Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 20:59, доклад
XVIII век - новый этап в истории России и в развитии русской культуры. Изменения в области культуры во многом были обусловлены социально-экономическими и политическими изменениями - прежде всего вызреванием в недрах феодализма капиталистического уклада и завершением процесса формирования абсолютной монархии.
Русская культура
XVIII века
XVIII век -
новый этап в истории России
и в развитии русской культуры.
Изменения в области культуры
во многом были обусловлены
социально-экономическими и
Начало XVIII века ознаменовано реформами Петра I, которые коснулись всех областей жизни, но,самыми впечатляющими были пожалуй в сфере культуры. Они охватили образование, организацию науки, книгоиздательское дело, печать, градостроительство, архитектуру, даже одежду и развлечения. Целью всех петровских реформ была европеизация русской культуры.
В плане реформ системы образования, шла подготовка большего числа квалифицированных специалистов. Уже в 1699 г. в Москве была основана Пушкарская школа, появиляется Навигацкая школа (математических и навигацких наук), за ней появились Артиллерийская (1701) и Инженерная (1712) школы, Медицинское училище (1707). При Посольском приказе была создана школа для подготовки переводчиков. В петровское время были открыты также инженерные, кораблестроительные, штурманские, горные и ремесленные школы.
Открывшийся в 1755 г. Московский университет имел три факультета: философский, включавший физико-математическое и словесное отделения, медицинский и юридический. Таким образом, возникновение светского образования и светских школ в России увенчалось созданием светского высшего учебного заведения.
Наиболее решительный поворот в сторону европеизации русской культуры произошел в период правления Екатерины II. . Особое внимание Екатерина решила уделить воспитанию «новых людей», нравственно совершенных, которые в таком же духе будут воспитывать своих детей, что привело бы к изменениям в обществе. Предполагалось, что новый человек будет воспитываться в исключительно западном духе. Большое внимание уделялось гуманитарному образованию. Появились воспитательные дома в Москве, Петербурге, закрытые институты, кадетские корпуса. Строго соблюдался сословный принцип. 1782-1786 гг. в России была проведена школьная реформа, создавшая систему единообразно организованных учебных учреждений с едиными учебными планами и общей методикой. Это были "народные училища" - главные в губернских городах и малые в уездах. Первые являлись четырехклассной школой, где помимо начальных дисциплин преподавались русский язык, арифметика, геометрия, география, история, естествознание, архитектура, механика и физика. Вторые являлись двухклассной школой и давали элементарные знания. В конце XVIII века в России насчитывалось 288 народных училищ, в которых обучались 22 тыс. человек.
Практические
потребности государства
По инициативе
Петра I в России было положено начало
собиранию научных коллекций. В 1718
г. вышел указ, предписывавший населению
доставлять в Кунсткамеру все, что
"зело старо и необыкновенно".
В Кунсткамере можно было увидеть
скелеты вымерших животных, древние
рукописи, старинные пушки и многое
другое. Основу собрания Кунсткамеры
составила анатомическая
Для развития русской науки ключевое значение имело открытие в 1725 г. Академии наук. По своему статусу Петербургская Академия наук была близка Парижской и Берлинской академиям, пользовавшимися государственной поддержкой. Академия на средства, выделяемые из государственного бюджета, была неплохо технически оснащена. В ней имелись обсерватория, физический кабинет, анатомический театр, ботанический сад, инструментальные мастерские, типография, библиотека. Академия создавалась не только как общенациональный научный центр, но и как база для подготовки научных кадров. При ней были открыты университет и гимназия. В Академии наук сосредоточились крупные научные силы: математики Л. Эйлер и Д. Бернулли, астроном Ж. Делиль, физики Г. Рихман
С Академией
наук связана деятельность
России, получили значительное развитие ботаника, зоология, минералогия. Это способствовало развитию промышленности, сельского хозяйства, путей сообщения.
Одной из важнейших задач русской науки продолжало оставаться всестороннее изучение природных условий страны, населяющих ее народов, исследование Великого Северного морского пути. Для изучения страны Академия наук организовывала многочисленные научные экспедиции.
России, получили значительное развитие ботаника, зоология, минералогия. Это способствовало развитию промышленности, сельского хозяйства, путей сообщения.
Из гуманитарных наук наибольшее развитие в XVIII веке получила история. Основные достижения исторической мысли того времени связаны с деятельностью М.В. Ломоносова и B.Н. Татищева. Ломоносов впервые затронул вопрос об этногенезе славян, вёл полемику с норманнистами - немецкими учёными Г. Миллером и З. Байером, доказывающими скандинавское происхождение древнерусской государственности
Ученые России в XIX веке сделали много выдающихся открытий, имевших мировое значение. Д. Менделеев сформулировал один из основных законов природы — периодический закон химических элементов. Мировое признание получили исследования русских математиков — П. Чебышева, А. Ляпунова, С. Ковалевской. Были сделаны значительные географические открытия. М. Лазарев и Ф. Беллинсгаузен открыли Антарктиду. Географические и этнографические открытия П. Семенова-Тян-Шанского, Н. Пржевальского, Н. Миклухо-Маклая получили мировое признание. В начале XX века первую Нобелевскую премию в России получил физиолог И. Павлов.