературы, искусства.

     Большую роль сыграла складывавшаяся в те же годы новая материалистическая эстетика — теория реалистического искусства, разработанная революционерами-демократами в их литературно-критических и философских сочинениях и наиболее полно — в знаменитом труде Н. Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности».

     Свое  прогрессивное учение об искусстве  революционеры-демократы противопоставили дворянско-буржуазной эстетике, которая стояла на позиции так называемого «искусства для искусства», или «чистого искусства». Согласно этой реакционной идеалистической теории целью искусства является служение неким вечным «божественным» идеалам красоты, а обращение к вопросам общественной жизни будто бы недостойно искусства, унижает его.

     Революционные демократы утверждали большое общественное значение искусства. Они видели в  литературе и искусстве не прихоть  и забаву, а могучее средство распространения  передовых идей, средство воспитания и просвещения народа, орудие борьбы за преобразование действительности.

     Они требовали от литературы и искусства  высокой идейности и народности. Главное назначение искусства, указывал Добролюбов, состоит в том, чтобы  «служить выражением народной жизни, народных стремлений».

     Революционные демократы ратовали за искусство  реалистическое, за искусство жизненной  правды. Они понимали, что только реализм дает возможность искусству  и литературе выполнять прогрессивные  общественные задачи. Для того чтобы выносить приговор действительности, искусство должно верно отражать эту действительность со всеми ее противоречиями. Добролюбов писал, что правда является таким качеством искусства, в частности литературы, «без которого в ней не может быть никаких достоинств». Идеи революционных демократов, провозглашенные ими принципы идейности, народности и реализма оказали громадное воздействие на передовую русскую культуру, на судьбу и характер русского искусства последующего времени; эти идеи преломились в творчестве многих и многих русских писателей, артистов, музыкантов, художников.

Формирование  новой, реалистической школы в русском  изобразительном искусстве непосредственно  связано с историческими событиями  конца пятидесятых и начала шестидесятых годов; этим переломным моментом, собственно, и открывается искусство второй половины XIX века [3 c.17-20].

     Крупнейшим  художником шестидесятых годов XIX века и одним из основоположников идейно-реалистического  направления был В. Г. Перов. С  беспощадной правдивостью отображал он русскую жизнь, не останавливаясь перед изображением самых неприглядных ее сторон. В своих произведениях он с болью и возмущением рисовал безотрадные картины русской деревни, убогой и нищей; разоблачал самоуправство сельских властей («Приезд станового на следствие», 1857), хищничество и тунеядство православного духовенства («Сельский крестный ход на пасхе», 1861; «Чаепитие в Мытищах», 1862 и другие). В ряде картин Перова запечатлены сцены жизни большого города. Непосильно тяжелый труд детей-мастеровых («Тройка», 1866), горемычная доля девушки-гувернантки, вынужденной идти в кабалу к самодуру-купцу («Приезд гувернантки в купеческий дом», 1866), гибель одной из бесчисленных жертв общественного равнодушия и несправедливости («Утопленница», 1867) - все это волнует художника, находит полный сочувствия отклик в его произведениях. Крестьянская тема в творчестве Перова нашла свое высшее выражение в «Проводах покойника» (1865). По сей день глубоко волнует зрителя эта картина одиночества и горя осиротевшей крестьянской семьи, оставшейся без кормильца; скорбная сцена похорон, изображенная Перовым, перекликается с известными страницами поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос». Недаром противники реализма видели в Перове «губителя искусства и опасного революционера».

     Представление об этом периоде истории русской  живописи будет неполным, если не остановиться на той выдающейся роли, которую  сыграли в развитии нашего искусства  — каждый по-своему — три замечательных  человека: И. Н. Крамской, В. В. Стасов и  П. М. Третьяков. Их деятельность началась почти одновременно с зарождением в России нового реалистического искусства и неотделима от всей его дальнейшей истории.

     Во  второй половине XIX века русская живопись дала таких замечательных художников, как Перов, Крамской, Репин, Суриков, Серов, Левитан. Их имена связаны с «Товариществом передвижных художественных выставок». Выставки картин стали устраиваться в разных городах России. Поэтому их называли «передвижными выставками», а художников, входивших в это объединение, «передвижниками». Успешному развитию искусства передвижников способствовали статьи замечательного русского деятеля В.В.Стасова. В своих критических выступлениях Стасов утверждал, что искусство передвижников - это гордость и слава России. Он зло высмеивал тех, кто обвинял передвижников в том, что они своими картинами «принимают искусство» [3 c.21-30].

Русская музыка второй половины XIX века

     Вторая  половина XIX века — время могучего расцвета русской музыки, как и всего русского искусства. Резкое обострение социальных противоречий приводит в начале 60-годов к большому общественному подъёму. Поражение России в Крымской войне (1853-1856) показало её отсталость, доказало, что крепостное право тормозит развитие страны. Против самодержавия поднялись лучшие представители дворянской интеллигенции и разночинцы [4 c.47].

     В 1862 году в Петербурге была открыта  первая русская консерватория. Её директором стал А.Г.Рубинштейн. А в 1866 году состоялось открытие Московской консерватории, которую  возглавил брат Антона Григорьевича - Николай Григорьевич Рубинштейн, также высокообразованный музыкант, прекрасный пианист, дирижер и хороший педагог. Долгие годы он руководил Московской консерваторией, был другом Чайковского и других передовых музыкантов, артистов и писателей Москвы.

     Открытие  консерваторий в Петербурге и  Москве уже через несколько лет  принесло свои плоды. Первые же выпуски  дали русскому искусству замечательных  музыкантов, ставших гордостью и  славой России. Среди них был и  Чайковский, окончивший Петербургскую  консерваторию в 1865 году.

     Учебным заведением массово-просветительного характера была Бесплатная музыкальная  школа, открытая в 1862 году по инициативе Милия Алексеевича Балакирева. Целью  её было дать рядовому любителю музыки основные музыкально-теоретические  сведения и навыки хорового пения, а также игры на оркестровых инструментах. Таким образом, в 60-е годы в России впервые возникают учебные музыкальные заведения с различной направленностью.

     Развитие  русской музыки протекало в 60-е  и 70-е годы в неустанной борьбе с консервативными критиками и бюрократами-чиновниками, отдававшими предпочтение иностранным исполнителям-гастролёрам и модным операм зарубежных авторов, что учиняло непреодолимые препятствия постановкам русских опер. По словам Чайковского, русскому искусству «не оставалось для приюта ни места, ни времени» [4 c.47-51].

     В русской музыке второй половины XIX века прослеживаются связи с демократическим  движением эпохи. В России возникают  два музыкальных центра. Один из них находится в Петербурге, другой - в Москве. В Петербурге возникло движение композиторов, которое получило название "Могучая кучка". В нее входило пять композиторов, из которых только один являлся профессиональным музыкантом - М.А.Балакирев. Н.А.Римский-Корсаков был профессиональным военным (морским офицером), А.П.Бородин - профессором химии, сделавший более 30 открытий в этой области, М.П.Мусоргский - медицинским прапорщиком, а Ц.А.Кюи генералом-фортификатором. Душой и вдохновителем этого музыкального кружка был критик В.Стасов. В своем творчестве эти композиторы шли по линии развития интонации русского знаменного напева, утверждая народно - национальный характер музыки, обращались к крестьянской песне, к музыкальной культуре других народов.

     Острые  социальные конфликты 60-70 годов XIX века отразились в музыке М.П.Мусоргского. Композитор обращается к историческим событиям, сюжетам, позволяющим раскрыть противоречия российской жизни, трагедию народа, грозный размах освободительной борьбы. Отсюда ясен смысл высказывания Мусоргского: "Прошедшее в настоящем - вот моя задача". Особенно это относится к его операм "Борис Годунов" и "Хованщина", в которых события прошлых веков предстают перед нами в современном аспекте. В опере "Борис Годунов" композитор глубоко проникает в идейный замысел А.С.Пушкина, использовав вслед за поэтом легенду об убийстве царевича Димитрия. Основой драматургии оперы являются резкие контрасты - сопоставления. Трагически - противоречив образ Бориса Годунова, чьи монологи отличаются песенно - речитативным характером. Народ в трактовке Мусоргского предстает как великая личность, одушевленная великой идеей.

     В творчестве Н.А.Римского-Корсакова  ощущается поэзия и самобытная красота  русского национального искусства. Ум, доброта, художественная одаренность  народа, его мечты о свободе, его представления о справедливости - главная тема опер Римского Корсакова. Его героям присущ реализм фантастических образов, их живописность. Особое место в операх отводится музыкальным пейзажам. Мелодической красотой и разнообразием музыкальной палитры исполнены его сказочные образы (Волховы и Морского царя из оперы "Садко", Снегурочки, Леля, Мизгиря из "Снегурочки", персонажи из "Золотого петушка").

Информация о работе Русская культура второй половине 19 в